Горьковский автомобильный завод
Горьковский автомобильный завод | |
---|---|
Тип | Публичное акционерное общество |
Год основания | 1932 |
Прежние названия | Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова, Завод имени Молотова |
Расположение |
СССР → Россия: Нижний Новгород, Нижегородская область |
Ключевые фигуры |
Сорокин В. Н. Генеральный директор |
Отрасль | Машиностроительное предприятие |
Продукция | легковые и грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы, автокомпоненты |
Оборот | 90,4 млрд. рублей |
Награды | |
Сайт | azgaz.ru |
Публи́чное акционе́рное о́бщество «Го́рьковский автомоби́льный заво́д» (ранее Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова, сокр. ГАЗ) — крупнейший машиностроительный завод в Нижнем Новгороде (Горький в 1932—1990 годах), один из лидеров по производству грузовых и легковых автомобилей в России[1].
История
Завод в период строительства (1929—1932 годы)
31 мая 1929 года было подписано соглашение с американской компанией Форд о технической помощи при производстве автомобилей моделей «Форд А» и «Форд АА», ставшей партнёром автозавода ГАЗ. Технологическое и строительное проектирование велось в Америке компанией Austin («Остин и К °») с участием советских специалистов[2][3]. Период строительства Горьковского автомобильного завода в 1929—1932 годах был ключевым для развития автомобильной промышленности в Советском Союзе. В конце 1920-х и начале 1930-х годов Советский Союз сталкивался с необходимостью интенсивного индустриального развития. Экономический рост требовал развития транспортной инфраструктуры, что включало в себя также создание автомобильной промышленности. Решение о строительстве автомобильного завода в Горьком было принято в этом контексте. Выбор локации для завода был стратегическим. Горький был выбран из-за своего географического положения, обширной промышленной базы и наличия квалифицированной рабочей силы. Строительство завода началось 2 мая 1930 года, пуск в строй произошёл 1 января 1932 года. А первый грузовой автомобиль, ГАЗ-АА, был собран 29 января 1932 года[2]. Первые модели, такие как ГАЗ-А, базировались на американских образцах, что отражало ограниченные технологические ресурсы и опыт в этот период. В соответствии с договором с Ford Motor Company новый завод был обязан закупить у американской стороны 72 тысячи комплектов деталей для сборки автомобилей. На автозаводе предполагалось самостоятельно изготавливать до 60 % узлов и деталей для сборки с закупкой со стороны остальных[1][4]. Советские конструкторы критически осваивали фордовские чертежи, были усилены картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр, внесены другие конструктивные изменения. На шасси ГАЗ-А был создан полугрузовик-пикап ГАЗ-4, велись работы по созданию трехосного грузовика ГАЗ-ААА[3].
Развитие завода оказывало значительное воздействие на социальную сферу. Создание рабочих мест, улучшение условий труда, строительство жилья для работников — всё это способствовало социальному развитию города и области. Период строительства ГАЗа в 1929—1932 годах стал отправной точкой для создания мощной автомобильной промышленности в Советском Союзе. Завод стал символом технологического прогресса и важным элементом советской экономики и оборонной промышленности. Завод изначально был назван нижегородским, затем получил имя одного из руководителей советского государства Молотова[1][4].
Завод в довоенное время (1932—1941 годы)
В период с 1932 по 1940 годы завод важным образом влиял на экономическую и военную мощь страны, играя ключевую роль в развитии отечественной автомобильной промышленности. В 1933—1935 годах ассортимент продукции был расширен, стали производить грузовики и автобусы[4].
В октябре 1933 года на автозаводе началась разработка конструкции отечественного лимузина М-1. В январе 1934 года были собраны первые 3 экспериментальные машины[3]. В 1935 году завод был переименован в Горьковский автомобильный завод (Нижний Новгород был переименован в Горький)[4]. Важным событием для горьковчан был выпуск 17 апреля 1935 года 100-тысячного автомобиля. К этому времени была подготовлена и экспериментальная легковая машина М-1[3]. В конце 1930-х годов ГАЗ прошёл процесс модернизации, внедряя новые технологии и расширяя производственные мощности. Он стал неотъемлемой частью первого пятилетнего плана индустриализации Советского Союза. В 1935 году по взаимному согласию сторон договор с Ford Motor Company был расторгнут[4]. 15 марта 1936 года на главном конвейере автозавода стартовала опытная сборка отечественного лимузина М-1[3].
Показатель | Значение |
---|---|
Масса, кг | 1370 |
Число мест | 5 |
Колёсная формула | 4х2 |
Мощность двигателя, л. с. | 50 |
Коробка передач, вперёд/назад | 3/1 |
Скорость по шоссе, км/ч | 105 |
Запас хода по шоссе, км | 450 |
В апреле 1935 года было начато строительство второй очереди автозавода с производственной мощностью 225 тысяч грузовиков (в том числе 75 тысяч трёхосных), 75 тысяч закрытых лекговых автомобилей и запчастей к ним (в объёме 25 %).
В 1935 году был введён в эксплуатацию колёсный корпус, обеспечивавший в то время колёсами все автозаводы страны. В 1936 году завершилось расширение масштабного ремонтно-механического цеха, завершены пристройки к механосборочному и прессовому корпусам. Было развёрнуто возведение новых корпусов (инструментально-штампового, литейного, арматурно-радиаторного, кузовного, моторного), кислородной и ацетиленовой станций, базисного склада запчастей и прочих объектов.
В связи с освоением легкового автомобиля М-1 был проведён монтаж 1793-х единиц прибывшего оборудования. Общее количество единиц оборудования возросло к 1936 году до 15 тысяч, то есть в 2 с лишним раза.
В стремлении к повышению производительности труда на автозаводе возникло новаторское движение, символом которого стал Бысыгин А. Х. Малограмотный плотник из глухих лесов Приветлужья в 1930 году приехал на Автострой. Александр Харитонович сначала был принят в кузницу смазчиком машин, после кружка техминимума был поставлен к молоту. Осваивая технологические операции одну за другой Бусыгин А. Х. становится кузнецом-универсалом, выполняет и перевыполняет нормы. Например, в августе 1935 года Александр Харитонович в связи с простоем конвейера из-за невыполнения норм в кузнице был досрочно вызван из отпуска и отковал за смену 440 ступиц при норме 315. 10 сентября бусыгинская бригада отковала 966 коленчатых валов при норме 615, 11 сентября был откован уже 1001 вал, в следующие дни — 1008, 1015 (в США выработка в час составляла 100 коленчатых валов, советкие кузнецы доводили её до 129 в час). Летом 1936 года к Бусыгину А. Х. обратился представитель Форда с предложением переезда в Детройт с обещание лучших условий и гарантией «забросать золотом», на что получил достойный ответ[3]:
Передайте Форду, что советский рабочий себя за золото не продаёт... Что касается лучших условия, то я их имею у себя на Родине
Согласно мобилизационному плану СССР, после начала Второй мировой войны в 1939 году ГАЗ должен был освоить производство продукции военного назначения: корпусов для мин, бронебойных снарядов, взрывателей к авиационным бомбам и другой продукции. Также предприятие выпускало гусеничные машины — танкетки (Т-27), плавающие танки (Т-37), артиллерийский тягач (Т-20 «Комсомолец»). На предприятии проектировали даже самолёты («Комсомолец 1», «Комсомолец 2»). Они работали на автомобильных двигателях и использовались в основном участниками аэроклубов. В начале 1940-х годов автозавод выпускал небольшими партиями речные катера и аэросани[6]. К началу 1940-х годов завод выпустил 450 000 автомобилей (63 % всех автомобилей, произведённых в СССР), коллективом было разработано до 17 типов машин[7]. В преддверии войны и угрозы наступления войск фашистской Германии, часть предприятий, была эвакуирована на восток. Это позволило сохранить и продолжить производство в тылу страны, обеспечивая фронт необходимой техникой.
Показатель | Т-27[8] | Т-37[9] |
---|---|---|
Боевая масса, т | 2,7 | 3,2 |
Длина, мм | 2600 | 3730 |
Ширина, мм | 1825 | 1940 |
Высота, мм | 1443 | 1820 |
Экипаж, человек | 2 | 2 |
Вооружение | 1x7,62-мм пулемет ДТ | Пулемёт ДТ 7,62-мм |
Боекомплект | 2500 | 2142[10] |
Бронирование, мм (лоб корпуса) | 10 | 8 |
Бронирование, мм (лоб башни, маска орудия) | 8 | |
Бронирование, мм (днище, крыша корпуса) | 4 | |
Двигатель | карбюраторный «Форд-АА» | карбюраторный «Форд-АА» |
Мощность, л. с. | 40 | 40 |
Максимальная скорость, км/ч | 40-42 | 40 |
Скорость по воде, км/ч | 6 | |
Запас хода, км | 110-120 | 230 |
К началу третьей пятилетки автозавод дал стране 450 тысяч автомобилей и на 3,5 млрд рублей различной продукции. В 1938 году выпуск составил 140 тыс. автомашин и различной продукции на 1 млрд руб. В конце второй пятилетки завод производил 68,3 % всех автомобилей страны.
В качестве победы конструкторов автозавода было освоение 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-11, так называемой «шестёрки». Технические характеристики нового двигателя были сопоставимы с последними достижениями американской автомобильной техники. Он был лёгким, компактным и экономичным. Линейная система двиагтеля была переведена с дюймовой на метрическую. Постановка «шестёрки» на легковые автомобили повышала их скорость до 120 км и более в час, увеличивала грузоподъёмность грузовиков до 2 т.
Всего перед войной автозаводцами было разработано до 17 типов машин[3].
В период Великой Отечественной войны
Всего за один день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года, Горьковский автозавод выпустил юбилейный миллионный мотор. Впоследствии предприятие оперативно было переведено на удлинённый рабочий день: обязательные сверхурочные работы составляли от 1 до 3 часов в день, рабочая неделя досттигала 66 часов, отпуска отменили, заменив денежной компенсацией.
Приказ
ПО НАРОДНОМУ КОМИССАРИАТУ СРЕДНЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР
№ 280сс от 2 июля 1941г.
"Об организации производства авиамоторов М-17 для танков Т-34 на автозаводе им.Молотова".
1. Директору Горьковского автозавода им.Молотова т.Лоскутову:- немедленно приступить к производству авиамоторов М-17 в цехе авиамоторов; - в трехдневный срок получить с завода № 26 НКАП всю техническую документацию,приспособления и инструментарий по оснастке моторна М-17; - немедленно приступить к подготовке производства - уточнению и дополнению технологической документации, изготовлению недостающих приспособлений, измерительного и режущего инструмента и т.т. С 15 июля запустить в производство изготовление деталей и узлов моторов М-17; -выпуск авиамоторов М-17 начать с 1 сентября 1941 года;
-установить,что во всех расчетах о производстве авиамоторов исходить из программы выпуска танков Т-34 в 1941 году - 700-750шт. и в 1942 году - 3000 шт.
Буквально с первых дней войны завод осваивал выпуск авиамоторов М-17 в связи с нехваткой дизельных двигателей для танков Т-34, которые делали на «Красном Сормове»[4].
Только за первый месяц войны на завод пришли более 1500 домохозяек, заменивших у станков мужей и братьев[3].
С самого начала войны Горьковский автомобильный завод был мобилизован на службу фронту. Производство гражданских автомобилей было приостановлено, и завод полностью переключился на выпуск военной техники. ГАЗ стал крупным поставщиком грузовиков, автобусов и специальной военной техники для Красной Армии. Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения. Выдающимися конструкторами — новаторами были А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, В. К. Рубцов[11].
Из письма автозаводцев защитникам Москвы[3]:
Коллектив нашего завода всеми силами, всеми средствами помогает и будет помогать вам в скорейшем разгроме озверевших банд. Мы работаем дни и ночи, не выходя из цехов, не жалея рабочих сил.
Работы над машиной повышенной проходимости на заводе начали в феврале 1941 года. Разработка ГАЗ-64 проходила в рекордно короткие сроки с 3 февраля по 25 марта. В апреле машина проходила испытание на полигоне в Кубинке. После устранения ряда выявленных недостатков ГАЗ-64 приняли на вооружение. В августе уже вышла первая партия — 42 машины, до конца года была выпущена 601 машина. В ноябре выпуск внедорожника резко сократился, в декабре выпуск составил всего 12 машин: предприятие было мобилизовано на выпуск лёгких танков, а ряд цехов заняли производством реактивных мин и иной продукции для фронта. ГАЗ-64 серийно выпускали до апреля 1943 года. Всего было произведено 672 автомобиля.
С конца 1943 года автозавод начал производить усовершенствованную версию полноприводника ГАЗ-64 — ГАЗ-67 с расширенной колеёй. Впоследствии его заменил модернизированный ГАЗ-67Б с доработанной ходовой частью и усовершенствованной системой зажигания. ГАЗ-67Б масштабно использовался как штабной и разведывательный автомобиль.ю перевозчик пехоты и раненых.ю как лёгкий артиллерийский тягач. Всего в военные годы было выпущено 6068 автомобилей ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
Показатель | ГАЗ-64[12] | ГАЗ-67[13] |
---|---|---|
Колёсная формула | 4х4 | 4х4 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 | 90 |
Запас хода, км | 500[14] | 500 |
Мощность двигателя, л. с. | 50 | 54 |
Объём двигателя, см³ | 3285[15] | 3285[16] |
Вид топлива | АИ-76[15] | АИ-76[16] |
Расход топлива, л/100 км (трасса/смешанный) | 13,7/21,0[15] | 13,2/[17] |
Тип подвески | листовые рессоры и гидравлические амортизаторы, зависимая рессорная[15] | зависимая рессорная[17] |
Масса, кг | 1200 | 1320 |
Количество мест | 4[14] | 4 |
Размеры, мм (длина/ширина/высота) | 3305/1530/1690[15] | 3350/1685/1700[17] |
Колёсная база, мм | 2100[15] | 2100[17] |
Клиренс, мм | 210[15] | 227[17] |
Ширина колеи, мм (передней/задней) | 1278/1245[15] | 1446/1446[17] |
Объём топливного бака, л | 43[15]+40[18] | 70[17] |
Тип коробки передач/количество передач | механика/4[15] | Механика/4[17] |
Преодолеваемый уклон, градусов | 42[14] | 38[17] |
Грузоподъёмность, кг | 400[18] | 450[17] |
Масса буксируемого груза, кг | 1000[14] | 1200[17] |
Глубина преодолеваемого брода, м (/со спецподготовкой) | 0,8[14] | 0,55/0,80[17] |
Тормоза, тип (передние/задние) | барабанные/[15] | барабанные/барабанные[16] |
В августе 1942 года Горьковский автозавод впервые получил переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
За первый военный год кроме танков предприятие выпустило 68,4 тысячи грузовых автомобилей и автобусов, 3 тысячи легковых машин, 2,6 тысяч миномётов, 150 штук походных кухонь, около 1,5 тысяч снарядов 45 и 57 мм, 4,7 тысяч мин, 4 тысячи авиавзрывателей, 8,5 тысяч звеньнв для авиапушек ШВАК (Шпитального-Владимирова авиационная крупнокалиберная), 13,6 тысяч комплектов цепей «Гаяндт», кроме того был собран 221 автомобиль ленд-лиза. Автозавод был единственным производителем мотоциклетных колясок и за год выпуск составил 5,3 тысячи штук. В 1941 году Горьковский автозавод был удостоен первой высокой награды — орден Ленина.
В сентябре 1941 года завод начал выпуск лёгких танков Т-60 конструктора Астрова Н. А. В первый год войны основное количество этих боевых машин на фронт отправлялись именно с ГАЗа.
К концу сентября 1941 года производственное задание предприятия включало в себя 3 танка Т-60 в день. Уже в октябре впервые в стране стартовала конвейерная сборка танков. Всего за 1941 год автозавод собрал 1323 танка Т-60 (более 95 % общего объёма выпуска в стране).
Телеграмма— Председатель ГКО Иосиф Сталин, 21 октября 1941 года, Завод не использует всех возможностей для увеличения численности выпуска танков и плохо помогает делу обороны страны. Нужды обороны страны и Москвы требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие два-три дня начал выпускать по десять танков в день, а к концу октября - по 15 танков в день.
Для обеспечения приказа верховного главнокомандующего автозавод перешёл на круглосуточный режим работы. К концу ноября автозаводцы выполнили приказ Сталина — выпуск уже не по 15, а по 20 танков в сутки — в ноябре выпуск Т-60 составил 480 штук.
Горьковский автозавод подвергался периодическим жестоким бомбардировкам. Первые бомбы гитлеровцы сбросили в ночь на 4 ноября 1941 года. Налёт продолжался всю ночь. Одиночные налёт вражеской авиации продолжались до 9 ноября и повторились зимой 1942 года.
Производство автомобилей на Горьковском автозаводе с началом войны сократилось: за весь 1941 год произведено чуть более 3000 легковых автомобилей. При это фронт испытывал острую потребность в грузовых автомобилях. Заводчане передали армии более 68 тысяч грузовиков, в большей степени это были «полуторки» ГАЗ-ММ (38,6 тысяч).
Конструкция военных ГАЗ-ММ упростилась: двери заменили брезентом, крылья делали из кровельного железа, а фара была только левая.
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
Постановление № 1549-743с от 17 сентября 1942 г. Москва, Кремль О выпуске грузовых автомобилей упрощенной конструкции и с заменой металлических деталей деталями из дерева В целях экономии металла при производстве грузовых автомобилей на период военного времени, Совет Народных Депутатов Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Разрешить Наркомсредмашу проиводить выпуск автомобилей со следующими изменениями: По грузовым автомобилям Горьковского автозавода: а) без тормозов на передних колесах; б) без брызговиков под радиатором и подножкой; в) с заменой металлической подножки деревянной; г) с заменой металлической подставки сиденья в кабине деревянной; д) с заменой металлического пола в кабине деревянным; е) без переднего бампера и кронштейна его крепления (с сохранением возможности буксировки автомобиля и спаренной езды);
ж) без скобы подножки сзади платформы.
Именно «полуторка» курсировала по «дороге жизни» с продуктами в блокадный Ленинград.
Показатель | ГАЗ-АА[19] | ГАЗ-ММ[20] |
---|---|---|
Масса, кг | 1810 | 1810 |
Грузоподъёмность, кг | 1500 | 1500 |
Экипаж, человек | 2 | 2 |
Колёсная формула | 4х2 | 4х2 |
Мощность двигателя, л. с. | 40 | 50 |
Коробка передач | 4 — вперед, 1 — назад | 4 — вперед, 1 — назад[21] |
Скорость по шоссе, км/ч | 70 | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 215 | 215 |
Длина, мм | 5250[22] | 5335 |
Ширина, мм | 2040[22] | 2040 |
Высота, мм | 1900[22] | 1970 |
Клиренс, мм | 200[23] | 200[24] |
Радиус поворота, м | 7,5[23] | 7,5[22] |
Ёмкость бензобака, л | 40[23] | 40[21] |
Колёсная база, м | 3,34[22] | 3,34 |
Колея, мм (передняя/задняя) | 1405/1420[25] | 1400 |
Двигатель | ГАЗ-А[21] | ГАЗ-М |
Расход топлива, л/100 км | 20,5[22] | 20,5[22] |
Литраж двигателя, л | 3,28[22] | 3,28[22] |
В период с ноября 1941 года страна присоединилась к американскому ленд-лизу.
Директору Горьковского автозавода им.Молотова тов.Лившицу, начиная с 19 ноября с.г.обеспечить сборку импортных автомашин не менее 60шт. в сутки.
Все собираемые импортные автомашины сдавать НКО /ГАБТу КА/ для использования и укомплектования войсковых частей.ПРИКАЗ ПО НАРОДНОМУ КОМИССАРИАТУ СРЕДНЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР №-581с г.Москва
19 ноября 1942 г., ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАРОДНОГО КОМИССАРА СРЕДНЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СОЮЗА ССР
Условия поставок предусматривали послевоенную оплату беспроцентного займа только того, что можно было использовать в гражданских целях. Соответственно уничтоженная техника не подлежала оплате. Машины на ходу подлежали послевоенному возврату поставщику. Всю войну горьковчане собирали американские автомобили Ford, Studebaker, Dodge, Chevrolet, Willys[4].
Комплекты автомашин приходили во Владивостокский порт, затем по Транссибу эшелонами по 20 вагонов переправлялись на автомобильные заводы, в первую очередь в Горький. В 1942 году сборка на Горьковском автозаводе достигала почти 1000 импортных автомобилей в месяцЗефиров М., Книга «Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО»
1941 год (декабрь) | 1942 год | 1943 год | 1944 год | 1945 год | 1946 год | Итого 1941—1946 годы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество | 221 | 12644 | 13891 | 14748 | 5493 | 1165 | 48162 |
Willys MB (ленд-лиз)[26]
В 1942 году с конвейера сошёл первый лёгкий танк Т-70, который начали разрабатывать ещё в 1941 году. За год заводчане выпустили около 3,5 тысяч Т-70. Во второй половине 1942 года была разработана новая версия танка Т-70М с усовершенствованной ходовой частью: уширены гусеницы и опорные катки, усилены торсионные подвески. Боекомплект сокращён до 70 выстрелов, масса танка возросла до 9,8 т. Выпуск обновлённого танка наладили с сентября 1942 года.
Показатель | Т-60 | Т-70 |
---|---|---|
Тип | лёгкий | лёгкий |
Год выпуска | 1941 | 1942 |
Длина/ширина/высота, м | 4,1/2,35/1,75 | 4,28/2,35/2 |
Броня: лоб/борт | 35/25 | 35/15 |
Двигатель | ГАЗ-202 | ГАЗ-203 |
Мощность, л. с. | 85 | 140 |
Дальность хода по дороге, км | 535 | 410/450 |
Максимальная скорость по дороге, км/ч | 45 | 42 |
Масса, т | 5,8 | 9,2 |
Экипаж, человек | 2 | 2 |
Вооружение | 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 («Танковая, Нудельмана-Шпитального», 780 снарядов), 7,62-мм пулемёт ДТ («Дегтярёва, танковый», 945 патронов) | Нарезная полуавтоматическая 45-мм танковая пушка образца 1932—1938 годов (20-К, 90 снарядов[27]), спаренный 7,62 пулемёт ДТ («Дегтярёва, танковый», 945 патронов) |
На базе Т-70 с конца 1942 года автозавод стал выпускать самоходную установку СУ-76. За годы войны в СССР на ГАЗе было построено более 9,1 тысячи СУ-76.
ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА СРЕДНЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР № М-554сс г.Москва 20октября 1942г. "О производстве опытных образцов артиллерийских самоходных установок"Государственный Комитет Обороны признал абсолютно необходимым иметь на вооружении Красной Армии многочисленную самоходную артиллерию... ПРИКАЗЫВАЮ: Директору Горьковского автозавода им.Молотова т.ЛИВШИЦ:
1. Немедля создать образцы самоходных артиллерийских установок с 76-мм. м 45 мм. пушками на базе агрегатов танка Т-70., п.п.НАРОДНЫЙ КОМИССАР СРЕДНЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР: С.АКОПОВ
ТЕЛЕГРАММА ИЗ МОСКВЫ ГОР. ГОРЬКИЙ АВТОЗАВОД ИМ. МОЛОТОВА ДИРЕКТОРУ ЗАВОДА Т. ЛОСКУТОВУ ... № 20874 19/9-43 ГОДААВТОЗАВОД ИМ. МОЛОТОВА В ИЮЛЕ И АВГУСТЕ УСПЕШНО ВЫПЛНИЛ ПРОГРАММУ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТАНКОВ Т-70. ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТМЕТИЛО ХОРОШУЮ РАБОТУ ЗАВОДА, НАГРАДИВ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СОЮЗА ССР ГРУППУ НАИБОЛЕЕ ОТЛИЧИВШИХСЯ РАБОЧИХ, РАБОТНИЦ, СЛУЖАЩИХ, ИНЖЕНЕРОВ И ТЕХНИКОВ. ЭТО ОБЯЗЫВАЕТ ВАС И КОЛЛЕКТИВ ЗАВОДА РАБОТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ НАД ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КРАСНОЙ АРМИИ ТАНКАМИ И САМОХОДНЫМИ УСТАНОВКАМИ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА. В СЕНТЯБРЕ МЕСЯЦЕ ВАМ ПРЕДСТОИТ ПРОВЕСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ К ПЕРЕВОДУ ПРОИЗВОДСТВА НА ВЫПУСК САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК СУ-76.ПРОШУ ВАС МОБИЛИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ РАБОЧИХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЗАВОДА НА ТО, ЧТОБЫ ЗАДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ ПО ВЫПУСКУ САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК НАЧИНАЯ С ОКТЯБРЯ МЕСЯЦА ВАМИ БЫЛО ОБЕСПЕЧЕНО., НР ЛБ-4028 ЛБЕРИЯ.
Серийное производства установок с доработанной конструкцией СУ-76 М началось в конце 1943 года[4], за время войны было автозаводцы произвели 7523 самоходных установок данной модели.
Показатель | СУ-76[28] | СУ-76М[29] |
---|---|---|
Масса, т | 10,5 | |
Длина/ ширина/ высота, м | 5/2,74/2,2 | 4,965/2,714/2,100 |
Клиренс, мм | 310[30] | 300 |
Экипаж, человек | 4 | |
Бронирование, мм | 7-35 | 15-35 |
Вооружение | 76,2-мм пушка ЗИС-3 | 76,2-мм пушка ЗИС-3, 7,62-мм пулемёт ДТ[31] |
Боекомплект, штук | 60 | 60/945 |
Двигатель | два 6-цилиндровых бензиновых двигателя ГАЗ 202, мощностью по 70 л. с. каждый | |
Максимальная скорость, км/ч (по шоссе/ по пересечённой местности) | 44/25 | 45/25[32] |
Запас хода, км (по шоссе, по пересечённой местности) | 250/190 | 260/190[31] |
Глубина брода, м | 0,41[30] | 0,9[32] |
Преодолеваемый подъём, градусов | 25[30] | 30[32] |
В 1942 году Горьковский автозавод начал производство бронеавтомобилей БА-64 на базе адаптированного корпуса шасси ГАЗ-64, новых типов мин, снарядов и боекомплектов, аэросаней РФ-8[4][33].
Показатель | значение |
---|---|
Тип | лёгкий бронеавтомобиль |
Год выпуска | 1942 |
Боевая масса, т | 2,36 |
Длина/ширина/высота, м | 3,66/1,5/1,9 |
Двигатель | ГАЗ-ММ, 50 л. с. |
Дальность хода по дороге, км | 400 |
Максимальная скорость по дороге, км/ч | 80 |
Экипаж, человек | 2 |
Вооружение | 7,62-мм пулемёт ДТ («Дегтярёва, танковый») |
Показатель | значение |
---|---|
Боевая масса, кг | 892 |
Экипаж, человек | 2 |
Длина/ширина/высота по винту, мм | 5110/2525/1840 |
Клиренс, мм | 275 |
Лыжная база, мм | 2700 |
Вооружение | 7,62-мм пулемёт ДП или ДТ, 6 гранат РГД-33 |
Боекомплект | 10 пулемётных магазинов |
Двигатель | ГАЗ-М, водяного охлаждения, мощность 50 л. с., ёмкость бака 80 л |
Ходовая часть | Две пары лыж (передняя пара — управляемая) |
Скорость, км/ч | 50 — максимальная, 15 — эксплуатационная |
Летом 1943 года автозавод вновь подвергся масштабной бомбардировке. Удары были нанесены в ночь на 5, 6, 7, 8, 10, 13 и 22 июня. В налётах участвовало 655 вражеских самолётов. Было сброшено 2,2 тысячи бомб, из которых более 1,5 тысяч поразили объекты завода. Были разрушены более 50 зданий и сооружений, в том числе цези шасси, колёсный, монтажный, главный конвейер, кузовной корпус, прессовый, кузнечный, литейный, паровозное депо и другие сооружения. Стратегический объект был почти разрушен.
Восстановление завода было разрешено вести без смет.
Книга Нижегородский арсенал Великой ПобедыБыстрое продвижение работ обеспечивалось героическими усилиями рабочих и строителей. Минимальный рабочий день составлял 11 часов.ю во многих случаях работали по 14-15 часов. В необходимыъ случаях оставались ночевать прямо на стройке, чтобы с рассветом приняться за выполнение срочного задания, Е. И. Подкрепный и Е. П. Титков
После летних бомбардировок завод остановил выпуск бронемашин БА-64. ГКО обязал заводчан возобновить производство к 1 сентября, но первые 100 машин автозавод смого выпустить уже в августе. Полностью предприятие удалось восстановить за 120 дней к Несмотря на значительные разрушения автозавод смог выполнитьгодовой план досрочно — 17 декабря 1943 года. За год автозаводцы девять раз получали переходящее Красное знамя ГКО. В 1944 году за восстановление завода и образцовое снабжение фронта военной техникой ГАЗ был удостоен второй правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени. А в 1945 году заводу был вручен орден Отечественной войны первой степени.
В 1944 году автозавод наращивал объёмы производства военной продукцииэж в том числе грузовых автомобилей, бронеавтомобилей БА-64 и СУ-76М[4].
За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил: автомобилей — 176221 шт.; танков — около 12000 шт.; самоходных установок — более 9000 шт.; миномётов — 24000 шт.; автомобильных моторов — 232000 шт.; снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30000 шт[11].
В итоге на заводе за годы войны было произведено 75 % всех танков Т-70, 50 % всех танков Т-60, 52 % грузовиков, 30 % самоходных артиллерийских установок[4].
Горьковский автомобильный завод (1946—1991 годы)
В годы войны автозавод не прекращал проектировать гражданские автомобили для выпуска после войны. Легендарную «Победу» разрабатывали с февраля 1943 года по февраль 1945 года[4]. После Второй мировой войны Горьковский автомобильный завод вступил в новый этап своей истории, охарактеризованный восстановлением и последующим развитием. Постепенно восстанавливался выпуск гражданских автомобилей, включая новые модели, такие как ГАЗ-М20 «Победа». Серийный выпуск «Победы» начался в 1946 году. За всё время Горьковский автозавод выпустил более 240 тысяч автомобилей «Победа»[4]. В 1946 году начался выпуск грузовиков и автобусов, необходимых для восстановления экономики и инфраструктуры страны.
В 1950—1960-е годы завод активно модернизировал свое производство. В 1956 году стартовал выпуск ГАЗ-21 «Волга», который стал визитной карточкой завода и одной из самых популярных моделей в истории советского автопрома.
Автомобили ГАЗа экспортировались в страны социалистического блока, что способствовало укреплению экономических связей. В 1970—1980-е годы ГАЗ представил ряд новых моделей, таких как ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-66, последний ставший легендарным в сфере военной техники. В период перестройки и распада Советского Союза завод столкнулся с вызовами новой экономической реальности. Изменения в экономической политике страны повлияли на финансовое состояние завода.
Горьковский Автомобильный завод (1991—2000 годы)
В 1990-е годы в структуру ОАО «ГАЗ» входили 5 крупных заводов, 10 самостоятельных производств, более 100 цехов, мощный строительный комплекс, научно-технический комплекс и испытательный полигон, агропромышленный комбинат, культурно-спортивные сооружения. В 1992 году начался процесс приватизации, в рамках которого активы ГАЗа были частично переданы в частные руки. В начале 1990-х годов, под воздействием общероссийского экономического кризиса, ГАЗ столкнулся с серьёзными трудностями. Спрос на автомобили сократился, а конкуренция на внутреннем рынке стала более острой. В этот период завод проводил реструктуризацию, в том числе сокращение персонала и оптимизацию производственных процессов. В 1994 году стало быстрое освоение производства автомобилей семейства «ГАЗель», в то время не имевших аналогов в России.
На базе автомобилей семейства «ГАЗель» более 30 заводов выпускали около 80 модификаций различного назначения и комплектации: для коммунальных служб, с гидроподъёмным манипулятором, вышкой с подъёмной корзиной, цистерной, автолавки и другие. На базе фургонных модификаций «ГАЗели» выпускались автобусы, автомобили скорой помощи, автомобили для милиции[35]
В конце 1990-х годов на заводе началось возрождение модели «Волга». Под руководством нового руководства завод освежил дизайн, улучшил технические характеристики и внедрил современные технологии в производство. Это позволило заводу сохранить популярность на внутреннем рынке.
В 2000 году владельцем ГАЗа стал Олег Дерипаска, его компания «Базовый элемент» приобрела контрольный пакет акций. Позже автозавод стал головным предприятием Авол. В 2008 году на автозаводе предприняли попытку возродить выпуск легковых автомобилей «Волга»: у концерна DaimlerChrysler приобрели сборочную линию для седанов и на нижегородской площадке наладили производство автомобиля Volga Siber. В 2010 году из-за низких продаж линия была закрыта. В 2011 году было подписано соглашение с Volkswagen о контрактной сборке легковых автомобилей VW и Skoda на Горьковском автозаводе. В апреле 2018 года Минфин США включил ГАЗ в санкционный список вместе с Олегом Дерипаской. Прекратилось сотрудничество с компанией Volkswagen,
В декабре 2022 года открылся обновлённый музей истории ГАЗа, площадь его увеличилась в два раза, а посещаемость — почти в три. Реконструкция музея обошлась в 500 млн рублей. Теперь дети могут осваивать профессии автопрома с помощью виртуальной реальности и других технологий.
С 2020 года ГАЗ начал проводить испытания с беспилотными автомобилями «ГАЗель NEXT» с электрическими двигателями[36]. К 2023 году завод выпускает как лёгкие, так и среднетоннажные коммерческие автомобили, более трёхсот видов спецтехники, а также компоненты для автомобилей (системы PоwerTrain, системы управления, элементы кузова, оснастка, детали кузнечного производства, чугунное и цветное литьё)[37].
Модельный ряд
- ГАЗ-А,
- ГАЗ-М-1,
- ГАЗ-11-73,
- М-20 «Победа»,
- ЗИМ (ГАЗ-12),
- ГАЗ-21 «Волга»,
- ГАЗ-22 «Волга»,
- ГАЗ-23 «Волга»,
- ГАЗ-13 «Чайка»,
- ГАЗ-24 «Волга»,
- ГАЗ-24-02 «Волга»,
- ГАЗ-24-24 «Волга»,
- ГАЗ-14 «Чайка»,
- ГАЗ-24-10 «Волга»,
- ГАЗ-24-34 «Волга»,
- ГАЗ-3102 «Волга»,
- ГАЗ-31029 «Волга»,
- ГАЗ-31022 «Волга»,
- ГАЗ-3105 «Волга»,
- ГАЗ-3110 «Волга»,
- ГАЗ-310221 «Волга»,
- ГАЗ-3111 «Волга»,
- ГАЗ-31105 «Волга»,
- ГАЗ-311055 «Волга»,
- Volga Siber.
- ГАЗ-АА,
- ГАЗ-ААА,
- ГАЗ-ММ,
- ГАЗ-51,
- ГАЗ-63,
- ГАЗ-62,
- ГАЗ-52,
- ГАЗ-53,
- ГАЗ-66,
- ГАЗ-3307,
- ГАЗ-4301,
- ГАЗ-3306,
- ГАЗ-3302 «Газель»,
- ГАЗ-3309,
- ГАЗ-2705 «Газель»,
- ГАЗ-3308 «Садко»,
- ГАЗ-3310 «Валдай»,
- ГАЗель Next,
- ГАЗон Next,
Руководство завода
01.01.1932 — 28.09.1932 — Дыбец С. С.,
09.07.1932 — 19.04.1938 — Дьяконов С. С.,
26.04.1938 — 16.10.1942 и 10.06.1943 — 31.08.1948 — Лоскутов И. К.,
17.10.1942 — 09.06.1943 — Лившиц А. М.,
02.09.1948 — 18.04.1950 — Хламов Г. С.,
19.04.1950 — 15.05.1952 — Веденяпин Г. А.,
23.05.1952 — 30.03.1954 — Лисняк П. Я.,
02.04.1954 — 23.07.1955 — Строкин Н. И.,
02.08.1955 — 18.03.1958 — Сазанов Н. В.,
19.03.1958 — 25.07.1983 — Киселёв И. И.,
25.07.1983 — 24.10.1986 и 08.04.1994 — 20.01.2001 — Пугин Н. А.
26.10.1986 — 07.03.1994 — Видяев Б. П.,
20.01.2001 — 29.11.2001 — Беляев В. Н.,
29.11.2001 — 20.08.2002 — Стрежнёв Д. С.,
20.08.2002 — 30.09.2005 — Баранцев А. Г.,
07.08.2009 — 05.11.2013 — Андерссон Бу Инге,
31.12.2013 — по настоящее время — Сорокин В. Н.[38].
,
Ведущие конструкторы
- Агитов Е. В. — заместитель главного конструктора ГАЗа (1933—1941 годы). Конструктор первого спортивного гоночного автомобиля.
- Астров Н. А. — конструктор бронетанковой техники. С 1941 по 1943 годы — заместитель главного конструктора ГАЗа по спецпроизводству.
- Грачёв В. А. — конструктор автомобильной и бронетанковой техники. Ведущий конструктор, главный конструктор с 1931 по 1944 годы на ГАЗе.
- Дехтяр Б. А. — ведущий конструктор ГАЗ-23, ведущий конструктор заднего моста и карданной передачи ГАЗ-24 с 1947 по 1983 год.
- Кригер А. М. — конструктор автомобилей. Заместитель главного конструктора ГАЗа. Работал на автозаводе с 1932 года по 1948 год.
- Кудрявцев Ю. В. — главный конструктор ОАО «ГАЗ» в период с 1988 по 2001 годы, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.
- Липгарт А. А. — главный конструктор Горьковского автозавода с 1933 по 1952 годы.
- Масягин А. Г. — главный конструктор Горьковского автозавода. Разработчик авто- и бронетехники.
- Мозохин Н. Г. — заместитель главного конструктора Горьковского автозавода, профессор, лауреат Сталинской премии.
- Мухин И. С. — главный конструктор серийных автомобилей. Заместитель главного конструктора ГАЗа (1966—1986).
- Николаев А. Ф. — ведущий испытатель автомобилей ГАЗа, испытатель первой советской гоночной машина ГАЗ ГЛ-1.
- Просвирнин А. Д. — главный конструктор ГАЗа.
- Соловьёв В. С. — заместитель главного конструктора с 1953 года, главный конструктор по легковым автомобилям с 1965 года.
- Сорочкин Ю. Н. — конструктор автомобилей, заслуженный автозаводец.
- Четвериков В. Л. — начальник управления конструкторских и экспериментальных работ.
- Юшманов Н. А. — ведущий конструктор ГАЗа[38].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Мухина Е. 90 лет Горьковскому автомобильному заводу - символу отечественного автопрома // Путевой навигатор. — 2022. — № № 51(77). — С. С. 16-19.
- ↑ 2,0 2,1 Назарова, Е. Н. Историческая значимость автомобильного завода «ГАЗ» в период Второй мировой войны // Молодой ученый. — 2022. — № 5. — С. С. 257-259.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Христораднов Ю. Н., Киселев И. И., Евграфов Ф. Г., Киселев В. П., Щепетов Е. М., Ладилов Ю. Г., Шляков К. Ф., Татарченко А. Ф., Лукин Е. Н., Новиков А. В., Муравьев А. В., Доброхотов В. Я., Шунин В. Я., Паулкин Е. А., Андрианов В. М., Новикова Е. Е., Смыков А. И., Сурьянинов Г. М. Горьковский автомобильный. — М.: Мысль, 1981. — С. 11—12, 38-42, 45, 47-48, 58, 61. — 303 с. — 40 000 экз.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 Салахетдинова Татьяна, Викулова Александра, Еремина Анастасия, Тарасова Екатерина, Булавин Алексей. Горький. Символ Победы. — Нижний Новгород: ООО «Коммерсант Приволжье», 2020. — С. 8—15, 18-26, 28-31. — 288 с. — 2500 экз.
- ↑ Легковой автомобиль ГАЗ-М 1. СССР . Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Музей Победы. Дата обращения: 16 июля 2024.
- ↑ Государственный автомобильный завод имени В. М. Молотова . Горький. Символ Победы. Дата обращения: 5 января 2024.
- ↑ Гордин А. А. Военная продукция Горьковского автозавода в 1941 - 1945 гг. // Военно-исторический журнал. — 2011. — № 2. — С. С. 36 - 39..
- ↑ Скоморохов Р. Рассказы об оружии. Танкетка Т-27 // Военное обозрение : сайт. — 2018. — 18 сентября.
- ↑ Скоморохов Р. Рассказы об оружии. Малый плавающий танк Т-37А // Военное обозрение : сайт. — 2018. — 20 сентября.
- ↑ Т-37, Лёгкий танк . Энциклопедия военной техники. Дата обращения: 31 мая 2024.
- ↑ 11,0 11,1 ОАО «Горьковский автомобильный завод» . Автомаш. Дата обращения: 5 января 2024.
- ↑ Пешков А. ГАЗ-64 и ГАЗ-67: первые внедорожники СССР // ООО ТРК ВС РФ Звезда : сайт. — 2020. — 2 апреля.
- ↑ Автомобиль-вездеход ГАЗ-67 // Военное обозрение : сайт. — 2013. — 1 октября.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Командирский автомобиль ГАЗ-64 (ГАЗ-67) . armedman.ru. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ 15,00 15,01 15,02 15,03 15,04 15,05 15,06 15,07 15,08 15,09 15,10 ГАЗ 64 . auto.ru. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 ГАЗ 67 . auto.ru. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ 17,00 17,01 17,02 17,03 17,04 17,05 17,06 17,07 17,08 17,09 17,10 17,11 Автомобиль ГАЗ-67: технические характеристики, история, устройство . dzen.ru. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ 18,0 18,1 Изделие N117 ГАЗ-64 – «Волховский фронт» . «КБ им. Смирнова». Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Грузовой автомобиль ГАЗ-АА. СССР . Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Музей Победы. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ ГАЗ ММ . carold.ru. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 Кузнецов А. ГАЗ-АА: Технические характеристики // Грузовик-Ревю : сайт.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 22,5 22,6 22,7 22,8 ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА . СовАвто каталог. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 ГАЗ-АА — ГАЗ-ММ // Моделист-конструктор : сайт. — 2012. — 25 июля.
- ↑ ГАЗ ММ . СпецАвто.ру. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ Грузовые автомобили . http://www.avtomash.ru/. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ 26,0 26,1 Шелепенков М. Сказка наоборот // Грузовик Пресс : сайт. — 2015. — Май.
- ↑ Барятинский М. Легкий танк Т-70 // Военное обозрение : сайт. — 2012. — 9 июня.
- ↑ Юферев С. Советские САУ времен войны (часть 1) – Су-76 // Военное обозрение : сайт. — 2012. — 27 января.
- ↑ Самоходная артиллерийская установка СУ-76М . Центральный военно-патриотический парк культуры Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот». Дата обращения: 12 июня 2024.
- ↑ 30,0 30,1 30,2 СУ-76 . Небольсин И.В.. Дата обращения: 12 июня 2024.
- ↑ 31,0 31,1 Рассказы об оружии. САУ СУ-76М // Военное обозрение : сайт. — 2017. — 5 июля.
- ↑ 32,0 32,1 32,2 В одном строю с пехотой . Архив журнала Моделист-Конструктор. Дата обращения: 2024-006-12.
- ↑ Ставер А., Скоморохов Р. Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64 // Военное обозрение : сайт. — 2018. — 20 октября.
- ↑ РФ-8-ГАЗ-98 советские боевые сани для нанесения внезапных ударов // dzen.ru : сайт. — 2019.
- ↑ Максимова Д. Г. Деятельность Горьковского автомобильного завода в 90-е гг. XX в // Актуальные проблемы социальной коммуникации : материалы первой международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 20 мая 2010 года. — 2010. — С. С. 427-428..
- ↑ Феклистов И. Автопилот на главной дороге . Комсомольская правда (24 июля 2018). Дата обращения: 5 января 2024.
- ↑ Назарова Е. Н. Предназначение Горьковского автомобильного завода в года Великой Отечественной войны и в наши дни // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции : сборник. — 2022. — Февраль. — С. 120—122.
- ↑ 38,0 38,1 Директора Горьковского автомобильного завода/ история завода в лицах . ЦБС Автозаводского района. Дата обращения: 5 января 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы с нечисловыми аргументами formatnum
- Организации, награждённые орденом Ленина
- Организации, награждённые орденом Трудового Красного Знамени
- Организации, награждённые орденом Отечественной войны
- Предприятия по алфавиту
- Предприятия, основанные в 1932 году
- Знание.Вики:Готовые статьи по экономике
- Все статьи
- Производители электромобилей
- Объекты, названные в честь Вячеслава Молотова
- Предприятия Нижнего Новгорода
- Производители грузовых автомобилей России
- Предприятия Нижегородской области
- Предприятия автомобильной промышленности СССР
- Техника Победы