Инфантилизм
Инфантили́зм психи́ческий (от лат. infantilis — детский) — особенное состояния психики человека (психическое расстройство), характеризующееся задержкой темпов эмоционально-личностного развития.
Отсутствует способность принимать самостоятельные решения, осуществлять выбор. Отмечаются не соответствующие возрасту прямодушие, наивность, доверчивость и эмоциональность. У школьников преобладают игровые интересы, слабая учебная мотивация, несоблюдение или непринятие правил поведения. Инфантилизм студенческого возраста проявляется в преобладании позиции школьника, которая осложняет учебную деятельность[1]. В рамках взрослой психиатрии, симптомы психического инфантилизма рассматриваются в контексте изменений личности, которые могут возникнуть при различных психических расстройствах. Для проведения диагностики используются как клинические, так и психологические методы, которые позволяют изучить особенности эмоционально-волевой и личностной сферы, взаимоотношения в социуме и степень социальной адаптации. В лечении данного состояния широко применяются симптоматические методы, включающие медикаментозное лечение, психотерапевтическую помощь и консультации. В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах Г. Е. Сухаревой, М. И. Буянова, Б. Линдберга (В. J. Lindberg), Э. Кречмера, которые описывали синдром инфантилизма, встречающийся в детском и подростковом возрасте[2].
Характеристика и симптомы
В учебнике по психиатрии даётся следующее определение инфантилизма[3]:
«Психический инфантилизм» — особые варианты задержек психического развития с изолированным отставанием в формировании таких психических структур как личность, эмоционально волевой склад, самостоятельность.
Инфантилизм психический описывается как несоответствие поведения человека, его эмоциональных реакций и волевых функций возрастным характеристикам. Человека называют инфантильным, если его суждения и поведение отличаются наивностью, зависимостью, детскостью[4].
Наиболее характерные проявления психической незрелости:
- неустойчивость внимания, поспешные необоснованные суждения, слабые аналитические способности и контроль деятельности, повышенная потребность в фантазировании;
- эмоциональная сфера неустойчива (резкая смена настроения, гневливость при неудачах), эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная, отсутствуют целенаправленные мотивы к мщению и причинению вреда другому;
- поведение легкомысленное, беззаботное, эгоцентричное, затруднено принятие норм и правил, снижены адаптационные способности.
В младшем возрасте умственное развитие соответствует норме: дети вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина. Далее, на основе дезадаптации в обществе и слабой социализации в период школьного обучения развитие интеллекта задерживается. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Запоздалое эмоциональное развитие влечёт за собой вторичную интеллектуальную задержку и неуспеваемость в учёбе в средней школе.
Центрирование на своей личности инфантила проявляются в стремлении получать похвалу, восхищение и внимание от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме, дети могут общаться со сверстниками, но оно чаще затруднено. В следствие этого, возникает постепенная изолированность, которая усиливает истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом находят друзей, которые младше их на год — два. В случаях, когда сверстники оберегают и заботятся о таких детях, социализация у них проходит более успешно, чем у тех, у кого инфантилизм является лишь частичным.
Причины
Под кодом F60 в Международной классификацией болезней (МКБ-10) описываются специфические расстройства личности. Код F60.8 включает инфантильное расстройство личности[5][6][7]. Причинами психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, неправильное воспитание, наследственная предрасположенность. Существуют ряд факторов, которые могут повысить риск возникновения расстройства:
- Легкие поражения головного мозга. Факторы развития — инфекции, травмы, интоксикации, гипоксии, асфиксии во время внутриутробного развития ребёнка и натального периода. Вследствие возникает задержка развития лобных долей мозга, регулирующих поведение человека, формирование мотивов, контроль психической деятельности.
- Психические расстройства. У детей с психическими заболеваниями (умственная отсталость, аутизм, шизофрения) повышен риск возникновения психического инфантилизма, который формируется на базе социальной дезадаптации.
- Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей: скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы.
- Стиль воспитания. Развитию инфантильности и психической незрелости способствует гиперопека и чрезмерная забота родителей, контроль, ограничение волевой свободы ребенка[8][9].
Классификация
Существуют различные подходы к классификации расстройства. Инфантилизм бывает врожденным и приобретенным. Кроме того, выделяют:
- Тотальный инфантилизм, когда ребёнок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение и эмоционально-волевая сфера соответствуют более раннему возрасту.
- Частичный инфантилизм, когда незрелость психики сочетается с нормальным или опережающим физическим развитием. В этом случае, ребёнок неуравновешен, раздражителен, эмоционально зависит от взрослых[3].
Выделяет три вида психического инфантилизма:
- Органический. Появляется при повреждении центральной нервной системы. Является результом травмы головы, удушения, инфекционного заболевания, отравления. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
- Психогенно обусловленный. Развитие этого состояния может быть следствием излишне бережливого воспитания, чрезмерной защиты или тиранических отношений. Этот феномен также известен под названием психологического инфантилизма[8].
- Соматогенно обусловленный. Психическая незрелость появляется при нарушениях эндокринной системы, хронических заболеваниях и поражениях внутренних органов, сопутствует симптомам основной патологии.
Диагностика и лечение
При трудностях адаптации ребёнка к условиям, режиму и нагрузке в детском саду и образовательных учреждениях назначается психическая диагностика, которая включает:
- Беседа с врачом-психиатром: проводится опрос ребёнка и родителей об особенностях адаптации в детскому саду (школе), уточняются симптомы расстройства, их выраженность и продолжительность. Врач фиксирует поведенческие и эмоциональные реакции ребенка — адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
- Рисуночные тесты. Методы «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек» и «Несуществующее животное» широко используются в психологических исследованиях. Они позволяют выявить и проанализировать особенности проявления расстройства. В частности, инфантилизм может проявиться в неспособности соблюдать инструкцию, а также в тенденции превращать животных в человекоподобных существ и упрощать элементы своих рисунков, такие как прямой ствол и руки. Полученные результаты являются информативными и полезными при оценке развития дошкольников и младших школьников[10].
- Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ»[11], «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга[12]. Все события воспринимаются человеком с игривостью, шутливостью и весельем. У инфантильного человека затруднено описание мыслей и эмоций людей, изображенных на картинках. Эти методики широко применяются для анализа поведенческих особенностей учащихся разного возраста.
- Опросники. Распространено применение опросника Леонгарда-Шмишека для выявления и диагностики акцентов и патологий характера. С его помощью можно определить эмоциональную неустойчивость, а также выявить черты истероидного и гипертимного типов. Эти тесты являются полезным инструментом для диагностики психического инфантилизма у пациентов, возраст которых превышает 10-12 лет.
В зависимости от причин и формы расстройства назначаются лечебные мероприятия. При органическом и соматогенном психическом инфантилизме (1 и 2 вид) усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном (3 вид) — на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:
- Фармакотерапия. При наличии явно выраженных нарушений эмоциональной и поведенческой сферы, врачи обычно назначают комплексное лечение, включающее применение нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов. Кроме того, для повышения когнитивных функций используются специальные препараты, такие как ноотропы.
- Психотерапия. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребёнок осваивает новые способы адаптации к социальной среде.
- Работа с родителями. Психолог и психотерапевт рассказывает об особенностях развития душевных и социальных сфер у детей и воздействия родительского воспитания на данный процесс. Врачи обращают внимание на связь между чрезмерной заботой, излишним контролем и формированием психического инфантилизма[9].
Наиболее благоприятный прогноз имеет тотальный психический инфантилизм. Корректное лечение и психолого-педагогической поддержке ребёнок постепенно становится активным, более самостоятельным, начинает проявлять интерес к творчеству, развивается познавательная деятельность. К 10-11 годам исчезают симптомы расстройства. Частичный инфантилизм (по другому называется — дисгармоничная форма синдрома) требует более длительного медицинского и психологического регулирования. Осложнением в таким случаях являются — когнитивный дефицит и психопатическое развитие личности. Основные действия родителей: правильное воспитание, работа с зоной ближайшего развития ребёнка (учить быть самостоятельным, правильно переживать неудачи, ориентировать на достижение целей)[9].
Примечания
- ↑ Назаров Т.А. Понятие «студенческого инфантилизма»: причины и структура // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 128—129.
- ↑ Макаричева Э.В. Психический инфантилизм и вторичная аменорея // Практическая медицина : журнал. — 2004. — Декабрь (№ 3). — С. 28—29.
- ↑ 3,0 3,1 Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. Психиатрия. — М.:Медицина, 2002. — С. 475—476. — 544 с. — ISBN 5-225-04189-2..
- ↑ Большая советская энциклопедия. 3-е издание. в 30-ти томах. Т.10. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — С. 344. — 592 с.
- ↑ МКБ 10 - Специфические расстройства личности (F60) . F60.08 Другие специфические расстройства личности. Дата обращения: 7 октября 2023.
- ↑ Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. — М., 2010. — С. 88. — 132 с. — ISBN 978-5-9901191-4-7.
- ↑ ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Классификация психических расстройств по МКБ-10›› . Классификация психических расстройств по МКБ-10›. Дата обращения: 7 октября 2023.
- ↑ 8,0 8,1 Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. — М.: Крон-пресс, 1996. — С. 76—79. — 210 с. — ISBN 5-232-00477-8.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Иванов А.В. Технология психолого-педагогического сопреодоления инфантильности подростков и молодёжи // ЦИТИСЭ. — 2019. — (18) (№ 1 (18)). — С. 27. — ISSN 2409-7616.
- ↑ Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Владос-Пресс, 2003. — С. 160. — ISBN 5-305-00058-0.
- ↑ Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест. — СПб.: Речь, 2002. — 32 с. — ISBN 5-9268-0096-Х.
- ↑ Виноградова М.Г., Рыжов А.Л. Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. мотивационный аспект // Сибирский психологический журнал. — 2011. — № 42. — ISSN 2411-0809.
Ссылки
- Пыль, 2005 — описание, интересные факты — Кинопоиск (казах.) (рус.) (англ.)
- Тестотека: психологические тесты, диагностические методики, опросники, анкеты (казах.) (рус.) (англ.)