Комета (танк)
| Комета | |
|---|---|
| | |
| Классификация | крейсерский танк |
| Боевая масса, т | 33 |
| Компоновочная схема | классическая |
| Экипаж, чел. | 5 |
| История | |
| Производитель | Leyland Motors |
| Годы разработки | 1943 |
| Годы производства | 1944 - 1945 |
| Годы эксплуатации | 1944 - 1973 |
| Количество выпущенных, шт. | 1186 |
| Основные операторы |
|
| Размеры | |
| Длина с пушкой вперёд, мм | 7652 |
| Ширина, мм | 3048 |
| Высота, мм | 2680 |
| Клиренс, мм | 460 |
| Бронирование | |
| Тип брони | стальная катаная и литая гомогенная |
| Лоб корпуса (верх), мм/град. | 76 / 0° |
| Лоб корпуса (середина), мм/град. | 32 / 68° |
| Лоб корпуса (низ), мм/град. | 63 / 20° |
| Борт корпуса (верх), мм/град. | 32 / 0° |
| Борт корпуса (низ), мм/град. | 29+14 / 0° |
| Корма корпуса, мм/град. | 32 / 0° |
| Днище, мм | 14 |
| Крыша корпуса, мм | 25 |
| Лоб башни, мм/град. | 102 / 0° |
| Маска орудия, мм/град. | 102 |
| Борт башни, мм/град. | 63 / 0° |
| Корма башни, мм/град. | 57 / 0° |
| Крыша башни, мм/град. | 25 / 80—90° |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | 12-цилиндровый, бензиновый, безнаддувный, объёмом 27 020 см³ |
| Модель двигателя | Rolls-Royce Meteor |
| Мощность двигателя, л. с. | 600 |
| Скорость по шоссе, км/ч | 47 |
| Скорость по пересечённой местности, км/ч | 29 |
| Запас хода по шоссе, км | 200 |
| Удельная мощность, л. с./т | 18 |
| Тип подвески | подвеска Кристи с гидравлическими амортизаторами |
| Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,88 |
| Преодолеваемый подъём, град. | 24° |
| Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
| Преодолеваемый ров, м | 2,3 |
| Преодолеваемый брод, м | 1,1 |
Крейсерский танк «Комета» (англ. Cruiser Tank «Comet»), A34 — британский средний крейсерский танк времён Второй мировой войны. Был разработан в 1943 году. Производился с 1944 по 1945 год, эксплуатировался с 1944 по 1973 год. Всего было выпущено 1186 танков. Является дальнейшим развитием крейсерского танка Mk VIII «Кромвель»[1][2].
История
В сентябре 1941 года генеральный штаб потребовал танк с высокоскоростной пушкой и инициировал разработку по спецификации A34. В качестве основы предполагалось использовать шасси танка «Кромвель», однако трудности с установкой 17-фунтовой пушки на «Челленджере» потребовали создания нового орудия. Рассматривались два варианта: 76-мм американская пушка M1 и укороченная 17-фунтовая пушка с изменённым казёнником под более короткую и широкую гильзу, получившая название «Высокоскоростная 75-мм пушка». Новое орудие было слабее, но лучше подходило для установки в компактные башни. На А34 «Комета» было решено установить «H.V. 75-мм» пушку от Vickers-Armstrong, а Leyland Motors получила заказ на создание танка. Leyland Motors начала работу над A34 в феврале 1943 года, представив макет к сентябрю того же года. В октябре генеральный штаб санкционировал серийное производство, при этом 75-мм пушка была переименована в 77-мм. Первый прототип A34 из конструкционной стали был готов в феврале 1944 года, испытания пушки начались в марте, а к июлю было готово около 20 машин. Из-за многочисленных доработок серийное производство планировалось начать только в сентябре 1944 года[2][3][4].
Танк «Комета» представлял собой на 60 % новую конструкцию, отличавшуюся увеличенной высотой корпуса и новой башней. Leyland Motors применила полностью сварную конструкцию для «Кометы». Она оснащалась 600-сильным бензиновым двигателем Rolls-Royce Meteor V-12 жидкостного охлаждения, обеспечивавшим 33-тонному танку удельную мощность 18 л. с./т. Башня имела электропривод поворота, вертикальная наводка орудия осуществлялась вручную с механическим дублированием. Экипаж состоял из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, стрелка и механика-водителя. Боекомплект включал 61 снаряд для 77-мм пушки, 5175 патронов для 7,92-мм пулемёта Беса и 20 гранат для гранатомёта. Для боя вне танка экипаж имел ручной пулемёт Bren калибра .303 с 600 патронами, а также личное оружие. Лобовая броня имела толщину 101 мм, аналогичную усиленным вариантам «Кромвеля» и «Тигру I». «Комета», развивавшая скорость до 47 км/ч по шоссе и 29 км/ч по пересечённой местности, была одним из самых быстрых и манёвренных средних танков Второй мировой войны[3].
Характеристики
- Классификация: крейсерский танк[5].
- Боевая масса: 33 тонны.
- Компоновочная схема: классическая.
- Экипаж: 5 человек.
- Количество выпущенных: 1186 шт.
- Длина с пушкой: 7652 мм.
- Ширина: 3048 мм.
- Высота: 2680 мм.
- Клиренс: 460 мм.
- Тип брони: стальная катаная и литая гомогенная.
- Модель двигателя: Rolls-Royce Meteor.
- Тип двигателя: 12-цилиндровый, бензиновый, безнаддувный, объёмом 27 020 см³.
- Мощность двигателя: 600 л. с.
- Тип подвески: подвеска Кристи с гидравлическими амортизаторами.
Модификации
- FV301 — на танке использовалось орудие от «Кометы».
- БМТО на базе танка «Комета» — использовались в сухопутных войсках ЮАР для обслуживания ОБТ Olifant Mk1A.
Применение
К концу 1944 года новые танки «Комета» начали поступать в боевые части. Первой их получила 29-я танковая бригада, перевооружение которой завершилось зимой 1944—1945 годах в Бельгии. Эта бригада, входившая в состав 11-й бронетанковой дивизии и вооружённая танками «Шерман», участвовала в высадке в Нормандии 6 июня 1944 года. К февралю 1945 года дивизия была снаряжена четырьмя полками «Комет» Mk.I: 23-м Гусарским, 2-м Добровольческим кавалерийским, 3-м королевским танковым, а также танковым разведывательным полком и 15/19-м собственным его величества королевским гусарским полком, находившимися в подчинении дивизии.
В операции по форсированию Рейна, начавшейся 23 марта, 11-я бронетанковая дивизия сосредоточилась на захвате и удержании плацдарма у Везеля, действуя под прикрытием массированного артиллерийского огня. После успешного форсирования реки дивизия продвигалась к Любеку, стремясь выйти к Балтийскому побережью. Через пять недель после пересечения Рейна война в Европе завершилась встречей британско-американских и советских войск на Эльбе и шоссе Домитц— Висмар. 7-я Бронетанковая дивизия получила танки «Комета» после окончания боевых действий[6].
В завершение Второй мировой войны 4-й Королевский танковый полк перенаправил свои танки «Комета» в подмандатную Палестину. Танки «Комета» приняли участие в арабо-израильском конфликте[6].
Примечания
- ↑ А34 Комета. Энциклопедия техники Lexikon. Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Очень нужная, но малоизвестная «Комета». Альтернативная история (4 октября 2021). Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Юферев С. Английский танк А34 Сomet. Военное обозрение (18 апреля 2013). Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ Шмелев И. П. Английский крейсерский танк «Комет» А.34. Библиотека электронной литературы (2014). Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ A34 «Comet», Крейсерский танк. Энциклопедия военной техники. Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Не успевшие на «ту» войну. А34 Комета. Newsland (12 марта 2012). Дата обращения: 6 апреля 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |