Евсевьев, Макар Евсевьевич

Материал из «Знание.Вики»
Евсевьев Макар Евсевьевич
Yevseviev M. E., teacher, RusEmpire.jpg
Дата рождения 18 (31) января 1864(1864-01-31)
Место рождения Малые Кармалы,
Буинский уезд,
Симбирская губерния,
Российская империя
Дата смерти 10 мая 1931(1931-05-10) (67 лет)
Место смерти Казань, РСФСР, СССР
Гражданство Российская империя, СССР
Награды и премии
Почётный работник сферы образования Российской Федерации.png

Мака́р Евсе́вьевич Евсе́вьев (18 [31] января 1864, Малые Кармалы, Симбирская губерния — 10 мая 1931, Казань) — историк, этнограф, профессор. Основоположник многих отраслей знаний о своем народе. Ученый-энциклопедист, впервые показал и поднял глубинные пласты национальной истории, культуры, этнографии, языкознания, фольклористики, народной педагогики и психологии эрзи и мокши[1].

Биография

Родители Макара, Евсевий Тихонович и Кабаева Ирина Петровна, были очень трудолюбивыми и заботливыми людьми. Однако семья постоянно сталкивалась с финансовыми трудностями, воспитывая и обеспечивая четырнадцать детей. С самого детства Макар помогал родителям и научился ценить труд.

Родители обладали удивительной памятью мордовской народной музыки. Они хранили в своей памяти множество народных произведений, исполняли народные песни, предания, легенды и сказки. Благодаря талантливым родителям-сказителям, Макар уже в детстве окунулся в мир красоты и волшебства народного творчества[2].

Школьные годы

В 1872 году Макар Евсеев был направлен в Шераутскую начальную школу. Мальчик успешно учился и проявлял большой интерес к обучению. После окончания сельской школы, он мечтал продолжить своё образование, и через два года его желание сбылось.

В 1878 году четырнадцатилетний Макар Евсеев пешком отправился в далёкую Казань, и после многих трудностей смог поступить в учительскую и на родительскую семинарию. Здесь он успешно учился теоретическим дисциплинам. Юноша проявлял особый интерес к гуманитарным наукам и филологии.

В 1883 году Евсеев успешно закончил семинарию с отличием и начал преподавать в этом учебном заведении. Он полностью посвятил себя научно-педагогической работе. Талантливого молодого преподавателя скоро заметили учёные не только в городе Казани, но и в городе Москве, городе Петербурге, Гельсингфорсе и других научных центрах России. Он установил тесные связи с учёными казанского университета[3].

Научная и педагогическая деятельность

Макар Евсевьевич Евсевьев придавал большое значение распространению образования через школьную систему и выступал за создание широкой сети народных школ. Уже с 1885 года он начал работу над разработкой первых учебников для мокшанского и эрзянского языков, а в 1888 году — первых учебников русского языка для мокш и эрзи.

При его активной поддержке в 1918 году была учреждена Мордовская учительская семинария в селе Мочкасы Петровского уезда Саратовской губернии. В 1921 году Макар Евсевьевич получил звание профессора и начал читать лекции в университетах в Казани и других городах, подготавливая местных специалистов.

С 1921 года он начал преподавать мордовский язык в Казанской восточной академии, затем с 1922 года в Восточном педагогическом институте, а затем в различных высших учебных заведениях Казани. С 1925 по 1930 год он был единственным преподавателем мордовского языка на всех учительских курсах, которые проводились в городе Москве, Нижнем Новгороде, городе Ульяновске и других городах.

В 1929 году была выпущена книга «Основы мордовской грамматики», посвящённая звуковому строю и грамматике мордовского языка. Это событие оказало значительное влияние на культурную сферу мордовского народа. Ещё одной значимой лингвистической работой Макара Евсевьевича стал «Эрзянь-рузонь валкс» («Мордовско-русский словарь»), который включал слова из всех диалектов и был научным словарём[4].

Полевая работа

Народное творчество

В своей многосторонней научной деятельности учёный активно изучал разнообразное народное творчество. Посетив более 450 мордовских поселений, он собирал фольклорно-лингвистический материал и другие данные. Его научные выводы основывались на обширном массиве фактов и систематических наблюдениях. Макар Евсевий фиксировал фольклор во всех губерниях, где жили мордва, и активно продолжал издавать сборники мордовских фольклорных произведений.

История культуры мордовского народа

Евсевьев был заметным этнографом, историком, коллекционером и знатоком материальной культуры мордовского народа.

Он не только глубоко исследовал ранее собранные данные, документы и факты, но и существенно расширил источниковою базу для изучения истории мордовского народа. Макар Евсевий уделил большое внимание сбору, коллекционированию и изучению предметов материальной культуры мордвы. Значительную научную ценность представляют его собранные коллекции и помогают представить прошлое жизни и быта мордовского народа[5].

Прикладное искусство

В своём качестве специалиста в области народного прикладного искусства, Евсевьев собрал обширную коллекцию женской вышивки и узоров, дополненную 250 фотографиями людей из мордовского, чувашского, татарского, марийского и коми народов. Он представил эту коллекцию в уникальном альбоме, посвящённом этнографии народов Поволжья и Приуралья. На всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году и на международной выставке в Париже в 1900 году его произведение было удостоено золотой медали[6].

Примечания

  1. Зеткина И.А, Василькина Л.В. Макар Евсевьевич Евсевьев, Захар Фёдорович Дорофеев:преемственность служения* // Финно-угорский мир. — 2015. — Июнь (№ 2). — С. 45-50.
  2. Евсевьев Макар Евсевьевич. Казанский федеральный университет. Дата обращения: 17 декабря 2023.
  3. Макар Евсевьевич Евсевьев: просветитель, ученый, педагог. Studfile.net. Дата обращения: 2023-16-12.
  4. Макар Евсевьевич Евсевьев. Республика Мордовия. fulr.karelia.ru. Дата обращения: 14 декабря 2023.
  5. Мокшин Н.Ф., Кавтаськин Л.С. Макар Евсевьевич Евсевьев (К 100-летию со дня рождения). eo.iea.ras.ru. Дата обращения: 16 декабря 2023.
  6. Бесценное наследие Макара Евсевьева. zapobedu21.ru. Дата обращения: 14 декабря 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!