Много ли человеку земли нужно?
Много ли человеку земли нужно? | |
---|---|
Много ли человеку земли нужно? | |
Жанр | рассказ |
Автор | Лев Толстой |
Дата написания | 1886 |
Дата первой публикации | 1886 |
«Много ли человеку земли нужно?» — рассказ, созданный Львом Николаевичем Толстым в начале 1886 года и опубликованный в четвёртом выпуске журнала «Русского богатства» того же года[1]. Рассказ является притчей о человеке, который, сосредоточившись только на материальном благополучии и забыв о своей душе, в итоге погибает.
История создания
Замысел рассказа «Много ли человеку земли нужно» возник у Льва Толстого задолго до того, как он приступил к его написанию. Тема этого произведения имела необычное происхождение — она возникла в результате изучения греческого языка, особенно подлинных произведений Геродота, и пребывания Толстого в северных степях Самары, где он познакомился с обычаями и традициями башкирского народа. Именно эти два фактора, изучение Геродота и погружение в жизнь башкир, стали отправной точкой для создания рассказа в 1871 году.
Зимой 1870—1871 года Толстой был сильно увлечён изучением греческого языка: «с утра до ночи учусь по гречески», — писал он Афанасию Фету; «по ночам говорю во сне по гречески»[2]. Софья Толстая, всегда беспокоившаяся о здоровье своего мужа, неодобрительно относилась к его увлечению греческим языком. В её глазах это увлечение было основной причиной его болезней. Поэтому она настояла на поездке в Самару на лечение кумысом в начале лета. Несмотря на то, что это путешествие помогло улучшить его состояние здоровья, муж не прекратил занятия греческим языком и ещё больше погрузился в чтение Геродота. Встретив местных жителей — башкир, — Толстой не мог не отметить их необычайное сходство с народом скифов, описанным Геродотом[2].
Читаю и Геродота, который с подробностью и большой верностью, описывает тех же самых галактофагов, скифов, среди которых я живу.
В письме к С. А. Толстой писатель чувствует себя «приходящим в скифское состояние». Всё казалось ему там, в Башкирии, «ново и интересно»: «и башкирцы, от которых Геродотом пахнет, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и добродушию»[2]. Эти башкиры с их питанием кумысом, кумысо-еды, галактофаги уносили его к временам Геродота.
Старшая рукопись рассказа «Много ли человеку земли нужно?» находится в том же обрывке тетради, как и старшие записи рассказов «Кающийся грешник» и «Зерно с куриное яйцо», и написана с ними почти одновременно, в мае или июне 1885 года. Редакций рассказа нужно считать три: две в первой рукописи и одна во второй; следующие рукописи дают лишь некоторые стилистические поправки. На заглавии Толстой остановился не сразу, только в третьей редакции на обложке рукописи указав предполагаемое заглавие — «сказка о земле»; это заглавие впрочем тут же было оставлено и рассказу тогда же было дано то заглавие, которое за ним и осталось. К печати рассказ был разрешён в начале апреля 1886 года, именно 5 апреля была дозволена 4-я книжка «Русского богатства», в которой был напечатан впервые рассказ[3].
Смысл названия
Лев Толстой в рассказе красочно интерпретирует обычай, описанный Геродотом, делая его кульминацией своего произведения. В этом обычае, существующем у скифов, заключается выдача земли путём дара или продажи, которая осуществляется при обходе пешком или верхом на коне в течение определённого времени, от восхода до заката солнца. Поскольку человек никогда не в силах сдержать свои желания, этот обход влечёт за собой смерть. Толстой увидел в этой традиции не только ответ на вопрос, заданный в заглавии, но и своеобразный символ человеческой природы и её неукротимых желаний[4].
В «Истории» Геродота (книга IV, глава 7) рассказывается про обычай скифов: во время торжества в прославление плуга, ярма, секиры и чаши, по преданию упавших с неба, страж, оберегающий эти золотые предметы, если он заснёт во время празднества, получает в подарок столько земли, сколько он может на коне объехать, потому что он и года не проживет после этого[5]. Это и стало основой для сюжета будущего рассказа о земле Толстого.
Название рассказа Льва Толстого направлено на то, чтобы предостеречь людей, желающих достичь богатства любой ценой[6].
Сюжет
Однажды к жене Пахома приехала старшая сестра и стала расхваливать свою роскошную жизнь в городе. Пахому стало завидно: не потому, что живёт он не в городе, а потому, что слишком мало у него земли. Алчный Пахом был жаден до земли. Этот порок в его душе вызвал негодование черта, который решает погубить его из-за алчности. Слухи о продаже земли по выгодной цене дошли до Пахома. Товарищ-купец, прибывший из дальних краёв, рассказал, что у башкиров можно очень дёшево купить землю — 5000 десятин за 1000 рублей.
Нетерпеливый Пахом отправился к башкирам. Купец сказал правду. Однако башкиры поставили условие: они готовы продать ему землю по низкой цене, но он должен обежать столько земли, сколько сможет от заката до рассвета. Пахом должен вернуться туда, где начинал свой бег, иначе башкиры забирают деньги и ничего не дают. Пахом соглашается.
Накануне Пахом видит вещий сон, в котором чёрт принял обличье башкира и купца, а сам он лежит мертвый. Но это не останавливает алчного крестьянина.
С первыми лучами восходящего солнца Пахом начал свою гонку за землёй. Но его алчность не знала границ, и когда звезда начала приближаться к горизонту, он всё ещё на большом удалении от стартовой точки. Неимоверными усилиями Пахом успевает добежать до заката, но его сердце не выдерживает и останавливается. Пахом умирает.
Крестьянину роют могилу в три аршина земли. Столько земли нужно было этому алчному человеку[7].
Поднял работник скребку, выкопал Пахому могилу, ровно насколько он от ног до головы захватил — три аршина, и закопал его.
Персонажи
В рассказе персонажи названы по:
- гендерному и возрастному признакам: мужик, старики, бабы;
- семейному и социальному статусам: старшая сестра, меньшая сестра, дети, жена, муж, сын, свояк; купец, хозяин, барыня, солдат отставной, приказчик, дворник, работник, помещик, купцы-мужики, старшина;
- степени знакомства: мужики-соседи, мужик прохожий, купец намеднишний;
- профессии и роду занятий: пастух, судьи, переводчик, писарь;
- принадлежности к инфернальному миру: чёрт (нечистый, дьявол);
- этнониму: башкирцы.
Только у двух персонажей этого рассказа указан оним: Сёмка (Семён) и Пахом[6].
Пахом одержим страстью к стяжательству:
А будь земли вволю, так я никого, и самого чёрта, не боюсь!
Пахом понимает, что стал жертвой своей жадности, но до последнего надеется выполнить уговор и успеть вернуться к месту, откуда ушёл, лишь бы ничего не потерять. Желание овладеть большей землёй стало для него экзистенциальным вызовом, вопросом жизни и смерти, и герой рассказа из последних сил возвращается к тому месту, откуда он ушёл. Но это становится пределом его существования. Пахом очертил границы своего жизненного пространства и завершил свой жизненный круг, но оказалось, что земли-то ему нужно немного, лишь чтобы его похоронить.
Идея
Обег степных земель главным героем представлен Толстым как притча — метафора человеческой жизни, уходящей на накопление материальных ценностей в ущерб духовным исканиям. Рассказ Льва Толстого о жадности и стяжательстве; о том, что важно сопоставлять свои желания со своими возможностями. Иначе погнавшись за сотнями десятин земли, можно прибежать (раньше времени) к трём аршинам, которые станут последним пристанищем.
Экранизации
- 1953 — Много ли человеку земли нужно / How Much Land Does a Man Need? , США, режиссёр Эдди Дэвис . Эпизод сериала «Твоя любимая история».
- 1969 — Скарабей — Сколько земли нужно человеку? , ФРГ, режиссёр Ханс-Юрген Зиберберг.
- 1988 — Арабские духи / Ta ghoroob, Иран, режиссёр Джафар Вали
- 2000 — Много ли человеку земли нужно / How Much Land Does a Man Need? , США, режиссёр Самир Батт
- 2002 — Сколько земли нужно человеку / ¿Cuánta tierra necesita un hombre?, Доминиканская Республика, режиссёр Кэрол Гонсалес
Примечания
- ↑ Толстой Л. Н. Много ли человеку земли нужно. — М.: т-во И. Д. Сытина, 1914. — 32 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Письма 1844 — 1872 гг. . Tolstoy-lit.ru. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Толстой Л. Н. Много ли человеку земли нужно. Примечания. История писания и печатания. . Tolstoy-lit.ru. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Полнова К. К., Рождественская И. В. Народные рассказы Л. Н. Толстого, как антитеза массовой культуре // Проблемы исторической поэтики : журнал. — 2017.
- ↑ Геродот. История. Книга IV. Мельпомена . История древнего Рима. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Масолова Е. А. Антропонимы и евангельский текст в рассказах Л. Н. Толстого «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Много ли человеку земли нужно» // Проблемы исторической поэтики : журнал. — 2017. — Т. 15, № 3. — С. 109—126.
- ↑ Толстой Л. Н. Много ли человеку земли нужно. Собрание сочинений в 22 тт. Т.10. — М.: Художественная литература, 1982. — С. 357—369.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |