Матильда I (танк)

Матильда I
Matilda I (T8106) front-left 2017 Bovington.jpg
Классификация Пехотный танк
Боевая масса, т 11,2
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 2
История
Разработчик Vickers-Armstrongs
Производитель Виккерс
Годы производства 1938—1940
Годы эксплуатации 1937—1940
Количество выпущенных, шт. 139
Основные операторы Флаг Великобритании Великобритания
Размеры
Длина корпуса, мм 4854
Ширина, мм 2282
Высота, мм 1867
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 мм/град
Лоб корпуса (середина), мм/град. 25 мм/град
Лоб корпуса (низ), мм/град. 25-65 мм/град
Борт корпуса, мм/град. 60 мм/град
Корма корпуса (верх), мм/град. 20 мм/град
Корма корпуса (низ), мм/град. 20 мм/град
Днище, мм 20 мм
Крыша корпуса, мм 12 мм
Лоб башни, мм/град. 60 мм
Маска орудия, мм/град. 60 мм
Борт башни, мм/град. 60 мм
Корма башни, мм/град. 60 мм
Крыша башни, мм/град. 12 мм
Вооружение
Пулемёты 1 × 7,7-мм или 12,7-мм «Виккерс»
Подвижность
Тип двигателя V-образный карбюраторный
Мощность двигателя, л. с. 70
Скорость по шоссе, км/ч 13
Запас хода по шоссе, км 128
Удельная мощность, л. с./т 6,3
Тип подвески Рессорная
Преодолеваемая стенка, м 0,65
Преодолеваемый ров, м 2,1
Преодолеваемый брод, м 0,9

Пехотный танк Mk.I «Матильда I» (англ. Infantry Tank Mk.I «Matilda I»), A11 — британский лёгкий пехотный танк. Всего было выпущено 139 экземпляров. Из-за отсутствия пушки, использовался пулемёт. Танк выполнен по классической компоновочной схеме с задним расположением ведущих колёс. Имел механическую трансмиссию, планетарную коробку передач, бортовые фрикционы в качестве механизмов поворота[1].

История

В октябре 1935 года в британском Военном министерстве прошла встреча, где главный конструктор Vickers-Armstrongs Ltd., сэр Джон Карден, представил полковнику Стадду из Управления механизации армии идею создания компактного танка для поддержки пехоты. Этот проект, получивший название «Матильда», подразумевал машину с пулемётным вооружением и экипажем из двух человек. Полковник Стадд, одобрив концепцию, обозначил два ключевых условия: танк должен быть разработан и готов к производству в сжатые сроки — не более шести месяцев, и его стоимость не должна превышать 6 тысяч фунтов. Это устное соглашение было официально закреплено за танком присвоением кода A11 от генерального штаба[2][3][4].

Первый прототип А11Е1 был готов к испытаниям в сентябре 1936 года. На узком клёпаном корпусе машины была поставлена литая одноместная башня, в которой с трудом размещались казённая часть 7,7-мм пулемета Vickers и туловище стрелка. Механик-водитель мог покинуть танк только тогда, когда башня была развернута пулемётом назад. В кормовой части танка находились карбюраторный двигатель Ford V8 мощностью 70 л. с. при 3300 об/мин, четырёхскоростная коробка передач Fordson, а также бортовые фрикционы и тормоза фирмы Vickers. Подвеска была в целом аналогична подвеске среднего артиллерийского тягача Dragon Mk IV и состояла из восьми опорных катков малого диаметра на сторону, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических рессорах. К кронштейнам тележек крепились поддерживающие ролики. Направляющие колеса на прототипе имели зубчатые венцы, впоследствии их заменили стальными бандажами[2][3][4].

В серийных образцах танка над люком механика-водителя появился перископический прибор, дополняющий смотровую щель в передней броне корпуса. Была усовершенствована установка пулемёта. Также был проведён ряд мероприятий для уменьшения износа траков и зубьев ведущих колес. Максимальная скорость A11 составляла 13 км/ч. В конце апреля 1938 года Vickers-Armstrong получила заказ на 60 машин, официально названных Infantry Tank MkI Matilda, а через 10 дней — ещё на 60. Планировалось, что этого количества хватит для оснащения двух батальонов. Последний заказ на 19 единиц этой техники поступил в январе 1939 года. В итоге, было выпущено 139 танков A11. Параллельно с испытаниями A11, военное министерство приступило к поиску способов повышения его боевой эффективности, уделяя внимание броневой защите и вооружению. Новые требования к пехотному танку предполагали броню, способную выдерживать огонь противотанковой артиллерии, и вооружение, позволяющее эффективно бороться с пехотой, огневыми точками и танками противника. Рассматривалась возможность установки двухместной башни с 2-фунтовой пушкой на A11, но эта идея не была реализована из-за ограниченных габаритов танка. Необходимость внесения существенных изменений в конструкцию A11 привела к созданию совершенно нового проекта, получившего название Matilda Senior. Планировалось, что эти новые танки вооружат шесть танковых батальонов в условиях надвигающейся войны[2][3][4].

Характеристики

  • Вес: 11,2 тонн.
  • Тип подвески: рессорная.
  • Высота: 1867 мм.
  • Ширина: 2282 мм.
  • Длина: 4854 мм.
  • Мощность двигателя: 70 л. с.
  • Толщина брони башни танка: 75 мм.
  • Калибр штатной пушки: 40 мм.
  • Боекомплект танка: 67 снарядов.
  • Экипаж танка: 2 человека[1].
  • Скорость: 15 км/ч на поле боя, 25 км/ч на шоссе[3].

Модификации

  • Пехотный танк Мк II «Матильда» I. Первая серийная модель с дизелем АЕС, 2-фунтовой пушкой и СП «Виккерс».
  • Пехотный танк МК 11А «Матильда» II. С заменой пулемёта «Виккерс» 7,92-мм «Беза».
  • Пехотный танк Мк 11А «Матильда» III.
  • «Барон» I, II, III и И1А. Самоходные минные тралы.
  • «Матильда Скорпион» I. Самоходный минный трал.
  • «Матильда» с устройством АМКА. Катковый трал «Фаулер» на тяжёлой раме, установленный на передней части корпуса танка для подрыва мин.
  • «Матильда» с устройством «Кэррот».
  • «Матильда Фрог». Австралийский самоходный огнемёт.
  • «Матильда Мюррей». Усовершенствованная модификация самоходного огнемёта, созданная для замены «Фрога».
  • «Матильда Дозер». Танк австралийской разработки с бульдозерным отвалом.
  • Легкий танковый мостоукладчик «Матильда» с «Инглис Бридж». Предназначен для укладки моста под огнём противника.
  • «Матильда» с «приспособлением для преодоления траншей». Экспериментальный образец моста на шасси «Матильды» и лёгких гусеничных тележек[4].

Применение

Зимой 1942 года танки «Матильда» были эффективны в боевых действиях. Весной 1942 года они активно применялись на Западном, Калининском и Брянском фронтах, преимущественно в позиционных боях, где их броня обеспечивала преимущество. К весне 1943 года «Матильда» устарели, и их импорт был прекращён. Британская армия вывела эти танки из боевого состава к началу 1943 года. «Матильда» ещё участвовали в боях 1943 года, в том числе на ключевых стратегических направлениях. К лету 1944 года в Красной Армии сохранились лишь единичные танки, а к осени они остались только в учебных частях[5].

Перед Второй мировой войной часть Британских танковых полков была переформирована из кавалерийских подразделений. Другую категорию составляли Королевские танковые полки (RTR), созданные в конце Первой мировой войны, и отличавшиеся более высоким уровнем боевой подготовки[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Карелин А. Единственный танк с женским именем. Дилетант (2018). Дата обращения: 2 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Коломиец М., Мощанский И. Танки «Матильда» в Красной Армии. Танкомастер (1999). Дата обращения: 2 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Барятинский М. Толстокожая дама. Моделист-конструктор (12 ноября 2022). Дата обращения: 2 апреля 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Барятинский М. Королева поля боя (Английский пехотный танк «Матильда»). Техноистория. Дата обращения: 2 апреля 2025.
  5. Скоморохов Р. Другой ленд-лиз. Пехотный танк «Матильда»: странный не значит плохой. Военное обозрение (5 декабря 2018). Дата обращения: 23 апреля 2025.
  6. Барятинский М. Бронеколлекция 2001 № 04 (37) Пехотный танк «Матильда». Моделист-конструктор. Дата обращения: 23 апреля 2025.