Черчилль (танк)
| Черчилль | |
|---|---|
| | |
| Классификация | Тяжёлый пехотный танк |
| Боевая масса, т | 37,9 |
| Компоновочная схема | классическая |
| Экипаж, чел. | 5 человек |
| История | |
| Разработчик | Harland and Wolff и Vauxhall |
| Производитель | Vauxhall, Gloucester Railway Carriage and Wagon Company, Newton Chambers и Dennis Specialist Vehicles |
| Годы разработки | 1940-1941 |
| Годы производства | 1941-1945 |
| Годы эксплуатации | 1941-1969 |
| Количество выпущенных, шт. | 5640 |
| Основные операторы |
|
| Размеры | |
| Длина корпуса, мм | 7442 |
| Ширина, мм | 3251 |
| Высота, мм | 2450 |
| Клиренс, мм | 530 |
| Бронирование | |
| Тип брони | стальная катаная и литая гомогенная |
| Лоб корпуса (верх), мм/град. | 102,152 / 0° |
| Лоб корпуса (середина), мм/град. | 57 |
| Лоб корпуса (низ), мм/град. | 102 |
| Борт корпуса, мм/град. | 76 / 0° |
| Корма корпуса (верх), мм/град. | 64 / 0° |
| Корма корпуса (низ), мм/град. | 19 |
| Днище, мм | 19 |
| Крыша корпуса, мм | 16—19 |
| Лоб башни, мм/град. | 88 / 0° |
| Борт башни, мм/град. | 76 / 0° |
| Корма башни, мм/град. | 76 / 0° |
| Крыша башни, мм/град. | 20 |
| Вооружение | |
| Калибр и марка пушки |
В ранних версиях: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I В более поздних версиях: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF Mk V |
| Тип пушки | нарезная или нарезная гаубица |
| Длина ствола, калибров | 50 для 57-мм QF 6 pounder Mk V |
| Боекомплект пушки | 150 × 40-мм, 58 × 76-мм |
| Прицелы | телескопический № 24B Mk.I |
| Пулемёты | 2 × 7,92 BESA, на части машин 1 × 7,7-мм Bren |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
| Мощность двигателя, л. с. | 350 |
| Скорость по шоссе, км/ч | 25 |
| Скорость по пересечённой местности, км/ч | 17 |
| Запас хода по шоссе, км | 250 |
| Запас хода по пересечённой местности, км | 170 |
| Удельная мощность, л. с./т | 8,85 |
| Тип подвески | индивидуальная, на вертикальных пружинах |
| Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,93 |
| Преодолеваемый подъём, град. | 30° |
| Преодолеваемая стенка, м | 0,75 |
| Преодолеваемый ров, м | 3,65 |
| Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
«Черчилль» (англ. Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), A22 — пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. В 1942 году поставлялся СССР по программе ленд-лиза. В 1939 году была инициирована разработка, серийное производство с 1941 по 1945 год[1][2].
История
В сентябре 1939 года британский генеральный штаб инициировал разработку танка А20 для замены тяжелого пехотного танка Mk II «Матильда». Необходимость в новой машине возникла в связи с участием британских войск в боевых действиях и столкновением с укреплениями «Линии Зигфрида». Требования к А20 включали лобовую броню толщиной не менее 60 мм, скорость около 16 км/ч, две 2-фунтовые пушки и спаренные пулемёты Besa в бортовых спонсонах, а также гусеничную ленту, обеспечивающую преодоление значительных вертикальных препятствий. В декабре 1939 года контракт на создание четырёх прототипов был заключен с Вулвичским Королевским арсеналом и Harland and Wolff Ltd. В качестве силовой установки рассматривались: 300-сильный дизельный двигатель и новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Готовый к середине 1940 года прототип показал неудовлетворительные результаты испытаний: двигатель Meadows DAV не обеспечивал необходимую мощность, трансмиссия работала нестабильно. В июле 1940 года во время «Битвы за Британию» фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л. с., представлявший собой спаренные одноимённые шестицилиндровые автомобильные моторы. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А20. Работа над новым прототипом, получившим индекс А22, велась быстрыми темпами. Прототип А22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца 1940 года. Первые 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors в июне 1941 года. Танк получил название «Черчилль». В ходе проектирования танка начала складываться производственная группа, в которую вошли 10 английских фирм, выпускавших «Черчилль» до декабря 1945 года. За это время было изготовлено 5640 боевых машин этого типа[3][4][5].
Танк Mk IV «Черчилль I» (первая серийная модификация) отличался оригинальной конструкцией. Его сварной корпус представлял собой прямоугольную коробчатую форму, а гусеницы, охватывающие корпус по всей ширине, позволили рационально разместить внутренние механизмы и обеспечить экипажу комфортные условия работы. Бронирование достигало 101 мм на корпусе и 89 мм на башне. Вооружение состояло из спаренной установки 2-фунтовой пушки и 7,92-мм пулем`та Besa в башне. Для усиления огневой мощи в лобовом листе корпуса дополнительно установили 3-дюймовую гаубицу. Её возможности были ограничены выступающими направляющими колёсами, сужая сектор обстрела до 30-32 градусов. Боекомплект включал 150 снарядов для пушки и 58 — для гаубицы[3][4][6].
Танк имел 12 цилиндровый карбюраторный двигатель Bedford «Twin-Six» жидкостного охлаждения мощностью 350 л. с., обеспечивавшим максимальную скорость 27 км/ч. Трансмиссия включала однодисковый главный фрикцион сухого трения Borg and Beck, четырёхступенчатую механическую коробку передач Merrit-Brown Н4, объединённую с дифференциальным механизмом поворота и бортовыми передачами. Механизм поворота обеспечивал разворот на месте и высокую манёвренность для тяжёлого танка. Броневая перегородка изолировала моторно-трансмиссионное отделение от боевого, минимизируя потери экипажа при пожаре двигателя и защищая силовую установку от взрыва боекомплекта. Ходовая часть состояла из 11 сдвоенных необрезиненных опорных катков малого диаметра, заднего ведущего колеса и направляющего колеса; функции поддерживающих колёс выполняли специальные направляющие. Подвеска — индивидуальная балансирная на цилиндрических пружинных рессорах. Модификация «Черчилль II» получила второй пулемёт Besa в лобовом листе корпуса вместо гаубицы. Танки поддержки «Черчилль ICS» и «Черчилль IICS» имели различное расположение 3-дюймовых гаубиц (две в разных модификациях) и 2-фунтовой пушки. С февраля 1942 года выпускался «Черчилль III», оснащённый 6-фунтовой пушкой Mk III в сварной башне увеличенного размера. «Черчилль IV» отличался литой башней и комплектовался 6-фунтовой пушкой Mk V с удлинённым стволом. До конца 1942 года все танки ранних моделей были переоснащены башнями с 6-фунтовыми пушками, а корпусные орудия заменены на пулемёты Besa[3][4][7].
В конце 1943 года появилась модификация «Черчилль VI», оснащённая новой 75-мм пушкой Mk V. Следующая модификация, «Черчилль VII», отличалась усиленным бронированием: лобовая броня корпуса достигла 152 мм, а башни — 95 мм. Конструкция башни стала комбинированной: борта из катаных листов, крыша — литая. Увеличение массы до 41 тонны привело к снижению скорости до 20 км/ч. Вариант «Черчилль VII» с 95-мм гаубицей получил обозначение «Черчилль VIII»[3][4][7].
В 1944 году начались работы над проектом А43 «Чёрный принц» («Супер Черчилль»), предполагавшим установку 17-фунтовой пушки на танк «Черчилль». Увеличение массы до 50 тонн потребовало усиления подвески и гусениц, что привело к снижению скорости до 16 км/ч. Шесть прототипов прошли войсковые испытания в мае 1945 года, однако серийное производство не было начато из-за окончания войны в Европе и приоритетного развития танка А41 «Центурион», выбранного британским военным командованием в качестве перспективной основной боевой машины. С вооружения английской армии «Черчилль» был снят в конце 1940-х годов. В боевых действиях в Корее в 1951 году участвовали огнемётные танки «Черчилль-крокодил», а сапёрные «Черчилль AVRE» послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года[3][4].
Характеристики
- Боевая масса: 37,9 тонн.
- Компоновочная схема: классическая.
- Экипаж: 5 человек.
- Длина: 7442 мм.
- Ширина: 3251 мм.
- Высота: 2450 мм.
- Клиренс: 530 мм.
- Броня: стальная катаная и литая гомогенная.
- Тип пушки: нарезная.
- Калибр и марка пушки: В ранних версиях: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I ; В более поздних версиях: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF Mk V.
- Боекомплект пушки: 150 × 40-мм, 58 × 76-мм.
- Прицелы: телескопический № 24B Mk.I.
- Пулемёты: 2 × 7,92 BESA, на части машин 1 × 7,7-мм Bren.
- Тип двигателя: горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения.
- Мощность двигателя: 350 л. с.
- Тип подвески: индивидуальная, на вертикальных пружинах[2].
Модификации
- Infantry Tank Mk IV (А22), Churchill I.
- Infantry Tank Mk IV (А22А), Churchill II.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill II CS.
- Infantry Tank Mk IV (А22В), Churchill III.
- Infantry Tank Mk IV (А22С), Churchill IV.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill IV NA 75.
- Infantry Tank Mk IV (А22С), Churchill V.
- Infantry Tank Mk IV (А22E), Churchill VI.
- Infantry Tank Mk IV (A22F), Churchill VII.
- Infantry Tank Mk IV (A22F), Churchill VIII.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill IX.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill IX LT.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill X.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill X LT.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill XI.
- Infantry Tank Mk IV, Churchill XI LT.
- Infantry Tank Mk IV(A22D), Churchill 3 inch gun carrier.
- Churchill Crocodile.
- Инженерный танк AVRE.
- Churchill Ardeer Aggie[2].
Применение
Первая боевая операция танков «Черчилль» состоялась 19 августа 1942 года во время рейда на Дьеп. В операции участвовали 28 машин модификаций I, II и III из 14-го канадского танкового полка, однако лишь шесть смогли принять участие в бою (остальные были потеряны при высадке или на подступах к берегу), все шесть были уничтожены в тот же день. Несколько танков «Черчилль III» из 1-й танковой дивизии участвовали в боях под Эль-Аламейном, где один из них был подбит 88-мм зенитной пушкой. В дальнейшем «Черчилль» применялись в Северной Африке, а с февраля 1943 года — в боях в Тунисе в составе 25-й танковой бригады. Танки «Черчилль IV» прошли всю Итальянскую кампанию в составе 21-й танковой бригады[3].
В операции по вторжению в Европу летом 1944 года участвовали две танковые бригады, оснащённые танками «Черчилль VII» и VIII: 43-я и 6-я гвардейская. Обе бригады вступили в бой в середине июля. В феврале 1945 года танки «Черчилль» 9-го Королевского танкового полка и 147-го Гэмпширского полка Королевского танкового корпуса поддерживали британскую пехоту при прорыве «Линии Зигфрида»[3][1].
Красная Армия была единственным иностранным получателем танков «Черчилль» во время Второй мировой войны. В рамках ленд-лиза в СССР было отправлено 344 танка модификаций III и IV, из которых 253 достигли места назначения. Первая партия из 10 танков прибыла в июле 1942 года. «Черчилль» поступали на вооружение отдельных гвардейских танковых полков прорыва, штатная численность которых составляла 21 танк[3][1].
Танки «Черчилль» впервые участвовали в боях на советско-германском фронте во время Сталинградской битвы в составе 47-го и 48-го отдельных гвардейских танковых полков прорыва. Они также применялись в Курской битве: 15-й и 36-й гвардейские полки прорыва входили в состав 5-й гвардейской танковой армии под Прохоровкой. 5 августа 1943 года танки 34-го отдельного гвардейского танкового полка первыми вошли в Орёл. «Черчилль» участвовали в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, освобождении Киева и Выборга. Свои последние бои на советско-германском фронте они провели в составе 82-го танкового полка в сентябре 1944 года, освобождая Таллин и острова Моонзундского архипелага[3].
В Великобритании на базе танка «Черчилль» строилось большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнемётных и сапёрных танков. Основная масса этих машин до конца войны была сосредоточена в 79-й танковой дивизии и активно применялась в боевых действиях[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Горбунов Я. Танк с недостатками: за что «Черчилля» любили советские танкисты. Русская семёрка. Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Английский танк Черчиль (Mk.IV «Churchill» (А22). Танковый музей в Кубинке. Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Барятинский М. «Толстокожий зверь». Моделист-конструктор (25 октября 2016). Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Ставер А., Скоморохов Р. Другой ленд-лиз. Гвардеец, но английский, Черчилль, но не Уинстон. Военное обозрение (21 февраля 2019). Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ Толстокожий зверь (английский пехотный танк «Черчиль»). techno-story.ru. Дата обращения: 3 апреля 2025.
- ↑ Смолин С. Почему танк «Черчилль» проигрывал немецким «Тиграм». 110 км. Дата обращения: 4 апреля 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Барятинский М. Толстокожий зверь (английский пехотный танк «Черчиль») // Техноистория.