Белый пудель (рассказ)
«Белый пудель» | |
---|---|
Белый пудель | |
Жанр | Рассказ |
Автор | Куприн, Александр Иванович |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1903 |
Дата первой публикации | 1904 |
Бе́лый пу́дель — рассказ Куприна Александра Ивановича, написан в 1903 году. Впервые издан во втором и третьем номерах петербургского журнала «Юный читатель» в 1904 году. Один из самых известных рассказов Куприна о животных. В основе произведения лежит реальная история из жизни Александра Ивановича[1].
История создания
В основе рассказа «Белый пудель» лежит реальная история, случившуюся с Куприным в 1903 году. Лето 1903 года Александр Иванович с семьёй проводил в Крыму, в Мисхоре, где познакомился с бродячей труппой артистов. Жена Куприна, Мария Карловна Куприна-Иорданская (в девичестве Давыдова) так пишет об этом случае[2]:
В послеобеденное время, около двух часов, заходили к нам на дачу иногда бродячие артисты — старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель.Старик был неразговорчив и старался говорить о себе как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму они доходили до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор он мечтал выучиться и стать настоящим акробатом. Рассказал он Александру Ивановичу и о том, как одна богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень нравился её мальчику. — Но разве можно нам остаться без пуделя? Дедушка отказался отдать собаку. Барыня очень обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли,— рассказывал мальчик.— Поэтому мы ушли скорее из города. Эта история послужила Куприну темой для рассказа «Белый пудель»
Кроме личной истории в основу рассказа — страсть Куприна к цирку[1]. На рубеже XIX — XX веков цирк всё ещё тесно связан с ярмарочным уличным театральным искусством. Куприн обожал цирк и никогда не упускал возможности посмотреть выступления бродячих артистов на ярмарках. Из воспоминаний жены А. И. Куприна, записано со слов писателя:
Я толкался всюду... Среди грузчиков в одесском порту, воров, фокусников и уличных музыкантов встречались люди с самыми неожиданными биографиями - фантазёры и мечтатели с широкой и нежной душой
Ещё до 1903 года, задумывав «Киевских типов», в 1890-х годах Куприн много времени проводил в ночлежке, там он познакомился с семьёй бродячих цирковых артистов. У дома Киселёва, где в то время жил Куприн, Александр Иванович часто сталкивался с циркачами. Однажды он увидел эпизод с продажей дрессированной обезьянки[1].
Сюжет
В крымском дачном посёлке для жителей выступала бродячая труппа, состоявшая из шарманщика Мартына, мальчика Сергея и белого пуделя Арто. Шарманка была стара, играла плохо, день выдался неудачный, заплатили только в двух местах. Особенно сильно Мартына возмутила одна женщина, которая смотрела представление и много расспрашивала, а заплатила очень мало — только дырявый гривенник[3].
Артисты уже обошли весь дачный посёлок, заглянули на последнюю дачу с высоким забором и надписью «Дача Дружбы», где увидели плачущего мальчика. Он не желал принимать лекарства, несмотря на уговоры доктора, прислуги и матери. Артистов уже собирались прогнать, но мальчик, которого звали Трилли, затребовал представления. Мартын Лодыжкин сыграл на шарманке, Сергей показал акробатические трюки, а затем выступал Арто, который ловко выполнял приказы Мартына. Трилли потребовал, чтобы пудель остался с ним, и мать мальчика была готова заплатить за Арто круглую сумму, но ни Мартын, ни Сергей не согласились. Ведь пудель был им не только помощником, но и другом. Артистов с дачи выгнали, денег не дали. А вечером к артистам пришёл дворник с «Дачи Дружбы», кормил Арто колбасой и снова предлагал денег, но получил отказ[3].
Мартын и Серёжа позавтракали у источника между Мисхором и Алупкой и решили немного поспать, за это время Арто пропал. По огрызкам колбасы на дороге Лодыжкин догадался, что собаку забрал дворник. И Сергей, и Мартын сильно огорчились: Арто был настоящим другом артистам, без него очень трудно заработать денег. Сергей уговаривал Мартына пойти к судье. Так как Мартын жил под чужим паспортом (на самом деле был крестьянином Иваном Дудкиным) обратиться к судье было невозможно.
Поздно ночью Сергей незаметно ушёл и отправился к «Дружбе». Он перебрался через ворота, нашёл подвал, где сидел Арто. Арто узнал Серёжу, заскулил и разбудил дворника. Сергей убежал, Арто удалось вырваться. Через лазейку в заборе оба сбежали. Они вернулись в кофейню, где ночевал Мартын. Радостный Арто облизал всё лицо хозяину. Мартын хотел узнать, как всё прошло, но увидел, что и собака, и Сергей уже крепко спят, утомлённые приключением[3].
Композиция рассказа
Композиция рассказа «Белый пудель» имеет следующую структуру[4][1]:
Экспозиция — описание труппы артистов и места действия (берег Крыма, дачный посёлок);
Завязка — само выступление артистов на даче «Дружба»;
Кульминация — появление капризного Трилли с требованием отдать ему пуделя;
Развязка — описан отказ Матвея Лодыжкина отдать Арто.
Каждая часть композиции является законченным эпизодом. Главная цель композиции — показать верность и дружбу главными богатствами в жизни любого человека.
Герои рассказа
- Старый шарманщик, артист Мартын Лодыжкин;
- Акробат Серёжа, мальчик двенадцати лет, работает вместе со старым шарманщиком;
- Дрессированный пудель Арто, ловко выполняет трюки, подстрижен под льва.
В роли второстепенных персонажей выступили: дама, владелица «Дачи Дружбы»; её сын Трилли — капризный и избалованный мальчик, привыкший, что все его капризы исполняются; дворник, служащий у родителей Трилли[5].
Экранизация
- «Белый пудель» — художественный фильм, СССР, 1955 год, Одесская киностудия[6].
- «Любимец публики» — художественный фильм, СССР, 1985 год, Центрнаучфильм[7].
Литература
Куприн А. И. Белый пудель Куприн А. И. сборник произведений «Арто, Сапсан и другие»: ЭНАС-КНИГА, 2017.- 144 с. — 4000 экз.
Куприн А. И. Белый пудель Куприн А. И. Полное собрание сочинений: В 9 т./ Спб., 1912. — 440 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Сорокина С.П. В поисках героя детской литературы (рассказ А.И. Куприна "Белый пудель" // Вестник МПГУ : журнал. — С. 24.
- ↑ Куприна-Иорданская М. Годы молодости. — М.: Художественная литература, 1960. — С. 153.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Куприн А. И. Белый пудель . Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ Паустовский К. Поток жизни: Заметки о прозе Куприна. // К. Паустовский. Наедине с осенью: Портреты, воспоминания, очерки. — М.,: Советский писатель, 1967.
- ↑ Белый пудель . Азбука веры. Дата обращения: 4 декабря 2024.
- ↑ Белый пудель (1955) . Кинопоиск. Дата обращения: 10 декабря 2024.
- ↑ Любимец публики (1985) . Кинопоиск. Дата обращения: 10 декабря 2024.
Ссылки
Куприн Александр Иванович «Белый пудель»
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |