Уральский автомобильный завод

АО «АЗ УРАЛ»
Uralzavod178.jpg
Тип Акционерное общество
Основание 1941; 83 года назад (1941)
Прежние названия до 2001 года — Уральский автомобильный завод (УралАЗ)
до 1962 года — Уральский автомобильный завод имени Сталина (УралЗИС)
до 2001 года — Урал Авто (Урал)
до 1962 года — Урал Sound (Урал Авто)
Расположение  Россия: Миасс (Челябинская область)
Ключевые фигуры Яковлев, Павел Александрович (генеральный директор)
Отрасль Автомобилестроение
Продукция Автомобили
Оборот 27,293 млрд руб. (2020 год)
Чистая прибыль 1,02 млрд руб. (2015 год)
Число сотрудников 4000 человек (2018 год)
Материнская компания отсутствует
Аудитор ООО «ФинЭкспертиза» (2007)
Сайт uralaz.ru

АО "Автомоби́льный заво́д «Ура́л А́вто» — российский изготовитель грузовых транспортных средств, включающих самосвалы, бортовые автомобили, седельные тягачи, вахтовые автобусы и шасси. Завод находится в городе Миасс Челябинской области[1].

Открытие завода состоялось по распоряжению Государственного комитета обороны СССР. До 1991 года завод находился в государственной собственности и был под управлением Министерства автомобильной промышленности СССР. В 2001 году предприятие было полностью приватизировано машиностроительным холдингом «Руспромавто».

С началом специальной военной операции предприятие попало под международные санкции, введённые Евросоюзом, Канадой, США, Японией и Швейцарией.

УралЗИС-355М

История

5 июля 1939 года нарком боеприпасов СССР И. П. Сергеев подписал приказ № 123сс, по которому новому заводу по производству авиабомб в районе города Миасс Челябинской области присвоили порядковый номер 316.

30 ноября 1941 года Государственный комитет обороны СССР решил организовать в Миассе автопроизводство и литейное производство, эвакуированные с московского завода им. Сталина[2].

В марте 1942 года был запущен первый цех. В апреле были собраны первые двигатели и коробки передач. 14 февраля 1943 года завод был реорганизован и переориентирован на производство автомобилей. 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый грузовик ЗИС-5B. 30 сентября 1944 года был выпущен тысячный автомобиль ЗИС-5B.

В 1949 году началась подготовка к выпуску грузового автомобиля УралЗИС-353, которая продолжалась восемь лет. В 1956 году была освоена переходная модель 355, а с 1957 года — 355В. В 1950-х годах началась спортивная история «УралЗИС». В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону прошли Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту, в которых участвовали машины марок ЗИС-150, ГАЗ-63, ГАЗ-51, включая шесть автомобилей «УралЗИС-355В». Все призовые места заняла команда уральцев.

В 1958 году был выпущен двухосный грузовой автомобиль УралЗИС-355М, использовавшийся для освоения целинных земель в Урале, Сибири и Казахстане. В 1961 году были выпущены первые трёхосные грузовые автомобили повышенной проходимости Урал-375, за разработку которых завод получил диплом ВДНХ СССР первой степени.

В 1962 году завод был переименован с «УралЗИС» на «УралАЗ». В 1966 году предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1977 году началось производство семейства грузовых автомобилей Урал-4320 с дизельным двигателем.

21 января 1986 года был выпущен миллионный автомобиль марки «Урал». В июне 2000 года предприятие было реструктуризировано и создано дочернее предприятие "Автомобильный завод «Урал». В 2001 году ОАО "Автомобильный завод «Урал» вошло в состав холдинга «Руспромавто». С 2005 по 2019 год завод входил в группу ГАЗ.

В 2007-2008 годах была реализована программа по освоению шасси автомобиля Урал-63685 для размещения различного навесного оборудования, таких как автокраны грузоподъёмностью 40 тонн, автоцистерны, автобетоносмесители, сортиментовозы, самосвалы с трёхсторонней разгрузкой и металловозы.

С 2020 по 2023 год завод входил в группу «UMG СДМ»[3].

С 31 мая 2023 года активы автозавода «Урал», принадлежавшие Дмитрию Стрежневу, были проданы менеджменту предприятия.

ЗиС-5 в Техническом музее Тольятти.

Директора Уральского автомобильного завода

Урал 375д

Автомобильный завод «Урал»

Деятельность

Завод производит грузовики высокой проходимости для коммерческого использования в лесной промышленности, строительстве и нефтегазовой отрасли. В сотрудничестве с итальянским автоконцерном «Iveco» в 1994 году было создано российско-итальянское предприятие «Ивеко-УралАЗ» (позже «Ивеко-АМТ»), которое производит самосвалы, седельные тягачи, лесовозы, сортиментовозы и шасси по лицензии Iveco.

К 2001 году завод выпускал 35 000 автомобилей в год[7]. В 2008 году началось производство дорожных самосвалов Урал-63685 и Урал-6563 с увеличенными объёмами кузова.

В июне 2023 года генеральный директор Павел Яковлев объявил о начале строительства нового сборочного корпуса мощностью 5,5 тысяч автомобилей в год, проект стал частью пятилетней инвестиционной программы стоимостью более 20 млрд рублей. Запуск новых мощностей запланирован на начало 2025 года, с использованием отечественного, китайского и индийского оборудования.

В мае 2023 года производство грузовых автомобилей достигло 15,6 тысяч единиц в год, что в 1,5 раза больше показателей предыдущего года[8].

Показатели деятельности

  • В 2001 году завод произвёл 10,1 тыс. грузовиков[7].
  • В 2006 году было выпущено 9952 автомобиля, из которых 9420 — грузовики и 532 — автобусы.
  • В 2007 году было произведено 15 754 автомобиля, из них 14 764 — грузовики и 990 — автобусы.
  • В 2008 году с конвейера сошло 15 158 единиц техники, из которых 14 176 грузовиков и 982 автобуса.
  • В 2009 году было выпущено 6829 автомобилей, из которых 6557 грузовиков и 272 автобуса.
  • В 2010 году завод произвёл 10 660 единиц, из которых 10 062 — грузовики и 598 — автобусы. В 2011 году производство составило 11 635 автомобилей, включая 10 752 грузовика и 883 автобуса.
  • В 2014 году было выпущено 6213 автомобилей. В 2022 году завод произвёл 13 694 автомобиля
  • в 2023 году запланировано производство 16,5 тысяч грузовиков[9].

Экспорт

Основными клиентами Уральского автозавода являются страны Ближнего Востока. К 2015 году экспорт в дальнее зарубежье составил около 7000 автомобилей, при этом 35 % всех продаж завода «Урал» приходилось на зарубежных покупателей из 12 стран, и на долю Египта приходилось 94 % всех поставок. В 2016 году планировалось расширить географию экспорта до 20 стран[10].

Продукция

Выпускавшаяся до 1991 года продукция

Урал-375Д

Семейство Урал-375:

  • Первое поколение (1959—1964 годы):
    • Урал-375, Урал-375С, Урал-375Т.
  • Второе поколение (1964—1991 годы):
    • Полноприводные Урал-375Д и его версии:
    • Дорожные Урал-377 (колёсная формула 6×4) и его версии.

Семейство «Суша» (1978—1993 годы):

  • Урал-4320;
  • Урал-5323.

Специальные машины высокой проходимости:

  • Урал-5920 — гусеничный снегоболотоходный транспортёр[11].

Выпускавшаяся после 1991 года продукция

После 1991 года УралАЗ выпускал следующий ряд шасси грузовых машин, широко используемых для автомобилей со специальными нагрузками и со стандартными бортовыми или самосвальными кузовами и седельными устройствами:

  • Урал-43223/43225/44223[12];
  • Урал-55223/55224.

Бескапотное дорожное семейство (с 2004 года)

  • Первого поколение (2004 года):
    • Урал-6363 — бортовой грузовик с колёсной формулой 4×2. Выпущен опытный экземпляр в 2004 году.
    • Урал-63645 — самосвал с колёсной формулой 6 × 4. Выпущены два опытных экземпляра в 2004 и 2005 годах.
  • Урал-6470 (6х4) — седельный тягач;
  • Урал-6563 (8х4):
    • Урал-583106 — самосвал (8×4, 25 тонн, 16 м³);
    • Урал-65515 — самосвал (8×4, 23,4 тонны, м³).
  • Урал-632361 (10х10)[13].

Семейство дорожных Урал-63xx/65xx

  • Урал-63685 (6х4):
  • Урал-6367 (4х2):
  • Урал-6464 (6х4) — седельный тягач американской капотной концепции. В 2005 году показали выставочный образец. В 2007 году выпустили два автомобиля с изменённым дизайном бампера и новой светотехникой.

Автомобили, выпускаемые после 2000-х годов

  • Урал NEXT (капотная кабина)[15]:
  • Урал М (бескапотная кабина):
    • самосвалы;
    • бортовые автомобили;
    • седельные тягачи;
    • вахтовые автобусы.
  • Урал 4320 (капотная кабина):
    • самосвалы;
    • бортовые автомобили;
    • седельные тягачи;
    • вахтовые автобусы.

Неполный привод:

  • Урал Next 6х4 (капотная кабина):
    • самосвал (73945);
    • седельный тягач (7470).
  • Автомобиль Урал-С35510 6х4 (бескапотный):
    • Урал-С35510-P251630;
    • Урал-С35510-R251630[16].

Газовые автомобили

  • Урал CNG/LNG (капотная и бескапотная кабины)[17]:
    • самосвалы;
    • бортовые автомобили;
    • седельные тягачи;
    • вахтовые автобусы.

В 2015 году завод «Урал» представил новый полноприводной автомобиль «Урал Next» с колёсными формулами 4×4 и 6×6. В 2018 году началось производство автомобилей нового дорожного семейства «Урал NEXT 6×4» с капотной кабиной, предназначенных как для дорог общего пользования, так и для технологических трасс. В 2020 году был выпущен тяжёлый грузовик «Урал-9593» с колёсной формулой 8×8, весом 44 тонны и грузоподъёмностью 30 тонн[18]. В 2023 году на выставке «Comtrans-2023» завод «Урал» презентовал модульную электроплатформу с унифицированным шасси и колёсной формулой 4×2, грузоподъёмностью 11 тонн. В рамках экологических проектов был представлен самосвал «Урал С355B0» 6×4 LNG полной массой до 35 тонн с газовым двигателем мощностью 420 л. с. и криобаком на 450 литров.

Санкции

С 15 марта 2022 года завод «Урал» и все его дочерние и аффилированные лица попали под санкции США и Канады[19]. С 8 апреля 2022 года предприятие оказалось под санкциями Евросоюза, с 3 июня 2022 года — под санкциями Японии, а с 10 августа 2022 года — под санкциями Швейцарии.

Примечания

  1. https://uralaz.ru/ — официальный сайт. Автозавод "Урал". Дата обращения: 25 октября 2024.
  2. Толмачев Л. От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса фото: автора и АЗ «Урал». 5колесо (03.10.2021). Дата обращения: 25 октября 2024.
  3. Группа Стрежнева закрыла сделку по покупке «Урала», РМ-Терекса и 47 % ЯМЗ. Interfax.ru (28 февраля 2020). Дата обращения: 9 июня 2023. Архивировано 29 октября 2021 года..
  4. Дурнов Кузьма Данилович. сайт города Миасса. Дата обращения: 25 октября 2024.
  5. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник./ / В. И. Ивкин. — Москва: РОССПЭН, 1999. — 637 с.
  6. Выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва Яковлев П.А.. Центральная избирательная комиссия. Дата обращения: 25 октября 2024.
  7. 7,0 7,1 «Урал» откроет представительство в Монголии. Дата обращения: 7 ноября 2019. Архивировано 7 ноября 2019 года.. Комерсантъ (18 октября 2002). Дата обращения: 25 октября 2024.
  8. Автозавод «Урал» построит новый сборочный корпус на 5,5 тыс. автомобилей в год. Interfax.ru (5 июня 2023). Дата обращения: 10 июня 2023. Архивировано 10 июня 2023 года.. Интерфакс. Дата обращения: 25 октября 2024.
  9. Автозавод «Урал» в 2023 году увеличил выпуск автомобилей на 45 %, продажи – на 41 %..
  10. «Урал» сохранит производство, увеличив экспорт. «Ведомости» (11 сентября 2015). Дата обращения: 25 марта 2016. Архивировано 4 апреля 2016 года. Ведомости. Дата обращения: 25 октября 2024.
  11. Король бездорожья: вездеход Урал-5920. 5колесо (18 мая 2016). Дата обращения: 25 октября 2024.
  12. Бортовой Урал. Уральский завод спецтехники. Дата обращения: 25 октября 2024.
  13. Урал-632361» с колёсной формулой 10х10. Информационная безопасность. Дата обращения: 25 октября 2024.
  14. Автобетоносмеситель Урал-69364Р. Деловые контакты. Дата обращения: 25 октября 2024.
  15. Урал Next на сайте АО «Автомобильный завод «УРАЛ». Урал. Дата обращения: 25 октября 2024.
  16. Урал-С35510 '2020–н.в.. AutoWP.ru '2005–н.в.. Дата обращения: 25 октября 2024.
  17. Газовые грузовые автомобили Урал CNG. Урал. Дата обращения: 25 октября 2024.
  18. Новый тяжёлый грузовик Урал-9593 | ДУСАЛ. dusal.ru. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 16 августа 2021 года.. Дусал. Дата обращения: 25 октября 2024.
  19. Миасский автозавод «Урал» попал под санкции Евросоюза. bfm74.ru. Дата обращения: 20 января 2023. Архивировано 20 января 2023 года.. Информационный сайт "БФМ74". Дата обращения: 25 октября 2024.

Литература

Циммерман П. В. Применение стратегии концентрированного роста на примере ПАО «Уральский автомобильный завод» / П. В. Циммерман // Организация производства: современные аспекты : сборник материалов Всероссийской студенческой олимпиады (конкурс научных работ), Москва, 17-19 апреля 2018 года / Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). — Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2018. — С. 76-80. — EDN XYVYAP.

Пьянков С. А. Война, люди и моторы: история создания Уральского автомобильного завода (1941—1945 гг.) / С. А. Пьянков, А. Э. Бедель // Клио. — 2018. — № 9(141). — С. 175—183. — EDN VAHUSS.

Пьянков С. А. Драгоценные квадратные метры: жилищно-бытовые условия рабочих Уральского автомобильного завода в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) / С. А. Пьянков // Genesis: исторические исследования. — 2020. — № 9. — С. 32-55. — DOI 10.25136/2409-868X.2020.9.33901. — EDN RBMOZV.

Пьянков С. А. «Миасский форсированный»: из истории разработки и производства двигателей на Уральском автомобильном заводе в годы Великой Отечественной войны / С. А. Пьянков // Архив в социуме — социум в архиве : Материалы четвёртой Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 22-23 сентября 2021 года / Сост., науч. редактор Н. А. Антипин. — Челябинск: [б.и.], 2021. — С. 165—170. — EDN PKUZPB.

Пьянков С. А. Автомобили на дровах для послевоенного народного хозяйства: производство газогенераторных ЗИС-21А и УралЗИС-352 / С. А. Пьянков // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Индустриальная модернизация России в XVIII—XXI вв. : материалы XIII Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 18-19 октября 2018 года. Том 2. — Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 2018. — С. 331—343. — EDN YKUVJB.

Салдугеев Д. В. Становление и развитие Миасского автомобильного завода / Д. В. Салдугеев, Д. В. Рубинковский // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований : Сборник трудов XII научно-практической конференции, Миасс, 15 мая 2015 года / Ответственный редактор: С. Г. Соловьев. — Миасс: ИП Петров А. И., 2015. — С. 268—271. — EDN UBFIMX.

Новик В. Л.: «как бы ни было сложно, останавливаться нельзя» // АвтоГазоЗаправочный комплекс + Альтернативное топливо. — 2017. — Т. 16, № 2. — С. 85-86. — EDN YJJVPV.

Ссылки

  • uralaz.ru — официальный сайт Уральский автомобильный завод