Кузебай Герд

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Кузебай Герд
Портрет
Портрет
Псевдонимы В. Адями, Герд К. П., Гэрд К., И. Сюмори
Полное имя Кузьма Павлович Чайников
Дата рождения 14 января 1898(1898-01-14)
Место рождения Большая Докья, Малмыжский уезд, Вятская губерния, Российская империя
Дата смерти 1 ноября 1937(1937-11-01) (39 лет)
Место смерти Сандармох, Повенецкий сельский совет, Медвежьегорский район, Карельская АССР, РСФСР, СССР
Гражданство  Российская империя СССР
Род деятельности Драматург, переводчик, этнограф, поэт
Годы творчества 1816—1870
Жанр Роман, поэзия, драма
Язык произведений Русский, удмуртский
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Кузеба́й Герд (настоящее имя Кузьма́ Па́влович Ча́йников; 2 (14) января 1898, Большая Докъя, Вавожского района — 1 ноября 1937, Сандармох, Карельская АССР, СССР) — псевдоним удмуртского поэта и просветителя Кузьмы Павловича Чайникова, переводчика, драматурга и актёра, этнографа и фольклориста, общественного деятеля и педагога, лингвиста и критика.

Имя Кузебая Герда — синоним удмуртской литературы и становления государственности Удмуртии[1].

Биография

Родился 2 (14) января 1898 года в деревне Покчивуко (Большая Докья) Вавожского района в семье обычного крестьянина, был пятым по счёту, всего их было семеро, но в десять лет уже похоронил отца. Мать Кузьмы Павловича была знахаркой и хорошей певицей. Она рассказывала ему сказки и пела песни, что благоприятно отразилось в дальнейшей деятельности Кузьмы Павловича[2]. Окончив начальную школу у себя, далее учился в Вавожском двухклассном училище. С 12 лет увлёкся удмуртскими народными песнями, стал их собирать и сочинять стихотворения. С 1912 года по 1916 год учился в Кукарской учительской семинарии «казённокоштным», так как был самым бедным на курсе. Уже здесь начал писать журнал «Семинарское перо», куда размещал свои труды. У него были разные псевдонимы — «Такой-сякой», «Один из многих», «Не кто иной» и другие.

Получив педагогическое образование, Кузебай Герд с 1916 года по 1918 годы был директором в Большеучинской двухклассной школе. Застал Октябрьскую революцию, после окончания которой был заведующим удмуртским отделом и инструктором народного образования Малмыжского исполкома. Активно принимал участие в открытии удмуртских школ.[3] С марта 1920 года Кузебай Герд назначен заведующим издательским отделом Удмуртского комиссариата в городе Сарапуле, стоял у истоков создании автономии удмуртов. В голодном 1921 году по инициативе Кузебая Герда создан специальный удмуртский детский дом им. М. П. Прокопьева в городе Ижевске для детей-сирот. В 1920 году стоял у истоков выпуска удмуртского детского журнала удм. «Муш» («Пчела»), являлся его редактором, а в 1926 году — был организатором и первым председателем удмуртской писательской организации ВУАРП (Всеудмуртская ассоциация революционных писателей). Как раз в это же время он руководил Удмуртским областным краеведческим музеем. В 1922—1925 годы Кузебай Герд учился в Высшем литературно-художественном институте имени В. Я. Брюсова. Здесь он слушал лекции известных учёных, встречался с известными людьми. Именно тут его заинтересовала научная работа, особенно он любил семинары по фольклору академика Юрия Матвеевича Соколова.

После окончания института Кузебай Герд по рекомендации Соколова поступил в аспирантуру Института народов Востока РАНИОН (Российская академия научно-исследовательских институтов общественных наук, где проучился 6 лет, с 1924 года по 1930 года, был специалистом в области фольклористики и этнографии. Его работы: «Удмурты Карлыганского края», «История жилищ удмуртов», «Брак и семья у удмуртов», «Из юридического быта удмуртов», «Воззрение удмуртов на природу и приметы», «Остатки тотемизма у удмуртов», «Культ воды у удмуртов», «Опыт изучения быта удмуртских детей» и другие пользовались популярностью. Их оценили такие профессора как А. А. Миллер, А. С. Башкиров, Б. А. Куфтин. Пока учился в аспирантуре имел возможность лично встретиться с известными писателями и критиками: Анатолием Луначарским, Дмитрием Фурмановым, Сергеем Есениным, Назымом Хикметом, Анри Барбюсом и другими.

Кузебай Герд всю свою короткую жизнь был агитатором, пропагандистом, трибуном. Издал биографии Маркса и Ленина в своём переводе. Был замечательным оратором, читал статьи публицистического и культурно-просветительского характера.

В мае 1932 году Кузебай Герд был арестован ОГПУ Горьковского края. В 9 июля 1933 году Герд осуждён по уголовно-следственному делу «СОФИН» и приговорён к расстрелу. В 4 ноября 1933 году Коллегией ОГПУ расстрел заменён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и в 1934 году Кузебая Герда ждала ссылка на Соловецкие острова. Из воспоминаний жены Надежды, он четыре месяца сидел в камере смертников, но затем по ходатайству Алексея Максимовича Горького расстрел был заменён десятилетней ссылкой на Соловецкие острова[4]. В 1933—1937 годах отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. 10 октября 1937 году Кузебай Герд вторично осуждён особой тройкой УНКВД по Ленинградской области. Расстрелян 1 ноября 1937 года. Дата смерти скрывалась органами ОГПУ-НКВД-КГБ, и долгое время считали, что Герд умер в 1941 году. Лишь недавно были установлены время и место захоронения — расстрелян в урочище Сандармох в числе 1111 расстрелянных в честь 20-й годовщины Октябрьской Революции 1917 года[5].

Научная деятельность

Кузебай Герд опубликовал более 120 статей по различным вопросам культуры и науки (около 40 из них на русском языке, 5 — на венгерском, финском, немецком языках), выпустил более 20 собственных книг, в том числе 3 сборника стихов и поэм, 3 сборника народных песен.

В ноябре 1918 года он стал организатором вотского культурно-просветительского общества, проводившее различные мероприятия, а также концерты и спектакли на удмуртском языке. По его мнению, родной язык является основным орудием просвещения для всех народов. Поэтому всё, что связано с просвещением, должно основываться на родном языке и национальной культуре.

В годы учёбы в Институте имени Валерия Брюсова Герд исследует устное народное творчество и быт удмуртов, выступает с инициативой создания общества «Боляк» совместно со студентами вузов страны. В это время в стране политический террор и борьба с национализмом. Всех, в том числе Герда, обвинили в национальной ограниченности и стремлении отделиться от СССР. Это движение постепенно угасало. В 1928 году общество «Боляк» закрыто. Оно просуществовало 6 лет[3].

После поездки в Москву 1918 года на повышение квалификации Кузебай Герд становится заведующим агитационно-издательским отделом удмуртского комиссариата при народном комиссариате национальностей. Его литературно-организационная и собственная творческая деятельность набирает обороты. Так, он участвует в создании литературной студии, впоследствии ставшей перспективным литературным объединением при газете «Советская Удмуртия».

С 6 по 11 июня 1920 года при участии Герда прошла Всероссийская конференция коммунистов-удмуртов, которая стала важной вехой государственного строительства и знаменательным событием в жизни всего народа. Затем в июле 1920 года состоялась Первая конференция коммунистов-удмуртов в городе Сарапуле, где удмуртам отказали в праве на создание своей автономной республики в составе РСФСР. Это событие разочаровало до глубины души Герда, он даже вышел из партии и уехал в свою родную деревню Большая Докъя. Семья помогла ему реабилитироваться и вернуться к своей общественной и творческой деятельности.

Герд является основоположником удмуртской советской детской литературы. У него в публикации более 80 стихов и около 40 рассказов об общественной жизни, о природе, флоре и фауне Удмуртии, где показаны как социальные явления, так и красота родной природы. Главное, что всё доступно, понятно для детей. Герд в совершенстве владел удмуртским, русским, марийским языками, свободно читал на коми, немецком, финском, венгерском языках. Ряд произведений он написал на русском языке. Герд является автором учебников для начальных классов: книга для чтения на удмуртском языке удм. «Шуныт зор» («Тёплый дождь») (1924 год), удм. «Выль сюрес» («Новый путь») (1929 год), «Начальная геометрия» (1926 год), «Арифметика» (1925 год), «Окружающая нас природа» (1925 год) на удмуртском языке. В аспирантуре подготовил 2 диссертации: по фольклору «Удмуртская загадка» и по этнографии «Родильные обряды и восточнофинская колыбель». Последняя сохранилась в архиве Финно-угорского общества в городе Хельсинки (Финляндия) и увидела свет в 1993 году под названием «Человек и его рождение у восточных финнов».

В 1928 году Кузебай Герд составил «Программу по удмуртской литературе для удмуртских педагогических техникумов». В 1928 году издана брошюра удм. «Удмурт калык ас кырӟанъёсаз» («Удмуртский народ в своих песнях»), перевод на русский язык стихов Ашальчи Оки. В 1929 году опубликованы статьи «Вотяцкая художественная литература», «Вотяки», «Вотская литература». В 1929 году Герд зачислен кандидатом в аспиранты Академии наук СССР, но вскоре отозван в город Ижевск. Отношение к Кузебаю Герду было предвзятое, его считали предателем, революционером, поэтому это стало серьёзным препятствием в его дальнейшей деятельности. Он получил скромную должность преподавателя областной советско—партийной школы. Позднее, осенью 1931 года, также не состоялось назначение Герда преподавателем Удмуртского пединститута.

1932 −1933 годы стали переломными для Кузебая Герда. Органы главного политического управления Нижегородского края сфабриковали ему широко известное дело «СОФИН» в переводе «Союз освобождения финских народностей». В мае 1933 года было утверждено обвинительное заключение. Суду предавались 28 человек, а по отдельным делам, имевшим отношение к «СОФИНу», ещё три человека.

Творчество

За свою непродолжительную жизнь, Кузебай Герд успел создать около 400 стихотворений, 12 поэм, более 120 статей по различным вопросам культуры и науки, изданных на удмуртском, русском, венгерском, финском и немецком языках. Стихи начал сочинять в 12 лет, подражая удмуртскому фольклору. В 1915 году в учительской семинарии выпускал рукописный журнал «Семинарское перо», где размещал свои творения под псевдонимами «Такой-сякой», «Не кто иной», «Один из многих» и др. До Октябрьской революции написал поэму «Над Шошмой» (на русском языке), удм. «Ож» («Война»), «Керемет», «Бунтар Онтон».

После Октябрьской революции пользовался популярностью, стихи вышли при жизни в сборниках удм. «Крезьчи» («Гусляр», Ижевск, 1922 год), удм. «Сяськаяськись музъем» («Цветущая земля», Казань, 1927 год), удм. «Лёгетъёс» («Ступени», Ижевск, 1931 год). Основная тема стихотворений Герда — это жизнь и труд рабочего класса, индустриализация сельского хозяйства. Написал поэмы удм. «Чагыр ӵын» («Голубой дым», 1920 год), «Завод» (Ижевск, 1921 год), «Бригадиры» (1930 год), повесть удм. «Матӥ» —"Мотя" (1915, опубликована в 1920 год), комедию удм. «Шалтра Онтон» («Непутёвый Антон», 1916 год), в 1919 году опубликовал пьесы удм. «Югыт сюрес вылэ» («На светлый путь»), удм. «Адӟисьёс» («Свидетели»), в 1920 году удм. «Туно» («Ворожея»).

В 1919 году в Елабуге выходят в свет две его пьесы — удм. «Югыт сюрес вылэ» («На светлый путь»), и удм. «Адӟисьёс» («Свидетели»). «Кузебай Герд» это один из многочисленных псевдонимов Кузьмы Чайникова («К. Андан», удм. «Адями», удм. «Эмезь», удм. «Ида Сюмори»), но именно этот стал основным с 1920 года.

В начале 1919 года выпуск «Сборник вотских стихотворений» (удм. «Удмурт стихотворенниос»), куда были включены и его произведения. В 1922 году вышел первый поэтический сборник Кузебая Герда «Гусляр».

Герд написал для детей более сотни стихов и в 1919 году поэму удм. «Гондыръёс» («Медведи») по фольклорным мотивам. Для детей младших классов Герд создал книги для чтения удм. «Шуныт зор» («Тёплый дождь»), удм. «Выль сюрес» («Новый путь»), перевёл пять учебников с русского языка, а также пьесу Льва Толстого «От ней все качества», произведения П. Замойского, В. Бианки.

Герд был и талантливым драматургом, на сценах сельских домов культуры ставились его пьесы: удм. «Югыт сюрес вылэ» («На светлый путь»), удм. «Адӟисьёс» («Свидетели»), удм. «Туно» («Ворожея»). В книге стихов удм. «Крезьчи» («Гусляр») первые два раздела отражали прошлое удмуртского народа, в других воспевалась революция. В стихотворении удм. «Иж заводлы» («Ижевскому заводу»), удм. «Карлы» («Городу»), в поэме «Завод» воспевал труд рабочего. В сборнике удм. «Сяськаяськись музъем» («Цветущая земля») он воспевает родную природу и советскую новь. В третьем сборнике стихов удм. «Лёгетъёс» («Ступени») полно и ярко представлено проникновение нового, советского в удмуртскую деревню, изменение психологии крестьянина, дальнейшее развитие получила тема рабочего класса в разделе удм. «Бадӟым ужын» («В большом труде»).

Большая любовь и интерес к устному народному творчеству своего удмуртского народа получила отражение в сборнике песен удм. «Малмыж удмуртъёслэн кырӟанъёссы» («Песни малмыжских удмуртов»), удм. «Удмурт кырӟанъёс» («Удмуртские песни», 1924 год, 1927 год).

Очень серьёзно занимался фольклористикой, выпустил ряд сборников фольклора. Свою научную деятельность поэт продолжал в аспирантуре при Московском научно-исследовательском институте национальных и этнических культур народов Востока. Вторая половина 1920-х годов пик творчества Кузебая Герда: он вступил в литературную группу «Кузница», стал председателем её национальной секции; в эти годы вышли лучшие сборники его стихов — «Цветущая земля», «Ступени», поэма «Завод».

Благодаря Кузебаю Герду в удмуртской поэзии появились новые поэтические формы: сонет, триолет, различные виды верлибра. Его произведения пользовались популярностью, переведены на языки народов СССР, венгерский, финский, английский, немецкий языки. Жизнь и творчество Кузебая Герда стали неоценимым толчком развития удмуртской литературы и поэзии. Герд внёс значительный вклад в мировую литературу.

Память

  • Реабилитирован в 1958 году. Признание и почитание его заслуг состоялось лишь в 1980—1990-е годы.
  • Именем поэта названа улица в городе Ижевскe.
  • На русский язык произведения Кузебая Герда переводили А. Смольников, О. Хлебников, В. Емельянов, В. Новикова, В. Данько, Г. Иванцов и др.
  • В 1992 году удмуртская организация «Удмурт Кенеш» учредила премию имени Кузебая Герда, которую присуждают каждый год к годовщине первого Всесоюзного съезда удмуртов.
  • В 1998 году, в год столетия поэта, был открыт его дом-музей в деревне Гурезь-Пудга, Вавожского района, а на месте дома, в Большой Докье, где он родился, была установлена стела[6].
  • В 2014 году был открыт памятник писателю в селе Вавож возле Центральной библиотеки районного центра[1].
  • Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда расположена в Устиновском районе города Ижевска. Здесь изучают удмуртский язык. Приезжие дети проживают в интернате[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Дарья Ушакова. Память об удмуртском поэте Кузебае Герде: музеи, памятники и улицы // ИА Удмуртия : сайт. — 2023-01-14.
  2. Павел Шибанов, Светлана Арекеева. Кузебай Герд // Институт удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики : сборник. — 2012—2013.
  3. 3,0 3,1 Три любви и одна трагедия в жизни Кузебая Герда в историях, раассказанных архивистами и родными поэта. ИА Удмуртия (14 января 2020). Дата обращения: 6 апреля 2024.
  4. Кузебай Герд. Национальный музей Удмуртской Республики. Дата обращения: 6 апреля 2024.
  5. Александр Шкляев. «В 1920 году я испытал первое серьезное разочарование в революции, призванной возродить удмуртов». Реальное время (5 ноября 2018). Дата обращения: 6 апреля 2024.
  6. Дом-музей Кузебая Герда. Дом-музей Кузебая Герда - филиал Вавожского районного краеведческого музея (20 декабря 2018). Дата обращения: 7 апреля 2024.