Соловьёв, Владимир Сергеевич (конструктор)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Сергеевич Соловьёв
Дата рождения 16 февраля 1919(1919-02-16)
Место рождения Ветлуга,
Костромская губерния,
Советская Россия
Дата смерти 16 июня 1975(1975-06-16) (56 лет)
Место смерти Тольятти,
Куйбышевская область, СССР
Гражданство  СССР
Отец Сергей Андреевич
Мать Александра Ивановна
Супруг(а) Татьяна Дмитриевна Добровольская
Дети Вадим, Андрей
Награды и премии
Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени

Влади́мир Серге́евич Соловьёв (19191975) — советский конструктор автомобилей, первый главный конструктор ВАЗа[1].

Биография

Родился 16 февраля 1919 года в городе Ветлуга Костромской губернии, откуда вся семья (у Владимира было ещё две младших сестры — Тамара и Дина) в 1923 году перебралась в Нижний Новгород[1].

В 1941 году окончил с отличием автомобильный факультет Горьковского индустриального института по специальности «Автомобили».

С июля 1941 года — конструктор конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автомобильного завода. Принимал участие в разработке трансмиссии для танка Т-70 и самоходной установки СУ-76М.

С 1942 года — ведущий конструктор. Проектировал агрегаты трансмиссии легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-67Б, ГАЗ-69, ГАЗ-12 ЗИМ. Был ведущим конструктором легковых автомобилей ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-24 «Волга». Участвовал в проектировании автомобиля ГАЗ-13 «Чайка».

С 1951 года — руководитель группы, а с 1953 — начальник бюро легковых автомобилей и заместитель главного конструктора. С 1965 года — главный конструктор по легковым автомобилям.

Приказом Министра автомобильной промышленности СССР № 154-к от 1 октября 1966 года был назначен главным конструктором строящегося автомобильного завода в городе Тольятти[2], где возглавил работы по ВАЗ-2101.

Руководил разработкой и выпуском легковых автомобилей ВАЗ-21011, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, а также разработкой модели 1101 (прототип ВАЗ-1111 «Ока»).

Главной работой В. С. Соловьёва на «ВАЗе» стало создание полноприводного автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»[3]. В 1971 году по его предложению началось проектирование плавающего легкового автомобиля ВАЗ-2122.

15 июня 1975 года был избран депутатом областного совета.

Умер 16 июня 1975 года, похоронен на старогородском кладбище в Тольятти.

Заслуги

В. С. Соловьёв впервые на Горьковском автозаводе разработал для ГАЗ-12 задний мост с гипоидной главной передачей. Участвовал в создании масла для гипоидных передач.

Впервые в стране разработал и внедрил резиновые самоподжимные манжеты для уплотнения валов, стальные детали с фосфатным антизадирным покрытием.

Имел ряд авторских свидетельств на разработки Горьковского и Волжского заводов.

Награды

  • Орден Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.
  • Медали СССР и ВДНХ.

Память

Ведущий дизайнер проекта ВАЗ-2121 «Нива» В. Сёмушкин на открытии мемориальной зоны в НТЦ АО «АВТОВАЗ»
На открытии мемориальной зоны в НТЦ АО «АВТОВАЗ», у бюстов В. Соловьёва и П. Прусова, 2 марта 2018 года.

Интересный факт

  • В интервью журналу «Итоги» конструктор автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» Пётр Прусов рассказал, что название новой машины создатели составили из первых букв имён дочерей самого Прусова — Натальи и Ирины и сыновей В. С. Соловьёва — Вадима и Андрея[5].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Высокой мысли пламень (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 января 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. Основатели АвтоВАЗа. Дата обращения: 21 января 2013. Архивировано 12 ноября 2016 года.
  3. Соловьёв Владимир Сергеевич — советский автоконструктор создавший «Ниву»
  4. В трех школах Тольятти откроют мемориальные доски памяти работников ВАЗа. Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 2 марта 2020 года.
  5. Никитин, Артём Внедорожник. Итоги №25/836 (18 июня 2012). Дата обращения: 21 января 2013. Архивировано 21 июня 2012 года.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!