Черчилль (танк)

Черчилль
Churchill IV.jpg
Классификация Тяжёлый пехотный танк
Боевая масса, т 37,9
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5 человек
История
Разработчик Harland and Wolff и Vauxhall
Производитель Vauxhall, Gloucester Railway Carriage and Wagon Company, Newton Chambers и Dennis Specialist Vehicles
Годы разработки 1940-1941
Годы производства 1941-1945
Годы эксплуатации 1941-1969
Количество выпущенных, шт. 5640
Основные операторы

Флаг Великобритании Великобритания

Флаг СССР СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 7442
Ширина, мм 3251
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 530
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 102,152 / 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 57
Лоб корпуса (низ), мм/град. 102
Борт корпуса, мм/град. 76 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 64 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 19
Днище, мм 19
Крыша корпуса, мм 16—19
Лоб башни, мм/град. 88 / 0°
Борт башни, мм/град. 76 / 0°
Корма башни, мм/град. 76 / 0°
Крыша башни, мм/град. 20
Вооружение
Калибр и марка пушки

В ранних версиях: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I

В более поздних версиях: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF Mk V
Тип пушки нарезная или нарезная гаубица
Длина ствола, калибров 50 для 57-мм QF 6 pounder Mk V
Боекомплект пушки 150 × 40-мм, 58 × 76-мм
Прицелы телескопический № 24B Mk.I
Пулемёты 2 × 7,92 BESA, на части машин 1 × 7,7-мм Bren
Подвижность
Тип двигателя горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 350
Скорость по шоссе, км/ч 25
Скорость по пересечённой местности, км/ч 17
Запас хода по шоссе, км 250
Запас хода по пересечённой местности, км 170
Удельная мощность, л. с./т 8,85
Тип подвески индивидуальная, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,93
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 3,65
Преодолеваемый брод, м 1,2

«Черчилль» (англ. Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), A22 — пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. В 1942 году поставлялся СССР по программе ленд-лиза. В 1939 году была инициирована разработка, серийное производство с 1941 по 1945 год[1][2].

История

В сентябре 1939 года британский генеральный штаб инициировал разработку танка А20 для замены тяжелого пехотного танка Mk II «Матильда». Необходимость в новой машине возникла в связи с участием британских войск в боевых действиях и столкновением с укреплениями «Линии Зигфрида». Требования к А20 включали лобовую броню толщиной не менее 60 мм, скорость около 16 км/ч, две 2-фунтовые пушки и спаренные пулемёты Besa в бортовых спонсонах, а также гусеничную ленту, обеспечивающую преодоление значительных вертикальных препятствий. В декабре 1939 года контракт на создание четырёх прототипов был заключен с Вулвичским Королевским арсеналом и Harland and Wolff Ltd. В качестве силовой установки рассматривались: 300-сильный дизельный двигатель и новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Готовый к середине 1940 года прототип показал неудовлетворительные результаты испытаний: двигатель Meadows DAV не обеспечивал необходимую мощность, трансмиссия работала нестабильно. В июле 1940 года во время «Битвы за Британию» фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л. с., представлявший собой спаренные одноимённые шестицилиндровые автомобильные моторы. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А20. Работа над новым прототипом, получившим индекс А22, велась быстрыми темпами. Прототип А22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца 1940 года. Первые 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors в июне 1941 года. Танк получил название «Черчилль». В ходе проектирования танка начала складываться производственная группа, в которую вошли 10 английских фирм, выпускавших «Черчилль» до декабря 1945 года. За это время было изготовлено 5640 боевых машин этого типа[3][4][5].

Танк Mk IV «Черчилль I» (первая серийная модификация) отличался оригинальной конструкцией. Его сварной корпус представлял собой прямоугольную коробчатую форму, а гусеницы, охватывающие корпус по всей ширине, позволили рационально разместить внутренние механизмы и обеспечить экипажу комфортные условия работы. Бронирование достигало 101 мм на корпусе и 89 мм на башне. Вооружение состояло из спаренной установки 2-фунтовой пушки и 7,92-мм пулем`та Besa в башне. Для усиления огневой мощи в лобовом листе корпуса дополнительно установили 3-дюймовую гаубицу. Её возможности были ограничены выступающими направляющими колёсами, сужая сектор обстрела до 30-32 градусов. Боекомплект включал 150 снарядов для пушки и 58 — для гаубицы[3][4][6].

Танк имел 12 цилиндровый карбюраторный двигатель Bedford «Twin-Six» жидкостного охлаждения мощностью 350 л. с., обеспечивавшим максимальную скорость 27 км/ч. Трансмиссия включала однодисковый главный фрикцион сухого трения Borg and Beck, четырёхступенчатую механическую коробку передач Merrit-Brown Н4, объединённую с дифференциальным механизмом поворота и бортовыми передачами. Механизм поворота обеспечивал разворот на месте и высокую манёвренность для тяжёлого танка. Броневая перегородка изолировала моторно-трансмиссионное отделение от боевого, минимизируя потери экипажа при пожаре двигателя и защищая силовую установку от взрыва боекомплекта. Ходовая часть состояла из 11 сдвоенных необрезиненных опорных катков малого диаметра, заднего ведущего колеса и направляющего колеса; функции поддерживающих колёс выполняли специальные направляющие. Подвеска — индивидуальная балансирная на цилиндрических пружинных рессорах. Модификация «Черчилль II» получила второй пулемёт Besa в лобовом листе корпуса вместо гаубицы. Танки поддержки «Черчилль ICS» и «Черчилль IICS» имели различное расположение 3-дюймовых гаубиц (две в разных модификациях) и 2-фунтовой пушки. С февраля 1942 года выпускался «Черчилль III», оснащённый 6-фунтовой пушкой Mk III в сварной башне увеличенного размера. «Черчилль IV» отличался литой башней и комплектовался 6-фунтовой пушкой Mk V с удлинённым стволом. До конца 1942 года все танки ранних моделей были переоснащены башнями с 6-фунтовыми пушками, а корпусные орудия заменены на пулемёты Besa[3][4][7].

В конце 1943 года появилась модификация «Черчилль VI», оснащённая новой 75-мм пушкой Mk V. Следующая модификация, «Черчилль VII», отличалась усиленным бронированием: лобовая броня корпуса достигла 152 мм, а башни — 95 мм. Конструкция башни стала комбинированной: борта из катаных листов, крыша — литая. Увеличение массы до 41 тонны привело к снижению скорости до 20 км/ч. Вариант «Черчилль VII» с 95-мм гаубицей получил обозначение «Черчилль VIII»[3][4][7].

В 1944 году начались работы над проектом А43 «Чёрный принц» («Супер Черчилль»), предполагавшим установку 17-фунтовой пушки на танк «Черчилль». Увеличение массы до 50 тонн потребовало усиления подвески и гусениц, что привело к снижению скорости до 16 км/ч. Шесть прототипов прошли войсковые испытания в мае 1945 года, однако серийное производство не было начато из-за окончания войны в Европе и приоритетного развития танка А41 «Центурион», выбранного британским военным командованием в качестве перспективной основной боевой машины. С вооружения английской армии «Черчилль» был снят в конце 1940-х годов. В боевых действиях в Корее в 1951 году участвовали огнемётные танки «Черчилль-крокодил», а сапёрные «Черчилль AVRE» послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года[3][4].

Характеристики

  • Боевая масса: 37,9 тонн.
  • Компоновочная схема: классическая.
  • Экипаж: 5 человек.
  • Длина: 7442 мм.
  • Ширина: 3251 мм.
  • Высота: 2450 мм.
  • Клиренс: 530 мм.
  • Броня: стальная катаная и литая гомогенная.
  • Тип пушки: нарезная.
  • Калибр и марка пушки: В ранних версиях: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I ; В более поздних версиях: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF Mk V.
  • Боекомплект пушки: 150 × 40-мм, 58 × 76-мм.
  • Прицелы: телескопический № 24B Mk.I.
  • Пулемёты: 2 × 7,92 BESA, на части машин 1 × 7,7-мм Bren.
  • Тип двигателя: горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения.
  • Мощность двигателя: 350 л. с.
  • Тип подвески: индивидуальная, на вертикальных пружинах[2].

Модификации

  • Infantry Tank Mk IV (А22), Churchill I.
  • Infantry Tank Mk IV (А22А), Churchill II.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill II CS.
  • Infantry Tank Mk IV (А22В), Churchill III.
  • Infantry Tank Mk IV (А22С), Churchill IV.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IV NA 75.
  • Infantry Tank Mk IV (А22С), Churchill V.
  • Infantry Tank Mk IV (А22E), Churchill VI.
  • Infantry Tank Mk IV (A22F), Churchill VII.
  • Infantry Tank Mk IV (A22F), Churchill VIII.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IX.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IX LT.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill X.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill X LT.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill XI.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill XI LT.
  • Infantry Tank Mk IV(A22D), Churchill 3 inch gun carrier.
  • Churchill Crocodile.
  • Инженерный танк AVRE.
  • Churchill Ardeer Aggie[2].

Применение

Первая боевая операция танков «Черчилль» состоялась 19 августа 1942 года во время рейда на Дьеп. В операции участвовали 28 машин модификаций I, II и III из 14-го канадского танкового полка, однако лишь шесть смогли принять участие в бою (остальные были потеряны при высадке или на подступах к берегу), все шесть были уничтожены в тот же день. Несколько танков «Черчилль III» из 1-й танковой дивизии участвовали в боях под Эль-Аламейном, где один из них был подбит 88-мм зенитной пушкой. В дальнейшем «Черчилль» применялись в Северной Африке, а с февраля 1943 года — в боях в Тунисе в составе 25-й танковой бригады. Танки «Черчилль IV» прошли всю Итальянскую кампанию в составе 21-й танковой бригады[3].

В операции по вторжению в Европу летом 1944 года участвовали две танковые бригады, оснащённые танками «Черчилль VII» и VIII: 43-я и 6-я гвардейская. Обе бригады вступили в бой в середине июля. В феврале 1945 года танки «Черчилль» 9-го Королевского танкового полка и 147-го Гэмпширского полка Королевского танкового корпуса поддерживали британскую пехоту при прорыве «Линии Зигфрида»[3][1].

Красная Армия была единственным иностранным получателем танков «Черчилль» во время Второй мировой войны. В рамках ленд-лиза в СССР было отправлено 344 танка модификаций III и IV, из которых 253 достигли места назначения. Первая партия из 10 танков прибыла в июле 1942 года. «Черчилль» поступали на вооружение отдельных гвардейских танковых полков прорыва, штатная численность которых составляла 21 танк[3][1].

Танки «Черчилль» впервые участвовали в боях на советско-германском фронте во время Сталинградской битвы в составе 47-го и 48-го отдельных гвардейских танковых полков прорыва. Они также применялись в Курской битве: 15-й и 36-й гвардейские полки прорыва входили в состав 5-й гвардейской танковой армии под Прохоровкой. 5 августа 1943 года танки 34-го отдельного гвардейского танкового полка первыми вошли в Орёл. «Черчилль» участвовали в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, освобождении Киева и Выборга. Свои последние бои на советско-германском фронте они провели в составе 82-го танкового полка в сентябре 1944 года, освобождая Таллин и острова Моонзундского архипелага[3].

В Великобритании на базе танка «Черчилль» строилось большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнемётных и сапёрных танков. Основная масса этих машин до конца войны была сосредоточена в 79-й танковой дивизии и активно применялась в боевых действиях[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Горбунов Я. Танк с недостатками: за что «Черчилля» любили советские танкисты. Русская семёрка. Дата обращения: 4 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Английский танк Черчиль (Mk.IV «Churchill» (А22). Танковый музей в Кубинке. Дата обращения: 4 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Барятинский М. «Толстокожий зверь». Моделист-конструктор (25 октября 2016). Дата обращения: 4 апреля 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Ставер А., Скоморохов Р. Другой ленд-лиз. Гвардеец, но английский, Черчилль, но не Уинстон. Военное обозрение (21 февраля 2019). Дата обращения: 4 апреля 2025.
  5. Толстокожий зверь (английский пехотный танк «Черчиль»). techno-story.ru. Дата обращения: 3 апреля 2025.
  6. Смолин С. Почему танк «Черчилль» проигрывал немецким «Тиграм». 110 км. Дата обращения: 4 апреля 2025.
  7. 7,0 7,1 Барятинский М. Толстокожий зверь (английский пехотный танк «Черчиль») // Техноистория.