Завтрак у предводителя
Завтрак у предводителя | |
---|---|
Завтрак у предводителя | |
Жанр | пьеса |
Автор | Иван Сергеевич Тургенева |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1849 год |
Дата первой публикации | 1856 год (в журнале «Современник») |
«Завтрак у предводителя» — пьеса с одним актом Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1849 году и опубликованная в 1856 год в журнале «Современник». В 1849 году состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге: 23 ноября в Малом театре, а 9 декабря в Александринском театре где шла под названием «Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ».
История создания
Одноактная пьеса Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1849 году и впервые опубликованная в 1856 году во второй редакции в восьмом номере журнала «Современник». Первая редакция пьесы датированная августом 1849 года и набранная для октябрьского номера «Современника», была задержана цензурой в корректурных листах и в печати при жизни Тургенева не появилась; первая редакция пьесы шла только на сцене, куда была допущена 11 октября 1849 года театральной цензурой, с обычными для императорских театров искажениями и сокращениями авторского текста. Пьеса была написана Тургеневым во Франции под Парижем через четыре с половиной месяца после окончания «Холостяка», в письме писателя певице Полине Виардо от 27 июля 1849 года он писал: «Я написал, переписал и отправил в Москву одноактную комедию, комедию в пятьдесят страниц» (фр. J’ai écrit, copié et expédié une comédie en un acte, une comédie de cinquante pages). В редакцию «Современника» текст комедии поступил в первых числах сентября 1849 года и Николай Некрасов писал Тургеневу: «Ваш „Завтрак у предводителя“, на днях получил от приехавшего сюда Щепкина — и отдал в набор для 10 № „Современника“; вещь хорошая»[1][2][3]. В 1849 до конца жизни Тургенева и после его смерти «Завтрак у предводителя» ставился на сценах Малого театра и Александринского театра; в 1897 году состоялась постоновка на сцене Московского Общества искусства и литературы[4]; в 1903 году в Петербургском театре Литературно-художественного общества[5]. В 1860 году пьеса отдельной книгой была опубликована в типографии Ф. Т. Стелловского; в 1891 году вошла в девятый том «Полное собрание сочинений в десяти томах» в типографии «И. П. Глазунова»[6].
Действующие лица
- Николай Балагалаев — помещик, предводитель дворянства сорока пяти лет
- Пётр Пехтерьев — помещик, экс-предводитель дворянства шестидесяти лет
- Евгений Суслов — судья
- Антон Алупкин — помещик, сосед по имению
- Ферапонт Беспандин — помещик, сосед по имению
- Анна Каурова — вдова, сестра Беспандина сорока пяти лет
- Порфирий Нагланович — становой пристав
- Герасим, Карп слуги Балагалаева[7][1][2][3]
Сюжет
В усадьбе предводителя дворянства Николая Ивановича Балагалаева с утра накрывается большой стол, на завтрак к нему ожидается много гостей, помещиков из соседних усадеб. Когда появляется помещик Антон Алупкин, недавно переехавший в эти края из Тамбовской губернии, предводитель объясняет, что сбор визитёров связан с затянувшейся тяжбой между помещиком Ферапонтом Беспандиным и его сестрой Анной Кауровой. Получив в наследство имение, брат и сестра третий год подряд не могут его поделить. Их дело даже доходило до суда, однако с мёртвой точки не сдвинулось. В связи с этим предводитель решил свести участников конфликта вместе и одновременно пригласил посредников для разрешения конфликта. Надежды Балагалаева быстро разобраться с этим делом оказываются тщетными. Раскрыв перед братом и сестрой схему спорного имения, предводитель предлагает план раздела, в котором одному достанется дом с участком, а другому пустоши с плотиной и немного дополнительной земли. Беспандин согласен на любой вариант а вот его сестру не устраивает ни один из предложенных вариантов. Прибывший с опозданием бывший предводитель дворянства, а ныне помещик Пётр Пехтерьев сначала читает Балагалаеву небольшую лекцию о том, что предводитель должен быть «олицетворением терпения», затем берёт карандаш и размашисто создаёт другой вариант раздела. В результате дискуссия выходит на новый виток, в котором роща с сенокосом должна отойти Беспандину, сестра опять не согласна. В конфликт между наследниками имения постепенно втягиваются и посредники, между которыми начинаются трения. Весь этот бардак приводит к тому, что предводитель покидает гостей и завтрак завершается без него...[7][1][2][3]
Театральные постановки
В 1849 году состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге: 23 ноября в Малом театре на полубенефисе актёров Ивана Самарина и Валерия Живокини; 9 декабря в Александринском театре в бенефис Петра Каратыгина, которому эту пьесу передал для постановки Михаил Щепкин во своего время пребывания осенью 1849 года в Петрограде. И в Москве и в Петербурге пьеса шла под названием «Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ»[8].
В театральный сезон 1855—1856 год «Завтрак у предводителя» был возобновлен в Александрийском театре, пройдя с большим успехом 26 и 28 октября 1855 года и 26 января 1856 года. Первый из этих спектаклей посетил и сам автор, приехавший незадолго перед тем в Петербург. В своих воспоминаниях писательница и мемуаристка Авдотья Панаева писала что Тургенев «принимал близкое участие в постановке пьесы, ездил на репетиции, негодовал по поводу «грубой шаржировки», допускаемой исполнителями основных ролей, но в конечном счете «должен был остаться довольным». В театре находились «все члены кружка „Современника“» и много других видных представителей петербургской общественности. Автора дружно вызывали и Тургенев из директорской ложи раскланивался с публикой»[9].
20 января 1856 года на одной из постановок «Завтрака у предводителя» присутствовал писатель Лев Толстой. В письме к Толстому от 22 июля 1887 года литературный критик Иван Гончаров писал «Между прочим, помню вечер, проведенный мною с Вами в спектакле. Давали „Завтрак у предводителя“ Тургенева. Мы сидели рядом и дружно хохотали, глядя на Линскую, Мартынова и Сосницкого, которые дали плоть и кровь этому бледному произведению»[10]
В театральный сезон 1856—1857 года «Завтрак у предводителя» был возобновлен в бенефис актрисы Юлии Линской 16 ноября 1856 года с повторением этого же спектакля 19 ноября того же года[11]. В последующие годы «Завтрак у предводителя» исполнялся, в числе других пьес, на сцене Александринского театра в Петербурге 29 декабря 1869 года — на бенефисе Веры Лядовой, 1 апреля 1871 года — на бенефисе Ивана Сосницкого, 20 января 1874 года — на бенефисе Антонины Абариновой. В последний раз при жизни Тургенева «Завтрак у предводителя» был возобновлен на сцене Александрийского театра 2 сентября 1882 года с Иваном Киселевским в роли Балагалаева, Александром Нильским в роли Пехтерьева, Владимиром Давыдовым в роли Мирволина, Константином Варламовым в роли Беспандина и Матрёны Ленской в роли Кауровой[1][2][3]
Отзывы и критика
Рецензия на пьесу Тургенева в журнале «Отечественные записки» была благожелательной: «Сюжет не составляет главного её достоинства. Комический талант г. Тургенева, как всякий талант истинный, тем и отличается, что у него самое, по-видимому, пустое основание даёт сам-пятьдесят. Вас не поражает ни одна, с особенным тщанием отделанная, сцена; все очень просто, как будто безнамеренно; ни вычурной фразы, ни каламбура; лица говорят пустяки или общие места, но все эти мелкие подробности слагаются в такую живую, полную картину, что вы с любопытством следите за каждой чертой. „Завтрак у предводителя“ был разыгран с необыкновенным согласием»[12].
Литератор Анатолий Кони в своей статье журналу «Репертуар и пантеон» в 1850 году характеризовал новую комедию Тургенева как: «пьеску, преисполненную житейской наблюдательности, характеров, прямо выхваченных из русского быта, верно набросанных, и черт, указывающих на глубокое изучение мелких побуждений и страстишек человеческого сердца. Автор назвал ее комедиею — и это даже несколько повредило ей во мнении публики: комедии, в строгом смысле теории, тут нет, но есть в высшей степени комическое действие, которое расположено в нескольких сценах, полных занимательности и юмора резкого... эта небольшая комедия, бесспорно, лучшее произведение из всех, какие в последние два года являлись на русской сцене. Все характеры этой пьесы нарисованы мастерской кистью, они естественны донельзя, как в полном своем создании, так и в мельчайших подробностях. В особенности превосходно обработаны лихач-охотник Беспандин, его сестра Каурова, экс-предводитель Пехтерев, судья Суслов, прихлебатель Мирволин и отставной поручик Алупкин. Все это типы, и притом превосходные, достойные карандаша Гогарта и кисти Каллота»[13]
Литературный критик Иван Панаев писал: «Всякий раз переход на русской сцене от пьес, переделанных с французского или подражающих французским, — к русским пьесам не по одному названию, а содержание которых заимствовано из настоящего русского быта, — доставляет величайшее наслаждение зрителям и истинное торжество артистам, — Такое наслаждение доставила нам небольшая комедия г. Тургенева „Завтрак у предводителя“, успех которой на сцене всё возрастает с каждым годом — и это успех правды»[14].
Писательница и мемуаристка княжна Варвара Репнина-Волконская в своём дневнике писала что в январе 1851 года на одном из вечеров где близкий к литературным и театральным кругам Николай Ильин читал «Завтрак у предводителя», присутствовавший здесь же Николай Васильевич Гоголь говорил что пьеса растянута: «Вообще, у Тургенева мало движения, а жаль: пока молод еще, надобно себя настроить...» Впрочем Гоголь ещё сказал что он наслаждается женщиной в пьесе которая «очень хороша!»[15].
Театральный критик Александр Вольф так писал о пьесе: «Завтрак у предводителя» — «простая картинка провинциальных нравов, без всяких задних мыслей, без всяких тенденций, без желания представить российское дворянство с невыгодной стороны... Типы: предводителей, старого (Сосницкий) и нового (Самойлов), а также разных чиновных лиц, были обрисованы Тургеневым слегка, но весьма метко. Рельефнее всего вышла помещица Каурова, которая хлопочет о разделе, а сама ни на что не согласна, всё жалуется на притеснения и обиды и всех считает за своих врагов. Сосницкая воспроизвела поразительно верно и типично эту личность»[8]
На экране
- 1953 год — «Завтрак у предводителя» (СССР): режиссеры Анатолий Рыбаков, Борис Лифанов
- 1956 год — «Завтрак у предводителя» (ФРГ): режиссёр Карл Бильц
- 1967 год — «Завтрак у предводителя» (Венгрия): режиссёр Андраш Бекеш
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Энциклопедия литературных произведений / Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения С. В. Стахорский; под ред. С. В. Стахорского. — Москва : Вагриус, 1998. — 654 с. — ISBN 5-7027-0825-3
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
- ↑ Театр Тургенева / Леонид Гроссман. — Петербург : Брокгауз-Ефрон, 1924. — 174 с. — с. 130
- ↑ Мельпомена : [Сб. статей] / Юр. Беляев. — [Санкт-Петербург] : А.С. Суворин, 1905. — 246 с. — с. 34
- ↑ Иван Тургенев: Завтрак у предводителя . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Завтрак у предводителя. Комедия в одном действии Ив. Тургенева / г-жи Иевлевой. — [Б. м.], сер. ХIХ в. — 53 лл
- ↑ 8,0 8,1 Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года / [Сост. А.И. Вольф]. Ч. 1-[3]. — Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, Годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы и балета. — 1884. — 168 с
- ↑ Головачева-Панаева А. Я. Русские писатели и артисты. СПб., 1890, с. 251 — 252.
- ↑ Толстой и о Толстом. М., 1927. Вып. 3, с. 45
- ↑ «Библиотека для чтения», 1856, № 12, отд. VII, с. 210
- ↑ «Отечественные записки», 1850, № 1, отд. VIII, с. 47 — 55
- ↑ Пантеон и репертуар русской сцены, 1850, № 1, отд. «Театральная летопись», с. 26 — 27
- ↑ «Современник», 1855, № XII, отд. V, с. 266
- ↑ «Русский архив», 1902, № 3, с. 544 и 552
Литература
- Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
- Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
- Собрание сочинений: В 6 т. / [Под общ. ред. М. Еремина]. — Москва : Правда, 1968
- Завтрак у предводителя. Комедия в одном действии Ив. Тургенева / г-жи Иевлевой. — [Б. м.], сер. ХIХ в. — 53 лл.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |