Девятый вал (картина)
Иван Айвазовский | |
Девятый вал. 1850 | |
холст, масло. 221 × 331 см | |
Русский музей, Санкт-Петербург |
«Девя́тый вал» — самая знаменитая картина русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского[1].
Написана в 1850 году[2]. Изображает море после ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Несмотря на то, что их корабль разрушен, и осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины дают зрителю надежду на спасение людей[3]. Картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.[4]
Создание картины и её история
Имя И. К. Айвазовского (1817—1900) широко известно. Его полотна хранятся во многих галереях мира. С 1840-х годов он приобрёл европейскую известность как один из крупнейших маринистов, с 1844 года состоял живописцем Главного морского штаба. Особая заслуга Айвазовского — фундаментальная разработка мотива, до него не привлекавшего особого внимания русских художников и основательно забытого западноевропейскими мастерами, — море как стихия[2].
Известно, что в 1844 году И. Айвазовский попал в сильный шторм в Бискайском заливе, его судно посчитали затонувшим, а Петербургских и в Европейских газетах, даже напечатали сообщение о гибели художника. После испытанного в этой катастрофе художник написал немало картин, на которых корабли терпят крушение[1].
Этой теме посвящена и его картина «Девятый вал» (1850 года). Хотя она и относится к раннему периоду творчества, талант мастера здесь получил полное воплощение. На картине изображено бушующее море, лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека[2]. Айвазовский жил у моря, и слышал от моряков, что во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей силой и мощью. Древнегреческие моряки назвали её третьей гибельной волной, древнеримские — десятой, но у моряков XIX века огромный страх вызывала девятая волна[5].
Картина была признана шедевром в первый же день выставки в 1850 году. Люди приходили посмотреть на неё по несколько раз[6]. Первоначально в поисках покупателей И. К. Айвазовский обратился к известному государственному деятелю, министру юстиции, графу В. Н. Панину[2], но помощь графа не понадобилась: в том же 1850 году картина была приобретена царём Николаем I для Эрмитажа[1]. Интерес проявлял и Павел Третьяков, желавший приобрести «Девятый вал» для своей коллекции[7].
Произведение выполнено маслом на холсте, размер картины 2,21 × 3,32 м. Картина храниться в Русском музее (Санкт-Петербург)[1], куда она поступила из Эрмитажа в 1898 году. Она стала одной из первых картин в коллекции открытого в 1898 году Русского музея императора Александра III. В настоящее время экспонируется в зале Михайловского дворца[4]. Полотно побывало на многих выставках в разных странах мира[8].
Описание
Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен, и осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией[3]. Волна, как бы открывает пасть моря, чтобы проглотить этих беззащитных людей. Люди кажутся слабыми и беззащитными перед ней. В старых преданиях моряков говорится, что после самой сильной волны при шторме (после девятого вала) море начинает успокаиваться[1]. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены[3]. И Айвазовский оставляет людям надежду на спасение[1].
Композиция
На полотне И. К. Айвазовского «Девятый вал» движение волн передаётся в первую очередь композицией. Лодка располагается в левом нижнем углу, по центру мы видим линию горизонта, которую пересекают гребни волн. В основе композиции две пересекающиеся диагонали: лодка движется из левого нижнего угла по диагонали в правый угол к точке схода линий на горизонте, где соединяются две стихии: море и небо. Три волны пересекают изображение по второй диагонали. Возникает эффект, что волны также перекатываются, как и лодка, из левого нижнего угла по диагонали в правый угол, разрывая линию горизонта, однако гребни волн создают три параллельные диагонали, как бы идущие из правого нижнего угла в левый. Именно диагональ позволяет показать волны объёмно, помогает воссоздать пространство моря, в котором пытаются спастись потерпевшие кораблекрушение. Облака, стремительно бегущие по небу, пенистые волны и люди, пытающиеся бороться со стихией, представляют законченную и целостную композицию полотна.
Цвет
Сила и величие стихии, изображаемой И. К. Айвазовским в картине «Девятый вал», также передается при помощи изменяющейся цветовой гаммы. Например, объёмные облака в левой части холста постепенно покрываются воздушной дымкой в правой части. Солнечные лучи начинают слегка разгонять туман, и поэтому грань между небом и морем практически теряется. Солнце слегка подсвечивает девятый вал, который отливает изумрудными тонами, а далее цвет волны принимает темно-синие оттенки[9]. Тонко подобранные краски: лучики восходящего солнца, пробирающиеся сквозь тучи и бушующую воду, которая светится и переливается разными цветами, оставляет зрителю надежду на спасение[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Альбиев М.М., Даудова Ф.Х. Творчество Айвазовского и знаменитый шедевр мировой живописи картина «Девятый вал» // Архитектура, дизайн и изобразительное искусство на Северном кавказе в общекультурном пространстве России. — 218. — С. 304—306.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Лебедев П. А. «Простите меня, что осмелился беспокоить Вас своим нескромным предложением...» Письмо художника И.К. Айвазовского министру юстиции графу В.Н. Панину. 1851 г // Отечественный архивы. — 2006. — № 6. — С. 111—112.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Чиркова Н. В. Феномен Айвазовского в мировой культуре // Армения: притяжение культуры. — 2019. — С. 523—530.
- ↑ 4,0 4,1 Коллекция онлайн . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Соколова Я. Л. Возникновение феномена Айвазовского // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. Материалы IV международной научной конференции. Том 3. Санкт-Петербург, 2021. — 2021. — С. 583—586.
- ↑ Копенкина А. «Девятый вал» Айвазовского. Почему это шедевр . Дневник живописи (31.03.2017). Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Мехонцева А. Создать шедевр — за три часа. Как Айвазовский написал «Девятый вал» . Аргументы и факты. Санкт-Петербург (12.08.20). Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Айвазовский и его «9 вал»: особенное полотно и секреты, сделавшие его шедевром . Айвазовский. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Быкова Н. И. Композиция как структурообразующий и художественный приём в визуальных видах искусства // Культурное пространство русского мира. — 2017. — № 3. — С. 54—63.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |