Suzuki

Материал из «Знание.Вики»
Suzuki Motor Corporation
スズキ株式会社
Suzuki logo ArtWW.svg

Suzuki logo.svg
Тип Публичная компания
Листинг на бирже Шаблон:Tyo
Основание 1909; 115 лет назад (1909)
Основатели Митио Судзуки
Расположение  Япония: Хамамацу, префектура Сидзуока
Ключевые фигуры Тосихиро Судзуки (председатель совета директоров и президент)
Рио Кавамура (CEO)
Отрасль автомобильная промышленность (МСОК2910)
Продукция Легковые автомобили
Мотоциклы
Собственный капитал 1,878 трлн иен
($16,3 млрд, 2022)
Оборот 3,568 трлн иен
($31,0 млрд, 2022)
Затраты на НИОКР 160,7 млрд иен
($1,40 млрд, 2022)
Операционная прибыль 183,77 млрд иен
($1,60 млрд, 2022)
Чистая прибыль 160,35 млрд иен
($1,39 млрд, 2022)
Активы 4,155 трлн иен
($36,1 млрд, 2022)
Капитализация 2,27 трлн иен
($15,9 млрд, 29.09.2022)
Число сотрудников 68 739 (2021)
Аудитор KPMG

Компания «Судзуки Мотор Корпорейшн» (яп. スズキ株式会社 судзуки кабусикигайся) представляет собой японский машиностроительный концерн. Головной офис организации расположен в г. Хамамацу, преф. Сидзуока. По данным рейтинга Forbes Global 2000 за 2022 г., корпорация «Судзуки Мотор» заняла 560-ю позицию среди крупнейших публичных компаний мира[1].

Хронология развития

Основание компании датируется 1909 г., когда Митио Судзуки учредил предприятие «Судзуки Лум Воркс». Изначально производственная деятельность была сосредоточена на изготовлении ткацких станков, мотовелосипедов и мотоциклов. В 1930-х гг., на фоне растущего спроса на автомобили в Японии, в 1937 г. сотрудники Митио Судзуки инициировали проект по разработке малолитражных автомобилей. Однако с началом Второй мировой войны программа была приостановлена[2].

Suzuki Suzulight, 1956

В послевоенный период, ввиду упадка текстильной промышленности Японии, компания диверсифицировала свою деятельность, в частности, освоив производство моторов для мопедов. 1952 г. ознаменовался выпуском мотовелосипеда «Судзуки Пауэр Фри», отличительной особенностью которого стала система двух приводных звёздочек, позволявшая комбинировать моторный и педальный привод.

В 1954 г. компания была переименована в «Судзуки Мотор Ко., Лтд.», достигнув ежемесячного производства около 6 000 мотоциклов и мопедов. Через год началось серийное производство переднеприводного малолитражного автомобиля «Судзулайт» с независимой подвеской всех колёс. В 1962 г. заводская команда впервые одержала победу в мотогонках Isle of Nab TT. Не имея возможности конкурировать на равных условиях на внутреннем рынке с «Тойотой», «Хондой» и «Ниссаном», компания начала экспансию в соседние страны и диверсификацию продукции. В 1965 г. было освоено производство подвесных лодочных моторов и электрогенераторов, в 1967 г. открыт завод в Таиланде, за которым последовали производственные мощности в Индонезии, на Филиппинах и Тайване. В 1982 г. «Судзуки Мотор» начала деятельность в Пакистане и Индии, где было создано совместное предприятие «Марути Удьог», занимавшее на 2008 г. 50 % местного автомобильного рынка[3].

В 1967 г. концерн приступил к выпуску первого поколения малолитражных автомобилей семейства Fronte, Alto, Cervo. В 1983 г. модельный ряд пополнился автомобилем более высокого класса — Swift/Cultus. 1982 г. ознаменовался выпуском первого в мире мотовездехода — модели QuadRunner LT125. Производство кроссовера Vitara стартовало в 1988 г.

Экспортные поставки автомобилей в США были инициированы в середине 1970-х гг. В 1981 г. было заключено партнерское соглашение с General Motors. 1986 г. отмечен созданием совместного предприятия в Канаде и открытием завода в Великобритании. В том же году начался экспорт внедорожников Suzuki Samurai в США, продажи которых в следующем году превысили 80 тыс. единиц. Однако в 1988 г. журнал «Consumer Reports» опубликовал информацию о небезопасности модели из-за высокого центра тяжести, что привело к резкому падению продаж.

С 1990 г. компания функционирует под наименованием Suzuki Motor Corporation. В 1991 г. был введён в эксплуатацию завод Magyar Suzuki в Венгрии с объёмом инвестиций 230 млн долларов. 1993 г. ознаменовался созданием совместного предприятия в КНР. В 1994 г. на японский рынок вышел минифургон Alto van, ставший самым доступным автомобилем в стране (5 тыс. долларов). В 1998 г. General Motors увеличила свою долю в Suzuki до 10 %, что фактически превратило японскую компанию в подразделение американского концерна, специализирующееся на малолитражных автомобилях для рынков Азии, Восточной Европы и Латинской Америки. В 2008 г. General Motors реализовала свой пакет акций Suzuki.

В 12.2009 г. Suzuki вступила в альянс с немецким концерном Volkswagen Group, предполагавший обмен акциями и совместную разработку экологичных автомобилей. Однако уже в 09.2011 г. было объявлено о прекращении сотрудничества. В 11.2012 г. Suzuki свернула продажи автомобилей в США, где пик реализации пришёлся на 2007 г.[4]

В 2017 г. было инициировано партнёрство с Toyota. В 10.2023 г. Suzuki заключила соглашение со SkyDrive о совместном производстве летающих автомобилей SKYDRIVE (SD-05), запуск которого состоялся в 03.2024 г.

Фирменный стиль Suzuki

Колористическое решение бренда Suzuki базируется на сочетании алого и лазурного оттенков, выбор которых обусловлен историко-географическим контекстом. Алый цвет символизирует японское происхождение марки, в то время как лазурный ассоциируется с акваторией, окружающей префектуру Сидзуока[5].

Наименование Suzuki занимает вторую позицию по узнаваемости в Японии. Латинизированное начертание фамилии основателя — Мичио Сузуки — используется с 1920 г. Литера S в её оригинальной графике была утверждена в качестве эмблемы компании Suzuki 01.10.1958 г., будучи отобранной из 300 представленных вариантов. Автором логотипа стал Масамичи Тезени, на тот момент студент Токийского университета искусств, впоследствии — ведущий промышленный дизайнер Японии, участвовавший в разработке серии 300 Shinkansen (высокоскоростного пассажирского состава). Созданный им символ S визуально апеллирует к традиционным японским формам — изгибу кровель синтоистских святилищ и лезвию самурайского меча.

Визуальная айдентика Suzuki отражает миссию компании, её ценности и стратегические ориентиры, стремление к инновациям при сохранении традиций, клиентоцентричность и глубокое почтение к истокам.

Структура собственности и управление

По данным на 2021 г., основными акционерами компании являлись: The Master Trust Bank of Japan (10,8 %), Custody Bank of Japan (5,0 %), Toyota Motor Corporation (4,9 %), Tokio Marine & Nichido Fire Insurance (3,7 %), MUFG Bank (3,3 %)[6].

Ключевые руководящие позиции занимают:

  • Тосихиро Судзуки (Toshihiro Suzuki) — председатель совета директоров и президент с 2021 г.
  • Рио Кавамура (Ryo Kawamura) — главный исполнительный директор.

Сферы деятельности

Suzuki известна как производитель легковых автомобилей (включая внедорожники), грузовых транспортных средств, мотоциклов и лодочных моторов под собственной торговой маркой.

Структура компании на 2021/22 финансовый г. включала следующие подразделения[7]:

  • Автомобильное производство — 90 % выручки.
  • Мотоциклетное производство — 7 % выручки.
  • Производство лодочных моторов — 3 % выручки.
  • Иные направления (моторизированные инвалидные кресла, солнечная энергетика, операции с недвижимостью) — 0,3 % выручки.

Ключевыми рынками сбыта являются Япония и Индия, обеспечивающие 30 % и 33 % выручки соответственно. На европейские страны приходится 10 % выручки. Компания занимает лидирующие позиции на автомобильных рынках Индии (доля 40 %), Пакистана (51 %), Мьянмы, Непала, Бутана, Барбадоса, Боливии, Кот-д'Ивуара, а также Венгрии в сегменте легковых автомобилей.

В 2020/21 финансовом г. объем продаж автомобилей составил 2,571 млн единиц, из которых 647 тыс. реализовано в Японии. Продажи мотоциклов достигли 1,535 млн единиц (51 тыс. — в Японии). Производственные мощности компании расположены в Японии (5 заводов), Индии (3 завода), Китае (3 завода), Мьянме (2 завода), Таиланде (2 завода), Пакистане, Индонезии, Вьетнаме, Камбодже, на Филиппинах, Тайване, в Египте, Венгрии, США и Колумбии.

Показатели деятельности в млрд иен[7]

Показатели деятельности в млрд иен
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Оборот 2608 2512 2578 2938 3016 3181 3170 3757 3872 3488 3178 3568
Чистая прибыль 45,2 53,9 80,4 107,5 96,9 116,7 160,0 215,7 178,8 134,2 146,4 160,3
Активы 2224 2302 2488 2874 3253 2702 3116 3341 3402 3340 4036 4155
Собственный капитал 1107 1112 1299 1494 1701 1188 1387 1595 1716 1794 2032 1878


Suzuki в России

С 1999 г. официальным импортёром Suzuki в России выступает универсальный торговый дом ITOCHU Corporation через ООО «Сузуки Мотор РУС» (ранее — «АйТиСи Авто РУС»). С 2010 г. 50 % акций российского импортёра принадлежит компании Suzuki. Руководителем «Сузуки Мотор РУС» является г-н Такахаси Юта[8].

Динамика продаж на российском рынке:

  • 2006 г. — 16 118 автомобилей, включая 9161 Grand Vitara.
  • 2007 г. — 28,6 тыс. автомобилей.
  • За 11 месяцев 2010 г. — 25,6 тыс. автомобилей.
  • План на 2011 г. — 42 тыс. автомобилей.

В 06.2007 г. компания заключила соглашение с администрацией Санкт-Петербурга о строительстве автозавода в Шушарах. Проектная мощность предприятия оценивалась в 30 тыс. автомобилей в год, предполагаемые инвестиции — 3 млрд руб. Планировалось производство моделей SX4 и Grand Vitara. Однако в конце 2008 г. реализация проекта была приостановлена из-за мирового экономического кризиса. В 2009 г. Suzuki вернула городским властям земельный участок, выделенный под строительство завода[9].

Suzuki в Индии

Индийский рынок является ключевым для японской компании. В партнёрстве с Maruti Suzuki занимает лидирующие позиции по объёмам продаж в стране. В 2007 г. объём реализации автомобилей Suzuki в Индии достиг 758 233 единиц[10].

Модели Suzuki

  • Suzuki Jimny LJ20-1, 1972
    Cultus (он же Geo Metro, Forsa, Pontiac Firefly, др.).
  • Splash.
  • Cervo.
  • Mehran.
  • Escudo.
  • Twin.
  • Grand Vitara.
  • Kizashi.
  • Cappuccino.
  • Sidekick.
  • APV.
  • MR Wagon.
  • Liana.
  • Carry.
  • Swift.
  • Jimny.
  • Fronte.
  • SX4 Sport.
  • Ignis.
  • Wagon R.
  • Vitara.
  • Alto.
  • Ertiga.
  • X-90.
  • Esteem/Cultus Crescent.
  • SX4 Crossover.
  • MightyBoy.
  • Alto Lapin.
  • LJ-Series.
  • Equator.
  • Kei.
  • Hustler.
  • XL-7.
  • SX4.

Южноамериканские модели на базе Chevrolet:

  • Fun.

Североамериканские модели на базе Daewoo:

  • Forenza/Reno.
  • Swift+.
  • Verona[11].

Примечания

  1. Suzuki Motor (англ.). Forbes. Дата обращения: 29 сентября 2022. Архивировано 30 сентября 2022 года..
  2. History of Suzuki Motor Corporation – FundingUniverse (англ.). International Directory of Company Histories, Vol.59. St. James Press, 2004. Дата обращения: 29 сентября 2022. Архивировано 30 сентября 2022 года..
  3. Александр Губский. «Мы трезво оценивали свои возможности», — Тоисиро Судзуки, главный управляющий директор Suzuki Motor.
  4. Suzuki Motors to end US car sales amid growing struggle.
  5. О компании Suzuki – Официальный сайт.
  6. Annual Report 2021 (англ.). Suzuki Motor Corporation. Дата обращения: 30 сентября 2022. Архивировано 30 сентября 2022 года..
  7. 7,0 7,1 Financial Summary 2022 (англ.). Suzuki Motor Corporation. Дата обращения: 29 сентября 2022. Архивировано 20 октября 2022 года..
  8. Сигэру Седзи: «Российский рынок на текущем этапе не готов платить большую цену за маленькие, но качественные автомобили» Архивная копия от 24 июля 2020 на Wayback Machine // Газета Континент-Сибирь от 20 апреля 2012 года.
  9. Александр Губский. Компания недели: Suzuki Motor // Ведомости, № 180 (2450), 24 сентября 2009.
  10. Maruti Suzuki Cars in India – ARENA, NEXA, TRUE VALUE.
  11. Suzuki — полный каталог моделей, характеристики ....

Ссылки