Крусейдер

Крусейдер
IWM-E-17616-Crusader-19421002.jpg
Боевая масса, т 19,3
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5
История
Производитель Nuffield Mechanizations and Aero
Годы разработки 1939-1940
Годы производства 1940-1943
Годы эксплуатации 1941-1945
Количество выпущенных, шт. более 5300
Основные операторы Флаг Великобритании Великобритания
Размеры
Длина корпуса, мм 5994
Ширина, мм 2642
Высота, мм 2235
Клиренс, мм 406
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 34
Лоб корпуса (низ), мм/град. 22
Борт корпуса (верх), мм/град. 20
Борт корпуса (низ), мм/град. 18
Корма корпуса (верх), мм/град. 16
Корма корпуса (низ), мм/град. 17
Днище, мм 16
Крыша корпуса, мм 14
Лоб башни, мм/град. 32
Лоб рубки, мм/град. 12
Маска орудия, мм/град. 11
Борт башни, мм/град. 23
Борт рубки, мм/град. 13
Корма башни, мм/град. 19
Корма рубки, мм/град. 11
Вооружение
Калибр и марка пушки 40-мм QF 2 pounder, или в поздней версии 57-мм QF 6 pounder
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 130
Пулемёты 2 × 7,7-мм BESA, часть машин с Bren
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 340
Скорость по шоссе, км/ч 43
Запас хода по шоссе, км 255
Тип подвески подвеска Кристи

Крейсерский танк Mk.VI «Крусейдер» (англ. Tank Cruiser Mk.VI «Crusader», от англ. crusader — «крестоносец»), A15 — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Разрабатывался с 1939 по 1940 год. Производился с 1940 по 1943 год, эксплуатировался с 1941 по 1945 год[1].

История

9 апреля 1940 года в Фарнборо на полигоне экспериментального центра механизации был доставлен первый прототип танка «Крусейдер». Испытания показали несовершенство системы охлаждения двигателя и недостатки в системе управления, способные привести к самопроизвольному повороту машины. Для устранения этого были внедрены распределительные клапаны в гидравлическую систему управления поворотным механизмом и тормозами, однако управление танком оставалось затруднительным. После успешных стрельбовых испытаний в Лулворте (Дорсет) в ноябре 1940 года, танк, получивший название Crusader I, был принят на вооружение британской армии. В 1941—1943 годах производство пяти модификаций танка «Крусейдер» было развёрнуто на заводах девяти компаний под руководством Nuffield, в результате чего было выпущено от 5300 до 5700 машин[2][3].

Танк Crusader II отличался от базовой модели усиленным бронированием: лобовая броня корпуса была увеличена на 6 мм, башни — на 10 мм, бортов и крыши — на 4 и 3 мм. Часть танков выпускалась без пулемётной башенки, а на некоторых она демонтировалась уже в войсках. Командир, наводчик и заряжающий получили смотровые приборы, в связи с чем стеклоблоки «триплекс» в бортах башни были удалены, а их амбразуры стали использоваться для стрельбы из личного оружия. Вооружение представляла 6-фунтовая пушка Mk III (42,9 калибра) с бронебойным снарядом, имеющим начальную скорость 848 м/с и способным поражать на дистанции 1000 метров любой танк немецкого Африканского корпуса. Боекомплект из 65 снарядов (без осколочно-фугасных) размещался в передней части корпуса слева. Масса танка выросла до 20,04 тонн, а экипаж сократился до четырёх (в некоторых случаях до трёх) человек, что обеспечивалось за счёт дополнительного боекомплекта. Успешное прохождение испытаний на огнестойкость новой башни в декабре 1941 года позволило начать производство модификации Crusader III летом 1942 года. Танки сопровождения всех трёх модификаций были оснащены 76-мм гаубицей с боекомплектом из 65 дымовых и осколочно-фугасных снарядов[2][4].

Появление модификации «Крусейдер III» связано в основном с усилением огневой мощи танка. Стандартная 6-фунтовая пушка не помещалась в имеющуюся башню. Проект установки башни от пехотного танка «Черчилль» был отвергнут, и началась разработка новой конструкции. В сентябре 1941 года был создан полноразмерный макет. Однако, специалисты Nuffield посчитали его неудачным и разработали собственный вариант, готовый к испытаниям обстрелом через шесть недель. Новая башня представляла собой модификацию башен предыдущих модификаций Crusader, но отличалась увеличенной высотой и длиной. Лобовая броня достигла 51 мм, а лобовой лист стал вертикальным с прямоугольной амбразурой для спаренной установки пушки и пулемёта (пулемёт слева от орудия). Для стрельбы дымовыми гранатами был перемещён дымовой гранатомёт, обеспечив ему возможность стрельбы через амбразуру в крыше. Посадочный люк сохранился, но уменьшился в размерах и стал закрываться откидной двухстворчатой крышкой[2].

Характеристики

  • Боевая масса: 19,3 тонн.
  • Компоновочная схема: классическая.
  • Экипаж: 5 человек.
  • Количество выпущенных: более 5300 шт.
  • Длина: 5994 мм.
  • Ширина: 2642 мм.
  • Высота: 2235 мм.
  • Клиренс: 406 мм.
  • Калибр и марка пушки: 40-мм QF 2 pounder, или в поздней версии 57-мм QF 6 pounder.
  • Длина ствола: 52 калибра.
  • Боекомплект пушки: 130 снарядов.
  • Пулемёты: 2 × 7,7-мм BESA, часть машин с Bren.
  • Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения.
  • Мощность двигателя: 340 л. с.
  • Тип подвески: подвеска Кристи[5][6].

Модификации

  • Crusader I — первый серийный вариант. Имеет пять опорных катков, двигатель Liberty, башня идентична башне танка А13. Характерная особенность — наличие башни с пулемётом BESA в лобовой части корпуса слева от механика-водителя. Боевая масса 19,279 т, бронирование 7—40 мм. Экипаж 5 человек.
  • Crusader ICS — танк сопровождения пехоты с 94-мм гаубицей.
  • Crusader II — Crusader I с незначительно увеличенной толщиной брони и отсутствием на большей части танков пулемётной башенки. У Crusader I её часто демонтировали в войсках. В зависимости от наличия или отсутствия башенки экипаж мог быть от 4 до 5 человек.
  • Crusader IICS — 94-мм гаубица вместо 2-фунтовой пушки (40-мм).
  • Crusader III — вместо 2-фунтовой (40-мм) установлена 6-фунтовая (57-мм) пушка. Толщина брони доведена до 51 мм. Боевая масса 20,04 тонн[5][6].

Применение

Танки «Крусейдер» участвовали в боях во Франции в 1940 году (в составе 1-й танковой дивизии) и в Северной Африке до 1942 года (7-я танковая дивизия), после чего были списаны. В июне 1941 года, в рамках операции «Battleaxe», «крусейдер» (7-я бригада, 7-я танковая дивизия) прибыли в Египет по распоряжению Черчилля, чтобы усилить британские войска в противостоянии с Роммелем. В первых столкновениях «крусейдер» понесли значительные потери от немецких танков и противотанковой артиллерии. Слабое вооружение и бронирование Mk I и Mk II делали их малоэффективными против немецких средних танков[7].

Примечания

  1. «Крестоносец» берёт длинный меч. Альтернативная история (21 апреля 2023). Дата обращения: 5 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Барятинский М. Бронеколлекция 2005 № 06 (63) «Крусейдер» и другие (британские крейсерские танки Mk I — Мк VI). Моделист-конструктор (2005). Дата обращения: 5 апреля 2025.
  3. Crusader: обзор знаменитого «британца». Военное обозрение (22 июня 2021). Дата обращения: 5 апреля 2025.
  4. Crusader: английский танк, ставший вынужденным решением. 110 км (8 марта 2022). Дата обращения: 5 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 A15 Mark VI «Crusader», Крейсерский танк. Энциклопедия военной техники. Дата обращения: 5 апреля 2025.
  6. 6,0 6,1 Крейсерский танк Mark VI (А15) Crusader. Армии и солдаты. Дата обращения: 5 апреля 2025.
  7. Барятинский М. Крестоносец в танковом строю (английский крейсерский танк Crusader). Техноистория. Дата обращения: 23 апреля 2025.