Меренге (танец)

Танец
Меренге
Пара танцует под меренге в лондонском районе Саут-Бэнк
Пара танцует под меренге в лондонском районе Саут-Бэнк
Направление Латиноамериканские танцы
Размер 4/4, 2/4
Истоки Народные танцы Гаити, хабанера
Время и место возникновения середина XIX века, Доминиканская Республика
Годы расцвета 1930-е, Доминиканская Республика
Поджанры
Салонный меренге, Фигурный меренге

Мере́нге (исп. merengue) — национальный доминиканский танец, являющийся одной из многочисленных локальных вариаций общеантильского направления танцев. Его музыкальная структура характеризуется бинарной формой, двухдольным метром и синкопированным ритмом. Исполнение осуществляется в умеренном темпе, при этом аккомпанемент обеспечивается аккордеоном, тамборой и гуиро. Помимо танцевальной формы, меренге также представлен в виде песенной формы. Этот жанр музыки и танца получил широкое распространение в ряде стран Карибского бассейна, включая Венесуэлу и Колумбию, где он занимает важное место в музыкальной и культурной традиции этих регионов[1].

С 30 ноября 2016 года данное культурное явление включено в реестр нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[2].

История танца

Этимология происхождения меренге представляет собой предмет дискуссий среди исследователей, что свидетельствует о многогранности данного феномена. Одна из гипотез связывает создание музыки и хореографии меренге с именем доминиканского композитора Хуана Баутисты Альфонсеки, чьи произведения оказали значительное влияние на развитие музыкального и танцевального искусства в регионе[3].

Другая версия, опирающаяся на исторические события, утверждает, что танец возник в результате победы доминиканских войск над гаитянскими, что послужило поводом для создания триумфальной мелодии, ставшей основой для меренге. Однако наиболее правдоподобной представляется теория, согласно которой меренге имеет кубинские корни. Эта гипотеза основывается на сходстве с кубинским танцем упа хабанера, в котором одно из движений носило название «меренге». Помимо этого, существенное влияние на формирование меренге оказала культура соседнего острова Гаити, что подчёркивает транснациональный характер данного танцевального жанра[3].

В конце XVIII века началось постепенное освобождение рабов, завершившееся в 1822 году. В 1844 году Доминиканская Республика стала независимой. Композитор Хуан-Баутиста Альфонсека создал меренге, основанный на мелодии плантаций. Танец стал символом оптимизма, несмотря на экономический кризис и политическую нестабильность. В XIX веке меренге стал одним из самых популярных танцевальных жанров в Доминиканской Республике и странах Карибского региона. Его присутствие на празднествах и танцевальных фестивалях стало неотъемлемой частью культурной идентичности этих стран[3]. В 1861 году страна была аннексирована Испанией, а в 1916 году оккупирована США, которые пытались подавить элементы африканской культуры. Однако меренге остался популярным[2].

В 1930 году Рафаэль Трухильо вернул меренге типико и провозгласил его национальным достоянием. Трухильо использовал танец для политической мобилизации. После убийства Трухильо в 1961 году меренге стал символом свободы и равноправия, укрепляя культурную идентичность Доминиканы[2].

Особенности танца

Доминиканская меренге

Меренге — парный латиноамериканский танец, зародившийся в Доминиканской Республике, отличающийся энергичностью, чувственностью и высокой степенью импровизации. Танец сочетает в себе элементы флирта и сценического взаимодействия между партнёрами, а также допускает сольные проявления, позволяющие продемонстрировать индивидуальное мастерство перед партнёром и зрителями[3][4].

Основное движение меренге — так называемый «прогулочный шаг», исполняемый в ритме музыки. Количество шагов не фиксировано и определяется желанием танцующих. Особенность техники заключается в противоположном движении вправо, что может представлять сложность для начинающих исполнителей. Несмотря на распространённое заблуждение о сходстве базового шага с походкой хромого человека, это мнение считается ошибочным и связано с некорректной интерпретацией танца в бально-спортивных школах, далёких от аутентичной культурной среды[3][5][6].

Пары танцуют в позиции, напоминающей вальс, выполняя основные па, в том числе фигуру «paso de la empalizada» (шаг изгороди), исполняемую вбок. Среди типичных элементов — повороты по часовой стрелке и против часовой стрелки, известные как «меренге для танцзала». Важную роль в танце играют движения корпуса: вращения бёдер, плеч, оси, выполняемые в ускоряющемся темпе, особенно к концу композиции. Музыкальное сопровождение исполняется в размере 2/4 или 4/4, при этом темп может значительно варьироваться, достигая резких ускорений в финальной части танца, что является одной из отличительных черт доминиканского стиля[3][5][7].

Аутентичный меренге обладает богатым арсеналом фигур и декоративных движений, унаследованных от фольклорных традиций. Благодаря своей компактности танец идеально подходит для исполнения в небольших и переполненных танцевальных залах. Его простота делает его доступным даже для новичков: согласно кубинской поговорке, меренге может станцевать любой, кто умеет ходить. Танец может исполняться как в социальном, так и в шоу-варианте, включая сольные формы. Костюмы для меренге отличаются яркостью, динамичностью и обилием декоративных элементов, подчёркивающих зрелищность и праздничный характер танца[3].

В целом меренге — это жизнерадостный, легко изучаемый и «забавный» танец, сочетающий в себе чувственность, импровизацию и глубокую связь с музыкальной культурой Доминиканы[3].

Виды меренге

Среди наиболее известных видов меренге можно выделить салонный меренге (merengue de salón) и фигурный меренге (merengue de figura). Оба эти стиля характеризуются отсутствием разделения пар во время танца, однако фигурный меренге отличается более сложным и разнообразным набором танцевальных фигур и украшений[3].

Исторически меренге развивался из трёхчастной структуры: пасео, меренге и халео. Однако первая часть, пасео, со временем исчезла, уступив место более динамичной и продолжительной основной части, которая увеличилась с 8-12 тактов до внушительных 38-48 тактов. Третья часть, халео, претерпела значительные изменения, включив в себя экзотические ритмические элементы, что обогатило общую структуру танца и придало ему уникальное звучание[3].

Кроме того, существует фольклорный меренге, известный как «типико», который продолжает оставаться неотъемлемой частью доминиканских национальных шоу-программ. Этот стиль меренге сохраняет традиционные элементы и является важным культурным наследием, отражающим исторические и культурные особенности Доминиканской Республики[3].

Инструменты меренге

Традиционная музыка меренге представляет собой уникальное культурное явление, в основе которого лежит синергетическое взаимодействие таких инструментов, как гуиро, тамбор и гитара[2][3].

Гуиро, характерный элемент меренге, представляет собой металлический цилиндр с ребристой поверхностью, что отличает его от аналогов, используемых в других странах Карибского бассейна, где чаще применяется деревянный гуиро. Для извлечения звука на этом инструменте используется специальная палочка, скользящая по ребристой поверхности в вертикальном направлении, что позволяет создавать ритмичные паттерны, являющиеся неотъемлемой частью меренге[2][3].

Тамбор, двусторонний барабан, является ключевым элементом, обеспечивающим ритмическую основу меренге. Этот инструмент позволяет музыкантам создавать сложные ритмические структуры с помощью деревянной палки или руки, что придаёт музыке меренге её характерный энергичный и динамичный стиль[2][3].

В современных интерпретациях меренге можно также услышать использование фортепиано, электрогитары и саксофона, что свидетельствует о гибкости и эволюции жанра, адаптирующегося к новым музыкальным веяниям и технологиям[2][3].

Песни в меренге

В рамках данного жанра можно выделить две основные категории композиций, каждая из которых характеризуется уникальными эстетическими и структурными особенностями. Первая категория включает произведения с поэтическими текстами, которые отличаются высокой степенью проработки, художественной выразительности и концептуальной насыщенности. Вторая категория представлена хитами, отражающими комические и повседневные аспекты человеческого существования, что позволяет им достигать широкой популярности и эмоциональной резонанса среди аудитории[2][3].

Независимо от тематической направленности, все меренге-композиции характеризуются обязательным хоровым сопровождением. Обычно структура песни включает ведущего вокалиста и хор или резервных певцов, дублирующих его вокальные партии, что создает гармоничное и сбалансированное звучание[2][3].

Примечания

  1. Доминикана: жизнь в стиле «меренге». Atlantis. Дата обращения: 28 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Миронова К. Кружит голову сильнее рома: как танцуют меренге — главный танец Доминиканы. VokrugSveta.ru (2022). Дата обращения: 29 октября 2025.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 Энциклопедия танца: Меренге. Вариации Века. Дата обращения: 29 октября 2025.
  4. Танец меренге - описания стиля merengue. dance.ru. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 Меренге (Merengue) в Санкт-Петербурге. La Boca. Дата обращения: 10 ноября 2025.
  6. С чего начать обучение танцу меренге?. Танцевальный шоу-балет Dancity в Москве (30 ноября 2015). Дата обращения: 10 ноября 2025.
  7. Возникновение меренги. Латиноамериканские танцы. Дата обращения: 29 октября 2025.