Кромвель (танк)
| Кромвель | |
|---|---|
| | |
| Классификация | Крейсерский танк |
| Боевая масса, т | 27,97 |
| Компоновочная схема | классическая |
| Экипаж, чел. | 5 |
| История | |
| Разработчик | Leyland Motors и Birmingham Railway Carriage and Wagon Company |
| Производитель | Nuffield Mechanisation and Aero |
| Годы производства | 1943—1945 |
| Годы эксплуатации | 1943—1980 |
| Количество выпущенных, шт. | 1070 |
| Основные операторы |
|
| Размеры | |
| Длина корпуса, мм | 6350 |
| Ширина, мм | 3050 |
| Высота, мм | 2500 |
| Клиренс, мм | 406 |
| Бронирование | |
| Лоб корпуса (верх), мм/град. | 64/ 0° |
| Лоб корпуса (середина), мм/град. | 25/ 68° |
| Лоб корпуса (низ), мм/град. | 57/ 27° |
| Борт корпуса, мм/град. | 32/ 0° |
| Корма корпуса (верх), мм/град. | 25/ 0° |
| Корма корпуса (низ), мм/град. | 32/-10° |
| Днище, мм | 6,5-8 |
| Крыша корпуса, мм | 14 |
| Лоб башни, мм/град. | 76/ 0° |
| Борт башни, мм/град. | 51 + 12,7 |
| Корма башни, мм/град. | 51 + 12,7 |
| Крыша башни, мм/град. | 20 |
| Вооружение | |
| Калибр и марка пушки | 57-мм QF 6 pounder |
| Тип пушки | нарезная |
| Длина ствола, калибров | 50 |
| Боекомплект пушки | 75 |
| Углы ВН, град. | −12,5…+20° |
| Углы ГН, град. | 360° |
| Прицелы | № 33 или № 39 МкII |
| Пулемёты | 2×7,92-мм BESA, 1×7,7-мм Bren |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | 12-цилиндровый, бензиновый, безнаддувный, объёмом 27 020 см³ |
| Модель двигателя | Rolls-Royce Meteor |
| Мощность двигателя, л. с. | 600 |
| Скорость по шоссе, км/ч | 64 |
| Скорость по пересечённой местности, км/ч | 28 |
| Запас хода по шоссе, км | 278 |
| Удельная мощность, л. с./т | 21,5 |
| Тип подвески | индивидуальная пружинная, подвеска Кристи |
| Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,97 при ширине гусеницы 394 мм |
| Преодолеваемый подъём, град. | 24 |
| Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
| Преодолеваемый ров, м | 2,3 |
| Преодолеваемый брод, м | 0,9-1,2 |
Mk.VIII «Кромвель» (англ. Cruiser Tank Mk.VIII «Cromwell»), A27M — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Производился с 1943 по 1945 год, эксплуатировался с 1943 по 1980 год. Всего было выпущено 1070 экземпляров[1][2][3].
История
Осенью 1941 года на заводе фирмы BRCW в Бирмингеме на основе модернизированного танка А27 был разработан новый проект крейсерского танка — А27М. Модернизация включала установку двигателя Rolls-Royce Meteor и трансмиссии Merritt-Brown. Первый прототип был собран и 20 января 1942 года прошёл заводские испытания. Февральские испытания на полигоне в Фарнборо показали хорошие результаты: за два месяца интенсивных тестов, включавших обязательный пробег в 1600 км, танк А27М преодолел 3500 км без серьёзных поломок. Положительные результаты испытаний привели к подписанию контракта на производство первых 950 танков А27М, генеральным подрядчиком осталась фирма BRCW. Нехватка двигателей Meteor привела к задержке производства: первые танки сошли с конвейера только в январе 1943 года. Вскоре производство модификаций A27L и A27M было передано фирме Leyland, однако она столкнулась с теми же проблемами с поставками двигателей. Массовые поставки танков А27М в войска начались в середине 1943 года. В декабре 1942 года британская миссия, работавшая в США, договорилась о поставке 5250 двигателей Meteor для покрытия текущих потребностей. Эти двигатели предназначались для танков Cromwell, модернизации существующих танков и создания ремонтного фонда[4][3][5].
Сравнительные испытания британской и американской бронетехники состоялись летом 1943 года в Бовингтоне. В них участвовали 14 танков: Centaur, Cromwell, а также американские Sherman М4А2 и М4А4. Танки М4А2 прибыли в центр первыми, за ними — М4А4, которые потребовали дозаправки в пути. Танки Cromwell прибыли позже, а Centaur — ночью, требуя значительного технического обслуживания. В своём отчёте майор Клиффорд выразил негативное мнение о танке Centaur A27L, назвав его ненадежным и требующим большого обслуживающего персонала. Cromwell, по его мнению, обладал потенциалом, но в текущем состоянии представлял собой опытный образец, нуждающийся в доработке[4][3].
Параллельно с серийным производством велась модернизация танка Cromwell. В начале февраля 1943 года фирма Leyland представила несколько улучшенных вариантов А27М. Среди них — «Боевой Кромвель», отличавшийся улучшенным двигателем и трансмиссией, модернизированным механизмом подъёма пушки, усиленным бронированием (дополнительные 6-мм плиты под днищем) и усиленным корпусом. Другой вариант, Cromwell Pilot D, получил улучшенную подвеску с новыми амортизаторами, более широкие гусеницы (с увеличенным числом зубьев на ведущих колёсах) и катки с резиновыми бандажами Avon без вентиляционных отверстий. Исследовались различные технологии производства корпуса и башни танка. Фирмы Vauxhall и Rolls-Royce представили прототипы с литыми башнями; вариант Vauxhall был вскоре отклонен. Проект Rolls-Royce, Cromwell Applique, предусматривал сварной корпус, литую башню и дополнительные бронеплиты, увеличивающие бронирование до 101 мм, однако не пошёл в серию. Серийное производство (в апреле 1944 года выпущены первые 82 из 160 заказанных танков) варианта с накладной лобовой бронёй толщиной 101 мм началось на заводе BRCW. Дополнительные бронелисты приваривались к корпусу и крепились болтами к башне. К производству Cromwell помимо Leyland привлекались Metro, BRCW и Fowler. Серийный выпуск танка продолжался с 1943 по 1945 год, в общей сложности было произведено 1070 машин. Большее количество танков Cromwell было создано путём модернизации танков Centaur A27L с установкой двигателя Meteor. Танки Cromwell постоянно модернизировались, получая новое вооружение и дополнительную бронезащиту, поэтому до конца войны в первоначальном виде сохранилось лишь незначительное количество машин[4][3].
Характеристики
- Классификация: крейсерский танк.
- Боевая масса: 27,97 тонн.
- Компоновочная схема: классическая.
- Количество выпущенных: 4016 шт.
- Длина: 6350 мм.
- Ширина: 3050 мм.
- Высота: 2500 мм.
- Клиренс: 406 мм.
- Калибр и марка пушки: 57-мм QF 6 pounder.
- Тип пушки: нарезная.
- Длина ствола: 50 калибров.
- Боекомплект пушки: 75 снарядов.
- Прицелы: № 33 или № 39 Mk II.
- Пулемёты: 2 x 7,92-мм BESA, 1 x 7,7-мм Bren.
- Модель двигателя: Rolls-Royce Meteor.
- Тип двигателя: 12-цилиндровый, бензиновый, безнаддувный, объёмом 27020 см³.
- Мощность двигателя: 600 л. с.
- Тип подвески: индивидуальная пружинная, типа Кристи[1][6].
Модификации
- Mark VIII Cromwell I— базовый вариант, вооружённый 57-мм пушкой. Боевая масса 27,966 тонн. Экипаж 5 человек. Макс. скорость 64 км/ч. Бронирование 8—76 мм.
- Mark VIII Cromwell III — Centaur I с двигателем Meteor.
- Mark VIII Cromwell IV— Cromwell III с 75-мм пушкой.
- Mark VIII Cromwell V—Cromwell I с 75-мм пушкой.
- Mark VIII Cromwell VI — Centaur IV с двигателем Meteor, 95-мм гаубица.
- Mark VIII Cromwell VII — Cromwell III, Cromwell IV и Cromwell V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни.
- Mark VIII Cromwell VIll—Cromwell VI с увеличенной до 101 мм лобовой бронёй.
- Cromwell Mk X — прототип Cromwell Mk III, Centaur Mk I, переоснащённый Rolls-Royce Meteor[6].
Применение
В ходе программы ленд-лиз в СССР было куплено несколько танков «Кромвель» для изучения характеристик и возможностей. Танк опробовали на полигоне, провели испытания и сделали полную ревизию. «Кромвель» практически по всем параметрам уступал танкам отечественной разработки. Имел много недоработок и был плохо продуман для использования в боевых условиях. Танк имел устаревшую конструкцию и плохое бронирование. Из-за тесноты рабочего места наводчика эффективное использование пулемёта было невозможным. Тугой спуск пушки и отсутствие оптического прицела затрудняли прицеливание, а нарушение баланса приводило к постоянному опусканию ствола. Это делало танк непригодным для боевых действий[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Юрий Пашолок. Испытано в СССР. Крейсерский танк Cromwell IV. Альтернативная история (2 января 2024). Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ Ставер А., Скоморохов Р. Другой ленд-лиз. Неизвестный кавалерист Кромвель. Военное обозрение (23 февраля 2019). Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Барятинский М. Бронеколлекция 2007 № 04 (73) Крейсерский танк «Кромвель». Моделист-конструктор (2007). Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Князев М. Последние крейсерские танки (английский крейсерский танк Cromwell). Техноистория (2003). Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ Как англичане делали танк Cromwell: запутанная история. 110 км. Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Крейсерский танк Mark VIII (A27M) Cromwell. Армии и солдаты. Дата обращения: 6 апреля 2025.
- ↑ Как британские танки «Кромвель» в Советском Союзе забраковали. Novate. Дата обращения: 23 апреля 2025.