Suzuki
Suzuki Motor Corporation | |
---|---|
スズキ株式会社 | |
| |
Тип | Публичная компания |
Листинг на бирже | Шаблон:Tyo |
Основание | 1909 |
Основатели | Митио Судзуки |
Расположение | Япония: Хамамацу, префектура Сидзуока |
Ключевые фигуры |
Тосихиро Судзуки (председатель совета директоров и президент) Рио Кавамура (CEO) |
Отрасль |
автомобильная промышленность (МСОК: 2910 ) |
Продукция |
Легковые автомобили Мотоциклы |
Собственный капитал |
▲ 1,878 трлн иен ($16,3 млрд, 2022) |
Оборот |
▲ 3,568 трлн иен ($31,0 млрд, 2022) |
Затраты на НИОКР |
▲ 160,7 млрд иен ($1,40 млрд, 2022) |
Операционная прибыль |
▲ 183,77 млрд иен ($1,60 млрд, 2022) |
Чистая прибыль |
▲ 160,35 млрд иен ($1,39 млрд, 2022) |
Активы |
▲ 4,155 трлн иен ($36,1 млрд, 2022) |
Капитализация |
2,27 трлн иен ($15,9 млрд, 29.09.2022) |
Число сотрудников | 68 739 (2021) |
Аудитор | KPMG |
Компания «Судзуки Мотор Корпорейшн» (яп. スズキ株式会社 судзуки кабусикигайся) представляет собой японский машиностроительный концерн. Головной офис организации расположен в г. Хамамацу, преф. Сидзуока. По данным рейтинга Forbes Global 2000 за 2022 г., корпорация «Судзуки Мотор» заняла 560-ю позицию среди крупнейших публичных компаний мира[1].
Хронология развития
Основание компании датируется 1909 г., когда Митио Судзуки учредил предприятие «Судзуки Лум Воркс». Изначально производственная деятельность была сосредоточена на изготовлении ткацких станков, мотовелосипедов и мотоциклов. В 1930-х гг., на фоне растущего спроса на автомобили в Японии, в 1937 г. сотрудники Митио Судзуки инициировали проект по разработке малолитражных автомобилей. Однако с началом Второй мировой войны программа была приостановлена[2].
В послевоенный период, ввиду упадка текстильной промышленности Японии, компания диверсифицировала свою деятельность, в частности, освоив производство моторов для мопедов. 1952 г. ознаменовался выпуском мотовелосипеда «Судзуки Пауэр Фри», отличительной особенностью которого стала система двух приводных звёздочек, позволявшая комбинировать моторный и педальный привод.
В 1954 г. компания была переименована в «Судзуки Мотор Ко., Лтд.», достигнув ежемесячного производства около 6 000 мотоциклов и мопедов. Через год началось серийное производство переднеприводного малолитражного автомобиля «Судзулайт» с независимой подвеской всех колёс. В 1962 г. заводская команда впервые одержала победу в мотогонках Isle of Nab TT. Не имея возможности конкурировать на равных условиях на внутреннем рынке с «Тойотой», «Хондой» и «Ниссаном», компания начала экспансию в соседние страны и диверсификацию продукции. В 1965 г. было освоено производство подвесных лодочных моторов и электрогенераторов, в 1967 г. открыт завод в Таиланде, за которым последовали производственные мощности в Индонезии, на Филиппинах и Тайване. В 1982 г. «Судзуки Мотор» начала деятельность в Пакистане и Индии, где было создано совместное предприятие «Марути Удьог», занимавшее на 2008 г. 50 % местного автомобильного рынка[3].
В 1967 г. концерн приступил к выпуску первого поколения малолитражных автомобилей семейства Fronte, Alto, Cervo. В 1983 г. модельный ряд пополнился автомобилем более высокого класса — Swift/Cultus. 1982 г. ознаменовался выпуском первого в мире мотовездехода — модели QuadRunner LT125. Производство кроссовера Vitara стартовало в 1988 г.
Экспортные поставки автомобилей в США были инициированы в середине 1970-х гг. В 1981 г. было заключено партнерское соглашение с General Motors. 1986 г. отмечен созданием совместного предприятия в Канаде и открытием завода в Великобритании. В том же году начался экспорт внедорожников Suzuki Samurai в США, продажи которых в следующем году превысили 80 тыс. единиц. Однако в 1988 г. журнал «Consumer Reports» опубликовал информацию о небезопасности модели из-за высокого центра тяжести, что привело к резкому падению продаж.
С 1990 г. компания функционирует под наименованием Suzuki Motor Corporation. В 1991 г. был введён в эксплуатацию завод Magyar Suzuki в Венгрии с объёмом инвестиций 230 млн долларов. 1993 г. ознаменовался созданием совместного предприятия в КНР. В 1994 г. на японский рынок вышел минифургон Alto van, ставший самым доступным автомобилем в стране (5 тыс. долларов). В 1998 г. General Motors увеличила свою долю в Suzuki до 10 %, что фактически превратило японскую компанию в подразделение американского концерна, специализирующееся на малолитражных автомобилях для рынков Азии, Восточной Европы и Латинской Америки. В 2008 г. General Motors реализовала свой пакет акций Suzuki.
В 12.2009 г. Suzuki вступила в альянс с немецким концерном Volkswagen Group, предполагавший обмен акциями и совместную разработку экологичных автомобилей. Однако уже в 09.2011 г. было объявлено о прекращении сотрудничества. В 11.2012 г. Suzuki свернула продажи автомобилей в США, где пик реализации пришёлся на 2007 г.[4]
В 2017 г. было инициировано партнёрство с Toyota. В 10.2023 г. Suzuki заключила соглашение со SkyDrive о совместном производстве летающих автомобилей SKYDRIVE (SD-05), запуск которого состоялся в 03.2024 г.
Фирменный стиль Suzuki
Колористическое решение бренда Suzuki базируется на сочетании алого и лазурного оттенков, выбор которых обусловлен историко-географическим контекстом. Алый цвет символизирует японское происхождение марки, в то время как лазурный ассоциируется с акваторией, окружающей префектуру Сидзуока[5].
Наименование Suzuki занимает вторую позицию по узнаваемости в Японии. Латинизированное начертание фамилии основателя — Мичио Сузуки — используется с 1920 г. Литера S в её оригинальной графике была утверждена в качестве эмблемы компании Suzuki 01.10.1958 г., будучи отобранной из 300 представленных вариантов. Автором логотипа стал Масамичи Тезени, на тот момент студент Токийского университета искусств, впоследствии — ведущий промышленный дизайнер Японии, участвовавший в разработке серии 300 Shinkansen (высокоскоростного пассажирского состава). Созданный им символ S визуально апеллирует к традиционным японским формам — изгибу кровель синтоистских святилищ и лезвию самурайского меча.
Визуальная айдентика Suzuki отражает миссию компании, её ценности и стратегические ориентиры, стремление к инновациям при сохранении традиций, клиентоцентричность и глубокое почтение к истокам.
Структура собственности и управление
По данным на 2021 г., основными акционерами компании являлись: The Master Trust Bank of Japan (10,8 %), Custody Bank of Japan (5,0 %), Toyota Motor Corporation (4,9 %), Tokio Marine & Nichido Fire Insurance (3,7 %), MUFG Bank (3,3 %)[6].
Ключевые руководящие позиции занимают:
- Тосихиро Судзуки (Toshihiro Suzuki) — председатель совета директоров и президент с 2021 г.
- Рио Кавамура (Ryo Kawamura) — главный исполнительный директор.
Сферы деятельности
Suzuki известна как производитель легковых автомобилей (включая внедорожники), грузовых транспортных средств, мотоциклов и лодочных моторов под собственной торговой маркой.
Структура компании на 2021/22 финансовый г. включала следующие подразделения[7]:
- Автомобильное производство — 90 % выручки.
- Мотоциклетное производство — 7 % выручки.
- Производство лодочных моторов — 3 % выручки.
- Иные направления (моторизированные инвалидные кресла, солнечная энергетика, операции с недвижимостью) — 0,3 % выручки.
Ключевыми рынками сбыта являются Япония и Индия, обеспечивающие 30 % и 33 % выручки соответственно. На европейские страны приходится 10 % выручки. Компания занимает лидирующие позиции на автомобильных рынках Индии (доля 40 %), Пакистана (51 %), Мьянмы, Непала, Бутана, Барбадоса, Боливии, Кот-д'Ивуара, а также Венгрии в сегменте легковых автомобилей.
В 2020/21 финансовом г. объем продаж автомобилей составил 2,571 млн единиц, из которых 647 тыс. реализовано в Японии. Продажи мотоциклов достигли 1,535 млн единиц (51 тыс. — в Японии). Производственные мощности компании расположены в Японии (5 заводов), Индии (3 завода), Китае (3 завода), Мьянме (2 завода), Таиланде (2 завода), Пакистане, Индонезии, Вьетнаме, Камбодже, на Филиппинах, Тайване, в Египте, Венгрии, США и Колумбии.
Показатели деятельности в млрд иен[7]
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оборот | 2608 | 2512 | 2578 | 2938 | 3016 | 3181 | 3170 | 3757 | 3872 | 3488 | 3178 | 3568 |
Чистая прибыль | 45,2 | 53,9 | 80,4 | 107,5 | 96,9 | 116,7 | 160,0 | 215,7 | 178,8 | 134,2 | 146,4 | 160,3 |
Активы | 2224 | 2302 | 2488 | 2874 | 3253 | 2702 | 3116 | 3341 | 3402 | 3340 | 4036 | 4155 |
Собственный капитал | 1107 | 1112 | 1299 | 1494 | 1701 | 1188 | 1387 | 1595 | 1716 | 1794 | 2032 | 1878 |
Suzuki в России
С 1999 г. официальным импортёром Suzuki в России выступает универсальный торговый дом ITOCHU Corporation через ООО «Сузуки Мотор РУС» (ранее — «АйТиСи Авто РУС»). С 2010 г. 50 % акций российского импортёра принадлежит компании Suzuki. Руководителем «Сузуки Мотор РУС» является г-н Такахаси Юта[8].
Динамика продаж на российском рынке:
- 2006 г. — 16 118 автомобилей, включая 9161 Grand Vitara.
- 2007 г. — 28,6 тыс. автомобилей.
- За 11 месяцев 2010 г. — 25,6 тыс. автомобилей.
- План на 2011 г. — 42 тыс. автомобилей.
В 06.2007 г. компания заключила соглашение с администрацией Санкт-Петербурга о строительстве автозавода в Шушарах. Проектная мощность предприятия оценивалась в 30 тыс. автомобилей в год, предполагаемые инвестиции — 3 млрд руб. Планировалось производство моделей SX4 и Grand Vitara. Однако в конце 2008 г. реализация проекта была приостановлена из-за мирового экономического кризиса. В 2009 г. Suzuki вернула городским властям земельный участок, выделенный под строительство завода[9].
Suzuki в Индии
Индийский рынок является ключевым для японской компании. В партнёрстве с Maruti Suzuki занимает лидирующие позиции по объёмам продаж в стране. В 2007 г. объём реализации автомобилей Suzuki в Индии достиг 758 233 единиц[10].
Модели Suzuki
- Cultus (он же Geo Metro, Forsa, Pontiac Firefly, др.).
- Splash.
- Cervo.
- Mehran.
- Escudo.
- Twin.
- Grand Vitara.
- Kizashi.
- Cappuccino.
- Sidekick.
- APV.
- MR Wagon.
- Liana.
- Carry.
- Swift.
- Jimny.
- Fronte.
- SX4 Sport.
- Ignis.
- Wagon R.
- Vitara.
- Alto.
- Ertiga.
- X-90.
- Esteem/Cultus Crescent.
- SX4 Crossover.
- MightyBoy.
- Alto Lapin.
- LJ-Series.
- Equator.
- Kei.
- Hustler.
- XL-7.
- SX4.
Южноамериканские модели на базе Chevrolet:
- Fun.
Североамериканские модели на базе Daewoo:
- Forenza/Reno.
- Swift+.
- Verona[11].
Примечания
- ↑ Suzuki Motor (англ.). Forbes. Дата обращения: 29 сентября 2022. Архивировано 30 сентября 2022 года. .
- ↑ History of Suzuki Motor Corporation – FundingUniverse (англ.). International Directory of Company Histories, Vol.59. St. James Press, 2004. Дата обращения: 29 сентября 2022. Архивировано 30 сентября 2022 года. .
- ↑ Александр Губский. «Мы трезво оценивали свои возможности», — Тоисиро Судзуки, главный управляющий директор Suzuki Motor .
- ↑ Suzuki Motors to end US car sales amid growing struggle .
- ↑ О компании Suzuki – Официальный сайт .
- ↑ Annual Report 2021 (англ.). Suzuki Motor Corporation. Дата обращения: 30 сентября 2022. Архивировано 30 сентября 2022 года. .
- ↑ 7,0 7,1 Financial Summary 2022 (англ.). Suzuki Motor Corporation. Дата обращения: 29 сентября 2022. Архивировано 20 октября 2022 года. .
- ↑ Сигэру Седзи: «Российский рынок на текущем этапе не готов платить большую цену за маленькие, но качественные автомобили» Архивная копия от 24 июля 2020 на Wayback Machine // Газета Континент-Сибирь от 20 апреля 2012 года .
- ↑ Александр Губский. Компания недели: Suzuki Motor // Ведомости, № 180 (2450), 24 сентября 2009 .
- ↑ Maruti Suzuki Cars in India – ARENA, NEXA, TRUE VALUE .
- ↑ Suzuki — полный каталог моделей, характеристики ... .
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Страницы с ежедневно очищаемым кэшем
- Автомобилестроительные компании Японии
- Компании по алфавиту
- Компании, основанные в 1909 году
- Производители мотоциклов
- Suzuki
- Производители легковых автомобилей
- Производители грузовых автомобилей Японии
- Производители мотороллеров
- Внедорожники
- Техника Японии
- Производители мотовелосипедов
- Компании, имеющие листинг акций на Токийской бирже