Тетрарх (танк)
| Тетрарх | |
|---|---|
| | |
| Light Tank Mark VII | |
| Классификация | лёгкий танк |
| Боевая масса, т | 7,62 |
| Компоновочная схема | классическая |
| Экипаж, чел. | 3 |
| История | |
| Годы разработки | 1938-1940 гг. |
| Годы производства | 1940—1942 гг. |
| Количество выпущенных, шт. | 100 |
| Размеры | |
| Длина корпуса, мм | 4627 |
| Ширина, мм | 2390 |
| Высота, мм | 2110 |
| Клиренс, мм | 356 |
| Бронирование | |
| Лоб корпуса, мм/град. | 16 |
| Борт корпуса, мм/град. | 14 |
| Корма корпуса, мм/град. | 10 |
| Крыша корпуса, мм | 7 |
| Лоб башни, мм/град. | 16 |
| Крыша башни, мм/град. | 4 |
| Вооружение | |
| Калибр и марка пушки | 40-мм QF 2 pounder |
| Тип пушки | нарезная |
| Длина ствола, калибров | 52 |
| Боекомплект пушки | 50 |
| Пулемёты | 1 × 7,92-мм BESA |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый карбюраторный |
| Мощность двигателя, л. с. | 165 |
| Скорость по шоссе, км/ч | 64 |
| Запас хода по шоссе, км | 224 |
| Удельная мощность, л. с./т | 21,7 |
| Тип подвески | гидропневматическая |
| Ширина гусеницы, мм | 241 |
| Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
| Преодолеваемая стенка, м | 0,5 |
| Преодолеваемый ров, м | 1,5 |
| Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
Лёгкий танк Mk.VII «Тетрарх» (англ. Light Tank Mk.VII «Tetrarch», от англ. tetrarch — «тетрарх»), A17 — британский лёгкий аэротранспортабельный танк времён Второй мировой войны для воздушно-десантных войск; в частности, их можно было высаживать при помощи десантных планеров типа «Гамилькар»[1].
История
С конца 1935 года компания Vickers-Armstrong активно занималась разработкой нового лёгкого танка Mk VII. Компания по собственной инициативе приступила к созданию перспективной бронированной машины, которая бы превосходила аналогичные модели. Руководителем проекта был назначен Лесли Литтл, перед которым стояла задача разработать лёгкую гусеничную машину, превосходящую существующие образцы. Важным условием было исключение из проекта решений, запатентованных Карденом и Ллойдом, чтобы снизить лицензионные издержки[2].
Это требование дало возможность Литтлу и его команде отказаться от традиционных решений и внедрить новые идеи. Для проверки этих идей в 1936 году был разработан гусеничный трактор, основанный на «танковых» концепциях. Испытания трактора прошли успешно, но он не вызвал интереса у фермеров, поэтому компания сосредоточилась на танке[2].
Проект был завершён осенью 1936 года и представлен военному ведомству. Новая бронемашина обещала улучшенную маневренность и огневую мощь. Проект получил поддержку и обозначение PR, позднее A17. На тот момент тактическое применение танка ещё не было определено[2].
В 1937 году был построен прототип с полным шасси и бронёй, но с деревянным макетом башни и вооружения для испытаний подвижности. Первый прототип получил обозначение A17E1, второй — A17E2[2].
В ходе испытаний возникла проблема с классификацией: масса и бронирование соответствовали лёгкому танку, а 40-мм пушка и мощный двигатель — крейсерскому. Решением стало введение нового класса — лёгкий крейсерский танк, единственным представителем которого некоторое время был A17[2].
Испытания A17E1 выявили недостатки, которые были устранены в A17E2. Было решено, что A17E2 станет эталоном для серийного производства. В июне 1938 года танк был принят на вооружение под обозначением Light Cruiser Tank Mk VII, а в 1941 году получил имя Tetrarch[2].
Конструкция
Экипаж состоял из трёх человек: командира, стрелка-заряжающего и механика-водителя. Подвеска ходовой части, основанная на рессорах, включала восемь опорных катков большого диаметра. Управление поворотами осуществлялось с помощью рулевой колонки. Силовая установка, 12-цилиндровый двигатель мощностью 165 лошадиных сил, располагалась в кормовой части машины. Броневой корпус и башня собирались при помощи заклёпок из катаных броневых листов толщиной от 10 до 16 мм[3].
Вооружение «Тетрарха» по меркам предвоенного времени считалось внушительным. На танк устанавливалась 40-мм пушка QFSА, 7,92-мм пулемёт BESA, а также пара мортир для постановки дымовых завес. Некоторые танки оснащались 76-мм гаубицей[3].
Двигатель Meadows MAT выдавал мощность в 165 л. с. Трансмиссия обеспечивала пять передач для движения вперёд и одну назад. Максимальная скорость танка составляла 64 км/ч на твёрдом покрытии[3].
Отличительной чертой ходовой части была возможность качения опорных катков при повороте, что, в сочетании с гибкой гусеничной лентой, обеспечивало высокую маневренность. Дополнительным элементом управления являлась рулевая колонка автомобильного типа, посредством которой рулевые тяги отклоняли опорные катки и ведущие колёса на необходимый угол[3].
Характеристики
- Экипаж: 3 чел.
- Масса: 7,6 т.
- Броня: классическая.
- Калибр и марка пушки: 40-мм QF 2.
- Пулемёт: 1 × 7,92-мм BESA.
- Двигатель: горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый карбюраторный.
- Мощность двигателя: 165 л. с.
- Скорость по шоссе: 64 км\ч.
- Скорость по местности: 30 км\ч.
- Запас хода: 220 км.
- Длина корпуса: 4630 мм.
- Ширина: 2390 мм.
- Высота: 2110 мм.
- Боекомплект: 50 снарядов[4].
Применение
Под влиянием эффективных операций немецких парашютистов в Норвегии и Нидерландах, Великобритания приступила к формированию воздушно-десантных подразделений. В качестве авиадесантируемого танка был выбран «Тетрарх». Для его транспортировки был разработан 16-тонный планер «Гамилькар» с откидывающимся носовым отсеком и рампой[5].
Экипажи находились внутри танков, что позволяло боевым машинам немедленно покидать планеры после приземления. «Гамилькары» буксировались бомбардировщиками «Галифакс». Наиболее значительное боевое применение «Тетрархов» произошло в день «Д». Они входили в состав 6-го воздушно-десантного разведывательного полка 6-й воздушно-десантной дивизии[5].
Во время перелёта через Ла-Манш носовая часть одного из планеров самопроизвольно открылась, что привело к падению танка вместе с экипажем в воду. Восемь танков были задействованы во второй волне десанта с задачей атаковать мост через реку Орн. Значительная часть танков после посадки столкнулась с проблемами из-за запутавшихся в гусеницах парашютов, что исключило их участие в бою. Дополнительно восемь танков были высажены морским путём. Вскоре практически все танки «Тетрарх» в 6-й воздушно-десантной дивизии были заменены танками «Кромвель»[5].
Примечания
- ↑ Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Вооружение России и мира. Дата обращения: 16 июня 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Легкий крейсерский танк Mk VII Tetrarch (Великобритания). GunMan (13 февраля 2017). Дата обращения: 16 июня 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Лёгкий танк МkVII «Тетрарх». 2gtk.clan. Дата обращения: 16 июня 2025.
- ↑ Танк Mk VII Тетрарх. Технические характеристики.. Avia.pro. Дата обращения: 16 июня 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Легкий танк Mark VII Tetrarch (Тетрарх). Армия и солдаты. Дата обращения: 16 июня 2025.