Т-34

Материал из «Знание.Вики»


Т-34
Танк Т-34-85 образца 1944 года на постаменте в КурскеТанк Т-34-85 образца 1944 года на постаменте в Курске
Классификация основной средний танк
Боевая масса, т 26,5-30,9
Экипаж, чел. 4
История
Производитель Флаг СССР [[Завод «Красное Сормово»]], Харьковский завод № 183, Сталинградский тракторный завод
Годы производства 1940
Количество выпущенных, шт. более 55 тысяч
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 45
Борт корпуса, мм/град. 45
Вооружение
Калибр и марка пушки 76-мм пушка Л-11, 76-мм танковая пушка Ф-34
Двигатель
В-2-34
Общие данные
Тип дизельный, четырехтактный бескомпрессорный
Производительность
Максимальная мощность 500 л. с.
Камера сгорания
Диаметр цилиндра 150 мм мм
Тактность (число тактов) 4
Степень сжатия 14-15
Питание
Система смазки циркуляционная, под давлением
Охлаждение жидкостное, закрытое, с принудительной циркуляцией
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 500

T-34 — средний танк Рабоче-крестьянской Красной армии в период Великой Отечественной войны, серийно производился с декабря 1940 года[1]. Советский Т-34 — самый массовый танк периода войны, всего было произведено более 55 тысяч машин различных модификаций[2].


История

Предпосылки

До появления легендарного Т-34 основным серийным средним танком Красной армии был Т-28 — бронемашина в целом неплохая, и по ряду параметров даже превосходившая немецкие аналоги. Но недочёты этой модели были достаточно очевидными. Сложность конструкции и невысокое качество заводской сборки приводило к частым поломкам, трёхбашенная компоновка обуславливала ограничения на наращивание толщины брони. К началу Великой Отечественной войны танк явно устаревал и не подлежал модернизации.

Советские инженеры-танкостроители предприняли попытку исправить недостатки Т-28 в проекте танка Т-29 с комбинированным колесно-гусеничным движителем. Опытная модель показывала на испытаниях отличные скоростные характеристики разгона до 80 км/ч на колесах, и обеспечивала возможность совершения более длительных маршей относительно «классических» гусеничных танков. Но Т-29 имел практически те же недостатки: сложность конструкции, трёхбашенная компоновка, ограниченные возможности для наращивания брони[1].

В декабре 1936 года Г. К. Орджоникидзе, нарком тяжёлой промышленности СССР, направил на производство танков (Харьковский завод) Михаила Ильича Кошкина — опытного конструктора-самородка. 28 декабря того же года приказом наркома тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе Михаил Ильич был назначен начальником танкового конструкторского бюро № 183; до своего назначения Михаил Ильич Кошкин работал заместителем начальника на Ленинградском заводе № 185. Михаил Кошкин попал в конструкторское бюро в момент, когда у БТ-7 начали фиксироваться массовые поломки коробок передач.

В январе 1937 года Кошкин появляется в конструкторском бюро № 190. Визит Михаила Ильича в бюро состоялся без наличия сопровождающих-инструкторов. Само танковое бюро состояло из молодых специалистов с определённым опытом работы над танками Т-24, Т-12 и другими. Что характерно, ещё до перенаправления Кошкина конструкторское бюро имело определённые наработки, что легли в основу Т-34. В частности:

  • А. А. Морозов и В. Г. Матюхин работали над схемами колёсного хода;
  • М. И. Таршинов и П. П. Васильев (с последующей передачей работ М. И. Таршинову) разрабатывали форму и бронирование корпуса с башней;
  • П. П. Васильев также создавал эргономику для радистов и мехводов экипажа танка.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34

Во второй половине 1937 года, менее чем за год, под руководством М. И. Кошкина, с участием его ближайших помощников А. А. Морозова, Н. А. Кучеренко и других конструкторов была успешно завершена модернизация танка БТ-7М с установкой в нём дизеля В-2.

В сентябре 1937 года Главное автобронетанковое управление Красной Армии выдало заводу № 183 техническое задание на разработку нового манёвренного колёсно-гусеничного танка. К тому времени работы в КБ над БТ-7М были в основном завершены, и конструкторский коллектив был готов к выполнению очередного сложного и почётного задания.

К концу 1937 года общий уровень работ над танком БТ-7 был таким, что Михаил Ильич выделил без ущерба для модернизации техники команду из самых квалифицированных конструкторов для создания нового образца техники. В силу особой важности и серьёзности задания работа над танком велась не в основном конструкторском бюро, а в специально созданном — КБ-24. Изначально в составе бюро было 11 человек, потом штат (что несколько символично) расширили до 24 сотрудников.

Большое значение в создании Т-34 имел положенный Михаилом Ильичом принцип создания техники:

Самая многообещающая впервые разработанная конструкция немедленно обесценивается, если её воплощение в металле осуществляется на низком уровне. Работать не в догонку, а — на обгон! В конструировании использовать не аналог, а тенденцию! Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений, неизбежно усложняющих производство и нарушающих его ритм.

Родоначальники Т-34 на фронтах Испании

Охваченная гражданской войной Испания не обошла стороной Советский Союз. С целью помочь свергнуть франкистское правительство СССР начал поставки БТ-5 и Т-26 на фронта Испании. Однако, боевые действия показали — основным орудием стали не противотанковые ружья, а малокалиберные автоматические пушки, что легко прошивали броню лёгких танков (и следовательно, прорыв такой обороны стоил бы крайне больших потерь в бронетехнике).

С. А. Гинзбург писал:

«Мощность и скорострельность современных противотанковых 37-мм пушек является достаточной, чтобы сделать безуспешной атаку роты тонкобронных танков, производящуюся в строю повзводно, при условии наличия 1—2 противотанковых пушек на 200—400 м обороны фронта…»

Толщина брони танков БТ и Т-26 составляла 15-22 мм. Поэтому одним из направлений развития советского танкостроения стало существенное повышение бронезащиты танков от огня противотанковых средств вероятных противников. Практически все перспективные танки должны были выдерживать огонь 37-мм противотанковых орудий — на тот момент одного из самых массовых артиллерийских орудий того периода. Добиться увеличения «живучести» танка можно было как простым увеличением толщины бронелистов, так и посредством расположения листов брони под значительными углами наклона. 9 мая 1938 года на заседании Автобронетанкового управления РККА было принято следующее решение:

Предложение тов. Павлова о создании заводом 183 гусеничного танка признать целесообразным с усилением бронирования в лобовой части до 30 мм. Башню танка приспособить для установки 76-мм орудия. Экипаж — 4 человека.

Опытные предшественники: А-20 и А-32

В сентябре 1938 года по итогам рассмотрения макета БТ-20 было принято решение об изготовлении трёх танков: одного колёсно-гусеничного и двух гусеничных, а также одного бронекорпуса для испытаний обстрелом. К началу 1939 года КБ-24 выполнило чертежи по А-20 и начало проектирование А-20Г[Комментарии 1].

В феврале 1939 года на очередном заседании Комитета Обороны было принято решение об изготовлении опытных образцов обоих танков, а также о выделении средств на их создание. Отдельно хочется отметить, что согласно одной из версий, военные хотели создать «кавалерийский»[Комментарии 2] танк и настаивали только на создании колёсно-гусеничного А-20. Лишь настойчивость Кошкина помогла убедить военные круга в создании двух видов техники. По другой версии, создание двух танков сочли нецелесообразным расходованием ресурсов — и Михаил Ильич Кошкин также помог убедить в целесообразности создания сразу двух видов техники.

В мае того же года были изготовлены оба вида танков, а также начались их ходовые испытания. Результаты испытаний выявили, что А-20 продемонстрировал несколько более лучшую подвижность в сравнении с А-32, но уступил тому в проходимости. Кроме того, особенности ходовой части А-20 не позволяли установить более мощное орудие — тогда как А-32 к началу боевых испытаний поставили 76-мм пушку Л-10 (а толщину брони можно было увеличивать далее).

Дизельная модель двигателя В-2-34 танка Т-34

В конце сентября 1939 года после показа А-20 и А-32 на полигоне в Кубинке руководству Народного комиссариата обороны и членам правительства было принято решение об увеличении толщины А-32 до 45 мм. По результатам испытаний было принято постановление № 443, которое предписывало:

КОМИТЕТ ОБОРОНЫ при СНК Союза ССР

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять на вооружение РККА:
Танк А-32 — гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими изменениями: а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;б) улучшить обзорность из танка;в) установить на танк А-32 следующее вооружение:1) пушку Л-11 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемёт у радиста — калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм. Присвоить указанному танку обозначение Т-34

Данное постановление было принято 19 декабря 1939 года.

Предсерийные танки Т-34 № 1 и Т-34 № 2

В январе 1940 года после принятия постановления танк прошёл официальное переименование. С февраля по март 1940 года два опытных образца Т-34 проходили полевые испытания в Харькове. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк № 1 вместе с образцом № 2 своим ходом, в обстановке строжайшей секретности, добрались из Харькова в Москву для демонстрации техники партийному руководству. К ночи 17 марта танки уже были на Ивановской площади в Кремле. Утром того же дня танки уже были продемонстрированы высшему руководству страны — И. В. Сталин крайне одобрительно отозвался о технике, назвав их «первыми ласточками». После осмотра в Кремле танки Т-34 были продемонстрированы на подмосковных полигонах, а также на Карельском перешейке, на оставшихся от советско-финского конфликта противотанковых заграждениях у линии Маннергейма.

31 марта 1940 года был подписан протокол ГКО о серийном производстве данного танка. В отчётной документации было записано следующее:

Пробег был совершён отлично. Танки Т-34 соответствуют тактико-техническим требованиям (ТТТ) и превосходят другие танки". Главное решение: "Танк Т-34, изготовленный в полном соответствии с Постановлением Комитета обороны при СНК СССР от 19.12.1939 г., прошедший госиспытания и пробег Харьков-Москва без каких-либо поломок и значительных дефектов, рекомендовать для немедленной постановки на производство заводов № 183 и СТЗ. Поручить госкомиссии по испытанию танка в пятидневный срок утвердить чертежи танка Т-34 для производства в 1940 году. Подписали: И. А. Лихачёв, А. А. Горегляд, К. Е. Ворошилов.

Танк Т-34-85. Выпускал завод № 112 («Красное Сормово»)

Серийное производство танка

После того, как вышел приказ о постановке танка на серийное производство, заводу № 183 было поручено создать к июлю партию из 10 тестовых машин. Впоследствии был принят план о производстве 150 образцов техники.

В 1941 году изначально планировалось производство Т-34 на Харьковском заводе № 183 и Сталинградском тракторном заводе. Но в связи с эвакуацией завода № 183 на Урал производство фактически было налажено на Красном Сормове.

Переориентация судостроительного предприятия на танковый завод шла непросто. При этом в связи с нехваткой дизельных двигателей В-2 необходимо было изменить конструкцию танка под установку бензинового адаптированного авиационного мотора М-17.

Государственный Комитет Обороны постановляет:

...а) немедленно приступить на заводе "Красное Сормово" к производству средних танков Т-34. Выпуск танков начать с 1.1X.1941г.

... 6. Установить, что во всех расчётах о производстве танков, авиамоторов и брони исходить из программы выпуска танков Т-34 в 1941г. 700-750 штук и в 1942г. - 3000 танков.Постановление № ГКО-1сс от 1 июля 1941г. (сов. секретно, рассекречено) ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И.СТАЛИН

Первые танки заводчане поставили на фронт в октябре 1941 года. предварительно каждый танк проходил огневые и ходовые испытания — пробеги по 30 и 50 км. В период с сентября по декабрь 1941 года предприятие передало фронту 173 танка. Для снижения зависимости от заводов смежников на «Красном Сормове» стали выпускать с 1942 года траки — звенья гусеничной ленты, освободив от этой нагрузки Горьковский автомобильный завод.

Горьковский Комитет Обороны п о с т а н о в л я е т 1. Обязать завод "Красное Сормово" (т. Михалева) обеспечить выпуска танков Т-34 до 20 декабря 1941г. по 5 танков в сутки, с 20 декабря 1941г. по 20 января 1942г. по 8 и с 20 января 1942 г.по 10 танков в сутки.Постановление № 105-с (сов. секретно, рассекречено) от 12 декабря 1941г.

Танк Т-34 произвёл сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружён 76,2-мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецкий танков с 1,5-2 тысяч метров, тогда как немецкие ... не более чем с 500 метров, и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую или кормовую часть танка Т-34Немецкий генерал Э. Шнейдер

В октябре 1941 года, когда мне была поручена операция по обороне Москвы, мы начали получать с сормовского завода танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за МосквуМаршал Советского Союза Г. К. Жуков

Техника Победы

Т-34
Тип Средний танк
Год выпуска 1940
Длина/ширина/высота 5,92/3/2,4 м
Броня лоб/борт 45/45
Двигатель В-2-34
Дальность хода 380 км (по дороге)
Максимальная скорость 54 км/ч (по дороге)
Масса 26,5-30,9 т
Экипаж 4 чел.
Вооружение 76-мм пушка Л-11, 76-мм танковая пушка Ф-34

В 1942 году война пришла в Сталинград и тракторный завод уже не мог выпускать танки. План производства перераспределили между другими предприятиями страны. Сормовскому заводу пришлось увеличить выпуск танков на 50 единиц в месяц. К тому моменту завод стал сдавать по 10 машин в день.

После Курской битвы стало очевидна необходимость доработки Т-34. Новые тяжёлые немецкие танки «Тигр» и «Пантера» были мощнее. Нашему танку потребовалась более мощная пушка. Модернизацию осуществляли конструкторы завода «Красное Сормово» совместно со специалистами завода № 183.

Танк оснастили 85-мм пушкой, индекс новой модификации танка стал Т-34-85. При этом благодаря новой башне, увеличенного объёма возросла бронезащита танка. Впоследствии Т-34-85 был признан лучшим танком того времени и стал одним из символов Второй мировой войны[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Танк Т-34 имел массу недостатков. Но был настоящим кошмаром для врагов СССР. hi-tech.mail (8 мая 2022). Дата обращения: 29 декабря 2024.
  2. Танк Т-34: восемь фактов из истории легенды. Rostec (17 декабря 2021). Дата обращения: 29 декабря 2024.
  3. Татьяна Салахетдинова, Александра Викулова, Анастасия Еремниа, Екатерина Тарасова, Алексей Булавин. Горький. Символ Победы. — Нижний Новгород: ООО "Коммерсант Приволжье", 2020. — С. 34—37, 39. — 288 с.
Комментарии
  1. После введения в 1930-х гг. правительством СССР буквенных индексов для машиностроительных производств в наименованиях их изделий стали использовать соответствующие индексы. «А» — индекс, присвоенный Харьковскому паровозостроительному заводу. «Г» — гусеничный, впоследствии получил наименование А-32.
  2. Кавалерийский танк (также называется крейсерским) — танк, предназначенный для быстрого проникновения в тылы противника и уничтожения вражеских частей в течение скоротечного боестолкновения. Характеризуются лёгкой бронёй и небольшим калибром орудий.
Источники