Инфантилизм

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Инфантили́зм психи́ческий (от лат. infantilis — детский) — особенное состояния психики человека (психическое расстройство), характеризующееся задержкой темпов эмоционально-личностного развития.

Отсутствует способность принимать самостоятельные решения, осуществлять выбор. Отмечаются не соответствующие возрасту прямодушие, наивность, доверчивость и эмоциональность. У школьников преобладают игровые интересы, слабая учебная мотивация, несоблюдение или непринятие правил поведения. Инфантилизм студенческого возраста проявляется в преобладании позиции школьника, которая осложняет учебную деятельность[1]. В рамках взрослой психиатрии, симптомы психического инфантилизма рассматриваются в контексте изменений личности, которые могут возникнуть при различных психических расстройствах. Для проведения диагностики используются как клинические, так и психологические методы, которые позволяют изучить особенности эмоционально-волевой и личностной сферы, взаимоотношения в социуме и степень социальной адаптации. В лечении данного состояния широко применяются симптоматические методы, включающие медикаментозное лечение, психотерапевтическую помощь и консультации. В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах Г. Е. Сухаревой, М. И. Буянова, Б. Линдберга (В. J. Lindberg), Э. Кречмера, которые описывали синдром инфантилизма, встречающийся в детском и подростковом возрасте[2].

Характеристика и симптомы

В учебнике по психиатрии даётся следующее определение инфантилизма[3]:

«Психический инфантилизм» — особые варианты задержек психического развития с изолированным отставанием в формировании таких психических структур как личность, эмоционально волевой склад, самостоятельность.

Инфантилизм психический описывается как несоответствие поведения человека, его эмоциональных реакций и волевых функций возрастным характеристикам. Человека называют инфантильным, если его суждения и поведение отличаются наивностью, зависимостью, детскостью[4].

Наиболее характерные проявления психической незрелости:

  • неустойчивость внимания, поспешные необоснованные суждения, слабые аналитические способности и контроль деятельности, повышенная потребность в фантазировании;
  • эмоциональная сфера неустойчива (резкая смена настроения, гневливость при неудачах), эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная, отсутствуют целенаправленные мотивы к мщению и причинению вреда другому;
  • поведение легкомысленное, беззаботное, эгоцентричное, затруднено принятие норм и правил, снижены адаптационные способности.

В младшем возрасте умственное развитие соответствует норме: дети вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина. Далее, на основе дезадаптации в обществе и слабой социализации в период школьного обучения развитие интеллекта задерживается. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Запоздалое эмоциональное развитие влечёт за собой вторичную интеллектуальную задержку и неуспеваемость в учёбе в средней школе.

Центрирование на своей личности инфантила проявляются в стремлении получать похвалу, восхищение и внимание от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме, дети могут общаться со сверстниками, но оно чаще затруднено. В следствие этого, возникает постепенная изолированность, которая усиливает истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом находят друзей, которые младше их на год — два. В случаях, когда сверстники оберегают и заботятся о таких детях, социализация у них проходит более успешно, чем у тех, у кого инфантилизм является лишь частичным.

Причины

Под кодом F60 в Международной классификацией болезней (МКБ-10) описываются специфические расстройства личности. Код F60.8 включает инфантильное расстройство личности[5][6][7]. Причинами психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, неправильное воспитание, наследственная предрасположенность. Существуют ряд факторов, которые могут повысить риск возникновения расстройства:

  • Легкие поражения головного мозга. Факторы развития — инфекции, травмы, интоксикации, гипоксии, асфиксии во время внутриутробного развития ребёнка и натального периода. Вследствие возникает задержка развития лобных долей мозга, регулирующих поведение человека, формирование мотивов, контроль психической деятельности.
  • Психические расстройства. У детей с психическими заболеваниями (умственная отсталость, аутизм, шизофрения) повышен риск возникновения психического инфантилизма, который формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей: скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности и психической незрелости способствует гиперопека и чрезмерная забота родителей, контроль, ограничение волевой свободы ребенка[8][9].

Классификация

Существуют различные подходы к классификации расстройства. Инфантилизм бывает врожденным и приобретенным. Кроме того, выделяют:

  • Тотальный инфантилизм, когда ребёнок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение и эмоционально-волевая сфера соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный инфантилизм, когда незрелость психики сочетается с нормальным или опережающим физическим развитием. В этом случае, ребёнок неуравновешен, раздражителен, эмоционально зависит от взрослых[3].

Выделяет три вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Появляется при повреждении центральной нервной системы. Является результом травмы головы, удушения, инфекционного заболевания, отравления. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
  2. Психогенно обусловленный. Развитие этого состояния может быть следствием излишне бережливого воспитания, чрезмерной защиты или тиранических отношений. Этот феномен также известен под названием психологического инфантилизма[8].
  3. Соматогенно обусловленный. Психическая незрелость появляется при нарушениях эндокринной системы, хронических заболеваниях и поражениях внутренних органов, сопутствует симптомам основной патологии.

Диагностика и лечение

При трудностях адаптации ребёнка к условиям, режиму и нагрузке в детском саду и образовательных учреждениях назначается психическая диагностика, которая включает:

  • Беседа с врачом-психиатром: проводится опрос ребёнка и родителей об особенностях адаптации в детскому саду (школе), уточняются симптомы расстройства, их выраженность и продолжительность. Врач фиксирует поведенческие и эмоциональные реакции ребенка — адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Методы «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек» и «Несуществующее животное» широко используются в психологических исследованиях. Они позволяют выявить и проанализировать особенности проявления расстройства. В частности, инфантилизм может проявиться в неспособности соблюдать инструкцию, а также в тенденции превращать животных в человекоподобных существ и упрощать элементы своих рисунков, такие как прямой ствол и руки. Полученные результаты являются информативными и полезными при оценке развития дошкольников и младших школьников[10].
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ»[11], «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга[12]. Все события воспринимаются человеком с игривостью, шутливостью и весельем. У инфантильного человека затруднено описание мыслей и эмоций людей, изображенных на картинках. Эти методики широко применяются для анализа поведенческих особенностей учащихся разного возраста.
  • Опросники. Распространено применение опросника Леонгарда-Шмишека для выявления и диагностики акцентов и патологий характера. С его помощью можно определить эмоциональную неустойчивость, а также выявить черты истероидного и гипертимного типов. Эти тесты являются полезным инструментом для диагностики психического инфантилизма у пациентов, возраст которых превышает 10-12 лет.

В зависимости от причин и формы расстройства назначаются лечебные мероприятия. При органическом и соматогенном психическом инфантилизме (1 и 2 вид) усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном (3 вид) — на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

  • Фармакотерапия. При наличии явно выраженных нарушений эмоциональной и поведенческой сферы, врачи обычно назначают комплексное лечение, включающее применение нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов. Кроме того, для повышения когнитивных функций используются специальные препараты, такие как ноотропы.
  • Психотерапия. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребёнок осваивает новые способы адаптации к социальной среде.
  • Работа с родителями. Психолог и психотерапевт рассказывает об особенностях развития душевных и социальных сфер у детей и воздействия родительского воспитания на данный процесс. Врачи обращают внимание на связь между чрезмерной заботой, излишним контролем и формированием психического инфантилизма[9].

Наиболее благоприятный прогноз имеет тотальный психический инфантилизм. Корректное лечение и психолого-педагогической поддержке ребёнок постепенно становится активным, более самостоятельным, начинает проявлять интерес к творчеству, развивается познавательная деятельность. К 10-11 годам исчезают симптомы расстройства. Частичный инфантилизм (по другому называется — дисгармоничная форма синдрома) требует более длительного медицинского и психологического регулирования. Осложнением в таким случаях являются — когнитивный дефицит и психопатическое развитие личности. Основные действия родителей: правильное воспитание, работа с зоной ближайшего развития ребёнка (учить быть самостоятельным, правильно переживать неудачи, ориентировать на достижение целей)[9].

Примечания

  1. Назаров Т.А. Понятие «студенческого инфантилизма»: причины и структура // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 128—129.
  2. Макаричева Э.В. Психический инфантилизм и вторичная аменорея // Практическая медицина : журнал. — 2004. — Декабрь (№ 3). — С. 28—29.
  3. 3,0 3,1 Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. Психиатрия. — М.:Медицина, 2002. — С. 475—476. — 544 с. — ISBN 5-225-04189-2..
  4. Большая советская энциклопедия. 3-е издание. в 30-ти томах. Т.10. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — С. 344. — 592 с.
  5. МКБ 10 - Специфические расстройства личности (F60). F60.08 Другие специфические расстройства личности. Дата обращения: 7 октября 2023.
  6. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. — М., 2010. — С. 88. — 132 с. — ISBN 978-5-9901191-4-7.
  7. ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Классификация психических расстройств по МКБ-10››. Классификация психических расстройств по МКБ-10›. Дата обращения: 7 октября 2023.
  8. 8,0 8,1 Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. — М.: Крон-пресс, 1996. — С. 76—79. — 210 с. — ISBN 5-232-00477-8.
  9. 9,0 9,1 9,2 Иванов А.В. Технология психолого-педагогического сопреодоления инфантильности подростков и молодёжи // ЦИТИСЭ. — 2019. — (18) (№ 1 (18)). — С. 27. — ISSN 2409-7616.
  10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Владос-Пресс, 2003. — С. 160. — ISBN 5-305-00058-0.
  11. Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест. — СПб.: Речь, 2002. — 32 с. — ISBN 5-9268-0096-Х.
  12. Виноградова М.Г., Рыжов А.Л. Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. мотивационный аспект // Сибирский психологический журнал. — 2011. — № 42. — ISSN 2411-0809.

Ссылки