Живые и мёртвые (роман)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Живые и мертвые
Живые и мёртвые
Жанр роман
Автор Симонов, Константин Михайлович
Язык оригинала русский
Дата написания 1959
Дата первой публикации в 1959 году в «Знамя»

Живы́е и мёртвые — масштабный роман, созданный Константином Симоновым в 1959 году. Он делится на три тома и фокусируется на судьбах людей, принимавших участие в Великой Отечественной Войне. В этом произведении основное внимание уделяется именно человеческим историям, переживаниям и внутренним конфликтам, а не событиям или ходу военных действий[1].

История создания

При создании своей трилогии Константин Симонов следовал принципу исторического подхода. В своих произведениях он опирался на архивные материалы, свидетельства людей, которые были очевидцами событий, а также на свой личный опыт.

Роман основан на записях К. Симонова, сделанных в разные годы и частично опубликованных в виде статей и очерков. Первая книга почти полностью построена на его личном дневнике, изданном под названием 100 дней войны.

Когда Константин Симонов начинал писать первую часть, он не имел уверенности в том, что будет продолжение, а идея для третьей книги появилась намного позже. Первые две части романа увидели свет в 1959 году и 1962 году, в то время как заключительная часть была опубликована в 1971 году[2].

Смысл названия

Симонов присвоил своему роману, который впоследствии стал основой для трилогии, название «Живые и мёртвые», подчёркивая, таким образом, связь между погибшими и теми, кто продолжал борьбу с фашизмом. В первом романе «живые и мёртвые» он вводит свою концепцию трижды, акцентируя внимание на последней части этой идеи, которая соотносится с образной системой произведения.

Когда Симонов впервые обращается к этой значимой формуле, он поднимает тему памяти о смелых и самоотверженных людях, отдавших свои жизни, что поддерживало дух тех, кто продолжал сражаться. В 6-й главе Серпилин размышляет о трусости Баранова: «Кроме тебя [Баранова] ещё капитан Гусев есть <…> и мы, грешные, живые и мёртвые…». Для Серпилина важны не только те, кто на передовой, но также и жертвы, отдавшие свои жизни за родину. Как справедливо отметила Инна Вишневская в своей монографии, «мёртвые — тоже герои романа, они не исчезают в небытии» — «они идут рядом с живыми, они требуют ответа за содеянное»[3].

Жанр

«Живые и мёртвые» — это известный роман, который считается одним из самых значительных произведений, посвящённых Великой Отечественной войне. Константина Симонова воспринимают как основателя жанра «панорамного» романа, посвящённого этому конфликту. Создавая свою трилогию, Константин Симонов придерживался принципа историцизма, что позволило ему глубже исследовать события и человеческие судьбы в контексте войны[4].

Идейный замысел

Центральной темой романа является война. Основываясь на своём личном опыте службы, автор исследует как смысл, так и абсурдность военных конфликтов, обсуждая потери, которые они приносят, и трансформации, происходящие с людьми. Ещё одной значимой темой произведения выступает осмысление жизни и смерти. Главные персонажи сталкиваются с выбором: стоит ли продолжать жизнь, если рядом больше нет любимых, стоит ли жертвовать собой ради других, и есть ли место вере в бессмертие души. Роман поднимает глубокие философские вопросы, на которые каждый читатель может найти свой ответ.

Кроме того, «Живые и мёртвые» рассматривает аспекты любви и семьи. Истории любви переплетаются с семейными нарративами, показывая как сложности, так и радости взаимоотношений. Автор исследует моральные нормы и человеческие ценности, демонстрируя, какие решения принимают герои и как они преодолевают жизненные вызовы[5].

Композиция и сюжет

В первом томе романа «Живые и мёртвые» автор исследует судьбы людей в начальный период войны, а также события битвы за Москву и контрнаступление Красной Армии. Нарратив ведётся от имени журналиста Ивана Синцова, который наблюдает за фиаско и растерянностью командиров, но также становится свидетелем мужества и героизма таких солдат, как Фёдор Серпилин. Синцов переживает своё первое столкновение с войной, участвуя в боевых действиях, выбираясь из окружений и сталкиваясь с изменой, но находит поддержку и вновь возвращается к своей задаче. В произведении также упоминается репрессия Серпилина в 1937 году и его освобождение в 1940 году. Кульминацией произведения является встреча Синцова и Серпилина в наступлении на Москву, где проявляется решительность и уверенность Синцова.

Вторая часть трилогии освещает важнейшие моменты военных действий и эволюцию командиров, особенно фигуру Серпилина, который, будучи рядовым гражданином, обращается к Сталину с просьбой пересмотреть дело репрессированного. К концу 1942 года произошла трансформация в настроении командиров и солдат Красной Армии — они начинают уверенно верить в достижение победы. Кроме того, в произведении подчёркиваются усилия тружеников тыла, которые создают вооружение, необходимое для достижения успеха в борьбе.

В третьем томе романа «Последнее лето» автор вновь обращается к знакомым ландшафтам, где советские войска уверенно движутся к триумфу, а немецкие силы терпят поражение. Центральной фигурой является Федор Серпилин, вокруг которого разворачивается основной сюжет. Через отношения Ивана Синцова и Татьяны Овсянниковой раскрывается хрупкость счастья в условиях войны. Хотя в трилогии Константина Симонова практически отсутствуют сцены боёв, новые персонажи вносят значительный вклад в отображение масштабов великой войны[6].

Главные герои

Иван Петрович Синцов — военный корреспондент и старший политрук, работающий в армейской печати. После того как он потерял свои документы, включая партийный билет, ему пришлось вернуться на фронт в звании рядового. Будучи ранее гражданским лицом, он олицетворяет типичного советского интеллигента своего поколения. Синцов пережил два окружения, получил шесть травм, среди которых две были особенно серьёзными, а также столкнулся с трагедией: потерей жены и пропажей дочери. К осени 1944 года ему удаётся продвинуться по карьерной лестнице и занять должность начальника штаба своего полка.

Фёдор Фёдорович Серпилин — опытный генерал и человек с высокими моральными принципами в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые». Он умеет сдерживать свою жёсткость и обладает выдающейся смелостью, стратегическим мышлением и проницательностью. Серпилин нацелен на то, чтобы его солдаты действовали эффективно и не теряли бойцов без необходимости. Несмотря на все трудности, он продолжает ощущать любовь к жизни[7].

Позиция автора

Автор романа «Живые и мёртвые» Константин Симонов акцентирует внимание на духовном состоянии как отдельных людей, так и всего общества, а также на изменчивости жизненных реальностей, отражающих факты истории.

Писатель изображает, как в условиях жестоких испытаний и ужасов начального этапа войны зарождалась будущая Победа, несмотря на всю сложность и противоречивость происходящих событий. Он подчёркивает величие народного подвига, крепость человеческого духа и страдания, которые пережили советские граждане, а также ужасающую цену, которую пришлось заплатить за эту Победу[8].

Экранизация и постановки

  • «Живые и мёртвые» (вторая часть), режиссёр Александр Столпер, 1967 год[9].

Примечания

  1. «Живые и мертвые» в творчестве писателя-фронтовика Константина Симонова: к 100-летию со дня рождения (1915-1979). Литературный портал. Дата обращения: 2 декабря 2024.
  2. Краткое содержание романа Симонова «Живые и мертвые». Мудрые слова. Дата обращения: 2 декабря 2024.
  3. Функциональные особенности знаков «жизнь – смерть» в конфликтосфере романа К.М. Симонова «Живые и мертвые». ГАОУ ВО МГПУ (20 мая 2021). Дата обращения: 12 марта 2024.
  4. «Живые и мертвые» в творчестве писателя-фронтовика Константина Симонова: к 100-летию со дня рождения (1915-1979). Научная библиотека Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Дата обращения: 3 декабря 2024.
  5. Тема произведения Константина Симонова «Живые и мёртвые» - размышления о человеческом существовании. mksegment.ru (12 октября 2010). Дата обращения: 3 декабря 2024.
  6. Симонов, Константин Михайлович Живые и мёртвые. Милитера («Военная литература». Дата обращения: 4 декабря 2024.
  7. Образы Синцова и Серпилина в романе К.М. Симонова «Живые и мертвые». Litra.ru. Дата обращения: 9 декабря 2024.
  8. Роман Константина Симонова Живые и мёртвые. Проза.ру (22 мая 2019). Дата обращения: 9 декабря 2024.
  9. Живые и мёртвые (1963). kino-teatr.ru. Дата обращения: 9 декабря 2024.