Звезда Соломона

Материал из «Знание.Вики»
Звезда Соломона
Звезда Соломона
Жанр повесть
Автор Александр Куприн
Язык оригинала русский
Дата написания 1917 год
Дата первой публикации 1917 год (в двадцатом сборнике «Земля»)
Издательство «Московское книгоиздательство»

«Звезда Соломона»мистическая повесть Александра Ивановича Куприна написанная в 1917 году. В основе повести интерпретация классического сюжета об искушении и сделки с дьяволом. Впервые опубликованная в 1917 году под названием «Каждое желание» в двадцатом сборнике «Земля» изданного в «Московском книгоиздательстве» с посвящением «Любе Корецкой». В 1920 году повесть вышла в сборнике «Звезда Соломона» в Финляндии в издательстве «Библион».

Предыстория

мистическая повесть «Звезда Соломона» Александра Ивановича Куприна был написал в 1917 году. В основе повести интерпретация классического сюжета о сделке с дьяволом. Некоему молодому человеку выпадает шанс получить особое умение: всё, о чём бы он ни подумал, тут же сбывается. Тем не менее герой повести жертвует этой силой ради обычной человеческой жизни. Он не поддаётся соблазну власти над людьми и остаётся собой. Впервые опубликованная в 1917 году под названием «Каждое желание» в двадцатом сборнике «Земля» изданного в «Московском книгоиздательстве» с посвящением «Любе Корецкой»[1][2][3]. Многие исследователи творчества писателя отмечали, что «Звезда Соломона» послужила источником многих заимствований для романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, в числе которых заключение договора с дьяволом, исполнение загаданного желания, обладание знанием будущего, чудесное исчезновение с утратой всяких следов нечистой силы[4][5]. В 1920 году повесть вышла в сборнике «Звезда Соломона» в Финляндии в издательстве «Библион». В Советском Союзе выходила в «Собрание сочинений в шести томах (1957 — 1958)» (1958), в «Повести и рассказы в 2 томах» (1963) издательства «Художественная литература», в Собрание сочинений в девяти томах (1964) и в антологии «Русская и советская фантастика» (1989) издательства «Правда», в сборник Река жизни «Лениздата» (1986) и в антологию «Призраки» «Пермского книжного издательства» (1991)[6]. Повесть сам писатель называл в числе произведений, наиболее подходящих для переделки в киносценарий, и вёл переговоры об её экранизации, в том числе и в эмиграции[2]. Сценарий «Каждое желание» был написан для американского продюссера русского происхождения Иосифа Ермольева, но так и не был поставлен[7].

Сюжетная линия

Звезда Соломона

Основное действие повести происходит в начале XX века и вертится вокруг скромного и доброго молодого человека по имени Иван Степанович Цвет. Иван Степанович живёт в маленькой мансарде, служит внештатным канцеляристом и мечтает стать мелким чиновником, увлекается пением и хорошо разгадывает всевозможные ребусы и шарады печатанные в газетах и журналах. Однажды утром к нему приходит человек, который «стоял, слегка согнувшись в полупоклоне и держа цилиндр на отлете, неизвестный господин в черном поношенном, старинного покроя, сюртуке. На руках у него были черные перчатки, на груди — огненно-красный галстук, под мышкой — древний помятый, порыжевший портфель, а в ногах у него на полу лежал небольшой новый ручной саквояж желтой английской кожи» и представляется как ходатай по делам Мефодий Исаевич Тоффель и сообщает Ивану Степановичу, что несколько лет назад умер его дядя и теперь он может вступить в наследство дяди которое состоит из старой усадьбы в селе Червоное Стародубского уезда Черниговской губернии. Он показался знаком Цвету: «Странно знакомым показалось Цвету с первого взгляда узкое и длинное лицо посетителя: этот ровный пробор посредине черной, седеющей на висках головы, с полукруглыми расчесами вверх, в виде приподнятых концов бабочкиных крыльев или маленьких рожек, этот большой, тонкий, слегка крючковатый нос с нервными козлиными ноздрями; бледные, насмешливо изогнутые губы под наглыми воинственными усами; острая длинная французская бородка. Но более всего напоминали какой-то давнишний, полузабытый образ — брови незнакомца, подымавшиеся от переносья круто вкось прямыми, темными, мрачными чертами. Глаза же у него были почти бесцветны или, скорее, в слабой степени напоминали выцветшую на солнце бирюзу, что очень резко, холодно и неприятно противоречило всему энергичному, умному, смуглому лицу.» Усадьба как и сад при ней находятся в полнейшем запустении, поэтому Тоффель предлагает Ивану Степановичу продать их, а библиотеку находящуюся в доме, которую составляют в основном книги по оккультизму и чёрной магии сжечь. Цвет поехал в усадьбу и в библиотеке нашёл дневник дяди, который до него вели несколько его предшественников. Иван Степанович понимает, что все они пытались разгадать какой то секрет: в тетради был многократно нарисован чертеж «шестилучной звезды с двенадцатью точками пересечений» («Звезды Соломона») и рядом были записаны на разных языках имена семи «древних злых демонов». Из букв, входящих в эти имена, надо было составить определенную комбинацию, расставив буквы по двенадцать точкам на звезде, а одну поставить в середину. После долгих попыток Цвету приходит в голову сочетание «Афро-Аместигон», которое он произносит, после чего перед его взором на миг предстаёт Тоффель в образе крысы, а затем козла: «И вся крысиная морда была поразительно похожа на чье-то очень знакомое лицо. «Мефодий Исаевич Тоффель! — мелькнуло быстро в памяти Цвета. — Меф-ис-тоффель!», после чего происходит взрыв и пожар. Когда утром Цвет просыпается, он не помнит, что произошло, а библиотеку находит уже сгоревшей. После всего Цвет возвращается в Петербург, однако по дороге замечает, что у него появилось особая способность: всё, о чём он ни подумает, тут же сбывается. По возвращении оказывается, что Тоффель лучшим образом устроил его дела: Цвет стал очень богат, он выигрывает на скачках, успешно играет на бирже, устраивает творческие вечера, на которых собирается артистическая богема. При этом Цвет приобрёл способность, мысленно «вживаясь» в человека, узнавать его мысли и состояние души, это приводит его к разочарованию в людях, в том числе в женщинах, которые искали только его богатства. Он вспоминает девушку по имени Варвара Николаевна, которую он увидел в поезде по возвращении из усадьбы и в которую влюбился, однако он не решается найти её. Однажды, в подавленном настроении бродя по городу, Цвет видит, как под трамваем гибнет дама (что он сам мысленно предсказал за минуту до этого), и в это время в его мозгу за один миг проходит вся его жизнь, в том числе разгаданный им мистический ребус. Он вспоминает и произносит имя «Афро-Аместигон», после чего оказывается в комнате с Тоффелем. Тот говорит ему, что благодаря разгадке ребуса Цвет «совершенно случайно овладел великой тайной, которой тьма лет, больше тридцати столетий», хотя и не воспользовался своими преимуществами в полной мере (например, для путешествий по миру, познания, обретения власти или устройства личной жизни). Теперь он может освободиться, нарисовав Звезду Соломона с разгаданным им именем и предав эту бумажку огню. Цвет делает так, пожелав только вступления в чин коллежского регистратора, и возвращается во времени в тот же день, когда впервые увидел Тоффеля. Вернувшись к своей обычной жизни, Цвет однажды приходит на скачки, где встречает Варвару Николаевну (хотя оказывается, что её зовут иначе). Она как будто тоже узнаёт Цвета, и они рассказывают друг другу сны, в которых они встречались. Однако сны совпадают не во всём, и женщина приходит к выводу, что Цвет не тот, кто ей нужен: «Но вы не тот, — сказала она, наконец, с невыразимым сожалением. — Это был сон... Необыкновенный, таинственный сон... чудесный... непостижимый... Прощайте, — сказала она спокойно. — Больше не увидимся. Извините за беспокойство. — И прибавила невыразимым тоном искренней печали: — А как жаль!..»[8][1][2][3].

Оценки

В рецензии на повесть литературный критик Вячеслав Полонский писал:

Для любителей занимательного чтения повесть «Каждое желание» — сущий клад. В ней так искусно и увлекательно перемешана быль с небылицей, явь с фантастикой, так остро и выпукло зарисованы странные и маловероятные события в жизни маленького чиновника, сведшего знакомство с чертом, — что можно с уверенностью сказать: «Каждое желание» станет одной из самых популярных вещей для любителей «таинственного», «загадочного», «неразгаданного»[9]

Советский литературовед Анатолий Волков так отзывался о повести:

Повесть Куприна художественно оригинальна. В «Звезде Соломона» Куприн не перестает быть реалистом, но раскрывает еще одну сторону своего многогранного дарования, а именно — умение соединять фантастическое с жизненно-конкретным, «быль» с «небылицей». Повесть эта — порождение новых настроений писателя, возникшего у него стремления к покою, стремления, вызванного надвигающимися событиями, которые, как ему казалось, несли анархию, разрушение. Быть может, человеческий подвиг заключен в простой жизни, в повседневном труде без больших запросов и высоких стремлений? Вот вопрос, встававший перед Куприным в годы, когда идейное бездорожье заводило его в тупик. Однако прославить жизнь, лишенную глубоких чувств, пылких стремлений, драматических событий, ему было нелегко[1]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Творчество А. И. Куприна / А. Волков. — 2-е изд. - Москва : Худож. лит., 1981. — 360 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Собрание сочинений: В 9 т. / [Вступ. статья К. Чуковского, с. 3-40] ; [Примеч. И. Петляр]. — Москва : Правда, 1964
  3. 3,0 3,1 Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь : в 3 т. / Российская акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; [науч. ред. и сост. В. Н. Запевалов и др.]. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, Т. 2: З — О. — 2005. — 719 с. — ISBN 5-94848-262-6
  4. Путеводитель по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" / Г. Лесскис, К. Атарова. - Москва : Радуга, 2007. — 517 с. — ISBN 978-5-05-006405-9
  5. Андрей Платонов… и другие: языки русской литературы XX века / М. Ю. Михеев. — Москва : Языки славянской культуры, 2015. — 821 с. — С.624 — ISBN 978-5-94457-239-4
  6. Звезда Соломона. «Лаборатория фантастики» (23 июля 2023).
  7. Пойду в синем: В киноокрестностях Александра Куприна (Новая газета, 02.06.2021). Дата обращения: 26 июля 2023. Архивировано 26 июля 2023 года.
  8. Звезда Соломона : [рассказы] / А. Куприн. — Гельсингфорс : Библион, 1920. — 159 с
  9. «Вечерняя звезда», 30 марта 1918 г., № 46

Литература

  • Собрание сочинений: В 9 т. / [Вступ. статья К. Чуковского, с. 3-40] ; [Примеч. И. Петляр]. — Москва : Правда, 1964
  • Творчество А. И. Куприна / А. Волков. — 2-е изд. - Москва : Худож. лит., 1981. — 360 с.
  • Звезда Соломона : [рассказы] / А. Куприн. — Гельсингфорс : Библион, 1920. — 159 с.
  • Вардугина Г. С. Фольклоризм как элемент поэтики Куприна: Вопросы типологии и эволюции. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 1996.