Changan

Changan Automobile Group
重庆长安汽车股份有限公司
Модель Changan SenseМодель Changan Sense
Тип Государственная корпорация
Листинг на бирже Шаблон:Shense
Основание 1862
Расположение  Китай: Чунцин
Отрасль автомобильная промышленность (МСОК2910)
Продукция Легковые, грузовые автомобили
Оборот $16 млрд (2021)
Чистая прибыль $0,435 млрд (2021)
Активы $20,4 млрд (2021)
Капитализация 112,6 млрд юаней
($15,6 млрд, 19.10.2022)
Число сотрудников 40 298 (2021)

Changan Automobile Group («Чанъань Отомобайл Груп») — это китайская компания, занимающаяся производством автомобилей. Она входит в число 20 крупнейших автопроизводителей страны[1]. Штаб-квартира расположена в Чунцине, городе центрального подчинения. В 2021 году компания заняла 4-е место в Китае по количеству проданных автомобилей, реализовав 2,301 миллиона единиц[2].

Название

Слово «Changan» состоит из двух китайских иероглифов: «Chang» () и «an» (), которые в совокупности переводятся как «долговечность, проверенная временем»[3]. Согласно правилам китайско-русской транскрипции, это название на русском языке произносится как «Чанъань».

История

Компания ведет свою историю с 1862 года, когда один из самых влиятельных чиновников Цинского Китая, Ли Хунчжан, основал в Шанхае офис по импорту, а затем и производству оружия. Позже производство было перенесено в Нанкин, а в 1937 году — в Чунцин, расположенный в центральной части Китая. В 1949 году завод по производству оружия был национализирован и стал важной частью военно-промышленного комплекса КНР. С 1957 года завод начал выпускать армейские внедорожники и получил название Changan Machinery Manufacturing Plant (Машиностроительный завод «Чанъань»). Однако в 1963 году производство внедорожников было перенесено в Пекин, и чунцинский завод вернулся к производству оружия. В это время военно-промышленный комплекс КНР был разделен на пять корпораций, и завод стал частью China Ordnance Industry Corporation (Китайская корпорация оружейной промышленности). В начале 1980-х годов финансирование предприятий ВПК стало сокращаться, и им пришлось осваивать коммерческую деятельность; несколько заводов, включая чунцинский, заключили лицензионное соглашение с японской компанией Suzuki для выпуска её моделей на китайском рынке. В конце 1980-х годов была основана Changan Automobile Group (Автомобильная группа Чанъань), в которую вошли завод в Чунцине и аналогичный завод в Цзянлине (провинция Хубэй). В 1996 году группа создала промежуточную холдинговую компанию, акции которой в следующем году были размещены на Шэньчжэньской фондовой бирже. В 1999 году Китайская корпорация оружейной промышленности была разделена на северную и южную части, и автопромышленная группа стала частью южной, названной Китайская южная промышленная группа.

В июне 1993 года Changan и Suzuki создали совместное предприятие, построив новое автомобильное производство, которое выпускало легковые автомобили и минифургоны. В 2009 году в состав группы вошли еще три компании, сотрудничавшие с Suzuki в КНР: Hafei, Харбинский моторный завод и Changhe (последняя была продана BAIC Group в 2013 году). В 2018 году Suzuki решила покинуть китайский рынок, продав свою долю в совместном предприятии партнеру и лицензировав права на несколько моделей до 2023 года.

В 2001 году было создано совместное предприятие с Ford для выпуска легковых автомобилей, таких как Fiesta, Focus и Taurus. В 2012 году было основано совместное предприятие с Mazda, которая ранее частично принадлежала Ford.

Еще одно совместное предприятие было создано в 2011 году с Peugeot-Citroen для выпуска автомобилей под брендом DS, однако в 2020 году оно было продано гонконгской группе Baoneng Group.

Опыт, полученный в совместных предприятиях, компания начала использовать с 2006 года для выпуска автомобилей под собственным брендом, включая такие модели, как BenBen, Yuexiang (Alsvin), Zhixiang, Eado, Raeton и UNI-T.

Деятельность

В 2008 году на заводах компании было собрано около 700 тысяч автомобилей. В 2010 году планировалось экспортировать не менее 100 тысяч машин. В этом же году было выпущено в общей сложности 1,102 миллиона автомобилей, а в 2014 году — около 2 миллионов[1]. В 2016 году объем продаж автомобилей Changan превысил 3 миллиона. К 2018 году было выпущено 17 миллионов автомобилей.

К концу 2019 года компания имела 180 лабораторий в шести странах, собственную лабораторию для краш-тестов, крупнейший в Азии полигон с более чем 70 различными покрытиями, а также 35 заводов по производству автомобилей и двигателей.

В 2016 году состоялся первый тест-драйв беспилотных автомобилей, в ходе которого было пройдено расстояние от Чунцина до Пекина — 1800 км. В 2018 году прошел масштабный забег с участием 55 беспилотных автомобилей. В июле 2019 года была проведена крупная презентация технологии беспилотного вождения L4.

Changan в России

В 2013 году марка Changan официально вышла на российский рынок. С 2014 года начались продажи кроссовера Changan CS35, который с 2017 по 2019 год собирался на липецком заводе «Моторинвест», всего было реализовано около 5000 единиц.

В декабре 2019 года Changan представил новый кроссовер для России — Changan CS55, который сразу же получил российскую цену и вышел на рынок, став конкурентом популярным автомобильным маркам[4][5][6]. Модель продавалась только в первом поколении, и рестайлинговая версия так и не появилась, однако в декабре 2022 года был анонсирован старт продаж версии Changan CS55 Plus. С начала 2023 года также начались продажи Changan CS35 Plus[7].

В 2023 году компания Changan представила собственную подписку на автомобили. На старте в программу вошли три модели: седаны Alsvin, лифтбэки Uni-V и кроссоверы Uni-K. Также в 2023 году компания официально представила в России свой первый гибрид — Changan Uni-K iDD[8].

Changan в Белоруссии

В 2024 году в Белоруссии компания Лозанж была назначена эксклюзивным дистрибьютором легковых автомобилей Changan[9]. Первые модели, доступные для белорусских покупателей, будут кроссоверы из линейки CS (35, 55, 75) и UNI (S, K, T)[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Нетипичный китаец. Интернет портал "Аргументы и Факты". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  2. 2021全年汽车销量出炉,上汽卫冕,三家民营车企挤入前十 (кит.). Интернет портал "news.qq". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  3. CHANGAN, Smart Your Future (англ.). Интернет портал "globalchangan". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  4. Changan CS55 получил российский ценник. Интернет портал "Движок". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  5. В России стартовали продажи кроссовера Changan CS55 Подробнее: https://110km.ru/art/v-rossii-startovali-prodazhi-krossovera-changan-cs55-128431.html. Интернет портал "110km". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  6. У Volkswagen Tiguan появился конкурент за 1 100 000 рублей. Интернет портал "auto.mail". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  7. Понаехавший к «Москвичам». Тест-драйв обновленного Changan CS35 Plus Подробнее на Autonews: https://www.autonews.ru/news/64195dcb9a7947603a7e7cc4?from=copy. Интернет портал "autonews". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  8. Гибридный Changan Uni-K в России: теперь официально. Интернет портал "АвтоРевю". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  9. Автомобильный бренд Changan выходит на рынок Беларуси?. Интернет портал "auto.onliner". Дата обращения: 9 декабря 2024.
  10. Changan возвращается в Беларусь. Какие машины будут продавать?. Интернет портал "av.by". Дата обращения: 9 декабря 2024.