Горьковский автомобильный завод

Материал из «Знание.Вики»
Горьковский автомобильный завод
Gorky Automobile Plant. Main entrance. 09-2019 01.jpg
Тип Публичное акционерное общество
Год основания 1932
Прежние названия Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова, Завод имени Молотова
Расположение  СССРФлаг России Россия: Нижний Новгород,
Нижегородская область
Ключевые фигуры Сорокин В. Н.
Генеральный директор
Отрасль Машиностроительное предприятие
Продукция легковые и грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы, автокомпоненты
Сайт azgaz.ru

Публи́чное акционе́рное о́бщество «Го́рьковский автомоби́льный заво́д» (ранее Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова, сокр. ГАЗ) — крупнейший машиностроительный завод в Нижнем Новгороде (Горький в 1932—1990), один из лидеров по производству грузовых и легковых автомобилей в России[1].

История

Завод в период строительства (1929—1932 годы)

31 мая 1929 года было подписано соглашение с американской компанией Форд о технической помощи при производстве автомобилей моделей «Форд А» и «Форд АА», ставшей партнёром автозавода ГАЗ. Технологическое и строительное проектирование велось в Америке, с участием советских специалистов. Период строительства Горьковского автомобильного завода в 1929—1932 годах был ключевым для развития автомобильной промышленности в Советском Союзе. В конце 1920-х и начале 1930-х годов Советский Союз сталкивался с необходимостью интенсивного индустриального развития. Экономический рост требовал развития транспортной инфраструктуры, что включало в себя также создание автомобильной промышленности. Решение о строительстве автомобильного завода в Горьком было принято в этом контексте. Выбор локации для завода был стратегическим. Горький был выбран из-за своего географического положения, обширной промышленной базы и наличия квалифицированной рабочей силы. Строительство завода началось 2 мая 1930 года. А первый грузовой автомобиль, ГАЗ-АА, был собран 29 января 1932 года[2]. Первые модели, такие как ГАЗ-А, базировались на американских образцах, что отражало ограниченные технологические ресурсы и опыт в этот период. Развитие завода оказывало значительное воздействие на социальную сферу. Создание рабочих мест, улучшение условий труда, строительство жилья для работников — всё это способствовало социальному развитию города и области. Период строительства ГАЗа в 1929—1932 годах стал отправной точкой для создания мощной автомобильной промышленности в Советском Союзе. Завод стал символом технологического прогресса и важным элементом советской экономики и оборонной промышленности[1].

Завод в довоенное время (1932—1941 годы)

В период с 1932 по 1940 годы завод важным образом влиял на экономическую и военную мощь страны, играя ключевую роль в развитии отечественной автомобильной промышленности. В 1933—1935 годах ассортимент продукции был расширен, стали производить грузовики и автобусы. В 1935 году был переименован в Горьковский автомобильный завод (Нижний Новгород был переименован в Горький). В конце 1930-х годов ГАЗ прошёл процесс модернизации, внедряя новые технологии и расширяя производственные мощности. Он стал неотъемлемой частью первого пятилетнего плана индустриализации Советского Союза.

Согласно мобилизационному плану СССР, после начала Второй мировой войны в 1939 году ГАЗ должен был освоить производство продукции военного назначения: корпусов для мин, бронебойных снарядов, взрывателей к авиационным бомбам и другой продукции. Также предприятие выпускало гусеничные машины — танкетки (Т-27), плавающие танки (Т-37), артиллерийский тягач (Т-20 «Комсомолец»). На предприятии проектировали даже самолёты («Комсомолец 1», «Комсомолец 2»). Они работали на автомобильных двигателях и использовались в основном участниками аэроклубов. В начале 1940-х годов автозавод выпускал небольшими партиями речные катера и аэросани[3]. К началу 1940-х годов завод выпустил 450 000 автомобилей (63 % всех автомобилей, произведённых в СССР), коллективом было разработано до 17 типов машин[4]. В преддверии войны и угрозы наступления войск фашистской Германии, часть предприятий, была эвакуирована на восток. Это позволило сохранить и продолжить производство в тылу страны, обеспечивая фронт необходимой техникой.

В период Великой Отечественной войны

С самого начала войны Горьковский автомобильный завод был мобилизован на службу фронту. Производство гражданских автомобилей было приостановлено, и завод полностью переключился на выпуск военной техники. ГАЗ стал крупным поставщиком грузовиков, автобусов и специальной военной техники для Красной Армии. Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения. Выдающимися конструкторами — новаторами были А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, В. К. Рубцов.

За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил: автомобилей — 176221 шт.; танков — около 12000 шт.; самоходных установок — более 9000 шт.; миномётов — 24000 шт.; автомобильных моторов — 232000 шт.; снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30000 шт[5].

Горьковский автомобильный завод (1946—1991 годы)

После Второй мировой войны Горьковский автомобильный завод вступил в новый этап своей истории, охарактеризованный восстановлением и последующим развитием. Постепенно восстанавливался выпуск гражданских автомобилей, включая новые модели, такие как ГАЗ-М20 «Победа». В 1946 году начался выпуск грузовиков и автобусов, необходимых для восстановления экономики и инфраструктуры страны.

В 1950—1960-е годы завод активно модернизировал свое производство. В 1956 году стартовал выпуск ГАЗ-21 «Волга», который стал визитной карточкой завода и одной из самых популярных моделей в истории советского автопрома.

Автомобили ГАЗа экспортировались в страны социалистического блока, что способствовало укреплению экономических связей. В 1970—1980-е годы ГАЗ представил ряд новых моделей, таких как ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-66, последний ставший легендарным в сфере военной техники. В период перестройки и распада Советского Союза завод столкнулся с вызовами новой экономической реальности. Изменения в экономической политике страны повлияли на финансовое состояние завода.

Горьковский Автомобильный завод (1991—2000 годы)

В 1990-е годы в структуру ОАО «ГАЗ» входили 5 крупных заводов, 10 самостоятельных производств, более 100 цехов, мощный строительный комплекс, научно-технический комплекс и испытательный полигон, агропромышленный комбинат, культурно-спортивные сооружения. В 1992 году начался процесс приватизации, в рамках которого активы ГАЗа были частично переданы в частные руки. В начале 1990-х годов, под воздействием общероссийского экономического кризиса, ГАЗ столкнулся с серьёзными трудностями. Спрос на автомобили сократился, а конкуренция на внутреннем рынке стала более острой. В этот период завод проводил реструктуризацию, в том числе сокращение персонала и оптимизацию производственных процессов. В 1994 году стало быстрое освоение производства автомобилей семейства «ГАЗель», в то время не имевших аналогов в России.

На базе автомобилей семейства «ГАЗель» более 30 заводов выпускали около 80 модификаций различного назначения и комплектации: для коммунальных служб, с гидроподъёмным манипулятором, вышкой с подъёмной корзиной, цистерной, автолавки и другие. На базе фургонных модификаций «ГАЗели» выпускались автобусы, автомобили скорой помощи, автомобили для милиции[6]

В конце 1990-х годов на заводе началось возрождение модели «Волга». Под руководством нового руководства завод освежил дизайн, улучшил технические характеристики и внедрил современные технологии в производство. Это позволило заводу сохранить популярность на внутреннем рынке.

В 2000 году владельцем ГАЗа стал Олег Дерипаска, его компания «Базовый элемент» приобрела контрольный пакет акций. Позже автозавод стал головным предприятием Авол. В 2008 году на автозаводе предприняли попытку возродить выпуск легковых автомобилей «Волга»: у концерна DaimlerChrysler приобрели сборочную линию для седанов и на нижегородской площадке наладили производство автомобиля Volga Siber. В 2010 году из-за низких продаж линия была закрыта. В 2011 году было подписано соглашение с Volkswagen о контрактной сборке легковых автомобилей VW и Skoda на Горьковском автозаводе. В апреле 2018 года Минфин США включил ГАЗ в санкционный список вместе с Олегом Дерипаской. Прекратилось сотрудничество с компанией Volkswagen,

В декабре 2022 года открылся обновлённый музей истории ГАЗа, площадь его увеличилась в два раза, а посещаемость — почти в три. Реконструкция музея обошлась в 500 млн рублей. Теперь дети могут осваивать профессии автопрома с помощью виртуальной реальности и других технологий.

С 2020 года ГАЗ начал проводить испытания с беспилотными автомобилями «ГАЗель NEXT» с электрическими двигателями[7]. К 2023 году завод выпускает как лёгкие, так и среднетоннажные коммерческие автомобили, более трёхсот видов спецтехники, а также компоненты для автомобилей (системы PоwerTrain, системы управления, элементы кузова, оснастка, детали кузнечного производства, чугунное и цветное литьё)[8].

Модельный ряд

Руководство завода

01.01.1932 — 28.09.1932 — Дыбец С. С.,

09.07.1932 — 19.04.1938 — Дьяконов С. С.,

26.04.1938 — 16.10.1942 и 10.06.1943 — 31.08.1948 — Лоскутов И. К.,

17.10.1942 — 09.06.1943 — Лившиц А. М.,

02.09.1948 — 18.04.1950 — Хламов Г. С.,

19.04.1950 — 15.05.1952 — Веденяпин Г. А.,

23.05.1952 — 30.03.1954 — Лисняк П. Я.,

02.04.1954 — 23.07.1955 — Строкин Н. И.,

02.08.1955 — 18.03.1958 — Сазанов Н. В.,

19.03.1958 — 25.07.1983 — Киселёв И. И.,

25.07.1983 — 24.10.1986 и 08.04.1994 — 20.01.2001 — Пугин Н. А.,

26.10.1986 — 07.03.1994 — Видяев Б. П.,

20.01.2001 — 29.11.2001 — Беляев В. Н.,

29.11.2001 — 20.08.2002 — Стрежнёв Д. С.,

20.08.2002 — 30.09.2005 — Баранцев А. Г.,

07.08.2009 — 05.11.2013 — Андерссон Бу Инге,

31.12.2013 — по настоящее время — Сорокин В. Н.[9].

Ведущие конструкторы

  • Агитов Е. В. — заместитель главного конструктора ГАЗа (1933—1941 годы). Конструктор первого спортивного гоночного автомобиля.
  • Астров Н. А. — конструктор бронетанковой техники. С 1941 по 1943 годы — заместитель главного конструктора ГАЗа по спецпроизводству.
  • Грачёв В. А. — конструктор автомобильной и бронетанковой техники. Ведущий конструктор, главный конструктор с 1931 по 1944 годы на ГАЗе.
  • Дехтяр Б. А. — ведущий конструктор ГАЗ-23, ведущий конструктор заднего моста и карданной передачи ГАЗ-24 с 1947 по 1983 год.
  • Кригер А. М. — конструктор автомобилей. Заместитель главного конструктора ГАЗа. Работал на автозаводе с 1932 года по 1948 год.
  • Кудрявцев Ю. В. — главный конструктор ОАО «ГАЗ» в период с 1988 по 2001 годы, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.
  • Липгарт А. А. — главный конструктор Горьковского автозавода с 1933 по 1952 годы.
  • Масягин А. Г. — главный конструктор Горьковского автозавода. Разработчик авто- и бронетехники.
  • Мозохин Н. А. — заместитель главного конструктора Горьковского автозавода, профессор, лауреат Сталинской премии.
  • Мухин И. С. — главный конструктор серийных автомобилей. Заместитель главного конструктора ГАЗа (1966—1986).
  • Николаев А. Ф. — ведущий испытатель автомобилей ГАЗа, испытатель первой советской гоночной машина ГАЗ ГЛ-1.
  • Просвирнин А. Д. — главный конструктор ГАЗа.
  • Соловьев В. С. — заместитель главного конструктора с 1953 года, главный конструктор по легковым автомобилям с 1965 года.
  • Сорочкин Ю. Н. — конструктор автомобилей, заслуженный автозаводец.
  • Четвериков В. Л. — начальник управления конструкторских и экспериментальных работ.
  • Юшманов Н. А. — ведущий конструктор ГАЗа[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мухина Е. 90 лет Горьковскому автомобильному заводу - символу отечественного автопрома // Путевой навигатор. — 2022. — № № 51(77). — С. С. 16-19.
  2. Назарова, Е. Н. Историческая значимость автомобильного завода «ГАЗ» в период Второй мировой войны // Молодой ученый. — 2022. — № 5. — С. С. 257-259.
  3. Государственный автомобильный завод имени В. М. Молотова. Горький. Символ Победы. Дата обращения: 5 января 2024.
  4. Гордин А. А. Военная продукция Горьковского автозавода в 1941 - 1945 гг. // Военно-исторический журнал. — 2011. — № 2. — С. С. 36 - 39..
  5. ОАО «Горьковский автомобильный завод». Автомаш. Дата обращения: 5 января 2024.
  6. Максимова Д. Г. Деятельность Горьковского автомобильного завода в 90-е гг. XX в // Актуальные проблемы социальной коммуникации : материалы первой международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 20 мая 2010 года. — 2010. — С. С. 427-428..
  7. Феклистов И. Автопилот на главной дороге. Комсомольская правда (24 июля 2018). Дата обращения: 5 января 2024.
  8. Назарова Е. Н. Предназначение Горьковского автомобильного завода в года Великой Отечественной войны и в наши дни // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции : сборник. — 2022. — Февраль. — С. 120—122.
  9. 9,0 9,1 Директора Горьковского автомобильного завода/ история завода в лицах. ЦБС Автозаводского района. Дата обращения: 5 января 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!