Картина мира

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Один из видов картины мира
Гелиоцентрическая картина мира

Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём. Сис­те­ма пред­став­ле­ний о ре­аль­но­сти (от ми­ро­зда­ния в це­лом до бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния, сию­ми­нут­но­го кон­тек­ста дея­тель­но­сти), ха­рак­тер­ных для ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы (про­фес­сио­наль­ной, эт­ни­че­ской, ре­ли­ги­оз­ной, со­слов­ной, язы­ко­вой)[1].

Картина мира син­те­зи­ру­ет пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о при­ро­де, ду­хов­ном ми­ре, об­ще­ст­ве, о са­мом се­бе и пре­до­пре­де­ля­ет вос­при­ятие и оцен­ку отдельных яв­ле­ний, цен­но­ст­ные, ми­ро­воз­зрен­че­ские и по­ве­ден­че­ские ус­та­нов­ки. Картина мира со­став­ля­ет од­ну из ос­нов куль­ту­ры; це­ло­ст­ность Она обес­пе­чи­ва­ет­ся та­ки­ми сис­те­мо­об­ра­зую­щи­ми на­ча­ла­ми куль­ту­ры, как язык, ре­лигия, наука, идео­логия, искусство, а так­же ря­дом пси­хо­ло­гических ме­ха­низ­мов. Раз­лич­ные нау­ки о че­ло­ве­ке вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «Картина мира» раз­ное со­дер­жа­ние[2].

В язы­ко­зна­нии

Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ло пред­став­ле­ние об оп­ре­де­ляю­щей ро­ли язы­ко­вых фак­то­ров в фор­миро­ва­нии глу­бин­ных пла­стов Карины мира: струк­ту­ры род­но­го язы­ка вы­сту­па­ют для его но­си­те­ля как ап­ри­ор­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции его опы­та и ми­ро­вос­прия­тия (К. В. фон Гум­больдт, Ф. де Сос­сюр, вы­дви­ну­тая Э. Се­пи­ром ги­по­те­за лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти). В ис­сле­до­ва­ни­ях язы­ко­вой Картины мира (тер­мин вве­дён И. Л. Вайс­гер­бе­ром), иг­раю­щих важ­ную роль в се­ман­ти­ке и ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ке, на­ря­ду с по­ис­ком уни­вер­саль­ных свойств ес­тественных язы­ков (син­так­сическое чле­не­ние ре­аль­но­сти на ак­тив­ный субъ­ект, дей­ст­вие-про­цесс и пас­сив­ный объ­ект, ис­поль­зо­ва­ние ан­тро­по­морф­ных ме­та­фор для опи­са­ния не­ве­ще­ст­вен­ных яв­ле­ний) вы­яв­ля­ют­ся их ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти (спе­ци­фический ха­рак­тер так­со­но­мических сис­тем). Ре­кон­ст­рукция язы­ко­вой Картины мира про­во­дит­ся на ос­но­ва­нии ком­плекс­но­го ана­ли­за клю­че­вых по­ня­тий то­го или ино­го язы­ка и куль­ту­ры. Другим рас­про­стра­нён­ным приё­мом яв­ля­ет­ся ана­лиз ме­та­фор, ис­поль­зуе­мых но­си­те­ля­ми язы­ка в по­все­днев­ной ре­чи[3].

В ан­тро­по­ло­гии

Тер­мин «Картина мира» на­чал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 1950-х годов под влия­ни­ем американского ан­тро­по­ло­га Р. Ред­фил­да, счи­тав­ше­го, что для изу­че­ния куль­ту­ры то­го или ино­го на­ро­да не­об­хо­ди­мо взгля­нуть на мир с точ­ки зре­ния но­си­те­ля этой куль­ту­ры. Картина мира не яв­ля­ет­ся ста­тич­ной и в рав­ной ме­ре при­су­щей всем но­си­те­лям куль­ту­ры; на­род об­ла­да­ет ком­плек­сом взаи­мо­свя­зан­ных Картина мира: в тра­диционном об­ще­ст­ве Ред­филд вы­де­лял Картину мира кре­сть­я­ни­на и Картину мира го­ро­жа­ни­на, Картину мира «школ и хра­мов» («боль­шая тра­ди­ция») и Картину мира де­ре­вен­ской об­щи­ны («ма­лая тра­ди­ция»). Кон­цеп­ция ока­за­лась близ­ка французской «ис­то­рии мен­таль­но­стей», де­лав­шей ак­цент на изу­че­нии обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия лю­дей про­шлых эпох, немецкой «пси­хо­ло­гии на­ро­дов» и «опи­са­тель­ной пси­хо­ло­гии», стре­мив­ших­ся че­рез ис­тол­ко­ва­ние про­дук­тов куль­ту­ры по­нять лю­дей, при­над­ле­жа­щих к этой куль­ту­ре. В рус­ле этих идей вы­рос­ли современные шко­лы ре­кон­ст­рук­ции Картины мира лю­дей других куль­тур — в ког­ни­тив­ной ан­тро­по­ло­гии и других на­прав­ле­ни­ях куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, куль­ту­ро­ло­гии, ис­то­рии, ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии и эт­ноп­си­хо­ло­гии.

М. Хай­дег­гер, под­чёр­ки­вая ис­то­рический ха­рак­тер са­мо­го по­ня­тия Картина мира, пред­по­ла­гаю­ще­го дис­тан­цию ме­ж­ду че­ло­ве­ком и ми­ром, счи­тал не­воз­мож­ным го­во­рить о «Картине мира» тра­диционных куль­тур, по­сколь­ку они не вос­при­ни­ма­ют мир как кар­ти­ну, как не­что про­ти­во­пос­тав­лен­ное им и на­хо­дя­щее­ся в их рас­по­ря­же­нии[4].

В пси­хо­ло­гии

Картина мира рас­смат­ри­ва­ет­ся как сеть ин­тер­пре­та­ций и ка­те­го­рий, на­кла­ды­вае­мых на ре­аль­ность и опо­сре­дую­щих лю­бые взаи­мо­дей­ст­вия с ней. Мно­го­уров­не­вое об­ра­зо­ва­ние, со­дер­жа­щее мно­же­ст­во схем вос­при­ятия и дей­ст­вия: ког­ни­тив­ные кар­ты стра­ны, го­ро­да, квар­ти­ры, ин­ди­ви­ду­аль­ные тео­рии пси­хи­ки ок­ру­жаю­щих лю­дей, пред­став­ле­ние че­ло­ве­ка о са­мом се­бе, нор­мы и «сце­на­рии» по­ве­де­ния, смыс­лы, оцен­ки. Вы­де­ля­ют раз­ные фор­мы мен­таль­ных ре­пре­зен­та­ций, из ко­то­рых и со­сто­ит Картина мира: раз­ли­ча­ют се­ман­ти­че­ский (аб­ст­ракт­ный, по­ня­тий­но-схе­ма­ти­че­ский, сло­вес­но оформ­лен­ный) и фрей­мо­вый (ори­ен­ти­ро­ван­ный на кон­крет­ные си­туа­тив­ные кон­тек­сты, со­стоя­щий из це­ло­ст­ных об­ра­зов) спо­со­бы ор­га­ни­за­ции Картины мира, свя­зан­ные с осо­бен­но­стя­ми ра­бо­ты ле­во­го и пра­во­го по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га[5].

В российской пси­хо­ло­гии вве­дён­ное А. Н. Ле­он­ть­е­вым по­ня­тие «об­раз ми­ра» обо­зна­ча­ет «иде­аль­ный мир» зна­че­ний и смы­слов, сквозь приз­му ко­то­ро­го вос­при­ни­ма­ет­ся ре­аль­ный мир и ко­то­рый свя­зы­ва­ет дан­ный мо­мент с про­шлым и бу­ду­щим. Об­раз ми­ра пер­ви­чен по от­но­ше­нию к дан­ным вос­при­ятия, он опо­сре­ду­ет так­же па­мять, во­об­ра­же­ние, мыш­ле­ние и другие психические про­цес­сы, вы­сту­пая как глу­бин­ная ос­но­ва по от­но­ше­нию к чув­ст­вен­но оформ­лен­ной Картиной мира. Ре­кон­ст­рукция об­раза ми­ра как сис­те­мы зна­че­ний осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­то­да­ми экс­пе­риментальной пси­хо­се­ман­ти­ки[5].

В ис­то­рии и ме­то­до­ло­гии нау­ки важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет по­ня­тие «на­уч­ная Картина мира» — еди­ная сис­те­ма пред­став­ле­ний о при­ро­де, сло­жив­шая­ся в Но­вое время в ре­зуль­та­те син­те­за кон­цеп­ций различных ес­тественных на­ук и вы­пол­няю­щая эв­ри­стическую функ­цию, по­зво­ляя от­би­рать прав­до­по­доб­ные ги­по­те­зы и ин­тер­пре­та­ции и на­прав­лять на­учный по­иск. В ос­но­ве на­учной Картины мира ле­жит оп­ре­де­лён­ное ми­ро­воз­зренческое яд­ро, од­на­ко ба­зо­вые пред­став­ле­ния, вхо­дя­щие в это яд­ро, вре­мя от вре­ме­ни из­ме­ня­ют­ся в ре­зуль­та­те на­учной ре­во­лю­ций.

Пер­вый этап на­учной Картины мира пред­став­лен сло­жив­шей­ся под влия­ни­ем га­ли­ле­ев­ской фи­зи­ки во второй половине XVII века «ме­ха­ни­сти­че­ской Картины мира», со­глас­но ко­то­рой мир со­сто­ит из не­де­ли­мых кор­пус­кул, их взаи­мо­дей­ст­вие стро­го де­тер­ми­ни­ро­ва­но и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в аб­со­лют­ном вре­ме­ни и аб­со­лют­ном про­стран­ст­ве. Пе­ре­ход от ме­ха­ни­сти­че­ской к элек­тро­ди­на­ми­ческой (в конце XIX века), а за­тем к кван­то­во-ре­ля­ти­ви­ст­ской кар­ти­не фи­зической ре­аль­но­сти (первая половина XX века) при­вёл к пе­ре­смот­ру этих пред­став­ле­ний. Ана­ло­гич­ная сме­на па­ра­дигм про­ис­хо­ди­ла и в других нау­ках: в био­ло­гии пред­став­ле­ние о не­из­мен­но­сти ви­дов сме­ни­лось уче­ни­ем Ч. Дар­ви­на об их эво­лю­ции. В даль­ней­шем с учё­том до­сти­же­ний ге­не­ти­ки воз­ник­ла син­те­тическая тео­рия эво­лю­ции и по­лу­чи­ли раз­ви­тие пред­став­ле­ния о са­мо­ор­га­ни­за­ции це­ло­ст­ных жи­вых сис­тем, та­ких как ор­га­низм, по­пу­ляция, био­гео­ценоз, био­сфера. Для гу­ма­ни­тар­ных на­ук не ха­рак­тер­на еди­ная на­учная Картина мира[5].

Классификации

Все картины мира можно разделить по двум основаниям[6]:

  • Степень общности. Здесь могут быть выделены:
    1. Всеобщая картина мира отдельного исторического периода (физика Аристотеля, физика Ньютона, теория относительности Эйнштейна).
    2. Частная научная картина какой-то определённой отрасли знания (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира).
    3. Индивидуальная (представления о мире отдельно взятого индивида).
  • Средства моделирования реальности. Здесь можно выделить мифологическую, религиозную, научную, философскую и эстетическую (художественную) картины мира, которые по своей сути являются полностью равноправными, взаимодополняющими друг друга, как и исторически относительными и изменчивыми.

По другой классификации можно выделить следующие разновидности картин мира[7][8]:

  • чувственно-пространственная
  • духовно-культурная
  • метафизическая
  • физическая
  • биологическая
  • философская
  • мифологическая
  • религиозная
  • идеалистическая
  • материалистическая
  • космоцентрическая

Примечания

  1. Любимова Н. А., Бузальская Е. В. «Картина мира»: содержание, терминологический статус и общая иерархия её составляющих // МИРС. — 2011. — № 4.
  2. Давиденко М. Картина мира. Большая российская энциклопедия (26 ноября 2021). Дата обращения: 7 июля 2024.
  3. Шарикова Л. А., Беляков А. А., Зелякова Т. В. Понятие «Картина мира» в современной лингвистике // Вестник КузГТУ : журнал. — 2006. — № 5.
  4. Рахматуллин, Р. Ю. Антропологическое измерение научной картины мира. Молодой учёный. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Стырова О. В. Картина мира в пространстве психологических теорий // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : журнал. — 2010. — № 15.
  6. Формирование целостной картины мира. Феникс. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  7. Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания: тезаурус. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с.
  8. Удовиченко Е. М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 197 с.