Нива (автомобиль)

Нива
1983 Lada Niva in Orange, front left (Brooklyn).jpg
Общие данные
Производитель АвтоВАЗ
Годы производства 1977 — настоящее время
Сборка Флаг СССР АвтоВАЗ (Тольятти, СССР)
Флаг России АвтоВАЗ (Тольятти, Россия)
Флаг Украины ЛуАЗ (Луцк, Украина)
Флаг Казахстана Азия Авто (Усть-Каменогорск, Казахстан)
Класс Повышенной проходимости второго класса
Иные обозначения ВАЗ-2121 «Нива» (1977-2006)
Lada Niva (1977-2006)
Lada 4x4 (2006-2021)
Lada Niva Legend (c 2021)
Bognor Diva (Уругвай)
Lada Super 4×4 (Египет)
Lada Bushman (Австралия)
Lada Cossack (Великобритания)
Lada Fora
Lada Hussar
Lada Job (Италия)
Lada Sport (Исландия)
Lada Taiga (Германия)
Vlada 4×4 Classic (Япония)
Дизайн и конструкция
Тип кузова 3‑дв. универсал (4‑мест.)
5‑дв. универсал (5‑мест.) (ВАЗ-2131)
Платформа ВАЗ-2121
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4 × 4
Двигатель
ВАЗ-2121
Общие данные
Производитель АвтоВАЗ
Тип бензиновый
Макс. скорость 132
Разгон до 100 км/ч 20, передаточное отношение редуктора= нива, нива урбан 4,15 нива 21214= 3,15
Производительность
Максимальная мощность 59 кВт (80 л. с.), при 5400 об/мин
Максимальный крутящий момент 116 Н·м, при 3400 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Объём 1580 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 79 мм
Ход поршня 80 мм
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Степень сжатия 8,5
Питание
Рекомендованное топливо АИ-92
Охлаждение жидкостное
Система питания двухкамерный карбюратор
Расход топлива при смешанном цикле 13,1
ВАЗ-21213
Общие данные
Производитель АвтоВАЗ
Тип бензиновый
Макс. скорость 143
Разгон до 100 км/ч 19
Производительность
Максимальная мощность 81 л. с., при 5000 об/мин
Максимальный крутящий момент 125 Н·м, при 3800 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Объём 1690 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 82 мм
Ход поршня 80 мм
Материал блока цилиндров Чугун
Степень сжатия 9,3
Питание
Рекомендованное топливо бензин по ГОСТ Р 51105 с октановым числом не менее 91
Система питания распределённый впрыск
Экологические нормы Евро-5
Расход топлива при смешанном цикле 10,8
Расход топлива при городском цикле 14,1
Расход топлива на трассе 8,8
ВАЗ-2123
Общие данные
Производитель АвтоВАЗ
Тип бензиновый
Макс. скорость 140
Разгон до 100 км/ч 19
Производительность
Максимальная мощность 80 л. с., при 5000 об/мин
Максимальный крутящий момент 127 Н·м, при 3800 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Объём 1700 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Диаметр цилиндра 82 мм
Ход поршня 80 мм
Материал блока цилиндров Чугун
Степень сжатия 9,4
Питание
Рекомендованное топливо бензин по ГОСТ Р 51105 с октановым числом не менее 92
Система питания распределённый впрыск
Экологические нормы Евро-5
Расход топлива при смешанном цикле 10,8
Расход топлива при городском цикле 14,1
Расход топлива на трассе 8,8
ВАЗ-21179
Общие данные
Производитель АвтоВАЗ
Тип бензиновый
Макс. скорость 186
Разгон до 100 км/ч 10,2
Производительность
Максимальная мощность 90 кВт (122 л. с.), при 6000 об/мин
Максимальный крутящий момент 170 Н·м, при 3750 об/мин
Камера сгорания
Объём 1774 см3
Цилиндров 4
Клапанов 16
Ход поршня 84,0 мм
Питание
Рекомендованное топливо АИ-95
Система питания распределённый впрыск топлива с электронным управлением
Экологические нормы Евро 5
Расход топлива при смешанном цикле 7,8
Расход топлива при городском цикле 10,5
Расход топлива на трассе 6,3
ВАЗ-11182
Общие данные
Производитель АвтоВАЗ
Тип бензиновый
Макс. скорость 160
Разгон до 100 км/ч 14,0
Производительность
Максимальная мощность 66 кВт (90 л. с.), при 5000 об/мин
Максимальный крутящий момент 143 Н·м, при 3800 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Объём 1596 см3
Цилиндров 4
Клапанов 8
Питание
Рекомендованное топливо АИ-92
Система питания распределённый впрыск топлива с электронным управлением
Экологические нормы Евро 5
Расход топлива при смешанном цикле 7,5
Расход топлива при городском цикле 9,8
Расход топлива на трассе 6,2
Трансмиссия
Массогабаритные характеристики
Длина 3740 мм
Ширина 1680 мм
Высота 1640 мм
Клиренс 220 мм
Колёсная база 2200 мм
Колея задняя 1400 мм (2121)
1420 мм (21213/21214)
Колея передняя 1430 мм (2121)
1440 мм (21213/21214)
Масса 1150 кг (2121)
1210 кг (21213/21214)
1285 кг (21214-30)
Полная масса 1550 кг
Динамические характеристики
Коэффициент аэродинамического сопротивления 0,536
На рынке
Связанные Lada Niva Travel
ВАЗ-2120 «Надежда»
Похожие модели Subaru Leone (1972)
AMC Eagle Kammback
ARO 10
Suzuki Jimny
Сегмент J-сегмент
Другая информация
Грузоподъёмность 400 кг
Объём бака 42 л
Дизайнер Валерий Павлович Сёмушкин
Модификации
Поколения

конструкторы:

«Ни́ва» (ВАЗ-2121) — советский и российский автомобиль — внедорожник малого класса повышенной проходимости с несущим кузовом и постоянным полным приводом.

Серийное производство было налажено 5 апреля 1977 года и до 2006 года выпускался на внутреннем рынке под именем ВАЗ-2121 «Ни́ва», а на экспорт выходил как «Lada Niva»[2][3]. С 2006 по 2021 год выпускалась под именем «Lada 4x4», с 2021 года как «Lada Niva Legend». Самая успешная экспортная модель за всю историю АвтоВАЗа[4] и лучший автомобиль в его истории[5].

История

После того, как в 1970 году городские жители получили легковушку ВАЗ-2101 «Жигули», Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поручил крупнейшим автозаводам страны разработать подходящую модель и для сельской местности, считая жителей села обделёнными после выпуска «ВАЗ-2101». Ещё в 1969 году главный конструктор Волжского автомобильного завода Владимир Соловьёв вышел с инициативой в Министерство автомобильной промышленности СССР о разработке внедорожника для жителей сельских районов. Его предложение стало результатом проработки в Ижмаше прототипов АЗЛК-415 и Иж-14, которые на тот момент не были готовы к серийному производству[6][7][8].

Конструкторы Волжского автозавода Ещё на стадии разработки перенесли на перспективную модель многие узлы и агрегаты ВАЗ-2101 «Жигули». Ещё одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля. В конструкции широко применялись элементы дизайна, узлы и агрегаты ВАЗ-2106. В апреле 1972 года на Волжском автомобильном заводе был собран первый опытный образец ВАЗ 2121Э, на котором отрабатывались принципы будущей «Нивы». Это был открытый джип в стиле ГАЗ-69, однако конструкторы решили делать «Ниву» с закрытым кузовом. Тогда же в апреле ведущим конструктором проекта был назначен Пётр Прусов. В 1974 году были выпущены первые пятнадцать предсерийных образцов. Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «вседорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписан 31 июля 1975 года. В марте 1976 года к XXV съезду КПСС была изготовлена вторая партия в количестве пятидесяти автомобилей[9][10]. От прототипа до серии ВАЗ 2121 «Нива» дошла за пять лет. Принимал новую машину лично Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. В ноябре 1976 года был официально зарегистрирован товарный знак NIVA. Это название хорошо звучало на разных языках и вызывало приятную ассоциацию с мирным небом и сельскими просторами[6][7].

5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автозавода сошёл первый серийный образец ВАЗ-2121[11]. В июле 1977 года Волжский автозавод начал выпускать по двенадцать — четырнадцать автомобилей в день. В 1978 году с конвейера сошла десятитысячная машина, «Нива» вышла на экспорт и стала сенсацией за рубежом — её признали лучшим в своем классе автомобилем на международной выставке в Брно и наградили золотой медалью. Для экспорта Волжский автозавод выпускал специальные версии ВАЗ 2121: в 1978 году с 1,3-литровым мотором, а в 1982 — праворульную. Автомобиль на долгие годы стал основой вазовского экспорта. Были периоды, когда до семидесяти процентов автомобилей поставлялось за границу. Машина продавалась в Японии, Англии и других странах с левосторонним движением. Более семьсот тысяч автомобилей отправились на экспорт в сотню стран мира на пяти континентах. Кроме того, модель собирали в таких странах как Греция, Канада, Бразилия, Панама, Чили, Эквадор. В 1986 году японцы, отдавая дань уважения генеральному конструктору «Нивы» Петру Прусову, подарили ему рекламный проспект своей будущей Suzuki Vitara с надписью «Крёстному отцу этого автомобиля»[6][7][12].

В 1980-х стартовала блестящая спортивная карьера «Нивы». Всё началось с победы на чемпионате СССР по автокроссу, после которого автомобиль вышел и на мировую арену. В 1981 году машина становится бронзовым призером Ралли «Дакар», а в 1982 году получает «серебро» Дакара[6][7].

В 1993 году был произведён рестайлинг «Нивы» с модификацией кузова ВАЗ-21213. Были переработаны салон и задняя часть автомобиля. Под капотом стал находится двигатель ВАЗ-21213 объёмом 1,7 литра, мощностью 78,9 лошадиных сил и крутящим моментом 127 Н·м, с карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания. Кроме того, автомобиль стал комплектоваться 5-ст. КПП и редукторами мостов с главной передачей 3,9, это позволило с учётом более мощного двигателя немного снизить эксплуатационный расход топлива и алюминиевым радиатором. В 1993 году была выпущена переходная партия с прежним двигателем ВАЗ-2121[12]. Параллельно с разработкой рестайлинга конструкторы занимались созданием удлинённой версии автомобиля. В 1994 году АвтоВАЗе были собраны модели ВАЗ-2129 «Кедр», ставший прототипом будущей пятидверной модификации, хотя выпускались они для тестирования комплектующих будущего ВАЗ-2120. В 1993 году была создана модификация ВАЗ-2130 «Кедр-2», который отличался положением заднего сиденья. В 1995 году на ОПП АвтоВАЗа начался серийный выпуск пятидверной модификации ВАЗ-2131, которая производилась до января 2022 года[12].

В 1998 году выходит автомобиль Chevrolet Niva который был представлен на Московском автосалоне. Представлял собой второе поколение автомобилей повышенной проходимости Волжского автомобильного завода и является «преемником» модели ВАЗ-2121 «Нива». Имел постоянный полный привод на четыре колеса, двухступенчатую раздаточную коробку и межосевой блокируемый дифференциал. На предсерийном этапе в 1998—2002 год модель выпускалась на ОПП по обходным технологиям под обозначением ВАЗ-2123 «Нива». В 2002—2020 годах модель находилась во владении «GM-АВТОВАЗ» и производилась под брендом Chevrolet, называясь Chevrolet Niva. В декабре 2019 года АвтоВАЗ выкупил долю General Motors в совместном предприятии, и с июля по декабрь 2020 года модель продавалась как Lada Niva. В декабре 2020 года рестайлинговая версия автомобиля получила имя Lada Niva Travel (англ. travel — путешествие)[13][12].

Модификации

  • ВАЗ-2121 «Нива» (экспортное название Lada Niva) — базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 80 л. с., 116 Н·м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Э2121 создали в 1972-1975 гг. В конце 1976 года выпустили опытно-промышленную партию «Нивы». Все машины этой серии вышли с покраской одинаковым цветом «охра золотистая», дополнительно поменяв на них расположение фароочистителей — на опытно-промышленных машинах валы моторедукторов «торчали» из передней панели, а не из решётки, как на серийных машинах. Серийно модель производили с апреля 1977 по конец 1993 года, существуя на конвейере параллельно с новой моделью 21213 в течение полугода;
  • ВАЗ-21211 «Ни́ва» — серийно производили с 1977 года по 1987 год. Имел двигатель ВАЗ-21011 (диаметр цилиндров — 79 мм; ход поршня — 66 мм). На двигателе установили карбюратор 2105-1107010 и распределитель зажигания 30.3706-01. В сцеплении устанавливали ведомый диск 2103.
  • ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) — экспортная модификация с адаптированным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с., 94 Н·м. Производили с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёма более 1.500 см³. Преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы. Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах[14];
  • ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) — экспортная праворульная модификация. Производили ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка. Также поставляли в такие страны как Новая Зеландия, Мозамбик, Ямайка и Австралия[15];
  • ВАЗ-2122 (проект «Река») — армейский автомобиль-амфибия. Разработан на базе агрегатов ВАЗ-2121. В 1976-1985 годах было изготовлено двадцать семь опытных образцов амфибии с утилитарным герметизированным открытым двухдверным кузовом. В 1987 году доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» подвергли государственным испытаниям, но серийно амфибию не производили из-за конверсии военного производства;
  • ВАЗ-21213 («Тайга») — рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 78,9 л. с., 127 Н·м) с карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания, кроме того, автомобиль стали комплектовать 5-ст. КПП и редукторами мостов с главной передачей 3,9 (это позволило с учётом более мощного двигателя немного снизить эксплуатационный расход топлива), алюминиевым радиатором, переработанным салоном и панелью приборов (салон и панель приборов сделали во многом идентичными ВАЗ-2108) и рядом других изменений. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.
  • ВАЗ-21214 (Lada 4x4) — модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 82,8 л. с., 127,5 Н·м), оснащённым центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 года на эту модель устанавливали двигатель ВАЗ-21214-10 с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 году под нормы Евро-2 (21214-20), в 2008-м под Евро-3 (21214-30) и в 2011 под нормы Евро-5 (для экспорта) и Евро-4 (для внутреннего потребления). C 2006 года в соответствии с соглашением по GM-АвтоВАЗ переименовали в Lada 4x4 3-дв.
  • LADA 4x4M — обновлённый и доработанный вариант LADA 4x4. Первые шаги были сделаны в начале 2009 года, а окончательно освоение обновлений завершили в конце 2011 г. Изменили внутренние и наружные светотехнические приборы, обивку салона, узлы трансмиссии. Часть комплектующих унифицировали с проектом Chevrolet Niva.
  • ВАЗ-21215 — экспортная версия с дизельным двигателем Peugeot XUD 9SD, которую выпускали в 1999-2007 годах. Модификацию мелкосерийно производили на экспорт, поэтому в штатную сборку включили улучшенную обвеску, бамперы, спойлеры, накладки и легкосплавные диски;
  • ВАЗ-21216 — экспортный вариант модели 21213 с правым рулём и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213;
  • ВАЗ-21217 — экспортный вариант модели 21213 с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л);
  • ВАЗ-21219 — переходная комбинированная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранили от ВАЗ-2121. Производили в 1991-1994 годах.
  • ВАЗ-2121Б — бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Создан в 1992 году специалисты дочерней автоВАЗовской фирмы Бронто. Выпускали ограниченной серией в 1992-1993 годах. Впервые опробовали вспененные полимеры для противоосколочного бронирования. Послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО форс».
  • ВАЗ-2121Ф — экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургон. Заднюю часть салона превратили в грузовой отсек путём замены боковых стёкол (на задней двери сохранили) металлическими панелями, удаления заднего сиденья и отделки. За передними сиденьями установили трубчатую защиту от смещения груза при торможении. Фургонную версию «Нивы» изготавливали малыми партиями на АвтоВАЗе для поставки исключительно на рынки стран дальнего зарубежья.
  • LADA 4x4 «Рысь» — мелкосерийная охотничья модель. Представлена в 2009 году представителями дочерней фирмы АвтоВАЗа Бронто. В кузове доработали арки колёс для обеспечения увеличенных хода и размеров колёс и установлены резиновые расширители арок. Установили наружные зеркала увеличенной площади заднего обзора. Установили дифференциалы самоблокирующиеся винтового типа в переднем и заднем мостах.
  • LADA 4x4 Bronto — специальная подготовленная предприятием ВИС-АВТО внедорожная версия автомобиля.
  • ВАЗ-21 «Бора» — внедорожник, созданный в 1995 году на базе автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». На автомобиле поставили пластиковый кузов, открытый верх, алюминиевую пространственную раму. Сначала автомобиль хотели экспортировать в Южную Америку, но потом переориентировались на Ближний Восток[16].
  • LADA 4x4 Urban — версия трёхдверного внедорожника. От исходной модели отличается дополнительной шумоизоляцией, пластиковыми бамперами, решёткой радиатора, уменьшенным диаметром руля, наличием кондиционера, тоннеля пола, зеркал с электроприводом и электростеклоподъёмников. Автомобиль выпускали с октября 2014 года.

Галерея

Примечания

  1. АвтоВАЗ снял с производства одну модель (и не признается, почему). Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
  2. О.Богданов. «4х4» — в этом решение. За рулём, №9, 1981 (сентябрь 1981). Дата обращения: 6 августа 2025.
  3. Михаил Кулешов. Lada 4x4 глазами иностранцев: старомодная, но хороша на бездорожье. За рулём. Дата обращения: 6 августа 2025.
  4. Михаил Подорожанский. Тот «самых» Прусов. Подорожанский — об отце Нивы. Авторевю, №7 2017 (апрель 2017). Дата обращения: 6 августа 2025.
  5. Andrew Willis. Eight brilliant cars from rubbish car brands (англ.). goodwood.com (4 июня 2020). Дата обращения: 6 августа 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 "Нива": 5 ролей суперзвезды отечественного автопрома. РИА Новости. Дата обращения: 6 августа 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Покорившая планету "Нива": история легендарного советского внедорожника. Sputnik. Дата обращения: 6 августа 2025.
  8. Высокой мысли пламень. Кн. 1 / Сост. В. А. Котляров. — Тольятти: Типография ДИС АО «АВТОВАЗ», 2000. — С. 262. — 355 с.
  9. Борис Казин. «Нива» штурмует высоту // «Техника — молодёжи» : журнал. — 1979. — № 2. — С. 30—33. — ISSN 0320-331X
  10. П. Волин. Вдохновение по расчёту. // «Литературная газета», № 10 от 10 марта 1976 г. — С. 11.
  11. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1978 (вып. 22). М., «Советская энциклопедия», 1978. стр.31
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Энциклопедия автомобилей LADA / Ред. В. А. Мамедов. — М.: За рулём, 2011. — С. 34. — 223 с. — ISBN 978-5-9698-0243-8.
  13. Была «шнива», стала Lada Niva Travel — Kolesa.kz. kolesa.kz. Дата обращения: 6 августа 2025.
  14. Пять самых удачных экспортных модификаций «Нивы». Дата обращения: 6 августа 2025.
  15. Нива с правым рулём. ЗР (4 ноября 1984). Дата обращения: .
  16. Михаил Колодочкин. А знаете ли Вы? За рулём (Русский). — 2020. — Апрель (№ 4). — С. 110.

Литература

Ссылки