Неравный брак (картина)
Василий Пукирев | |
Неравный брак. 1862 | |
Холст, масло. 173 × 136,5 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Нера́вный бра́к» — картина, созданная Василием Пукиревым[1], была завершена в 1862 году, вскоре после окончания его обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Первое публичное представление этого произведения состоялось на академической выставке 1863 году, после чего оно стало частью коллекции Государственной Третьяковской галереи. Полотно, отличающееся выразительной композицией, внушительными для бытового сюжета размерами и высоким уровнем мастерства, оказало значительное влияние на укрепление положения Пукирева в русской живописи, что привело к присуждению ему звания профессора Академии художеств.
Предыстория
Во второй половине XIX века в Российской империи особое внимание общественности привлекал вопрос положения женщин, оказавшихся в таких условиях, когда их вынуждали вступать в браки без их собственного согласия. Такие ситуации были весьма распространены, особенно среди тех, для кого брак становился средством достижения материальных целей и социального статуса. В это время вопрос о неравных браках, в частности, о союзах со значительной разницей в возрасте супругов, приобрёл особую актуальность.
В 1854 году на сцене Малого театра состоялась премьера пьесы Александра Островского под названием «Бедность не порок», которая затрагивала проблему неравных браков и социальной несправедливости, господствовавшей в обществе того времени. Спустя несколько лет, в феврале 1861 года, Святейший Синод издал Указ, который официально осуждал практику вступления в брак с существенной разницей в возрасте между супругами[2]. Этот документ стал отражением растущей обеспокоенности в обществе по поводу моральных аспектов подобных союзов.
Существует предположение, что идея создания картины на тему неравного брака возникла благодаря беседам художника Василия Пукирева с его другом, также художником, который занимался изучением нравов купеческого сословия. Этот друг обратил внимание на цинизм и чрезмерное стремление к материальной выгоде, доминировавшие в этой социальной группе. Именно эти наблюдения и рассуждения могли вдохновить Пукирева на создание произведения, посвящённого трагическим последствиям браков, основанных не на взаимной любви, а на расчётах и экономических выгодах[2].
Работа над картиной
Процесс создания картины начался в 1862 году. Сначала Пукирев выполнил небольшой эскиз размером 34х26 см, который послужил основой для создания окончательного варианта картины на большом холсте[2].
Описание картины
На полотне представлена сцена православного венчания, происходящего в полутёмной церковной обстановке, где лишь узкий поток света, проникающий сквозь витражное окно, выделяет главные фигуры — жениха, невесту и священнослужителя.
Центральное место в композиции занимает жених — пожилой мужчина, одетый в изысканный костюм. Лицо его покрыто глубокими морщинами, а в выражении читаются усталость и ощущение превосходства. Его взгляд, затуманенный годами, направлен на невесту, губы сжаты в тонкую линию. На груди жениха красуется орденский крест Владимира второй степени, что подчёркивает его высокий социальный статус. Жёсткость и неподвижность его лица подчёркиваются высоким застёгнутым воротником, который сковывает его шею.
Невеста изображена как юная девушка, почти девочка, с мягкими светло-русыми волосами, которая по росту значительно ниже своего спутника. Её фата, символизирующая чистоту, акцентирует внимание на её невинности и беззащитности. Лицо невесты лишено румянца, оно бледное, а её глаза, наполненные слезами, опущены, что придаёт ей вид покорности и безысходности. В левой руке она держит свечу, склонённую вниз, а правую руку робко протягивает священнику для надевания обручального кольца.
Священник представлен фигурой сгорбленной, его тяжёлый взгляд направлен вниз из-под густых бровей. В одной руке он держит Требник, а в другой — золотое кольцо, которое готовится надеть на палец невесты.
На переднем плане выделяется фигура шафера, стоящего несколько в стороне от остальных с мрачным выражением на лице. Руки его скрещены на груди, что демонстрирует его явное несогласие или неудовольствие происходящим. Его молодость, контрастирующая с возрастом жениха, соединяет его с невестой, и эта близость подчёркнута их общими чувствами, которые удалось передать художнику. На груди шафера приколота роза, символизирующая страдания и, возможно, неразделённую любовь[3].
Фон картины населён второстепенными персонажами, которые играют вспомогательные роли в общей композиции. Среди гостей со стороны жениха можно заметить важного военного, рядом с которым находится мужчина, с нескрываемым любопытством наблюдающий за невестой. С левой стороны от жениха расположена пожилая женщина, вероятно, сваха, которая внимательно следит за стариком, вступающим в брак. В группе гостей со стороны невесты можно выделить мужчину, стоящего рядом с шафером, который живым взглядом выражает своё сочувствие и участие в происходящем.
Рама
Согласно воспоминаниям Н. А. Мудрогеля, который занимал пост первого хранителя Третьяковской галереи, рама для картины «Неравный брак» была изготовлена мастером по рамам Гребенским, который являлся другом художника Василия Пукирева. Гребенский, владелец мастерской по производству рам и позолоте в Москве, решил создать для этого полотна уникальную раму, отличающуюся от всех ранее существовавших. После завершения работы над картиной Пукирев и Гребенский решили, что рама должна стать оригинальным произведением[4]. «Когда Пукирев завершил создание картины, Гребенский задумал создать для неё раму, которая не имела аналогов… Третьяков был настолько поражён этой рамой, что стал регулярно заказывать у Гребенского рамы для других произведений» — такие слова сохранились в воспоминаниях Н. А. Мудрогеля. Сам Гребенский также был изображён на картине Пукирева «Неравный брак» — он представлен рядом с художником Петром Михайловичем Шмельковым, стоящим позади жениха[4].
Существует вероятность, что позднее Гребенский продолжал работу в столярной мастерской, связанной с Третьяковской галереей. В 1871 году, по заданию Павла Третьякова, он изготовил раму для картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и оформил около семидесяти этюдов Александра Иванова[4].
Рама картины «Неравный брак» имеет сложный орнамент, состоящий из резных накладных элементов в виде крупных цветов и листьев, обвивающихся стеблем плюща. Этот декор усиливает символический контраст между юностью и старостью: свежесть распускающихся бутонов противопоставляется увяданию старого плюща.
Также на картине и раме присутствует мотив флердоранжа — фрагменты редкого и дорогого цветка апельсина, который цветёт весной и символизирует нежность, молодость и чистоту. Бутоны флердоранжа, расположенные на венце и корсаже белоснежного атласного платья невесты, «расцветают» в углах и на листьях рамы, однако они подавлены высохшим и отжившим стеблем. Этот визуальный образ подчёркивает основную идею картины — трагическое и противоестественное соединение молодости и старости. Уникальные и хрупкие элементы рельефной резьбы рамы создают сложности при транспортировке картины, что объясняет её постоянное пребывание в Третьяковской галерее.
Прототипы картины
Версия Николая Варенцова
Согласно одной из версий, изложенной в воспоминаниях Н. А. Варенцова, сюжет картины «Неравный брак» связан с личной драмой, произошедшей с его другом, молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. В рамках этой версии утверждается, что Сергей Варенцов был влюблён в Софью Николаевну Рыбникову, которой на тот момент было 24 года[2]. Однако её родители приняли решение выдать дочь за состоятельного и известного предпринимателя Андрея Александровича Карзинкина, который был старше неё на 13 лет (в возрасте 37 лет).
По свидетельствам Н. П. Сырейщикова, приходившегося Сергею внучатым племянником, Сергею Варенцову пришлось участвовать в венчании в качестве шафера. Обряд состоялся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснял присутствие Сергея на этом событии тем, что сестра Карзинкина состояла в браке с его старшим братом Николаем[5].
Сергей тяжело переживал ситуацию и делился своими переживаниями с Пукиревым, который, услышав эту историю, решил создать картину «Неравный брак». Варенцов выразил протест против своего изображения на картине, так как планировал брак с Ольгой Урусовой. Увидев себя на полотне, он остался очень недоволен, между ним и Пукиревым возник серьёзный конфликт. Художник был вынужден добавить к образу шафера небольшую бородку, хотя Сергей бороду не носил, оставив при этом все остальные черты лица без изменений[6].
Версия С. И. Грибкова и Н. А. Мудрогеля
Согласно иной версии, выдвинутой другом художника Сергеем Грибковым и подтверждённой Н. А. Мудрогелем, сюжет картины «Неравный брак» основан на личной трагедии самого Василия Пукирева. С. Грибков, который был близким другом художника с юных лет, утверждал, что хорошо знает драматические обстоятельства жизни Пукирева. По его словам, важный пожилой чиновник, изображённый на картине, имеет реальный прототип. Невеста, находящаяся рядом с ним, представляет собой портрет предполагаемой невесты самого художника, а фигура с перекрещенными на груди руками — это сам Пукирев.
Имя невесты — Прасковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. В 2002 году Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок работы В. Д. Сухова от 1907 года, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова проживает в Москве, в Мазуринской богадельне». Этот рисунок дополнительно подтвердил связь Прасковьи с картиной.
Исследовательница Л. Кац, анализируя образ жениха на картине, предположила, что художник мог запечатлеть тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, основываясь на сходстве его портрета с изображением жениха на картине. Кроме того, в этюде Пукирева «Голова старика», упоминается, что работа была создана с князя Цицианова. Л. Полозова считает, что речь может идти о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков придерживался мнения, что голова старика была написана с повара Владимира Ивановича, который в то время служил у Варенцовых. Полозова также предполагает, что образ жениха является собирательным: фигура и одежда были заимствованы у Полторацкого, выражение лица — от Цицианова, а седые волосы — от повара Владимира Ивановича[7].
Дальнейшие события
В сентябре 1863 года картина Василия Пукирева была представлена на академической выставке, которая проходила в Санкт-Петербурге. Однако ещё до её открытия работа была приобретена коллекционером Александром Борисовским, который состоял в дружеских отношениях с художником. Спустя несколько лет, в 1871 году, полотно было выкуплено за 1 500 рублей Павлом Третьяковым, и с тех пор оно находится в коллекции Третьяковской галереи.
Выставка вызвала широкий резонанс, и картина произвела большое впечатление на современников. В. В. Стасов высоко оценил это произведение, назвав его одним из самых значительных и трагичных примеров русской живописи. Художник И. Е. Репин отметил, что работа Пукирева, вероятно, «принесла много страданий не только старым генералам». Историк Н. И. Костомаров, увидев эту картину, поделился с друзьями, что после её просмотра он отказался от намерения жениться на молодой девушке[8].
Однако не все отзывы о картине были положительными. В журнале «Искра» за 1863 году появилась статья под заголовком «Расшаркивающееся искусство», в которой авторы критиковали картину за недостаточную глубину социального содержания. Также была отмечена сентиментальность и мелодраматизм, которые, по мнению критиков, снижали художественную ценность произведения.
В 1875 году Пукирев создал второй вариант «Неравного брака», который на данный момент находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Кроме того, художник неоднократно возвращался к теме брака в своих других произведениях, таких как «Приём приданого по росписи» и «Прерванное венчание».
Картина Василия Пукирева «Неравный брак» стала основой одного из рассказов Михаила Зощенко, опубликованного в 1935 году. В начале этого произведения приводится описание картины Пукирева. Также изображение картины было использовано в оформлении обложки альбома «Клубника со льдом» рок-группы «Крематорий». Для обложки была добавлена фигура человека в белом халате, что придаёт картине новое, несколько ироничное звучание[9].
Примечания
- ↑ Сто памятных дат: Художественный календарь / М. А. Островский. — Москва: Советский художник, 1964. — 240 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Анисова Н. П., Анисов Л. М. «Неравный брак» . . «Русский дом». Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Полозова Л. Неравный брак. По следам судеб главных героев знаменитой картины // Родина. — 2001. — № 10.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Рама. Вторая половина XIX века.1860-1870. . Моя Третьяковка. Дата обращения: 11 октября 2024.
- ↑ Наше наследие: иллюстрированный историко-культурный журнал. / В. П. Енишерлов. — Москва: [б. и.], 1997. — С. 82—83..
- ↑ Гиляровский В. А. Москва и москвичи. — Москва: АСТ : Хранитель, 2008. — 413 с.
- ↑ Мудрогель Н. А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее : Воспоминания / [ / Е. В. Сильверсван. — Ленинград: [Художник РСФСР, 1966. — 206 с.
- ↑ Зименко В. М. Неравный брак. — Москва: тип. «Кр. печатник», 1947. — 20 с.
- ↑ Картина «Неравный брак» Василия Пукирева — описание картины . Музеи мира. Дата обращения: 11 октября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |