Автомобильная промышленность России
Автомобильная промышленность России (также — автопром и автомобилестроение) — подотрасль транспортного машиностроения России, выпускающая продукцию для автомобильного транспорта, а также двигатели и запасные части.
Отечественная автомобильная промышленность выпускает грузовой, пассажирский и легковой автотранспорт, а также такие транспортные средства, как мотоциклы, квадрациклы, самокаты, скутеры и велосипеды. В последнее десятилетие появилось производство автотранспорта на электрической тяге (электромобили и электробусы).
Профессиональным праздником работников автопрома является День машиностроителя, для них почётным званием России установлено «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». В январе 2003 года в РФ было создано Некоммерческое партнёрство «Объединение автопроизводителей России»[1]. В октябре 2023 года по инициативе Ассоциации была учреждена медаль «Почётный автомобилестроитель»[2].
История
Российская империя
Первый отечественный легковой автомобиль, созданный конструктором, лейтенантом Российского императорского флота Евгением Яковлевым и изобретателем Петром Фрезе, был представлен в июле 1896 года на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде[3]. Яковлев также стал автором отечественного двигателя внутреннего сгорания. Первый российский грузовой автомобиль, построенный пионером авиации и автомобилизма Борисом Луцким, демонстрировался в 1900 году на Всемирной выставке в Париже и получил большую серебряную медаль.[4]
Промышленное производство автомобилей в России было организовано в Риге на Русско-Балтийском заводе, где с 1908 по 1915 год было выпущено 450 автомобилей[4]. Затем в стране стали появляться частные автофирмы: «Фабрика П. Д. Яковлева», завод «Лесснер» и экипажная мастерская «Фрезе и К°» в Петербурге, «Россия» (Лейтнер и К°) в Риге, «Дукс» Юлия Меллера в Москве, «Аксай» в Нахичевани-на-Дону. В 1909 году фирма «Фрезе и К°» была куплена Русско-Балтийским вагонным заводом, который организовал на её мощностях кузовное производство[5]. Но перед Первой мировой войной в России осталось всего два действующих автомобильных завода: Русско-Балтийский вагонный завод в Риге, выпускавший с 1909 года автомобили Руссо-Балт, и завод Ивана Пузырёва (РАЗИПП) в Петербурге, приступивший к выпуску автомобилей собственной конструкции в 1911 году.
Начавшаяся война выявила острую потребность русской армии в автомобилях, поэтому в 1916 году царским правительством были выделены денежные средства, а Главное военно-техническое управление подписало контракты на постройку шести автомобильных заводов[6]:
- В Москве — с «Торговым домом Кузнецова, Рябушинских и К˚» — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter.
- В Мытищах — с «Британской инженерной компанией Сибири „Бекос“» — на постройку «Казённого завода военных самоходов» (КЗВС).
- В Филях — с Акционерным обществом Русско-Балтийского вагонного завода — для выпуска автомобилей Руссо-Балт С24/40.
- В Ярославле — с «Акционерным обществом воздухоплавания В. А. Лебедев» — для выпуска автомобилей Crossley 20/25HP.
- В Рыбинске — с Акционерным обществом «Русский Рено» — для выпуска автомобилей Рено.
- В Нахичевани — с товариществом «Аксай».
СССР
Единственным заводом, который успел до Октябрьской революции приступить к выпуску автомобилей, стал построенный Рябушинскими в Москве завод Автомобильного Московского общества (АМО). Тем не менее после революции и Гражданской войны заложенные заводы были достроены, но только два из них сохранили первоначальную автомобильную специализацию:
- Завод «Автомобильного Московского общества» (АМО) стал одним из лидеров советского автомобилестроения, последовательно сменив названия на: АМО, ЗИС, ЗИЛ, АМО ЗИЛ.
- Завод «Британской инженерной компании Сибири „Бекос“» в Мытищах после нескольких объединений вошёл в состав сегодняшней ракетно-космической корпорации «Энергия» (РКК «Энергия»).
- Завод «Руссо-Балт» в Филях после 1917 года выпустил всего несколько автомобилей, а с 1923 года перешёл на производство самолётов, затем ракет — сегодня это ведущее авиационно-космическое предприятие России — Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
- Завод Лебедева в Ярославле в советское время выпускал тяжёлые грузовики ЯАЗ и дал начало таким автомобильным маркам, как МАЗ и КрАЗ. С 1958 года завод специализируется на выпуске моторов, и сегодня это ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод).
- Завод «Русский Рено» в Рыбинске также был передан в авиационную промышленность и с 1928 года занимается производством авиамоторов — в настоящее время это НПО «Сатурн» («Рыбинские моторы»).
- Завод товарищества «Аксай» продолжил заниматься выпуском сельскохозяйственных машин, в советское время был известным предприятием «Красный Аксай» (был закрыт в 2011 году, в 2016 году на его месте начато строительство одноимённого жилого комплекса).
Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведён заводом АМО в 1924 году, и с этого момента началось развитие советского автомобилестроения. В 1929 году с помощью американской фирмы Ford Motor Company в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 год город Горький) был построен автомобильный завод, который выпускал грузовые и легковые автомобили. В 1930 году в Москве был запущен завод «Москвич», собиравший автомобили Ford из американских комплектующих. В дальнейшем продолжил выпуск легковых автомобилей. До Великой Отечественной войны это были ведущие заводы СССР по производству грузовых и легковых автомобилей. Символом довоенной эпохи отечественного грузового автомобиля был ГАЗ-АА («Полуторка»); легкового автомобиля — ГАЗ-А (лицензионная копия автомобиля Ford-A, выпускался в Москве и Горьком).
Во время войны московский завод ЗИС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые автомобилестроительные предприятия в Ульяновске и Миассе (ныне Ульяновский автомобильный завод и Уральский автомобильный завод). Работавшие в тылу автозаводы в тяжелейших условиях не только обеспечивали страну гражданскими автомобилями и броневой техникой, осваивали новые конструкции. Также в Великую Отечественную войну получила распространение сборка автомобилей из машинокомплектов, поставлявшихся по ленд-лизу.
Уже в конце войны начались создаваться новые автомобильные заводы в республиках СССР: Белоруссии, Украине, Латвии, Армении, Киргизии, Грузии; создавались новые производства автомобильных компонентов. Самые известные предприятия автопрома СССР в союзных республиках: Минский автомобильный завод (1944), Кременчугский автомобильный завод (1958), Львовский автобусный завод (1945), Запорожский автомобилестроительный завод (1961, перепрофилированием завода сельскохозяйственной техники «Коммунар»), Луцкий автомобильный завод (1951), Рижская автобусная фабрика (1949), Ереванский автомобильный завод (1964), Кутаисский автомобильный завод (1951), Фрунзенский автосборочный завод (1947). В РСФСР были построены: Павловский автобусный завод (1952, перепрофилированием «Завода автотранспортного инструмента»), Волжский автомобильный завод (1966), Камский автомобильный завод (1969).
Троллейбусы в Советском Союзе выпускал «Завод имени Урицкого» в городе Энгельс Саратовской области. Относящиеся к промышленности автомобильного транспорта работали заводы по выпуску мотоколясок[7], мотоциклов, мотороллеров[8], мопедов и велосипедов[9]:
- мотоколяски — Киевский мотоциклетный завод (модели «КМЗ»), Серпуховский автомобильный завод (модели «СМЗ»);
- мотоциклы — Ирбитский мотоциклетный завод (модели «Урал»), Ижевский машиностроительный завод (модели «Иж»), Завод имени Дегтярёва (город Ковров, модели «Ковровец», «Восход»), Тульский машиностроительный завод (модели «Тула»);
- мотороллеры — Вятско-Полянский машиностроительный завод (город Вятские Поляны, модели «Вятка»), Тульский машиностроительный завод (модели «Тула», «Турист»);
- мопеды (мокики) — Львовский мотозавод (модели «Верховина»), Рижский мотозавод (модели «Рига»), Ижевский мотозавод (модели «Корнет»);
- велосипеды — Харьковский велозавод (модели «Украина», «Спутник»), Пермский машиностроительный завод (модели «Кама»), Минский мотоциклетно-велосипедный завод (модели «Минск»), Горьковский велосипедный завод (модели «Школьник»), Пензенский завод им. Фрунзе (модели «Сура», «Прима»).
Российская Федерация
С распадом СССР в 1991 году автопром новой России потерял многие заводы транспортного машиностроения, поэтому пришлось строить свои собственные новые предприятия или воссоздавать имеющиеся. Меньше всего пострадало производство легковых автомобилей: остались заводы в Москве, Ижевске, Нижнем Новгороде и Тольятти. Производство грузовых автомобилей лишилось продукции БелАЗ (город Жодино) и КрАЗ (Кременчуг); не стало заводов, выпускающих автобусы ЛАЗ и микроавтобусы РАФ, но сохранился «Завод имени Урицкого» в Энгельсе. Всё это привело к наращиванию выпуска автобусов на заводах в Ликино-Дулёво (ЛИАЗ) и в Нефтекамске (НЕФАЗ), а также наладился выпуск микроавтобусов Газель. Был построен Уфимский трамвайно-троллейбусный завод по производству троллейбусов.
Пережив сложные 90-е годы, Россия начала открывать на своей территории автомобильные заводы, выпускающие автомобили под марками известных зарубежных производителей, мощности которых были рассчитаны на производство, начиная от крупноузловой до мелкоузловой сборки[10]. В начале нулевых годов рост благосостояния населения привёл к лавинообразному росту импорта автомобилей с пробегом, превысив полмиллиона автомобилей в 2002 году. В связи с этим в июле 2002 года Правительство РФ приняло концепцию развития российского автопрома: главной целью была объявлена интеграция российского автопрома в мировое автомобилестроение и выпуск техники, соответствующей мировым требованиям экологии и безопасности[11].
После начала специальной военной операции из России ушел ряд иностранных производителей и рынок стал активно наполняться автомобилями из Китая, как легковыми, так грузовыми и автобусами. Также на авторынке Российской Федерации присутствует продукция союзного государства — Беларуси: грузовые[12], легковые[13], автобусы[14].
28 декабря 2022 года было подписано распоряжение о «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года». В этом документе проведена оценка фактического состояния автомобильной отрасли и производства компонентов, определены целевое видение развития автомобильной отрасли, основные направления развития мировой автомобильной отрасли, направления развития инфраструктуры для инновационного транспорта, сформулированы цели и приоритеты развития автомобильной отрасли и производства компонентов, целевые показатели реализации Стратегии, приведены оценка рисков реализации Стратегии и способы их минимизации, определены организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации Стратегии.[15]
В марте 2025 года ТАСС сообщило, что Правительство РФ внесет коррективы в стратегию развития автомобильной промышленности, рассчитанную до 2035 года. Решение об актуализации документа силами профильных ведомств принято по итогам совещания по вопросам развития автопрома, которое провел первый вице-премьер Денис Мантуров (возможность актуализации прописана в самой стратегии). Документ также свяжут с энергетической стратегией России — в части выпуска автомобилей на альтернативных видах топлива (сжатый метан, сжиженный метан, водород). В список приоритетных направлений также входит стимулирование производства электромобилей и беспилотных машин.[16]
- Новый автотранспорт России
Показатели автопрома России
Действующие в настоящее время в Российской Федерации заводы по выпуску транспортных средств (ТС):
| Название | Расположение | Год запуска | Типы машин |
|---|---|---|---|
| Грузовые | |||
| Арзамасский машиностроительный завод |
Арзамас | 1972 | Специальные автомобили |
| ГАЗ | Нижний Новгород | 1932 | Грузовые автомобили |
| КамАЗ | Набережные Челны | 1969 | Грузовые автомобили Седельные тягачи |
| Тонар | Московская область | 1990 | Грузовые автомобили Прицепная техника |
| УАЗ | Ульяновск | 1941 | Лёгкие грузовики |
| Урал | Миасс | 1941 | Грузовые автомобили |
| Легковые | |||
| АвтоВАЗ | Тольятти | 1966 | LADA |
| Автозавод Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 2009 | Xcite X-Cross |
| Автотор | Калининград | 1996 | BAIC, Kaiyi, Forthing |
| АЗЛК | Москва | 1930 | Москвич |
| ИжАвто | Ижевск | 1965 | LADA |
| ПСМА Рус | Калужская область | 2010 | Citroën |
| Соллерс-Алабуга | Елабуга | 2008 | Aurus |
| УАЗ | Ульяновск | 1941 | Патриот |
| Haval | Тульская область | 2019 | Haval |
| Sollers | Владивосток | 2012 | Sollers |
| Автобусы и троллейбусы | |||
| БМГ | Волжский | 2008 | Автобусы |
| ГАЗ | Нижний Новгород | 1932 | Микроавтобусы |
| ЗиУ | Энгельс | 1868 | Троллейбусы |
| КАВЗ | Курган | 1958 | Автобусы |
| КамАЗ | Набережные Челны | 1969 | Автобусы, троллейбусы |
| ЛИАЗ | Ликино-Дулёво | 1959 | Автобусы |
| НЕФАЗ | Нефтекамск | 1972 | Автобусы |
| ПАЗ | Павлово | 1952 | Автобусы |
| СИМАЗ | Ульяновск | 1941 | Автобусы |
| Транс-Альфа | Вологда | 1994 | Троллейбусы |
| УТТЗ | Уфа | 2014 | Троллейбусы |
| Другие ТС | |||
| Балтмоторс | Калининград | 2004 | Квадроциклы, мотоциклы |
| Велобалт | Калининград | 2006 | Велосипеды |
| Веломоторс | Кубинка | 1996 | Квадроциклы, велосипеды |
| Завод имени Дегтярёва | Ковров | 1916 | Мотоциклы, мопеды |
| Ирбис Моторз | Орехово-Зуево | 2001 | Багги, квадроциклы |
| Русская механика | Рыбинск | 1971 | Квадроциклы |
| Сайдер | Санкт-Петербург | 2021 | Багги |
| Ф-МоторСпорт | Фрязино | 2010 | Багги, квадроциклы |
| Форвард | Пермь | 1999 | Велосипеды, самокаты |
| Halten | Москва | 2018 | Самокаты |
По итогам продаж автомобилей на российском рынке в 2023 году было реализовано 1 млн 309 тысяч новых машин разных классов (по годам в тысячах штук)[17]:
| Сегмент | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
|---|---|---|---|---|
| Легковые | 1 461 | 1 516 | 626 | 1 058,7 |
| Лёгкие коммерческие | 104 | 144 | 75 | 90,4 |
| Грузовые | 75 | 100 | 84 | 143,7 |
| Автобусы | 13 | 14 | 13 | 16,3 |
| Итого | 1 653 | 1 773 | 799 | 1 309,1 |
Самым значимым в числовом и стоимостном выражении является рынок легковых автомобилей:
За 2024 год в России было реализовано 1 571 272 новых легковых машин, что на 48,4 % больше, чем в 2023 году. Около 28 % от общего объема продаж приходится на отечественную марку LADA (436 155 экземпляров). Самым востребованным иностранным брендом по итогам минувшего года стал Haval (190 624). За ним следуют также китайские производители: Chery (157 040), Geely (149 118), Changan (106 105), OMODA (49 533), EXEED (40 878) и Jetour (35 095).[18]
В сегменте грузовых автомобилей в 2024 году было продано 126 165 новых машин, что на 12 % меньше, чем в предыдущем году. Из них 68 % были иномарками, а 32 % — отечественными моделями. Продажи грузовиков иностранных брендов уменьшились за год на 10 %, составив 85 312 единиц, в то время как объём реализации российских машин сократился на 16 % — до 40 853 единиц. Компания «КАМАЗ» завершила год на первой позиции с количеством 23 121 единицы, что на 26 % меньше, чем в 2023 году. Остальные места в топ-5 заняли китайские бренды: Sitrak (19 376, спад на 19 %), Shacman (15 545, сокращение на 26 %), FAW (11 680, падение на 26 %), а Dongfeng увеличил продажи на 114 %, достигнув отметки в 9 990 единиц.[19]
Итоговый объем продаж за 2024 год по рынку автобусов составил 19 000 единиц, что на 15 % выше, чем в 2023 году; это самый хороший показатель начиная с 2012 года.[20]
Примечания
- ↑ Об Ассоциации "Объединения автопроизводителей России". oar-info.ru. Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ Положение "О Медали «Почётный автомобилестроитель»". profasm.ru. Дата обращения: 15 апреля 2025.
- ↑ История автомобилестроения. Свой, российский!. motorpage.ru. Дата обращения: 11 апреля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Возженников Н. П., Пышкин А. С. Справочник юного автомобилиста. — М.: ДОСААФ, 1971. — С. 8. — 200 с.
- ↑ Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, 1993. — Т. 1. — С. 14—19. — 256 с. — 50 000 экз.
- ↑ История российского автопрома. oar-info.ru. Дата обращения: 11 апреля 2025.
- ↑ Инвалидки из СССР: сколько они стоили и как были устроены?. techinsider.ru. Дата обращения: 12 апреля 2025.
- ↑ Почему советские мотороллеры были так популярны? Как простая техника превратилась в символ целой эпохи. ixbt.com. Дата обращения: 12 апреля 2025.
- ↑ Велосипеды СССР. ironhorse.ru. Дата обращения: 12 апреля 2025.
- ↑ Карта автосборочных заводов стран СНГ
- ↑ Подписана концепция развития автопрома России. rbc.ru. Дата обращения: 13 апреля 2025.
- ↑ Беларусь поставит в этом году в Россию рекордное количество БелАЗов. tochka.by. Дата обращения: 12 апреля 2025.
- ↑ Продажи в РФ белорусских автомобилей Belgee в I квартале выросли почти на 50%. interfax.ru. Дата обращения: 12 апреля 2025.
- ↑ Минский автомобильный завод наращивает поставки в Россию пассажирской техники. rg.ru. Дата обращения: 12 апреля 2025.
- ↑ Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2022 г. № 4261-р "Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 г.". garant.ru. Дата обращения: 13 апреля 2025.
- ↑ Стратегию развития российского автопрома актуализируют. drom.ru. Дата обращения: 13 апреля 2025.
- ↑ Российский авторынок: итоги 2023 года. autoreview.ru. Дата обращения: 13 апреля 2025.
- ↑ Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году. autostat.ru. Дата обращения: 13 апреля 2025.
- ↑ Итоги грузового рынка России за 2024 год. igrader.ru. Дата обращения: 13 апреля 2025.
- ↑ Будущее автобусов России: перспективы, вызовы и новые решения на фоне изменчивого рынка. zr.ru. Дата обращения: 13 апреля 2025.