Уральский автомобильный завод
АО «АЗ УРАЛ» | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Основание | 1941 |
Прежние названия |
до 2001 года — Уральский автомобильный завод (УралАЗ) до 1962 года — Уральский автомобильный завод имени Сталина (УралЗИС) до 2001 года — Урал Авто (Урал) до 1962 года — Урал Sound (Урал Авто) |
Расположение | Россия: Миасс (Челябинская область) |
Ключевые фигуры | Яковлев, Павел Александрович (генеральный директор) |
Отрасль | Автомобилестроение |
Продукция | Автомобили |
Оборот | 27,293 млрд руб. (2020 год) |
Чистая прибыль | 1,02 млрд руб. (2015 год) |
Число сотрудников | 4000 человек (2018 год) |
Материнская компания | отсутствует |
Аудитор | ООО «ФинЭкспертиза» (2007) |
Сайт | uralaz.ru |
АО "Автомоби́льный заво́д «Ура́л А́вто» — российский изготовитель грузовых транспортных средств, включающих самосвалы, бортовые автомобили, седельные тягачи, вахтовые автобусы и шасси. Завод находится в городе Миасс Челябинской области[1].
Открытие завода состоялось по распоряжению Государственного комитета обороны СССР. До 1991 года завод находился в государственной собственности и был под управлением Министерства автомобильной промышленности СССР. В 2001 году предприятие было полностью приватизировано машиностроительным холдингом «Руспромавто».
С началом специальной военной операции предприятие попало под международные санкции, введённые Евросоюзом, Канадой, США, Японией и Швейцарией.
История
5 июля 1939 года нарком боеприпасов СССР И. П. Сергеев подписал приказ № 123сс, по которому новому заводу по производству авиабомб в районе города Миасс Челябинской области присвоили порядковый номер 316.
30 ноября 1941 года Государственный комитет обороны СССР решил организовать в Миассе автопроизводство и литейное производство, эвакуированные с московского завода им. Сталина[2].
В марте 1942 года был запущен первый цех. В апреле были собраны первые двигатели и коробки передач. 14 февраля 1943 года завод был реорганизован и переориентирован на производство автомобилей. 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый грузовик ЗИС-5B. 30 сентября 1944 года был выпущен тысячный автомобиль ЗИС-5B.
В 1949 году началась подготовка к выпуску грузового автомобиля УралЗИС-353, которая продолжалась восемь лет. В 1956 году была освоена переходная модель 355, а с 1957 года — 355В. В 1950-х годах началась спортивная история «УралЗИС». В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону прошли Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту, в которых участвовали машины марок ЗИС-150, ГАЗ-63, ГАЗ-51, включая шесть автомобилей «УралЗИС-355В». Все призовые места заняла команда уральцев.
В 1958 году был выпущен двухосный грузовой автомобиль УралЗИС-355М, использовавшийся для освоения целинных земель в Урале, Сибири и Казахстане. В 1961 году были выпущены первые трёхосные грузовые автомобили повышенной проходимости Урал-375, за разработку которых завод получил диплом ВДНХ СССР первой степени.
В 1962 году завод был переименован с «УралЗИС» на «УралАЗ». В 1966 году предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1977 году началось производство семейства грузовых автомобилей Урал-4320 с дизельным двигателем.
21 января 1986 года был выпущен миллионный автомобиль марки «Урал». В июне 2000 года предприятие было реструктуризировано и создано дочернее предприятие "Автомобильный завод «Урал». В 2001 году ОАО "Автомобильный завод «Урал» вошло в состав холдинга «Руспромавто». С 2005 по 2019 год завод входил в группу ГАЗ.
В 2007-2008 годах была реализована программа по освоению шасси автомобиля Урал-63685 для размещения различного навесного оборудования, таких как автокраны грузоподъёмностью 40 тонн, автоцистерны, автобетоносмесители, сортиментовозы, самосвалы с трёхсторонней разгрузкой и металловозы.
С 2020 по 2023 год завод входил в группу «UMG СДМ»[3].
С 31 мая 2023 года активы автозавода «Урал», принадлежавшие Дмитрию Стрежневу, были проданы менеджменту предприятия.
Директора Уральского автомобильного завода
- Дурнов Кузьма Данилович (ноябрь 1941 года — март 1943 года)[4];
- Хламов Григорий Сергеевич (март 1943 года — февраль 1946 года)[5];
- и. о. Воробей Александр Константинович (март — июль 1946 год);
- Синицын Иван Флегонтович (июль 1946 год — ноябрь 1950 год);
- Рухадзе Александр Константинович (ноябрь 1950 год — июнь 1957 год);
- Храмцов Пётр Дмитриевич (июнь 1957 год — август 1958 год);
- Андерс Александр Александрович (август 1958 год — 1960 год);
- Гурушкин Виктор Алексеевич (1960 год — апрель 1970 год);
- Жугин Николай Григорьевич (апрель 1970 год — 1976 год);
- Трубеев Виктор Васильевич (1976 год — май 1983 год);
- Рязанов Михаил Осипович (май 1983 год — июнь 1988 год);
- Горожанинов Юрий Иванович (июнь 1988 год — июнь 1998 год);
- Панов Валерий Викторович (июнь 1998 год — август 2003 год) — внешний управляющий.
Автомобильный завод «Урал»
- Новик Владимир Леонидович (сентябрь 2001 год — сентябрь 2003 год),
- Корман Виктор Христофорович (1 октября 2003 года — 30 сентября 2013 года),
- Кадылкин Виктор Сергеевич (с сентября 2013 года — март 2019 года),
- Яковлев Павел Александрович (с марта 2019 года)[6].
Деятельность
Завод производит грузовики высокой проходимости для коммерческого использования в лесной промышленности, строительстве и нефтегазовой отрасли. В сотрудничестве с итальянским автоконцерном «Iveco» в 1994 году было создано российско-итальянское предприятие «Ивеко-УралАЗ» (позже «Ивеко-АМТ»), которое производит самосвалы, седельные тягачи, лесовозы, сортиментовозы и шасси по лицензии Iveco.
К 2001 году завод выпускал 35 000 автомобилей в год[7]. В 2008 году началось производство дорожных самосвалов Урал-63685 и Урал-6563 с увеличенными объёмами кузова.
В июне 2023 года генеральный директор Павел Яковлев объявил о начале строительства нового сборочного корпуса мощностью 5,5 тысяч автомобилей в год, проект стал частью пятилетней инвестиционной программы стоимостью более 20 млрд рублей. Запуск новых мощностей запланирован на начало 2025 года, с использованием отечественного, китайского и индийского оборудования.
В мае 2023 года производство грузовых автомобилей достигло 15,6 тысяч единиц в год, что в 1,5 раза больше показателей предыдущего года[8].
Показатели деятельности
- В 2001 году завод произвёл 10,1 тыс. грузовиков[7].
- В 2006 году было выпущено 9952 автомобиля, из которых 9420 — грузовики и 532 — автобусы.
- В 2007 году было произведено 15 754 автомобиля, из них 14 764 — грузовики и 990 — автобусы.
- В 2008 году с конвейера сошло 15 158 единиц техники, из которых 14 176 грузовиков и 982 автобуса.
- В 2009 году было выпущено 6829 автомобилей, из которых 6557 грузовиков и 272 автобуса.
- В 2010 году завод произвёл 10 660 единиц, из которых 10 062 — грузовики и 598 — автобусы. В 2011 году производство составило 11 635 автомобилей, включая 10 752 грузовика и 883 автобуса.
- В 2014 году было выпущено 6213 автомобилей. В 2022 году завод произвёл 13 694 автомобиля
- в 2023 году запланировано производство 16,5 тысяч грузовиков[9].
Экспорт
Основными клиентами Уральского автозавода являются страны Ближнего Востока. К 2015 году экспорт в дальнее зарубежье составил около 7000 автомобилей, при этом 35 % всех продаж завода «Урал» приходилось на зарубежных покупателей из 12 стран, и на долю Египта приходилось 94 % всех поставок. В 2016 году планировалось расширить географию экспорта до 20 стран[10].
Продукция
Выпускавшаяся до 1991 года продукция
Урал-375Д
Семейство Урал-375:
- Первое поколение (1959—1964 годы):
- Урал-375, Урал-375С, Урал-375Т.
- Второе поколение (1964—1991 годы):
- Полноприводные Урал-375Д и его версии:
- Дорожные Урал-377 (колёсная формула 6×4) и его версии.
Семейство «Суша» (1978—1993 годы):
- Урал-4320;
- Урал-5323.
Специальные машины высокой проходимости:
- Урал-5920 — гусеничный снегоболотоходный транспортёр[11].
Выпускавшаяся после 1991 года продукция
После 1991 года УралАЗ выпускал следующий ряд шасси грузовых машин, широко используемых для автомобилей со специальными нагрузками и со стандартными бортовыми или самосвальными кузовами и седельными устройствами:
- Урал-43223/43225/44223[12];
- Урал-55223/55224.
Бескапотное дорожное семейство (с 2004 года)
- Первого поколение (2004 года):
- Урал-6363 — бортовой грузовик с колёсной формулой 4×2. Выпущен опытный экземпляр в 2004 году.
- Урал-63645 — самосвал с колёсной формулой 6 × 4. Выпущены два опытных экземпляра в 2004 и 2005 годах.
- Урал-6470 (6х4) — седельный тягач;
- Урал-6563 (8х4):
- Урал-583106 — самосвал (8×4, 25 тонн, 16 м³);
- Урал-65515 — самосвал (8×4, 23,4 тонны, м³).
- Урал-632361 (10х10)[13].
Семейство дорожных Урал-63xx/65xx
- Урал-63685 (6х4):
- Урал-583134 — самосвал;
- Урал-583109 — самосвал (6×4, 20 тонн, 12 м³);
- Урал-65514 — самосвал (6×4, 19,3 тонны, 15 м³);
- Урал-65541-10 — самосвал (6×4, 20,1 тонны, трёхсторонняя разгрузка);
- Урал-46151-02 — автоцистерна для пищевых жидкостей;
- Урал-66131-04 — автотопливозаправщик;
- Урал-63773 — сортиментовоз;
- Урал-63774 — металловоз;
- Урал-69364Р/69364N — автобетоносмеситель[14].
- Урал-6367 (4х2):
- Урал-63674 — седельный тягач.
- Урал-6464 (6х4) — седельный тягач американской капотной концепции. В 2005 году показали выставочный образец. В 2007 году выпустили два автомобиля с изменённым дизайном бампера и новой светотехникой.
Автомобили, выпускаемые после 2000-х годов
- Урал NEXT (капотная кабина)[15]:
- самосвалы;
- бортовые автомобили;
- седельные тягачи;
- вахтовые автобусы.
- Урал М (бескапотная кабина):
- самосвалы;
- бортовые автомобили;
- седельные тягачи;
- вахтовые автобусы.
- Урал 4320 (капотная кабина):
- самосвалы;
- бортовые автомобили;
- седельные тягачи;
- вахтовые автобусы.
Неполный привод:
- Урал Next 6х4 (капотная кабина):
- самосвал (73945);
- седельный тягач (7470).
- Автомобиль Урал-С35510 6х4 (бескапотный):
- Урал-С35510-P251630;
- Урал-С35510-R251630[16].
Газовые автомобили
- Урал CNG/LNG (капотная и бескапотная кабины)[17]:
- самосвалы;
- бортовые автомобили;
- седельные тягачи;
- вахтовые автобусы.
В 2015 году завод «Урал» представил новый полноприводной автомобиль «Урал Next» с колёсными формулами 4×4 и 6×6. В 2018 году началось производство автомобилей нового дорожного семейства «Урал NEXT 6×4» с капотной кабиной, предназначенных как для дорог общего пользования, так и для технологических трасс. В 2020 году был выпущен тяжёлый грузовик «Урал-9593» с колёсной формулой 8×8, весом 44 тонны и грузоподъёмностью 30 тонн[18]. В 2023 году на выставке «Comtrans-2023» завод «Урал» презентовал модульную электроплатформу с унифицированным шасси и колёсной формулой 4×2, грузоподъёмностью 11 тонн. В рамках экологических проектов был представлен самосвал «Урал С355B0» 6×4 LNG полной массой до 35 тонн с газовым двигателем мощностью 420 л. с. и криобаком на 450 литров.
Санкции
С 15 марта 2022 года завод «Урал» и все его дочерние и аффилированные лица попали под санкции США и Канады[19]. С 8 апреля 2022 года предприятие оказалось под санкциями Евросоюза, с 3 июня 2022 года — под санкциями Японии, а с 10 августа 2022 года — под санкциями Швейцарии.
Примечания
- ↑ https://uralaz.ru/ — официальный сайт . Автозавод "Урал". Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Толмачев Л. От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса фото: автора и АЗ «Урал» . 5колесо (03.10.2021). Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Группа Стрежнева закрыла сделку по покупке «Урала», РМ-Терекса и 47 % ЯМЗ. Interfax.ru (28 февраля 2020). Дата обращения: 9 июня 2023. Архивировано 29 октября 2021 года. .
- ↑ Дурнов Кузьма Данилович . сайт города Миасса. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник./ / В. И. Ивкин. — Москва: РОССПЭН, 1999. — 637 с.
- ↑ Выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва Яковлев П.А. . Центральная избирательная комиссия. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 «Урал» откроет представительство в Монголии. Дата обращения: 7 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года. . Комерсантъ (18 октября 2002). Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Автозавод «Урал» построит новый сборочный корпус на 5,5 тыс. автомобилей в год. Interfax.ru (5 июня 2023). Дата обращения: 10 июня 2023. Архивировано 10 июня 2023 года. . Интерфакс. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Автозавод «Урал» в 2023 году увеличил выпуск автомобилей на 45 %, продажи – на 41 %. .
- ↑ «Урал» сохранит производство, увеличив экспорт. «Ведомости» (11 сентября 2015). Дата обращения: 25 марта 2016. Архивировано 4 апреля 2016 года . Ведомости. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Король бездорожья: вездеход Урал-5920 . 5колесо (18 мая 2016). Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Бортовой Урал . Уральский завод спецтехники. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Урал-632361» с колёсной формулой 10х10 . Информационная безопасность. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Автобетоносмеситель Урал-69364Р . Деловые контакты. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Урал Next на сайте АО «Автомобильный завод «УРАЛ» . Урал. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Урал-С35510 '2020–н.в. . AutoWP.ru '2005–н.в.. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Газовые грузовые автомобили Урал CNG . Урал. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Новый тяжёлый грузовик Урал-9593 | ДУСАЛ. dusal.ru. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 16 августа 2021 года. . Дусал. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Миасский автозавод «Урал» попал под санкции Евросоюза. bfm74.ru. Дата обращения: 20 января 2023. Архивировано 20 января 2023 года. . Информационный сайт "БФМ74". Дата обращения: 25 октября 2024.
Литература
Циммерман П. В. Применение стратегии концентрированного роста на примере ПАО «Уральский автомобильный завод» / П. В. Циммерман // Организация производства: современные аспекты : сборник материалов Всероссийской студенческой олимпиады (конкурс научных работ), Москва, 17-19 апреля 2018 года / Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). — Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2018. — С. 76-80. — EDN XYVYAP.
Пьянков С. А. Война, люди и моторы: история создания Уральского автомобильного завода (1941—1945 гг.) / С. А. Пьянков, А. Э. Бедель // Клио. — 2018. — № 9(141). — С. 175—183. — EDN VAHUSS.
Пьянков С. А. Драгоценные квадратные метры: жилищно-бытовые условия рабочих Уральского автомобильного завода в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) / С. А. Пьянков // Genesis: исторические исследования. — 2020. — № 9. — С. 32-55. — DOI 10.25136/2409-868X.2020.9.33901. — EDN RBMOZV.
Пьянков С. А. «Миасский форсированный»: из истории разработки и производства двигателей на Уральском автомобильном заводе в годы Великой Отечественной войны / С. А. Пьянков // Архив в социуме — социум в архиве : Материалы четвёртой Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 22-23 сентября 2021 года / Сост., науч. редактор Н. А. Антипин. — Челябинск: [б.и.], 2021. — С. 165—170. — EDN PKUZPB.
Пьянков С. А. Автомобили на дровах для послевоенного народного хозяйства: производство газогенераторных ЗИС-21А и УралЗИС-352 / С. А. Пьянков // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Индустриальная модернизация России в XVIII—XXI вв. : материалы XIII Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 18-19 октября 2018 года. Том 2. — Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 2018. — С. 331—343. — EDN YKUVJB.
Салдугеев Д. В. Становление и развитие Миасского автомобильного завода / Д. В. Салдугеев, Д. В. Рубинковский // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований : Сборник трудов XII научно-практической конференции, Миасс, 15 мая 2015 года / Ответственный редактор: С. Г. Соловьев. — Миасс: ИП Петров А. И., 2015. — С. 268—271. — EDN UBFIMX.
Новик В. Л.: «как бы ни было сложно, останавливаться нельзя» // АвтоГазоЗаправочный комплекс + Альтернативное топливо. — 2017. — Т. 16, № 2. — С. 85-86. — EDN YJJVPV.
Ссылки
- uralaz.ru — официальный сайт Уральский автомобильный завод
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Страницы с ежедневно очищаемым кэшем
- Компании по алфавиту
- Компании, основанные в 1941 году
- Предприятия Миасса
- Предприятия автомобильной промышленности СССР
- Автомобилестроительные предприятия России
- Производители автобусов России
- Производители грузовых автомобилей России
- Организации, подвергнутые санкциям в связи с СВО
- Акционерные общества России
- Появились в 1941 году в СССР