Драйзер, Теодор
| Теодор Драйзер | |
|---|---|
| англ. Theodore Dreiser | |
| Теодор Драйзер в 1910-1915 гг. | |
| Род деятельности | писатель и публицист США XX века |
| Годы творчества | 1900 — 1945 |
| Направление | натурализм, реализм |
| Жанр | роман, новелла, очерк |
| Язык произведений | английский |
| Премии | номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1930) |
Теодо́р Дра́йзер (англ. Theodore Dreiser; 27 августа 1871, Терре Хот, штат Индиана, США — 28 декабря 1945, Голливуд, штат Калифорния, США) — американский писатель, журналист и общественный деятель. Представитель американского натурализма, чьё творчество представляет собой вершину американского социального романа[1]. Автор всемирно известных романов «Сестра Керри», «Американская трагедия», «Финансист» и другие. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе(1930)[2].
Биография
Детство
Теодор Герман Альберт Драйзер родился в семье Джона Пола Драйзера, немецкого иммигранта, переехавшего в Америку и работавшего на ткацкой фабрике. Сара Мария, будущая мать Теодора Драйзера, была родом из крестьян-меннонитов. Многодетная семья (Драйзер был девятым ребёнком из десяти выживших) постоянно испытывала крайнюю нужду, несмотря на то, что отец семейства брался а любую работу. В связи с этим ощущение трагизма бытия, а также сострадание к бедным и обездоленным, впоследствии стало одной из магистральных тем произведений писателя[2].
Юность
Будущий писатель был вынужден рано начать работать и перепробовал множество разных профессий — уборщика в ресторане, разнорабочего в лавке и даже грузчика. Драйзер сумел поступить в университет штата Индиана, однако ему удалось там проучиться всего один семестр. Из-за нехватки средств ему снова пришлось работать. Дальнейшие знания он приобретал путём самообразования. Одним из его главных «университетов» для Драйзера стала работа репортёра чикагских газет (с 1892 года). Молодой репортёр жил и работал в крупнейших промышленных центрах Америки — Чикаго, Сент-Луисе, Толедо, Питтсбурге и других. Эту пору своей жизни Драйзер описал позже в одноимённой книге мемуаров «Газетные дни». Журналистская деятельность позволила автору погрузиться в американскую действительность, которая резко контрастировала с мифом об «американской исключительности»[2].
Круг чтения
Ещё в университете Драйзер увлёкся литературой и философией, с большим интересом изучал теорию английского философа и социолога Герберта Спенсера, утверждавшего, что миром правит закон природы, где побеждает сильнейший. Несмотря на то, что эти идеи биологического детерминизма очень импонируют автору, он не находит в них объяснения нищете и эксплуатации народа[1]. Большой отклик у Драйзера нашли труды английского естествоиспытателя Томаса Генри Гексли, Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше, которые задавали пессимистический тон его будущим произведениям. Среди литературных авторитетов Драйзера — Оноре де Бальзак, французский писатель-натуралист Эмиль Золя и его американские последователи, прозванные 32-м американским президентом Франклином Делано Рузвельтом «разгребателями грязи»[3] за их разоблачительную журналистику (Фрэнк Норрис, Стивен Крейн, Хэмлин Гарленд)[2].
Творчество
Основные художественные произведения
Дебютный роман «Сестра Керри» (англ. «Sister Carrie», 1900) повествует о судьбе молодой провинциальной девушки, приехавшей в большой город, чтобы добиться успеха. После многих испытаний и компромиссов с совестью, Керри добивается «успеха», становится театральной знаменитостью. Но материальный успех губит её чистоту, делает её эгоисткой, разрушает её мораль: как личность Керри терпит поражение. В основе сюжета, как и во многих других произведениях Драйзера, лежит автобиографический и документальный материал — история старшей сестры Эммы. Роман был встречен критикой и буржуазным обществом крайне враждебно и обвинён в безнравственности[4]. Он настолько открыто разоблачал американский образ жизни, что автор подвергся травле, роман был запрещён, весь тираж романа был законсервирован в подвалах издательства и уничтожен[1]. Отвергнутый издателями, Драйзер долгое время был вынужден перебиваться случайными скудными заработками.
Недоброжелательность критики заставила автора замолчать на целых 10 лет, пока он не опубликовал роман «Дженни Герхардт» (англ. «Jennie Gerhardt», 1911). Автор возвращается к теме судьбы девушки из народа, но Дженни, в отличие от Керри, оказавшись жертвой буржуазного общества, остаётся воплощением лучших качеств, присущих простым труженикам. Американская действительность получает в этой книге художественное истолкование через описание и противопоставление двух семейств — рабочей семьи Герхардтов и клана миллионеров Кейнов[4].
Романы «Финансист» (англ. «The Financier»,1912), «Титан» (англ. «The Titan», 1914) и «Стоик» (англ. «The Stoic», издан после смерти автора в 1947) составляют трилогию о финансисте-«сверхчеловеке» Фрэнке Каупервуде, пришедшем к осознанию бесплодия стяжательства («Трилогия желания», англ. «The Trilogy of Desire»). В основу трилогии положена история жизни миллионера Чарльза Йеркса. Нападки критики усилились после публикации в 1916 году романа «Гений» (англ. «The Genius»), который Теодор Драйзер считал своим лучшим произведением. Тема романа — власть денег и чувственности над искусством. В своём романе «Американская трагедияя» (англ. «The American Tragedy», 1925) писатель вывел американского юношу Клайда Гриффитса. Сущность трагедии, кончающего свою жизнь на электрическом стуле из-за убийства беременной любовницы, — его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Роман считается одним из самых успешных произведений писателя[4].
Публицистика
В 1920-е годы Драйзер увлёкся социалистическими идеями, посетил СССР (1927), где принял участие в праздновании десятилетия Октябрьской революции. Его впечатления от поездки нашли отражение в публицистическом произведении «Драйзер смотрит на Россию» (англ. «Dreiser looks at Russia», 1928). Среди других публицистических работ автора — «Трагическая Америка» (англ. «Tragic America», 1931) и «Америку стоит спасать» (англ. «America is worth saving», 1941), мемуары «Книга о себе» (англ. «A book about Myself», 1922), сборники рассказов, пьесы[1].
Драйзер — первый американский писатель, освоивший урбанистическую тему; он синтезировал проблематику натурализма с национальной романтической традицией, повлиял на творчество Джона Дос Пассоса, Джона Стейнбека, Нормана Мейлера и другие[5].
В годы мирового экономического кризиса (1929—1933) усиливается симпатия Драйзера к коммунизму, поскольку это — единственная партия, которая противостоит капитализму. В 1945 году Драйзер заявляет о вступлении в коммунистическую партию в связи с тем, что коммунизм наносит сокрушительный удар фашизму. Начиная с 1930-х годов Драйзер отдаётся политической борьбе и мало пишет[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 История американской литературы / под ред. проф. Н. И. Самохвалова. — М.: Просвещение, 1971. — С. 58.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века: учебник и практикум для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — С. 165.
- ↑ Макрейкеры. Большая российская энциклопедия (30 сентября 2022). Дата обращения: 21 сентября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Драйзер. Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939). Дата обращения: 21 сентября 2025.
- ↑ Толмачёв В. М. Теодор Драйзер. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 21 сентября 2025.