Управление проектами
Управление проектами (проектная деятельность, проектное управление, менеджмент проектов (от англ. project management — проектное управление) — это деятельность по планированию и организации процессов, направленная на успешное достижение цели, заданной проектом[1]. При рассмотрении данного понятия под проектом следует понимать запланированный набор работ, требующий для успешного завершения определённого количества времени, усилий и планирования, имеющий определённые цели и задачи, которые должны быть завершены за конкретный период времени в рамках определённого бюджета[2].
Распределением ресурсов, силами команды, техническими возможностями и сроками, бюджетом, требованиями к проекту занимается менеджер проектов — он следит за равновесием выполнения проекта: составляет план, контролирует процесс и исправляет ошибки[3].
Жизненный цикл проекта
Жизненный цикл проекта представляет собой набор фаз, через которые проходит проект от начала и до завершения. Он определяет основные рамки при управлении проектом. Данные рамки действуют вне зависимости от особенностей реализации проекта. Фазы проекта могут быть последовательными, итеративными или смешанными. Жизненные циклы проекта могут быть предиктивными или адаптивными. В рамках жизненного цикла проекта обычно выделяется одна или более фаз, которые связаны с разработкой продукта, услуги или результата. Эти фазы называют «жизненным циклом развития». Жизненные циклы развития могут быть предиктивного, итеративного, инкрементного, адаптивного или смешанного типа.
- Предиктивный жизненный цикл. Содержание, сроки и стоимость проекта определяются на начальных фазах проекта. Любые изменения содержания требуют детального управления. Предиктивные жизненные циклы могут также называться жизненными циклами типа водопада.
- Итеративный жизненный цикл. Содержание проекта определяется на начальной стадии проекта, но оценка сроков и стоимости проекта изменяется в рабочем порядке по мере понимания продукта командой проекта. Итеративность определяет разработку продукта путем выполнения ряда повторяющихся циклов, в то время как инкрементность определяет последовательное наращивание функциональности продукта.
- Инкрементный жизненный цикл. Поставляемый результат производится путем выполнения ряда итераций, которые последовательно наращивают функциональность.
- Адаптивный жизненный цикл. Адаптивные жизненные циклы являются гибкими (agile), итеративными или инкрементными. Подробное содержание разработки определяется и одобряется перед началом каждой итерации. Адаптивные жизненные циклы называют также «гибкими» (agile) или жизненными циклами, управляемыми изменениями.
- Смешанный жизненный цикл. Данный жизненный цикл представляет собой сочетание предиктивного и адаптивного (гибкого) жизненного цикла. Те элементы проекта, которые хорошо изучены или имеют заранее установленные требования, осуществляются по предиктивному циклу развития, а те, которые находятся в состоянии формирования, по адаптивному (гибкому).
Подходящий тип жизненного цикла для каждого проекта определяется командой управления проектом. Жизненный цикл проекта должен обладать гибкостью, чтобы его можно было изменять с учетом различных факторов, включенных в проект. Жизненные циклы проекта существуют независимо от жизненных циклов продукта, который может быть произведен в результате проекта. Жизненный цикл продукта — это набор фаз, которые представляют эволюцию продукта, от концепции через поставку, рост, зрелость и до изъятия из обращения[4].
Этапы управления проектами
При реализации проектов принято выделять четыре этапа[5]:
Этап 1. Инициация проекта. Определяются цели проекта: его необходимость, возможности реализации и наличие для этого ресурсов. Здесь же определяются основные стейкхолдеры. Чем лучше на данном этапе прорабатываются детали, тем проще проект реализовать и управлять им.
Этап 2. Планирование. Если идея реализуема и принесёт выгоду компании, менеджер и стейкхолдеры определяют набор задач, которые необходимы для завершения проекта.
Этап 3. Реализация. На этом этапе команда выполняет набор задач, которые были запланированы менеджером проекта ранее.
Этап 3.1. Мониторинг. Менеджер сверяет план и реализованные задачи.
Этап 4. Завершение. Менеджер и команда подтверждают и документально оформляют завершение всех работ, разрешают спорные вопросы между заинтересованными сторонами проекта. Подразумевается прекращение выделения человеческих и материальных ресурсов для реализации работ.
Задачи менеджера проекта
Менеджер проектов включается в работу над проектом на стадии идеи. Вся его деятельность подчинена одной цели — завершить проект в срок и при этом полностью удовлетворить все запросы клиента. Для этого специалист выполняет следующие задачи:
- разработка концепции, формулирование задач, определение и структурирование требований, согласование бюджета и сроков выполнения проекта;
- формирование команды специалистов;
- разработка детального плана реализации проекта;
- распределение зон ответственности, постановка задач исполнителям;
- контроль хода работ и результатов;
- организация тестирования продукта;
- демонстрация готового проект заказчику, обработка обратной связи.
Примечания
- ↑ Сорокина Е. Управление проектами – что это и как научиться . https://trends.rbc.ru/+(2022.06.16).+Дата обращения: 2023.05.13.
- ↑ Прокофьева И. Основные признаки проекта . https://www.culturepartnership.eu.+Дата обращения: 2023.05.13.
- ↑ Заваров К., Вихрева М. Управление проектами в IT: что это такое и как работает . Яндекс Практикум (2021.10.31). Дата обращения: 2023.05.13.
- ↑ Руководство к Своду знаний по управлению проектами (руководство PMBOK®). Шестое издание. — Институт управления проектами (Project Management Institute, PMI), 2017. — С. 19. — 726 с. — ISBN 978-1-62825-193-7.
- ↑ Редакция Практикума. Методологии управления проектами . Яндекс Практикум (2022.04.11). Дата обращения: 2023.05.13.