Интеллектуальный капитал
| Наука | |
| Интеллектуальный капитал | |
|---|---|
| Тема | Интеллектуальный капитал |
| Предмет изучения | Менеджмент, Экономика |
| Значительные учёные | Лейф Эдвинссон, Майкл Мэлоун, Дж. К.Гэлбрейт, Томас Стюарт |
Интеллектуа́льный капита́л — совокупность интеллектуального материала, включающего в себя знания, опыт, информацию, интеллектуальную собственность.Интеллектуальный капитал участвует в создании ценностей. Другими словами, это коллективная умственная деятельность. Исходным элементом интеллектуального капитала является человек и его компетенции (человеческий капитал)[1].
Становление теории интеллектуального капитала связано с рассмотрением данного вида капитала с позиции конкретной компании, которая заинтересована в его системном формировании, эффективном управлении, оценке и учёте. Интеллектуальный капитал создаётся за счёт общего взаимодействия четырёх ключевых элементов: человеческого капитала, компетенций, технологий и маркетинговых коммуникаций[2].
Структура интеллектуального капитала
В исследованиях, посвящённых интеллектуальному капиталу, отсутствует единый подход к пониманию данного вида капитала и его структуры. В работах некоторых учёных существует анализ подходов к определению структуры интеллектуального капитала. Исходя из анализа, интеллектуальный капитал делится на пять основных компонентов:
- человеческий капитал;
- структурный капитал;
- внешний (социальный) капитал;
- потребительский капитал;
- эмоциональный капитал[3].
Человеческий включает в себя знания, опыт, компетенции и профессиональные качества сотрудников; структурный представляет собой технологии, процедуры, базы данных, а также программы, патенты и торговые марки, данный капитал остаётся в компании независимо от сотрудников; внешний (социальный) включает в себя отношения и связи с внешними партнёрами, межличностные коммуникации; потребительский капитал охватывает отношения с потребителями, поставщиками и акционерами; эмоциональный капитал содержит социальное поведение человека, его интересы[4].
Согласно модели профессора Лундского университета в Швеции Лейфа Эдвинссона, интеллектуальный капитал делится на человеческий и структурный. Критерием разделения является право собственности: человеческий капитал принадлежит сотрудникам, а структурный — организации, а также остаётся в ней после ухода сотрудников. Что касается структурного капитала, он включает в себя потребительский и организационный, состоящий, в свою очередь, из инновационного и процессного. Позднее Томас Стюарт модернизировал эту структуру и выделил потребительский капитал в самостоятельный компонент наравне с человеческим, акцентируя внимание на то, что клиенты не являются собственностью компании[5].
История возникновения интеллектуального капитала
Современная экономическая наука акцентирует внимание на взаимосвязи человеческого и интеллектуального капитала. В 1969 году американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт ввёл в научный оборот термин «интеллектуальный капитал», что означает«интеллектуальная деятельность»[6].
В 1990-е годы произошёл качественный скачок в развитии теории интеллектуального капитала. Учёные и практики начали систематизировать идеи на организационном уровне. Томас Стюарт, американский экономист, в своей статье 1994 года «англ. Brain Power: How Intellectual Capital is Becoming America’s Most Valuable Asset» и последующей книге «англ. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations» популяризировал термин и показал его практическую значимость для менеджеров. Лейф Эдвинссон, был первым в мире директором по интеллектуальному капиталу и разработал на практике модель «Skandia Navigator», который является инструментом для отчётности по интеллектуальному капиталу в дополнение к традиционной финансовой отчётности. Лейф Эдвинссон и Майкл Мэлоун провели аналогию предприятия с плодовым деревом, где скрытый корень — это нематериальные активы. Корень не виден, но именно от него зависит качество, размер и облик внешних плодов. Таким образом, управление интеллектуальным капиталом — это работа с «корнем». Учёные предложили модель создания стоимости, в которой интеллектуальный капитал представлен как совокупность человеческого и структурного капиталов[7].
Функции интеллектуального капитала
В условиях современной рыночной экономики интеллектуальный капитал выступает в роли главного производственного фактора. Он составляет основу конкурентоспособности предприятия. Основная функция интеллектуального капитала заключается в обеспечении роста прибыли путём формирования и практического применения систем знаний, технологий, опыта для высокоэффективной деятельности. Качество системы управления компании напрямую зависит от уровня развития ее интеллектуального капитала[8].
Еще одной главной функцией интеллектуального капитала является определение динамики и характера модернизации производственных технологий, превращая их в ключевое рыночное преимущество. Интеллектуальным капиталом наделены сотрудники всех уровней, а его суть в их способности генерировать новые идеи, предлагать неординарные решения и действовать креативно[9].
Примечания
- ↑ Интеллектуальный капитал. Большая российская энциклопедия (28 декабря 2022). Дата обращения: 1 октября 2025.
- ↑ Новгородов П. А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета : журнал. — 2017. — Т. 27, № 2. — С. 38—49.
- ↑ Насибова Э. Н. Структура интеллектуального капитала // Экономика и социум : журнал. — 2014. — № 3-2. — С. 618—621.
- ↑ Комарова А., Крупина А. Интеллектуальный капитал как фактор внешнеторговой стратегии компании (англ.) // Russian Foreign Economic Journal : журнал. — 2017. — No. 12.
- ↑ Новгородов П.А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета : журнал. — 2017. — № 2.
- ↑ Колпащикова А. А., Лавров М. Н. Роль интеллектуального капитала в экономике России // Инновации и инвестиции : журнал. — 2019. — № 12. — С. 42—44.
- ↑ Татаринов К. А., Аникиенко Н. Н. Управление интеллектуальным капиталом в экономике знаний // АНИ: экономика и управление : журнал. — 2022. — Т. 11, № 1. — С. 35—39.
- ↑ Морева Е. Л. Интеллектуальные ресурсы и интеллектуальный капитал // Россия: тенденции и перспективы развития : журнал. — 2016. — № 11-1. — С. 304 —308.
- ↑ Устинова Л. Н., Сиразетдинов Р. М., Матвеева Е. С. Интеллектуальный капитал: интерпретация и анализ // Экономический анализ: теория и практика : журнал. — 2016. — № 7. — С. 96 —105.