Мурманский морской торговый порт
Мурманский морской торговый порт (основан 1 сентября 1915 года) — самый большой в мире порт, расположенный за полярным кругом в городе Мурманск. Находится на Кольском полуострове на восточном берегу Кольского Залива. Крупнейший транспортный узел Арктической зоны Российской Федерации[1].
История создания
Начало XX века
В 1902 году, когда подходило к своему завершению строительство транссибирской железной дороги, связавшей Россию с тихоокеанским побережьем, Николай II пожелал продолжить эту линию, чтобы завершить великий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт - Артура до Архангельска и Мурмана.
Русско - японская война и революционные выступления 1905 года не позволили сразу приступить к действиям. Только в июле 1907 года из Кронштадта к мурманским берегам ушло посыльное судно «Алмаз» с правительственной комиссией. Возглавлял её опытный военный и государственный деятель генерал-адьютант адмирал Фёдор Васильевич Дубасов. Адмирал отправился на нём кругом Норвегии на Мурман, где решался чрезвычайно важный вопрос о постройке незамерзающего порта — преимущественно для военных целей. Вопрос этот впервые вступил на практическую почву по требованию комитета государственной обороны. Всё плавание продлилось около шести недель.
Доклад адмирала по итогам Северной экспедиции в Санкт-Петербурге был принят к сведению и положен «под сукно». Основанием для отказа в строительстве порта и железнодорожной магистрали к нему стали экономическая неразвитость региона и недостаточные людские ресурсы, необходимые для их ведения и эксплуатации. Между тем сама идея создания морского порта на Мурмане продолжала обсуждаться в обществе[2].
Только в 1912 году на Мурман пришла первая изыскательная партия. Местность, где предстояло построить железную дорогу и порт, была пустынной. В июне 1914 года в Санкт-Петербурге было создано Управление по строительству Мурманской железной дороги.
Первая мировая война
Вступление России в августе 1914 года в войну подтвердило самые худшие опасения — черноморские порты и Санкт-Петербург оказались блокированы противником. А России не хватало оружия и военного снаряжения: войскам нужны были пушки, пулемёты, аэропланы, автомобили, взрывчатка, обувь, сукно. Многое из этого выразили готовность поставлять союзные Англия, Франция и США. Но теперь эти грузы можно было получать или с Дальнего Востока по Транссибирской магистрали, или с Севера — из Архангельска. Однако опыт первых же морских перевозок показал, что северный путь был совершенно не приспособлен для этого, а существовавшая инфраструктура Архангельска не могла справиться с резко возросшими объёмами грузооборота. Поэтому правительство России вынуждено было принять срочные меры по расширению архангельского порта и к форсированию строительства новых портов и коммуникаций на Севере.
В начале октября при Управлении по сооружению железных дорог состоялось особое совещание по поводу сооружения Мурманской железной дороги к Кольскому заливу через Петрозаводск. Тогда же на Мурман прибыла новая «организованная партия техников для производства железнодорожных изысканий» на участке Александровск — Кола. Им было поручено выяснить пригодность Кольского залива для порта и окончательно определить место выхода к океану Мурманской железной дороги. На все работы отводилось лишь три недели[2].
30 декабря 1914 года император Николай II на заседание Совета Министров прислал «Высочайшее повеление о скорейшем сооружении пути на Мурман» . 10 февраля 1915 года состоялось решение о выделении первого кредита на строительство Мурманской железной дороги, и вскоре под руководством лучших специалистов по всей её трассе развернулись грандиозные по своим масштабам работы.
21 февраля 1915 года был утверждён выбор места для порта. Строительство дороги шло ускоренными темпами, как того требовала обстановка. Весной 1915 года руководители Мурманской стройки заказали в США подвижной состав и укладочный материал, часть строительных материалов согласилась поставить на Мурман Англия. Кое — что было закуплено также во Франции и Норвегии. В Кольском заливе начались дноуглубительные работы. Автором проекта и руководителем строительства морского порта стал начальник Управления портовых изысканий Валериан Евгеньевич Ляхницкий.
2 июля 1915 года на Варничном мысу был установлен первый геодезический знак, который стал отправной точкой строительства порта. А уже в конце месяца были готовы две временные пристани: одна длиной 54 метра и другая — плавучая (на плотах), позволявшие принимать сразу два парохода и выгружать до 25 тысяч пудов груза в сутки. Высокие темпы строительства были связаны с тем, что от Мурманского порта зависели поставки союзников по антигерманской коалиции.
Ещё не были достроены и эти причалы, а из-за границы стали приходить пароходы с оборудованием, оружием и боеприпасами[3]. 1 сентября 1915 года к пристани ошвартовался первый пароход Drott, доставивший из Нью - Йорка железнодорожные рельсы и стрелки. Этот день, 1 сентября 1915 года, и считают днём рождения Мурманского торгового порта[4]. К концу навигации 1915 года уже было разгружено семь иностранных и четыре отечественных судна[3].
Порт после Октябрьской революции
1920-е годы
С первых дней существования незамерзающий и глубоководный порт на севере России приобрёл важнейшее значение для экономики и обороноспособности страны. Зимой 1920 — 1921 года в связи с закрытием Петроградского порта льдами поток угля через Мурманский порт возрос, и это потребовало напряжения сил всего уезда. Разгрузка тогда производилась с помощью мешков, лопат и корзин. Всего за одну зиму таким образом было разгружено 30 судов с углём.
10 декабря 1923 года началась первая экспортная кампания по вывозу зерновых, интенсивно продолжающаяся всю зиму. На линии Мурманск — Англия — Германия зимой 1923 — 1924 года стояло пять пароходов Севторгфлота.
В 1923 году Мурманский торговый порт посетило 430 судов, а в 1924 году — 569. В 1925 году в порт прибыло 611 судов (из них 128 иностранных); грузооборот составил 224 тысячи тонн. Основными статьями экспорта были зерно и рыба, а импорта — уголь, хлопок, сельскохозяйственные машины. Шло строительство причалов. В 1926 году порт имел полный первый пирс, включавший причалы 1-5, а также часть второго пирса — причалы 6 — 7 и 8. Была также так называемая железнодорожная пристань (смежная с первым причалом). Общая длина причальных линий составляла 1165 метров. Портовый флот имел в исправном состоянии три портовых буксира («Дзержинский», «Строитель», «Рабочий»), портовый ледокол номер шесть, паровую шаланду под номером двадцать, две баржи и один катер «Инесс-Глория»[5].
В 1927 году грузооборот порта составил уже 552 тысячи тонн. В 1929 году порт приступил к постоянной перегрузке экспортного леса. Увеличились и грузопотоки угля и генеральных грузов. 4 марта 1930 года из Мурманского порта в Гамбург была отправлена первая партия апатита. В 1931 году порт был разбит на отдельные грузовые районы: рыбный, лесной, апатитовый, импортный. Начиная с 1932 года (в связи с вводом в строй в Хибиногорске первой очереди апатито-нефелиновой обогатительной фабрики) грузопоток апатита на экспорт резко возрос и впоследствии стал одним из самых больших. В 1932 году грузооборот порта составил 794 тысячи тонн — это значило, что за десять предшествующих лет он увеличился в 12 раз.
1930-е годы
В декабре 1932 года в стране было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Со второй пятилетки Мурманский порт стал постоянной базой Главсевморпути. Из Кольского залива отправлялись суда в устья великих сибирских рек — Оби, Енисея, Лены. В августе 1933 года под руководством Отто Юльевича Шмидта из Мурманского порта уходила экспедиция на легендарном пароходе «Челюскин». В 1934 году Мурманск торжественно встречал ледорез «Ф. Литке», который вышел из Владивостока и преодолел Северный морской путь за одну навигацию[5].
С 1933 года Мурманский порт по завозу грузов в Арктику стал одним из трёх основных портов (наряду с Архангельским и Владивостокским). Освоение Арктики, регулярные рейсы на Шпицберген, торговые связи с Европой увеличили объёмы работы Мурманского порта, сделали его важнейшим звеном в народном хозяйстве Кольского Севера. Грузооборот порта за годы второй пятилетки (1933—1937 года) вырос более чем в два раза. С организацией угольных разработок на Шпицбергене трестом «Арктикуголь» Мурманский порт увеличил объём перевалки угля и получил свою топливную базу. С 1934 года через порт пошёл исключительно отечественный уголь — шпицбергенский, донецкий и печорский. В 1934 году грузооборот порта составил более одного миллиона тонн. Порт посетило 1766 судов, в том числе 354 больших заграничных судна, 1412 небольших отечественных судов.
С приходом в порт в 1934 году нового каравана началось интенсивное строительство трёх лесных причалов. С этих причалов после окончания строительства отправлялись грузы с октября 1936 года по февраль 1939 года для Испанской Республики. Первые портальные краны появились в Мурманском торговом порту в 1934 году. Это были два крана «Кировец» грузоподъёмностью 6 тонн — первенцы отечественного краностроения.
В 1939 и 1940 годах Мурманский порт осуществлял воинские перевозки для 14-й армии в связи с Финской кампанией. За эту работу многие портовики были награждены орденами и медалями. 30 января 1940 года жители Мурманска и портовики торжественно встречали ледокол «Иосиф Сталин» и пароход «Георгий Седов», возвратившиеся в порт приписки после 812 суток дрейфа во льдах Арктики.
В мае 1941 года Мурманский торговый порт состоял из трёх грузовых районов, стройконторы, портофлота, механических мастерских, автобазы, конторы капитана порта и портоуправления. Порт имел 15 грузоподъёмных кранов, в том числе четыре портальных крана «Кировец», шесть железнодорожных кранов, два автокрана, один гусеничный кран и два плавкрана. В портофлоте было восемь буксирных пароходов, четыре мотобота, моторный катер и 11 барж. Приближалась жесточайшая война с её неисчислимыми жертвами. До её начала оставались считанные дни[5].
Порт в годы Великой Отечественной войны
Первые трудности
Мурманские портовики и железнодорожники совершили в годы Великой Отечественной войны подвиг, который одинаково можно назвать и трудовым, и боевым. На их плечи легла вся работа по снабжению армии и флота, по обеспечению надёжной связи с союзниками по антигитлеровской коалиции. Они осуществляли арктические навигации, выполнили ряд специальных заданий Советского правительства.
В годы Второй мировой войны Мурманск являлся одним из главных пунктов, через который в нашу страну доставлялось военное снаряжение и продовольствие из США и Великобритании. Дело это было столь сложным, что Государственный Комитет Обороны СССР своим уполномоченным по перевозкам на Севере назначил известного полярника, дважды Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Папанина[6].
Когда в декабре 1941 года Иван Дмитриевич Папанин с помощниками прилетели из Архангельска в Мурманск, был намечен объём работ. Причалы, железнодорожные пути, складские помещения, линии связи и водопровода были повреждены. В Мурманске не было ни портовых кранов, ни специалистов — докеров, стивидоров, кладовщиков. Прифронтовой город постоянно бомбили. Ведь от вражеских аэродромов до Кольского залива было всего 150—200 километров, и враг даже в полярную ночь мог использовать каждый просвет в 2-3 часа в облачности и бомбить Мурманский порт и железную дорогу.
Иван Папанин пришел в обком партии и обрисовал поставленную ГКО задачу. Незамедлительно началась работа по подготовке к приёму союзных караванов. Из Архангельска прибыл поезд со специалистами и техникой. Из Вологодской, Ярославской, Ивановской областей пошли эшелоны с мобилизованными женщинами и подростками для работы в порту. Коми-республика отправила составы с лесом и углем.
11 января 1942 года к причалам Мурманского торгового порта подошли пароходы конвоя PQ-7, в его составе было девять судов. За ними пошли другие. Караваны формировались в Исландии (Рейкьявик и Хваль-фиорд), на севере Великобритании (Лох-ю), в Шотландии (Скапа-Флоу) и через 10 — 15 дней подходили к Кольскому заливу[6].
Перевод работы на режим военного времени
Торговый порт стал самым горячим районом города, здесь кипела круглосуточная работа: выгружались ящики с боеприпасами, взрывчаткой, мешки с продовольствием, тюки с сукном и обувью. Сложнее было из-за нехватки механизмов с выгрузкой крупногабаритных грузов. Мурманские портовики работали в тесном контакте с железнодорожниками. Была налажена перевалка грузов прямо из трюмов транспортов в вагоны. Для этого построили новые железнодорожные пути с выходом на причалы — прямо к бортам пароходов. Сначала пришлось разбирать тупики — так раздобыли рельсы, болты для крепления, шпалы. С марта 1942 года стали загружать отправлявшиеся за океан суда экспортными грузами — апатитовым концентратом, хромовой рудой, хлористым калием, лекарственным сырьем, щетиной, скипидаром.
Командование Северного флота выделило для охраны порта сторожевой корабль «Гроза» под командованием капитан-лейтенанта Михаила Николаевича Моля. Вместе со сторожевиком защищали порт и железнодорожный узел несколько батарей зенитчиков, стоявших на Абрам-мысе, Горелой горе и в городе. Чтобы спасти грузы во время воздушных налётов, склады и составы на главных путях прикрывали маскировочными сетями, а чуть подальше, на второстепенных причалах и путях, устанавливали негодные и порожние вагоны, или, как их окрестили, «фальшвагоны», которые и подставляли под бомбы. А бомбардировки порта не только продолжались, но и усиливались.
19 апреля 1942 года в Мурманск прибыл очередной караван, и опять над портом и заливом закружились немецкие бомбардировщики. Советские зенитчики сражались мужественно, но несколько бомб все же угодили в транспорты. 23 апреля авиация противника вновь бомбила порт — на его территории взорвалось 60 бомб. Они разрушили пятый, восьмой и девятый причалы, железнодорожные пути (одну из платформ с грузом забросило на крышу склада). Но портовики через несколько дней восстановили всё разрушенное, и порт продолжал работу[6].
Помощь фронту
Мурманские моряки и портовики знали, как истекают кровью защитники Москвы и Ленинграда, Кавказа и Сталинграда; они надеялись, что танки, самолёты, боеприпасы, взрывчатка, отправленные на фронт из Мурманска, помогут им выстоять в боях. И поэтому северяне боролись за сохранность каждой тонны военного груза, до минимума сокращали время его выгрузки и отправки на фронт. Иван Дмитриевич Папанин в докладах часто говорил о героизме и самоотверженности мурманчан, об их смертельно опасной работе под бомбёжками врага. Все это требовало немалых духовных и физических сил. Вопрос о продовольственном обеспечении мурманчан 10 ноября 1942 года рассмотрел Государственный Комитет Обороны: портовики и железнодорожники стали получать фронтовой продовольственный паёк.
Особенно тяжело было Мурманскому порту во время зимней навигации, когда льды закрывали Архангельск. В город прибыло подкрепление из тыла в количестве 3-4 тысяч человек. Требовалось жилье, люди привыкали к военной жизни города. Пополнение не знало специфики погрузо-разгрузочных работ — надо было обучить его. Шли постоянные бомбардировки порта. Работники Мурманского пароходства и торгового порта трудились под лозунгом «Линия фронта проходит по нашим причалам». Крановщики, лебёдчики, стропальщики, грузчики зачастую не прекращали разгрузку транспортов и во время воздушных тревог. В наиболее напряжённые моменты навигации в порту работало более 150 бригад грузчиков, многие из них давали по 3-4 нормы. Социалистическое соревнование охватило все участки порта. Бывали дни, когда в управлении пароходства и порта оставались у телефонов два-три человека — остальные помогали грузчикам. Люди по нескольку суток не покидали рабочие площадки и трюмы, там же питались и спали. Понадобились дополнительные рабочие силы — в порту сократили даже лоцманскую службу. Немало портовиков погибло в те дни[6].
Портовики и моряки Мурманского пароходства в годы войны стали инициаторами Всесоюзного социалистического соревнования работников морского флота. Они послали телеграфный вызов во Владивосток, в адрес Дальневосточного пароходства: "Будем работать под лозунгом: «Больше грузов фронту!». В 1943 году Мурманский порт одержал победу в этом соревновании. Несмотря на большую мощь бомбовых ударов, гитлеровцам так и не удалось вывести Мурманский порт из строя. В течение всей войны у причалов разгружались советские и иностранные пароходы. За период Великой Отечественной войны Мурманский порт обработал 1 миллион 680 тысяч тонн импортных, а также почти 817 тысяч тонн военных и народнохозяйственных грузов, обработал 351 судно и отправил на фронт по железной дороге 12 тысяч 814 вагонов с военной техникой, снаряжением и продовольствием. В годы войны на трудовом посту погибли 103 портовика, 317 — получили ранения[7].
Интересные факты истории порта
Весной 1942 года, во время одной из бомбёжек в порту затонул мощный 45-тонный плавучий кран. Ивану Дмитриевичу Папанину удалось договориться с капитаном американского судна о передаче грузовой стрелы, которую вместе с лебёдкой мурманские портовики установили на старый пароход «Кама». Этот самодельный плавкран буквально спас положение, а иностранные моряки были настолько поражены смекалкой советских портовиков, что передали им в пользование ещё два судна с тяжеловесными стрелами.
Во время переброски подразделений Норвежской освободительной армии в 1944 году в порту побывал Тур Хейердал, ставший в послевоенные годы известным путешественником. Одним из основных праздничных мероприятий на 30-летие порта в 1945 году стал массовый кросс, в котором участвовали практически все портовики и судоремонтники — 1763 человека. 26 июля 1957 года мурманские портовики с помощью первого транспортерного комплекса загрузили на теплоход «Лондо» 5 тысяч тонн апатитового концентрата за 18 часов[7].
В порт Мурманска в 1960 году прибыл первый в мире атомный ледокол «Ленин». В 1962 году в Мурманске проходили съёмки художественного фильма «Путь к причалу» режиссёра Георгия Данелии. Мурманский морской торговый порт фактически стал одним из героев легендарного фильма. В апреле 1963 года, находясь с визитом в Мурманске, торговый порт посетил легендарный кубинский лидер Фидель Кастро.
В 1966 году введен в эксплуатацию причал № 11 — из стали. До этого все причалы Мурманского порта были деревянными. Между Мурманском и Дудинкой в 1970 году открылось постоянное сообщение по Северному морскому пути. По этой линии из Норильска стали доставлять медно-никелевую руду и файнштейн (промежуточный продукт для производства меди и никеля) для комбинатов «Североникель» и «Печенганикель».
Грузооборот Мурманского торгового порта в 1974 году составил 8,7 миллиона тонн (Ленинградского — 8,6 миллиона тонн). «Овощная навигация» — такое наименование получили рейсы из Мурманского порта по доставке свежих овощей и фруктов жителям расположенных на арктическом побережье населенных пунктов. 1 мая 1975 года в порт приписки Мурманск прибыл новый флагман ледокольного флота — атомоход «Арктика». В 1983 году разработанный рационализаторами Мурманского торгового порта полуавтоматический захват для перегрузки труб большого диаметра был удостоен серебряной медали на Выставке достижений народного хозяйства СССР. 30 июня 1994 года на базе государственного предприятия образовано акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» с одновременным выделением государственного учреждения «Морская администрация порта Мурманск»[8].
В 1997 году начата эксплуатация комплекса по перегрузке минеральных удобрений ЗАО «Агросфера». В 2009 году мурманский морской торговый порт вышел в лидеры среди северо-западных портов и на 2-3-е места среди всех российских портов по перевалке сухих грузов. В этот год его грузооборот достиг 15,2 миллиона тонн.
Мурманский морской торговый порт отмечен международной премией «Золотая колесница» в 2011 году. В 2013 году поставлен рекорд по месячной отгрузке угля в Мурманском морском торговом порту — 1,2 миллиона тонн[9]. В августе 2018 года мурманские портовики провели торжественную церемонию принятия и выгрузки 150-миллионной тонны угля, прибывшего из Кузбасса. Эта тонна стала юбилейной не только для «Объединённого производственно-транспортного управления Кузбасса», но и для Мурманского морского торгового порта, грузооборот которого достиг отметки 200 миллионов тонн[10].
1 сентября 2020 года порт отметил свой вековой юбилей. Мурманский морской торговый порт, перешагнув свой столетний рубеж, остаётся молодым, современным, устремлённым в будущее. Верность традициям, сохранение исторической памяти, уважение к предшественникам — всё это стало основой стабильной работы старейшего предприятия Мурманска.
Награды порта
- В июле 1945 года порту на вечное хранение было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР как признание большого вклада портовиков в победу над врагом[11].
- 6 ноября 1946 года приказом Министерства морского флота за заслуги порта в Великой Отечественной войне порту передано Красное Знамя ГКО, которым он четырежды награждался, на вечное хранение[2].
- 28 июля 1966 года Мурманский морской торговый порт был награждён орденом Трудового Красного Знамени за досрочное выполнение заданий семилетнего плана и внедрение комплексной механизации погрузочно — разгрузочных работ[11].
Порт сегодня
АО «Мурманский морской торговый порт» входит в структуру Национальной транспортной компании, ключевыми партнерами которой являются АО «СУЭК» и АО «МХК „ЕвроХим“». Порт в Мурманске обеспечивает круглогодичное сообщение с важнейшими логистическими центрами в мире. По итогам 2022 года в рамках арктической программы через причалы порта в Мурманске перевалили 1 миллион тонн грузов.
Перевалка грузов в торговом порту Мурманска за первое полугодие 2023 года увеличилась на 912 370 тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года рост составил 28,4 %. Структура грузооборота в АО «ММТП» сохраняется на протяжении последних лет: 83 % — уголь, 8 % — кокс, 6 % — щебень, песок, 3 % — прочие грузы. По предварительным подсчётам предприятия, в ближайшем квартале объёмы перевалки груза вырастут — в порту ожидают увеличения грузооборота за 2023 год на 1,7 миллионов тонн или 11,5 % против грузооборота 2022 года[12].
АО «ММТП» является базовым предприятием по реализации государственной политики развития Арктической зоны РФ: обеспечивает перевалку грузов в направлении заполярных портов (Сабетта, Диксон, Хатанга), обрабатывает атомный лихтеровоз «Севморпуть» и суда обеспечения шельфовых нефтегазовых проектов.
Компания активно участвует в проработке дорожной карты по реализации Плана мероприятий, который принят в продолжение Стратегии развития Арктической зоны до 2035 года, а также Основ государственной политики в Арктике, утверждённых Президентом России Владимиром Путиным в 2020 году. Реализация этих документов позволит повысить качество жизни северян, увеличит вклад Арктической зоны в российскую экономику и обеспечит устойчивое развитие региона[13].
Примечания
- ↑ Северный морской путь – главная арктическая артерия России . Правительство Мурманской области. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Масько А. В., Чадаева Г. ф., Зайцев Н. В., Чеханюк И. А., Тарабанько Е. Ю., Чунина Е. И., Третьяков А. А., Рыкованов А.Е. Северные ворота России. — М.: ПЕНТА, 2015. — 352 с. — ISBN 978-5-91104-105-2.
- ↑ 3,0 3,1 Вехи истории Мурманского порта: навстречу 105-летию. Первые причалы ММТП . Арктикк ТВ (27 июля 2020). Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ История ММТП . АО «Мурманский морской торговый порт». Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Елькин Г. Н. Мурманский морской торговый порт - труженик и воин. — Архангельск: Правда Севера, 2015. — С. 20—38. — 256 с. — ISBN 978-5-85879-970-2.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Киселёв А.А. Мурманск - город-герой. — М.: Военное издательство, 1988. — С. 116—131. — 188 с. — ISBN 5-203-00048-4.
- ↑ 7,0 7,1 Ягупов Игорь. 100 фактов из истории Мурманского морского торгового порта // Мурманский Вестник : газета. — 2015. — 8 августа (№ 144).
- ↑ Игорь Ягупов. 100 фактов из истории Мурманского морского торгового порта // Мурманский вестник : газета. — 2015. — 15 августа (№ 149).
- ↑ Игорь Ягупов. 100 фактов из истории Мурманского морского торгового порта // Мурманский вестник : газета. — 2015. — 22 августа (№ 153).
- ↑ Глухов А.Б., Жалнин Д.Е., Коржов Д.В. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / под редакцией А.В. Масько, А.Е. Рыкованов, Г.Ф. Чадаева, Д.В. Ищенко, И.В. Марьинский, Н.В. Зайцев, А.А. Доценко. — Мурманск: РУСМА, 2020. — С. 126. — 144 с. — ISBN 978-5-905917-18-9.
- ↑ 11,0 11,1 Белоусов В.С. Мурманский морской торговый порт: 90 лет. — Мурманск: Дебют, 2005. — С. 49—57. — 120 с. — ISBN 5-98964-001-31.
- ↑ Грузооборот в торговом порту Мурманска вырос почти на 30% за полгода . РБК (24 июля 2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Мурманский морской торговый порт обновил собственный рекорд грузооборота . Экономика. Сэлдон новости (17 мая 2021). Дата обращения: 28 августа 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |