Картина мира
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём. Система представлений о реальности (от мироздания в целом до ближайшего окружения, сиюминутного контекста деятельности), характерных для индивида или социальной группы (профессиональной, этнической, религиозной, сословной, языковой)[1].
Картина мира синтезирует представления человека о природе, духовном мире, обществе, о самом себе и предопределяет восприятие и оценку отдельных явлений, ценностные, мировоззренческие и поведенческие установки. Картина мира составляет одну из основ культуры; целостность Она обеспечивается такими системообразующими началами культуры, как язык, религия, наука, идеология, искусство, а также рядом психологических механизмов. Различные науки о человеке вкладывают в понятие «Картина мира» разное содержание[2].
В языкознании
Широкую популярность приобрело представление об определяющей роли языковых факторов в формировании глубинных пластов Карины мира: структуры родного языка выступают для его носителя как априорные формы организации его опыта и мировосприятия (К. В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, выдвинутая Э. Сепиром гипотеза лингвистической относительности). В исследованиях языковой Картины мира (термин введён И. Л. Вайсгербером), играющих важную роль в семантике и когнитивной лингвистике, наряду с поиском универсальных свойств естественных языков (синтаксическое членение реальности на активный субъект, действие-процесс и пассивный объект, использование антропоморфных метафор для описания невещественных явлений) выявляются их индивидуальные особенности (специфический характер таксономических систем). Реконструкция языковой Картины мира проводится на основании комплексного анализа ключевых понятий того или иного языка и культуры. Другим распространённым приёмом является анализ метафор, используемых носителями языка в повседневной речи[3].
В антропологии
Термин «Картина мира» начал широко употребляться с 1950-х годов под влиянием американского антрополога Р. Редфилда, считавшего, что для изучения культуры того или иного народа необходимо взглянуть на мир с точки зрения носителя этой культуры. Картина мира не является статичной и в равной мере присущей всем носителям культуры; народ обладает комплексом взаимосвязанных Картина мира: в традиционном обществе Редфилд выделял Картину мира крестьянина и Картину мира горожанина, Картину мира «школ и храмов» («большая традиция») и Картину мира деревенской общины («малая традиция»). Концепция оказалась близка французской «истории ментальностей», делавшей акцент на изучении обыденного мировосприятия людей прошлых эпох, немецкой «психологии народов» и «описательной психологии», стремившихся через истолкование продуктов культуры понять людей, принадлежащих к этой культуре. В русле этих идей выросли современные школы реконструкции Картины мира людей других культур — в когнитивной антропологии и других направлениях культурной антропологии, культурологии, истории, исторической психологии и этнопсихологии.
М. Хайдеггер, подчёркивая исторический характер самого понятия Картина мира, предполагающего дистанцию между человеком и миром, считал невозможным говорить о «Картине мира» традиционных культур, поскольку они не воспринимают мир как картину, как нечто противопоставленное им и находящееся в их распоряжении[4].
В психологии
Картина мира рассматривается как сеть интерпретаций и категорий, накладываемых на реальность и опосредующих любые взаимодействия с ней. Многоуровневое образование, содержащее множество схем восприятия и действия: когнитивные карты страны, города, квартиры, индивидуальные теории психики окружающих людей, представление человека о самом себе, нормы и «сценарии» поведения, смыслы, оценки. Выделяют разные формы ментальных репрезентаций, из которых и состоит Картина мира: различают семантический (абстрактный, понятийно-схематический, словесно оформленный) и фреймовый (ориентированный на конкретные ситуативные контексты, состоящий из целостных образов) способы организации Картины мира, связанные с особенностями работы левого и правого полушарий головного мозга[5].
В российской психологии введённое А. Н. Леонтьевым понятие «образ мира» обозначает «идеальный мир» значений и смыслов, сквозь призму которого воспринимается реальный мир и который связывает данный момент с прошлым и будущим. Образ мира первичен по отношению к данным восприятия, он опосредует также память, воображение, мышление и другие психические процессы, выступая как глубинная основа по отношению к чувственно оформленной Картиной мира. Реконструкция образа мира как системы значений осуществляется методами экспериментальной психосемантики[5].
В истории и методологии науки важное место занимает понятие «научная Картина мира» — единая система представлений о природе, сложившаяся в Новое время в результате синтеза концепций различных естественных наук и выполняющая эвристическую функцию, позволяя отбирать правдоподобные гипотезы и интерпретации и направлять научный поиск. В основе научной Картины мира лежит определённое мировоззренческое ядро, однако базовые представления, входящие в это ядро, время от времени изменяются в результате научной революций.
Первый этап научной Картины мира представлен сложившейся под влиянием галилеевской физики во второй половине XVII века «механистической Картины мира», согласно которой мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется в абсолютном времени и абсолютном пространстве. Переход от механистической к электродинамической (в конце XIX века), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (первая половина XX века) привёл к пересмотру этих представлений. Аналогичная смена парадигм происходила и в других науках: в биологии представление о неизменности видов сменилось учением Ч. Дарвина об их эволюции. В дальнейшем с учётом достижений генетики возникла синтетическая теория эволюции и получили развитие представления о самоорганизации целостных живых систем, таких как организм, популяция, биогеоценоз, биосфера. Для гуманитарных наук не характерна единая научная Картина мира[5].
Классификации
Все картины мира можно разделить по двум основаниям[6]:
- Степень общности. Здесь могут быть выделены:
- Всеобщая картина мира отдельного исторического периода (физика Аристотеля, физика Ньютона, теория относительности Эйнштейна).
- Частная научная картина какой-то определённой отрасли знания (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира).
- Индивидуальная (представления о мире отдельно взятого индивида).
- Средства моделирования реальности. Здесь можно выделить мифологическую, религиозную, научную, философскую и эстетическую (художественную) картины мира, которые по своей сути являются полностью равноправными, взаимодополняющими друг друга, как и исторически относительными и изменчивыми.
По другой классификации можно выделить следующие разновидности картин мира[7][8]:
- чувственно-пространственная
- духовно-культурная
- метафизическая
- физическая
- биологическая
- философская
- мифологическая
- религиозная
- идеалистическая
- материалистическая
- космоцентрическая
Примечания
- ↑ Любимова Н. А., Бузальская Е. В. «Картина мира»: содержание, терминологический статус и общая иерархия её составляющих // МИРС. — 2011. — № 4.
- ↑ Давиденко М. Картина мира . Большая российская энциклопедия (26 ноября 2021). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Шарикова Л. А., Беляков А. А., Зелякова Т. В. Понятие «Картина мира» в современной лингвистике // Вестник КузГТУ : журнал. — 2006. — № 5.
- ↑ Рахматуллин, Р. Ю. Антропологическое измерение научной картины мира . Молодой учёный. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Стырова О. В. Картина мира в пространстве психологических теорий // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : журнал. — 2010. — № 15.
- ↑ Формирование целостной картины мира . Феникс. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания: тезаурус. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с.
- ↑ Удовиченко Е. М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 197 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |