Ленд-лиз

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Арктические конвои в Баренцевом море

Ленд-лиз (английское lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду) — система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам — союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны 19391945 годов. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года[1]. Ленд-лиз — система, по которой Соединённые Штаты Америки помогали своим союзникам по Второй мировой войне военными материалами, включая боеприпасы, танки, самолеты, грузовики, а также продовольствие и сырье.

История появления и подписания закона о ленд-лизе

Закон 1892 года

Идея системы помощи странам, противостоящим нацистской Германии, в первую очередь Англии, передачей им взаймы вооружения и военных материалов в обмен на определенные политические и экономические уступки возникла в министерстве финансов США осенью 1940 года. Тогда юрисконсульты Эдуард Фоли и Оскар Кокс отыскали закон 1892 года, принятый при президенте Бенджамине Гаррисоне. Согласно ему, военный министр США, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более чем 5 лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». Это и легло в основу билля о ленд-лизе, который в январе 1941 года внесли в конгресс. После утверждения в палате представителей и сенате его 11 марта подписал президент Франклин Рузвельт, и билль стал законом. Он уполномочивал президента при необходимости передавать взаймы или в аренду предметы обороны любой стране, оборону которой тот признаёт жизненно важной для безопасности США[2].

Пре­зидент США Франклин Делано Рузвельт (32-й президент)

Предпосылки к сотрудничеству

К 1941 году Советское правительство отчетливо осознавало неизбежность войны и вело планомерную подготовку к ней. Однако к этому моменту, многие проблемы еще не были решены: перевооружение Красной Армии не было закончено; оборонительные рубежи на старой советско-польской границе демонтировались, а новые на советско-германской границе создавались недостаточно быстро. Сталин не верил донесениям разведчиков о нападении Германии. В результате его политического просчета страна и армия оказались недостаточно подготовленными к отражению внезапной агрессии. Поэтому, в такой ситуации было необходимо преодолеть международную изоляцию, создать антигитлеровскую коалицию и открыть второй фронт против нацистской Германии и ее союзников. Общая опасность заставила западные страны пойти на сотрудничество с СССР. И осенью 1941 года на Московской конференции представители СССР, Англии и США рассмотрели вопрос о взаимной военно-экономической помощи и о плане экономических поставок СССР[3].

По переговорам определялось, и это было подтверждено Совместным Протоколом, что, начиная с 1 октября 1941 года, союзники будут поставлять ежемесячно, вплоть до июля 1942 года: 400 самолетов различных марок, 500 танков разной модификации, 200 противотанковых ружей, две тысячи тонн алюминия, одну тысячу броневых листов, семь тысяч тонн свинца, 1,5 тысячи тонн олова, 300 тонн молибдена, 1250 тонн толуола. Единовременно, до определения объема поставки в дальнейшем, — 152 зенитных и 756 противотанковых орудий. Советский союз за это обещал платину, золото, стратегическое сырье в виде марганца, хрома, асбеста, а также обычные товары русского экспорта: лес, пушнину, зерно[4].

Этапы и структура поставок

Поставки из США в СССР можно разделить на этапы:

Иосиф Виссарионович Сталин, годы правления Советским Союзом 21 января 1924 года — 5 марта 1953 года

1-й этап — с 22 июня 1941 года по 30 сентября 1941 года (поставки оплачены золотом);

2-й этап (так называемый первый протокол, его также называют «Московский») — с 1 октября 1941 года по 30 июня 1942 года (протокол был подписан 1 октября 1941 года);

3-й этап (второй протокол, «Вашингтонский») — с 1 июля 1942 года по 30 июня 1943 года (подписан 6 октября 1942 года);

4-й этап (третий протокол, «Лондонский») — с 1 июля 1943 года по 30 июня 1944 года (подписан 19 октября 1943 года);

5-й этап (четвёртый протокол, «Оттавский») — с 1 июля 1944 года, (подписан 17 апреля 1944 года), формально завершился 12 мая 1945 года, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, то есть до сентября 1945 года. С советской стороны он получил наименование «Программа 17 октября» (1944 год), или Пятый протокол; с американской — «Программа «Майлпост»[4].

Уинстон Леонард Спенсер Черчилль, премьер-министр Великобритании 1940-1945 годов и 1951-1955 годов

После того как обязательства сторон определялись протоколом, можно было конкретизировать структуру поставок. Советская сторона запрашивала у союзников о возможности направить определённые типы машин, оборудования, вооружения. Информацию для этого собирали военные атташе, приёмщики и разведка. В США работала советская правительственная закупочная комиссия. Далеко не всё из желаемого удавалось получить. Союзники предлагали что — то другое. В результате вырабатывался компромисс. В пределах отпущенных правительством США на это средств у разных фирм размещались заказы на сами самолёты, оборудование, запасные части, моторы и боеприпасы. Они соответствовали техническим требованиям США и контролировались американской приёмкой, к которой иногда присоединялись и советские приёмщики[5].

Законы регулирования расчётов

Общие законы регулирования расчётов по ленд-лизу заключались в следующем: предусматривалось, что поставляемые стране -лизингополучателю материалы: машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные и изношенные во время войны, не подлежат оплате страной — получателем; имущество, оставшееся в этой стране после окончания войны и пригодное для гражданских целей, полагалось оплатить полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами досрочных кредитов; законом о ленд — лизе предусматривается возможный отказ в снабжении материалами по причине секретности (в первую очередь оборудования) и необходимости первоочередного удовлетворения нужд собственных вооружённых сил; сохранившиеся военные материалы остаются у страны — получателя, но правительство США сохраняет за собой право истребовать их; предусматривалось, что оборудование, не изготовленное к концу войны, и другие подлежащие ленд-лизу материалы, находящиеся на складах государственных учреждений США, могут приобретаться странами, для которых они заказаны, с предоставлением Соединёнными Штатами долгосрочного кредита[6].

Ленд-лиз и северные конвои

Маршруты северных конвоев

Маршруты поставок

В годы войны поставки от США по ленд — лизу шли в 42 страны. Взаймы или в аренду получали военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырьё, продовольствие и многое другое. Эти поставки сыграли важную роль в приближении победы над Германией и её пособниками. Грузы перевозились различными маршрутами: тихоокеанским, трансиранским и арктическим. Северным путём было поставлено 4 миллиона тонн грузов, что составило 22,7 % от общего количества. Этот путь был самым коротким, но и наиболее опасным. Кригсмарине (немецкий военно — морской флот) и Люфтваффе (военно — воздушные силы Германии) вели настоящую охоту за каждым конвоем, выходившем из портов Шотландии, а затем Исландии в советские порты. Но несмотря на это, движение конвоев продолжалось на протяжении всей войны, и жизненно важные для фронта и для победы грузы — от танков до тушёнки — постоянно доставлялись[7].

Первый северный конвой

Северный морской конвой в походе.

Первый конвой из Великобритании в СССР вышел 21 августа 1941 года. Он состоял из 6 английских и 1 датского транспорта в охранении 2 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков. Он получил наименование по названию операции по его проводке — «Дервиш». Но впоследствии, когда конвоям, идущим в Советский Союз присвоили литерное обозначение РQ, то первый в документах стал именоваться PQ-0. Это обозначение возникло совершенно случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз — Питера Квилина (Peter Quelyn). Обратные конвои обозначались QP. С декабря 1942 года конвои обозначались соответственно YW и RA и порядковый номер, начиная с условного номера — 51.

31 августа 1941 года конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением англо-советского военного сотрудничества. На причалы Архангельского порта, наряду с грузовиками, минами, бомбами, каучуком, шерстью выгрузили 15 разобранных английских истребителей «Харрикейн». До конца 1941 года было проведено в обоих направлениях еще 10 конвоев. Сложившаяся в 1941 году на внешних коммуникациях обстановка не вызывала беспокойства за судьбу внешних конвоев. Германский план «Барбаросса» планировал разгром Советского Союза в скоротечной компании в основном силами сухопутных войск и авиации. Поэтому германский военно - морской флот также не рассматривал Заполярье как район возможного приложения своих усилий. Немцы не предпринимали никаких мер по нарушению внешних коммуникаций и потерь в конвоях не было. 1942 год для северных конвоев был во многом не похож на предыдущий, но уже ощущалось все возрастающее воздействие противника[8].

Походный ордер конвоев

11 января 1942 года к причалам Мурманского торгового порта пришвартовались 9 судов конвоя PQ — 7, после этого в мурманский порт пошли и другие конвои.

Суда с боеприпасами и танкеры с горючим размещались внутри конвоя. В первый год войны караван состоял из 5-12 судов, а в последующем из 30-35 судов, построенных в 3-4 кильватерные колоны. Между колонами поддерживалось расстояние 5 кабельтов, а между судами около 3-х кабельтов. Для защиты от воздушных целей на каждом грузовом судне были установлены 2-3 орудия и несколько крупнокалиберных пулеметов. До выхода конвоев из английских или исландских портов проводилась разведка кромки льда, состояния коммуникаций и фарватеров, собирались данные о погоде, перемещении фашистских морских и воздушных сил, других средств в море и на берегу.

В ходе следования конвоя вся деятельность флота была направлена на обеспечение его безопасности. За несколько суток до подхода транспортов и сил охранения к востоку от меридиана 20 градусов восточной долготы в Баренцевом море производилась разведка подлодок в районе базирования фашистских кораблей. Для предотвращения возможного нападения на суда конвоя в назначенный район выходило несколько подводных лодок Северного флота с задачей обнаружить и уничтожить корабли противника. На удалении 250—300 миль от главной базы флота конвой встречали два-четыре советских боевых корабля, занимая место в походном ордере в готовности отразить атаки с моря и воздуха. В это время активно действовала авиация флота, ведя наблюдение за базами, портами и аэродромами противника. Как правило, в это время бомбардировочная авиация наносила удары по вражеским аэродромам Луостари, Банак и Хебуктен. Истребительная авиация прикрывала конвой с воздуха, производилось постоянное патрулирование[9].

Количество конвоев

Движение конвоев по трассе Северного морского пути не прекращалось до конца войны (исключая перерыв между мартом и ноябрём 1943 года). Последний конвой в СССР — JW — 67 отправился 23 мая. Всего за годы войны в северные порты СССР пришёл 41 конвой, а в обратном направлении отправилось 36. В из состав входило 1464 судна, на которых было доставлено 4 миллиона тонн грузов, а вывезено около 1 миллиона 400 тысяч тонн грузов. Погибло 103 транспорта, в том числе 12 советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, 1 датский и 1 норвежский. Потери в конвоях составили 7 % от числа проведённых в обоих направлениях судов[7].

Оценивая итоги деятельности северных конвоев и их значение в истории Второй мировой войны, современный историк Андрей  Витальевич Платонов сказал[10]:

Это нельзя рассматривать как некий альтруизм или благотворительность. Фактически ведущие державы антигитлеровской коалиции, прежде всего Великобритания, Советский Союз и Соединённые Штаты Америки создали некий «резервуар Победы», куда каждый вкладывал то, чем был богат, и откуда брал то, чего ему не хватало.

.

Оплата поставок по ленд - лизу

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 миллиарда долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 миллиардов долларов. Было запланировано, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3 % годовых. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же он вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне[11].

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 миллиона долларов. Но после перечисления 48 миллионов долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона — Вэника. Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма — 674 миллиона долларов — и срок окончательного погашения — 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России[12]. В 2006 году долг был полностью выплачен.

Значение ленд - лиза

Георгий Константинович Жуков

В послевоенные годы, с обострением отношений между СССР, США и Великобританией, возникли споры относительно того, чей вклад в победу над фашизмом был решающим. Историки стран Запада упоминали о Восточном фронте лишь мимоходом, как второстепенном театре военных действий. Советские историки пытались доказать, будто Советский Союз практически один разгромил Германию и Японию, в то время как союзники лишь пожинали плоды его успехов, занимая почти необороняемые территории[3].

Боевой мощи СССР, несомненно, способствовала военно-промышленная, сырьевая и продовольственная помощь, оказанная США и Англией, осуществляемая в соответствии с законом о ленд-лизе. Советские люди выражали свою признательность американскому и английскому народам, которые помогали Красной армии громить дивизии вермахта. В советской печати и в трудах историков подчеркивалось, что помощь союзников вооружением и различными материалами сыграла положительную, но не главную роль в борьбе советского государства против фашистской агрессии. Такая оценка аргументировалась сравнительными данными соотношения поставок по ленд-лизу к продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства; военной техники, поступившей из США, Англии и Канады и произведенной в СССР в годы Великой Отечественной войны[13].

Но не только помощь союзников сыграла решающую роль в обеспечении Красной армии вооружением и боевой техникой. На боевом оружии, которым народ снабжал свою армию, стояла советская марка. Отечественные исследователи справедливо считают, что танки Т-34, самолеты ИЛ-2, боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша») и многие другие образцы советской боевой техники по своим качествам не имели себе равных.

Вот как оценил помощь союзников по ленд - лизу маршал, четырежды Герой Советского Союза, Георгий Константинович Жуков[14]:

Помощь союзников помогла Красной армии и военной промышленности,
но ей нельзя отводить роль больше той, чем она была в действительности.


Примечания

  1. Большая советскаяэнциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — С. 92-93. — 709 с.
  2. Ленд-лиз: цифры и факты. Арсенал - Инфо. Арсенал - Инфо. Дата обращения: 29 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 Соболева Э.П. Ленд-Лиз для СССР // Молодой учёный : электронный журнал. — 2021. — Март. — С. 31—36.
  4. 4,0 4,1 Платонов А.В. Ленд - лиз. Фонд «Международный центр Северных конвоев». Дата обращения: 5 сентября 2023.
  5. Котельников В.Р. Авиационный ленд - лиз. — М.: Русские витязи, 2015. — С. 21—25. — 368 с. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  6. Быстрова И.В. Ленд-лиз для СССР. Экономика, техника, люди (1941-1945). — М.: Кучково поле, 2019. — С. 8—9. — 480 с. — ISBN 978-5-907171-08-4.
  7. 7,0 7,1 Кузнецов Н.А. Полярные конвои: Вторая мировая война в Советской Арктике. — М.: Паулсен, 2014. — 32 с. — ISBN 978-5-98797-082-9.
  8. Баранов Е.А. Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение. Военное обозрение (13 июля 2015). Дата обращения: 29 августа 2023.
  9. Попович В.А. Поставки по ленд-лизу и северные конвои. Коммунистическая партия Российской Федерации (3 апреля 2020). Дата обращения: 29 августа 2023.
  10. Платонов А.В. Война в арктических морях, 1941-1945. — СПб.: Ника, 2010. — 646 с. — ISBN 978-5-98220-052-X.
  11. Вастанова София. «Существенная, но не решающая». Вся правда о военной помощи американцев СССР в годы Войны. История РФ. Дата обращения: 5 сентября 2023.
  12. Чаплыгин Андрей. Значение ленд - лиза для СССР. Военное обозрение (21 мая 2016). Дата обращения: 5 сентября 2023.
  13. Фролов Михаил. Второй фронт и ленд - лиз: их роль в победе над фашистской Германией. Православие. ru. Дата обращения: 5 сентября 2023.
  14. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. — М.: Агенство печати Новости, 1990. — С. 147- 148. — 373 с. — ISBN 5-7020-0074-9.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!