Звезда Соломона
Звезда Соломона | |
---|---|
Звезда Соломона | |
Жанр | повесть |
Автор | Александр Куприн |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1917 год |
Дата первой публикации | 1917 год (в двадцатом сборнике «Земля») |
Издательство | «Московское книгоиздательство» |
«Звезда Соломона» — мистическая повесть Александра Ивановича Куприна написанная в 1917 году. В основе повести интерпретация классического сюжета об искушении и сделки с дьяволом. Впервые опубликованная в 1917 году под названием «Каждое желание» в двадцатом сборнике «Земля» изданного в «Московском книгоиздательстве» с посвящением «Любе Корецкой». В 1920 году повесть вышла в сборнике «Звезда Соломона» в Финляндии в издательстве «Библион».
Предыстория
мистическая повесть «Звезда Соломона» Александра Ивановича Куприна был написал в 1917 году. В основе повести интерпретация классического сюжета о сделке с дьяволом. Некоему молодому человеку выпадает шанс получить особое умение: всё, о чём бы он ни подумал, тут же сбывается. Тем не менее герой повести жертвует этой силой ради обычной человеческой жизни. Он не поддаётся соблазну власти над людьми и остаётся собой. Впервые опубликованная в 1917 году под названием «Каждое желание» в двадцатом сборнике «Земля» изданного в «Московском книгоиздательстве» с посвящением «Любе Корецкой»[1][2][3]. Многие исследователи творчества писателя отмечали, что «Звезда Соломона» послужила источником многих заимствований для романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, в числе которых заключение договора с дьяволом, исполнение загаданного желания, обладание знанием будущего, чудесное исчезновение с утратой всяких следов нечистой силы[4][5]. В 1920 году повесть вышла в сборнике «Звезда Соломона» в Финляндии в издательстве «Библион». В Советском Союзе выходила в «Собрание сочинений в шести томах (1957 — 1958)» (1958), в «Повести и рассказы в 2 томах» (1963) издательства «Художественная литература», в Собрание сочинений в девяти томах (1964) и в антологии «Русская и советская фантастика» (1989) издательства «Правда», в сборник Река жизни «Лениздата» (1986) и в антологию «Призраки» «Пермского книжного издательства» (1991)[6]. Повесть сам писатель называл в числе произведений, наиболее подходящих для переделки в киносценарий, и вёл переговоры об её экранизации, в том числе и в эмиграции[2]. Сценарий «Каждое желание» был написан для американского продюссера русского происхождения Иосифа Ермольева, но так и не был поставлен[7].
Сюжетная линия
Основное действие повести происходит в начале XX века и вертится вокруг скромного и доброго молодого человека по имени Иван Степанович Цвет. Иван Степанович живёт в маленькой мансарде, служит внештатным канцеляристом и мечтает стать мелким чиновником, увлекается пением и хорошо разгадывает всевозможные ребусы и шарады печатанные в газетах и журналах. Однажды утром к нему приходит человек, который «стоял, слегка согнувшись в полупоклоне и держа цилиндр на отлете, неизвестный господин в черном поношенном, старинного покроя, сюртуке. На руках у него были черные перчатки, на груди — огненно-красный галстук, под мышкой — древний помятый, порыжевший портфель, а в ногах у него на полу лежал небольшой новый ручной саквояж желтой английской кожи» и представляется как ходатай по делам Мефодий Исаевич Тоффель и сообщает Ивану Степановичу, что несколько лет назад умер его дядя и теперь он может вступить в наследство дяди которое состоит из старой усадьбы в селе Червоное Стародубского уезда Черниговской губернии. Он показался знаком Цвету: «Странно знакомым показалось Цвету с первого взгляда узкое и длинное лицо посетителя: этот ровный пробор посредине черной, седеющей на висках головы, с полукруглыми расчесами вверх, в виде приподнятых концов бабочкиных крыльев или маленьких рожек, этот большой, тонкий, слегка крючковатый нос с нервными козлиными ноздрями; бледные, насмешливо изогнутые губы под наглыми воинственными усами; острая длинная французская бородка. Но более всего напоминали какой-то давнишний, полузабытый образ — брови незнакомца, подымавшиеся от переносья круто вкось прямыми, темными, мрачными чертами. Глаза же у него были почти бесцветны или, скорее, в слабой степени напоминали выцветшую на солнце бирюзу, что очень резко, холодно и неприятно противоречило всему энергичному, умному, смуглому лицу.» Усадьба как и сад при ней находятся в полнейшем запустении, поэтому Тоффель предлагает Ивану Степановичу продать их, а библиотеку находящуюся в доме, которую составляют в основном книги по оккультизму и чёрной магии сжечь. Цвет поехал в усадьбу и в библиотеке нашёл дневник дяди, который до него вели несколько его предшественников. Иван Степанович понимает, что все они пытались разгадать какой то секрет: в тетради был многократно нарисован чертеж «шестилучной звезды с двенадцатью точками пересечений» («Звезды Соломона») и рядом были записаны на разных языках имена семи «древних злых демонов». Из букв, входящих в эти имена, надо было составить определенную комбинацию, расставив буквы по двенадцать точкам на звезде, а одну поставить в середину. После долгих попыток Цвету приходит в голову сочетание «Афро-Аместигон», которое он произносит, после чего перед его взором на миг предстаёт Тоффель в образе крысы, а затем козла: «И вся крысиная морда была поразительно похожа на чье-то очень знакомое лицо. «Мефодий Исаевич Тоффель! — мелькнуло быстро в памяти Цвета. — Меф-ис-тоффель!», после чего происходит взрыв и пожар. Когда утром Цвет просыпается, он не помнит, что произошло, а библиотеку находит уже сгоревшей. После всего Цвет возвращается в Петербург, однако по дороге замечает, что у него появилось особая способность: всё, о чём он ни подумает, тут же сбывается. По возвращении оказывается, что Тоффель лучшим образом устроил его дела: Цвет стал очень богат, он выигрывает на скачках, успешно играет на бирже, устраивает творческие вечера, на которых собирается артистическая богема. При этом Цвет приобрёл способность, мысленно «вживаясь» в человека, узнавать его мысли и состояние души, это приводит его к разочарованию в людях, в том числе в женщинах, которые искали только его богатства. Он вспоминает девушку по имени Варвара Николаевна, которую он увидел в поезде по возвращении из усадьбы и в которую влюбился, однако он не решается найти её. Однажды, в подавленном настроении бродя по городу, Цвет видит, как под трамваем гибнет дама (что он сам мысленно предсказал за минуту до этого), и в это время в его мозгу за один миг проходит вся его жизнь, в том числе разгаданный им мистический ребус. Он вспоминает и произносит имя «Афро-Аместигон», после чего оказывается в комнате с Тоффелем. Тот говорит ему, что благодаря разгадке ребуса Цвет «совершенно случайно овладел великой тайной, которой тьма лет, больше тридцати столетий», хотя и не воспользовался своими преимуществами в полной мере (например, для путешествий по миру, познания, обретения власти или устройства личной жизни). Теперь он может освободиться, нарисовав Звезду Соломона с разгаданным им именем и предав эту бумажку огню. Цвет делает так, пожелав только вступления в чин коллежского регистратора, и возвращается во времени в тот же день, когда впервые увидел Тоффеля. Вернувшись к своей обычной жизни, Цвет однажды приходит на скачки, где встречает Варвару Николаевну (хотя оказывается, что её зовут иначе). Она как будто тоже узнаёт Цвета, и они рассказывают друг другу сны, в которых они встречались. Однако сны совпадают не во всём, и женщина приходит к выводу, что Цвет не тот, кто ей нужен: «Но вы не тот, — сказала она, наконец, с невыразимым сожалением. — Это был сон... Необыкновенный, таинственный сон... чудесный... непостижимый... Прощайте, — сказала она спокойно. — Больше не увидимся. Извините за беспокойство. — И прибавила невыразимым тоном искренней печали: — А как жаль!..»[8][1][2][3].
Оценки
В рецензии на повесть литературный критик Вячеслав Полонский писал:
Для любителей занимательного чтения повесть «Каждое желание» — сущий клад. В ней так искусно и увлекательно перемешана быль с небылицей, явь с фантастикой, так остро и выпукло зарисованы странные и маловероятные события в жизни маленького чиновника, сведшего знакомство с чертом, — что можно с уверенностью сказать: «Каждое желание» станет одной из самых популярных вещей для любителей «таинственного», «загадочного», «неразгаданного»[9]
Советский литературовед Анатолий Волков так отзывался о повести:
Повесть Куприна художественно оригинальна. В «Звезде Соломона» Куприн не перестает быть реалистом, но раскрывает еще одну сторону своего многогранного дарования, а именно — умение соединять фантастическое с жизненно-конкретным, «быль» с «небылицей». Повесть эта — порождение новых настроений писателя, возникшего у него стремления к покою, стремления, вызванного надвигающимися событиями, которые, как ему казалось, несли анархию, разрушение. Быть может, человеческий подвиг заключен в простой жизни, в повседневном труде без больших запросов и высоких стремлений? Вот вопрос, встававший перед Куприным в годы, когда идейное бездорожье заводило его в тупик. Однако прославить жизнь, лишенную глубоких чувств, пылких стремлений, драматических событий, ему было нелегко[1]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Творчество А. И. Куприна / А. Волков. — 2-е изд. - Москва : Худож. лит., 1981. — 360 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Собрание сочинений: В 9 т. / [Вступ. статья К. Чуковского, с. 3-40] ; [Примеч. И. Петляр]. — Москва : Правда, 1964
- ↑ 3,0 3,1 Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь : в 3 т. / Российская акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; [науч. ред. и сост. В. Н. Запевалов и др.]. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, Т. 2: З — О. — 2005. — 719 с. — ISBN 5-94848-262-6
- ↑ Путеводитель по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" / Г. Лесскис, К. Атарова. - Москва : Радуга, 2007. — 517 с. — ISBN 978-5-05-006405-9
- ↑ Андрей Платонов… и другие: языки русской литературы XX века / М. Ю. Михеев. — Москва : Языки славянской культуры, 2015. — 821 с. — С.624 — ISBN 978-5-94457-239-4
- ↑ Звезда Соломона . «Лаборатория фантастики» (23 июля 2023).
- ↑ Пойду в синем: В киноокрестностях Александра Куприна (Новая газета, 02.06.2021) . Дата обращения: 26 июля 2023. Архивировано 26 июля 2023 года.
- ↑ Звезда Соломона : [рассказы] / А. Куприн. — Гельсингфорс : Библион, 1920. — 159 с
- ↑ «Вечерняя звезда», 30 марта 1918 г., № 46
Литература
- Собрание сочинений: В 9 т. / [Вступ. статья К. Чуковского, с. 3-40] ; [Примеч. И. Петляр]. — Москва : Правда, 1964
- Творчество А. И. Куприна / А. Волков. — 2-е изд. - Москва : Худож. лит., 1981. — 360 с.
- Звезда Соломона : [рассказы] / А. Куприн. — Гельсингфорс : Библион, 1920. — 159 с.
- Вардугина Г. С. Фольклоризм как элемент поэтики Куприна: Вопросы типологии и эволюции. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 1996.