Mk VI (лёгкий танк)

Эта статья прошла проверку экспертом
Mk VI
Light Tank Mk VI bovington.JPG
Классификация лёгкий танк
Компоновочная схема классическая западная
Экипаж, чел. 3
История
Разработчик Vickers-Armstrongs
Производитель Vickers-Armstrongs
Годы разработки 1930-е годы
Годы производства 1936–1940 годы
Годы эксплуатации 1936–1942 годы
1948 год Арабо-израильская война
Количество выпущенных, шт. 1682 штук
Размеры
Длина корпуса, мм 3990
Ширина, мм 2957
Высота, мм 2230
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 14 мм
Борт корпуса, мм/град. 13 мм
Корма корпуса, мм/град. 6 мм
Днище, мм 3 мм
Лоб башни, мм/град. 14 мм
Маска орудия, мм/град. 14 мм
Борт башни, мм/град. 14 мм
Корма башни, мм/град. 11 мм
Крыша башни, мм/град. 3 мм
Вооружение
Углы ВН, град. -10…+37°
Углы ГН, град. 360°
Пулемёты 12,7-мм и 7,7-мм Виккерс В мод. Mk.VIC 15-мм и 7,92-мм BESA
Подвижность
Тип двигателя карбюрат. жидкос охлажд.
Мощность двигателя, л. с. 88
Скорость по шоссе, км/ч 56
Скорость по пересечённой местности, км/ч 45
Запас хода по шоссе, км 210
Удельная мощность, л. с./т 16,92
Тип подвески блокированная, пружинная

Light Tank Mk VI (рус. Лёгкий танк Mk VI) — британский лёгкий танк 1930-х годов. По советской классификации относится к малым танкам. Последняя и самая тяжёлая модель в линейке довоенных лёгких танков Великобритании. Производился серийно с 1936 по 1940 год, всего было выпущено 1682 Mk.VI в различных вариантах. Во время Второй мировой войны эти танки ограниченно использовались британскими войсками в бою вплоть до 1942 года, некоторое их число также было продано другим странам[1][2].

История

Завершающим образцом в серии лёгких танков, спроектированных между двумя мировыми войнами, стал лёгкий танк Mk.VI, разработанный в 1936 году, опираясь на опыт, полученный при создании менее успешных моделей МК.I, II, III, IV и V. Компоновка танка соответствовала стандартам лёгких танков того времени. В передней части корпуса, справа, располагался двигатель Meadows ESTL мощностью 88 л. с., соединённый с механической трансмиссией Wilson. Слева находилось рабочее место механика-водителя с элементами управления. Боевое отделение занимало центральную и кормовую части корпуса, где размещались пулемётчик и командир танка. Башня была рассчитана на двух человек и имела кормовую нишу для радиостанции. На крыше башни находился круглый двухстворчатый люк и командирская башенка, оснащённая смотровым прибором и верхним люком. Вооружение башни составляли крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт и спаренный с ним 7,71-мм пулемёт. Общий вес танка составлял 5,3 тонны, а экипаж состоял из трёх человек[3].

Корпус танка имел клёпаную конструкцию, собранную из листов катаной стали. Толщина лобовой брони корпуса и башни составляла 15 мм, а бортов — 12 мм. Ходовая часть отличалась оригинальной конструкцией: на каждом борту располагались две тележки с двумя опорными катками, оснащёнными подвеской системы Хорстмана («двойные ножницы»), и поддерживающим роликом, установленным между первым и вторым катками. Ведущее колесо располагалось в передней части, гусеница была мелкозвенчатой шириной 241 мм. Танк мог развивать скорость до 56 км/ч, а запас хода составлял 210 км[4].

На базе Mk.VI было создано несколько модификаций лёгких танков и гусеничных машин военного назначения. Всего было выпущено 1682 таких танков. Mk.VI был самым многочисленным танком английской армии в межвоенный период, составляя основу её танковых сил[4].

Модификации

  • Мк VI — боевой массой около 5 т. Экипаж из 3 человек. Двигатель Meadows ESTL размещался в передней правой части корпуса, тогда как отсек для ведения боя находился сзади. В задней части башни было установлено радиооборудование. Башенка командира имела форму цилиндра. Вооружение включало два пулемёта Vickers: один калибра 7,7 мм и другой — 12,7 мм. Ходовая часть базировалась на четырёх опорных катках и одном поддерживающем. В подвеске использовались рессоры Хортсмана.
  • Мк VIA — командирская башенка шестигранной формы, незначительные изменения в ходовой части.
  • Мк VIB — командирская башенка цилиндрической формы как у Мк VI. Одиночный бронеколпак над жалюзи воздухопритока к двигателю в носовой части корпуса, в отличие от двух, устанавливавшихся ранее.
  • Мк VIC — пулеметы BESA калибра 7,92 и 15 мм с воздушным охлаждением. Командирская башенка отсутствовала[5].

Боевое применение

В 1940 году лёгкие танки Мк VI применялись в роли разведывательных машин в Британских экспедиционных войсках, действовавших на территории Европы, а также участвовали в сражениях в Северной Африке. Несколько таких боевых единиц дислоцировалось на Мальте. Из-за ограниченного пространства в башне Мк VI, где располагались два пулемёта и два члена экипажа, было довольно стесненно. Уязвимая броня и недостаточно мощное вооружение не давали этим лёгким танкам возможности эффективно бороться с немецкой бронетехникой[6].

Для нужд индийской армии было произведено 60 единиц Мк VIA и 43 единицы Мк VIB. Эти танки, известные как «индийская модификация», отличались отсутствием командирских башенок. Планировалось отправить 24 танка в Австралию, но в конечном итоге они оказались в Канаде. Однако, небольшое количество Мк VIA все же достигло Австралии. Турция получила 13 машин, Египет — 70, и, наконец, Ирак — 1 танк в 1939 году, незадолго до начала Второй мировой войны. Танки Мк VI оставались на вооружении британской армии до тех пор, пока их не заменили более мощные американские танки М3 «Генерал Стюарт»[6].

Характеристики

  • Боевая масса, т: 5.
  • Компоновочная схема: отделение управления сзади, моторное спереди.
  • Экипаж, чел.: 3.
  • Количество выпущенных, шт: 1682.
  • Длина корпуса, мм: 3990.
  • Ширина корпуса, мм: 2957.
  • Высота, мм: 2230.
  • Лоб корпуса (верх), мм/град.: 14.
  • Борт корпуса (верх), мм/град.: 14.
  • Корма корпуса (верх), мм/град.: 14.
  • Крыша корпуса, мм: 4.
  • Лоб башни, мм/град.: 14.
  • Борт башни, мм/град.: 14.
  • Корма башни, мм/град.: 14.
  • Пулемёты: 1 × 12.7мм Виккерс .50, 1 × 7.7мм Виккерс.
  • Боекомплект пулемётов: 2900.
  • Тип двигателя: 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения.
  • Модель двигателя: Meadows ESTB.
  • Мощность двигателя, л. с.: 88.
  • Запас хода по шоссе, км: 206.
  • Тип подвески: блокированная, на пружинных рессорах.
  • Ширина гусеницы, мм: 241.
  • Скорость по шоссе, км/ч: 58.
  • Преодолеваемый подъём, град.: 32.
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,6.
  • Ширина преодолеваемого рва, м: 1,5[7].

Примечания

  1. Британский лёгкий танк Mk.VI. Weapons of War. Дата обращения: 13 мая 2025.
  2. The Light Tank Mark VI. History of War. Дата обращения: 21 мая 2025.
  3. Легкий танк Mk.VI. История военной техники. 8war.ru. Дата обращения: 14 мая 2025.
  4. 4,0 4,1 Юрий А. Танки Англии в межвоенный период. Военное обозрение. topwar.ru (3 июня 2019). Дата обращения: 14 мая 2025.
  5. Mk VI, Легкий танк. Энциклопедия военной техники. war-book.ru. Дата обращения: 14 мая 2025.
  6. 6,0 6,1 Легкий танк Light Tank Мк VI. Большая энциклопедия военной техники. all-wartechnique.ru (3 декабря 2018). Дата обращения: 20 мая 2025.
  7. Mk.VI. Weapons of War. Weapons of War (29 сентября 2009). Дата обращения: 14 мая 2025.