Матильда I (танк)
| Матильда I | |
|---|---|
| | |
| Классификация | Пехотный танк |
| Боевая масса, т | 11,2 |
| Компоновочная схема | Классическая |
| Экипаж, чел. | 2 |
| История | |
| Разработчик | Vickers-Armstrongs |
| Производитель | Виккерс |
| Годы производства | 1938—1940 |
| Годы эксплуатации | 1937—1940 |
| Количество выпущенных, шт. | 139 |
| Основные операторы |
|
| Размеры | |
| Длина корпуса, мм | 4854 |
| Ширина, мм | 2282 |
| Высота, мм | 1867 |
| Бронирование | |
| Лоб корпуса (верх), мм/град. | 60 мм/град |
| Лоб корпуса (середина), мм/град. | 25 мм/град |
| Лоб корпуса (низ), мм/град. | 25-65 мм/град |
| Борт корпуса, мм/град. | 60 мм/град |
| Корма корпуса (верх), мм/град. | 20 мм/град |
| Корма корпуса (низ), мм/град. | 20 мм/град |
| Днище, мм | 20 мм |
| Крыша корпуса, мм | 12 мм |
| Лоб башни, мм/град. | 60 мм |
| Маска орудия, мм/град. | 60 мм |
| Борт башни, мм/град. | 60 мм |
| Корма башни, мм/град. | 60 мм |
| Крыша башни, мм/град. | 12 мм |
| Вооружение | |
| Пулемёты | 1 × 7,7-мм или 12,7-мм «Виккерс» |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | V-образный карбюраторный |
| Мощность двигателя, л. с. | 70 |
| Скорость по шоссе, км/ч | 13 |
| Запас хода по шоссе, км | 128 |
| Удельная мощность, л. с./т | 6,3 |
| Тип подвески | Рессорная |
| Преодолеваемая стенка, м | 0,65 |
| Преодолеваемый ров, м | 2,1 |
| Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
Пехотный танк Mk.I «Матильда I» (англ. Infantry Tank Mk.I «Matilda I»), A11 — британский лёгкий пехотный танк. Всего было выпущено 139 экземпляров. Из-за отсутствия пушки, использовался пулемёт. Танк выполнен по классической компоновочной схеме с задним расположением ведущих колёс. Имел механическую трансмиссию, планетарную коробку передач, бортовые фрикционы в качестве механизмов поворота[1].
История
В октябре 1935 года в британском Военном министерстве прошла встреча, где главный конструктор Vickers-Armstrongs Ltd., сэр Джон Карден, представил полковнику Стадду из Управления механизации армии идею создания компактного танка для поддержки пехоты. Этот проект, получивший название «Матильда», подразумевал машину с пулемётным вооружением и экипажем из двух человек. Полковник Стадд, одобрив концепцию, обозначил два ключевых условия: танк должен быть разработан и готов к производству в сжатые сроки — не более шести месяцев, и его стоимость не должна превышать 6 тысяч фунтов. Это устное соглашение было официально закреплено за танком присвоением кода A11 от генерального штаба[2][3][4].
Первый прототип А11Е1 был готов к испытаниям в сентябре 1936 года. На узком клёпаном корпусе машины была поставлена литая одноместная башня, в которой с трудом размещались казённая часть 7,7-мм пулемета Vickers и туловище стрелка. Механик-водитель мог покинуть танк только тогда, когда башня была развернута пулемётом назад. В кормовой части танка находились карбюраторный двигатель Ford V8 мощностью 70 л. с. при 3300 об/мин, четырёхскоростная коробка передач Fordson, а также бортовые фрикционы и тормоза фирмы Vickers. Подвеска была в целом аналогична подвеске среднего артиллерийского тягача Dragon Mk IV и состояла из восьми опорных катков малого диаметра на сторону, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических рессорах. К кронштейнам тележек крепились поддерживающие ролики. Направляющие колеса на прототипе имели зубчатые венцы, впоследствии их заменили стальными бандажами[2][3][4].
В серийных образцах танка над люком механика-водителя появился перископический прибор, дополняющий смотровую щель в передней броне корпуса. Была усовершенствована установка пулемёта. Также был проведён ряд мероприятий для уменьшения износа траков и зубьев ведущих колес. Максимальная скорость A11 составляла 13 км/ч. В конце апреля 1938 года Vickers-Armstrong получила заказ на 60 машин, официально названных Infantry Tank MkI Matilda, а через 10 дней — ещё на 60. Планировалось, что этого количества хватит для оснащения двух батальонов. Последний заказ на 19 единиц этой техники поступил в январе 1939 года. В итоге, было выпущено 139 танков A11. Параллельно с испытаниями A11, военное министерство приступило к поиску способов повышения его боевой эффективности, уделяя внимание броневой защите и вооружению. Новые требования к пехотному танку предполагали броню, способную выдерживать огонь противотанковой артиллерии, и вооружение, позволяющее эффективно бороться с пехотой, огневыми точками и танками противника. Рассматривалась возможность установки двухместной башни с 2-фунтовой пушкой на A11, но эта идея не была реализована из-за ограниченных габаритов танка. Необходимость внесения существенных изменений в конструкцию A11 привела к созданию совершенно нового проекта, получившего название Matilda Senior. Планировалось, что эти новые танки вооружат шесть танковых батальонов в условиях надвигающейся войны[2][3][4].
Характеристики
- Вес: 11,2 тонн.
- Тип подвески: рессорная.
- Высота: 1867 мм.
- Ширина: 2282 мм.
- Длина: 4854 мм.
- Мощность двигателя: 70 л. с.
- Толщина брони башни танка: 75 мм.
- Калибр штатной пушки: 40 мм.
- Боекомплект танка: 67 снарядов.
- Экипаж танка: 2 человека[1].
- Скорость: 15 км/ч на поле боя, 25 км/ч на шоссе[3].
Модификации
- Пехотный танк Мк II «Матильда» I. Первая серийная модель с дизелем АЕС, 2-фунтовой пушкой и СП «Виккерс».
- Пехотный танк МК 11А «Матильда» II. С заменой пулемёта «Виккерс» 7,92-мм «Беза».
- Пехотный танк Мк 11А «Матильда» III.
- «Барон» I, II, III и И1А. Самоходные минные тралы.
- «Матильда Скорпион» I. Самоходный минный трал.
- «Матильда» с устройством АМКА. Катковый трал «Фаулер» на тяжёлой раме, установленный на передней части корпуса танка для подрыва мин.
- «Матильда» с устройством «Кэррот».
- «Матильда Фрог». Австралийский самоходный огнемёт.
- «Матильда Мюррей». Усовершенствованная модификация самоходного огнемёта, созданная для замены «Фрога».
- «Матильда Дозер». Танк австралийской разработки с бульдозерным отвалом.
- Легкий танковый мостоукладчик «Матильда» с «Инглис Бридж». Предназначен для укладки моста под огнём противника.
- «Матильда» с «приспособлением для преодоления траншей». Экспериментальный образец моста на шасси «Матильды» и лёгких гусеничных тележек[4].
Применение
Зимой 1942 года танки «Матильда» были эффективны в боевых действиях. Весной 1942 года они активно применялись на Западном, Калининском и Брянском фронтах, преимущественно в позиционных боях, где их броня обеспечивала преимущество. К весне 1943 года «Матильда» устарели, и их импорт был прекращён. Британская армия вывела эти танки из боевого состава к началу 1943 года. «Матильда» ещё участвовали в боях 1943 года, в том числе на ключевых стратегических направлениях. К лету 1944 года в Красной Армии сохранились лишь единичные танки, а к осени они остались только в учебных частях[5].
Перед Второй мировой войной часть Британских танковых полков была переформирована из кавалерийских подразделений. Другую категорию составляли Королевские танковые полки (RTR), созданные в конце Первой мировой войны, и отличавшиеся более высоким уровнем боевой подготовки[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Карелин А. Единственный танк с женским именем. Дилетант (2018). Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Коломиец М., Мощанский И. Танки «Матильда» в Красной Армии. Танкомастер (1999). Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Барятинский М. Толстокожая дама. Моделист-конструктор (12 ноября 2022). Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Барятинский М. Королева поля боя (Английский пехотный танк «Матильда»). Техноистория. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Скоморохов Р. Другой ленд-лиз. Пехотный танк «Матильда»: странный не значит плохой. Военное обозрение (5 декабря 2018). Дата обращения: 23 апреля 2025.
- ↑ Барятинский М. Бронеколлекция 2001 № 04 (37) Пехотный танк «Матильда». Моделист-конструктор. Дата обращения: 23 апреля 2025.