Американская трагедия

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Американская трагедия
англ. An American Tragedy
Издание
Суперобложка англоязычного издания 1926 года, издательство Boni & Liveright
Жанр Роман
Автор Теодор Драйзер
Язык оригинала английский
Дата первой публикации 5.12.1925
Издательство Boni & Liveright

«Америкáнская трагéдия» (англ. An American Tragedy) — роман американского писателя Теодора Драйзера, опубликованный в 1925 году и принёсший автору мировую известность. В центре романа история рядового американца Клайда Гриффитса, которая последовательно развенчивает идеал «американской мечты». Роман представляет собой вершинное произведение автора[1] и входит в список 160 величайших книг всех времён[2].

История создания

В середине 1920-х годов американская пресса возвещала наступление «золотого века» в развитии США. По всеобщему убеждению, бедным в этой «стране возможностей» оставался только тот, кто хотел быть бедным, пострадал от несчастного случая или был неизлечимо болен[3]. Теодор Драйзер был одним из тех, кто рассказал правду о том, что скрывал фасад показного благополучия. В 1921 году на одном из торжеств, посвящённых 600-летию со дня смерти Данте Алигьери, он заявил в интервью[4]:

Нужен гений Данте, чтобы описать современный капиталистический ад, обрекающий на мучения миллионы невинных людей.Теодор Драйзер

Так у писателя возник замысел эпического романа. Сюжет подсказала жизнь.

Среди полутора десятков похожих уголовных дел[3][5] Теодор Драйзер обратил особое внимание на убийство Грейс Браун, совершённое её возлюбленным Честером Джиллеттом в 1906 году. Молодые люди познакомились на фабрике, принадлежавшей его дяде. Закрутился бурный роман, который влюблённые держали втайне от друзей и близких. Узнав о беременности Грейс, Джиллетт избавился от неё во время прогулки на лодке по озеру Биг Мус (штат Нью-Йорк), поскольку женитьба на дочери фермера не входила в честолюбивые планы юноши. В результате громкого и длительного судебного разбирательства присяжные признали Джиллетта виновным и приговорили к смертной казни на электрическом стуле[6].

По свидетельству супруги Теодора Драйзера, именно в этой истории он увидел подходящий для его замысла материал: здесь были столь характерные для Америки отчаянная погоня за богатством, не менее отчаянная нищета, и типичное для американской молодёжи стремление разбогатеть путём заключения выгодного брака — только он мог помочь молодому человеку быстро «преуспеть» в обществе[5]. Теодор Драйзер писал[7]:

Мы не являемся нацией с артистическо-художественными устремлениями. Всё, что нас заботит, – это желание быть богатыми и сильными.Теодор Драйзер

Стремление к богатству и власти любым путём — даже ценой убийства — писатель с полным основанием считал типично американской чертой.

Теодор Драйзер детально изучил материалы дела Честера Джиллетта, посетил место преступления, пообщался с очевидцами и создал беллетризованную версию событий, изменив имена и некоторые факты и углубив психологические аспекты описываемых событий.

Краткое содержание

Клайд Гриффитс, сын бедного уличного проповедника, с детства мечтает о богатстве и роскоши. При первой же возможности он сбегает из родительского дома, в котором царит беспросветная нужда, и поступает на должность посыльного в роскошный отель. Получая солидные чаевые, Клайд быстро превращается в расчётливого и эгоистичного юношу, жаждущего удовольствий, не способного сопротивляться голосу тела. Отправившись в увеселительную поездку с приятелями, Клайд становится соучастником преступления, и, спасаясь от полиции, уезжает в город Ликург, где устраивается на работу на предприятие своего дяди, богатого фабриканта Сэмюэля Гриффитса.

Наблюдая за бездной, разделяющей светское общество Ликурга с его роскошью и богатством, и крайнюю нужду и неустроенный быт рабочих, Клайд укрепляется в своём желании во что бы то ни стало добиться «успеха», стать своим в этом мире «красоты и счастья». Роберта Олден, работница фабрики и подчинённая Клайда, становится его любовницей, однако Клайд очень быстро начинает тяготиться связью с Робертой. У Роберты и Клайда много общего: они оба мечтают об «успехе», и эта мечта заставляет их отказаться от моральных принципов, вложенных в них родителями. Знакомство с Сондрой Финчли, дочерью богатого промышленника, и её интерес к нему, открывают перед Клайдом заманчивые перспективы. Узнав о беременности Роберты, Клайд принимает решение устранить препятствие на пути к роскоши и «сладкой жизни».

Во время тщательно спланированной поездки на озеро Клайд намерен убить Роберту. Она же уверена в том, что в этой романтической обстановке он, наконец, сделает ей предложение руки и сердца. В решительный момент Клайд осознаёт чудовищность своего плана и готов пойти на попятную. Роберта встаёт в лодке, чтобы сесть с ним рядом. Людка теряет равновесие, и Клайд ударяет Роберту фотоаппаратом, который держит в руках. Оба оказываются в воде, но Клайд не спешит на помощь к Роберте, когда она тонет. Выбравшись на берег, Клайд возвращается к Сондре и её друзьям. Полиция очень быстро нападает на след Клайда, и в тот момент, когда ему кажется, что он, наконец, приблизился к заветной цели, Клайд попадает за решётку.

В ходе продолжительного скандального судебного процесса над Гриффитсом его дело становится предметом политических спекуляций. Клайд попадает на электрический стул[8].

Композиция

Композиционно роман характеризуется стройностью, логичностью и соразмерностью частей. В первой части, экспозиции, описывается детство и юношеские годы Клайда, его эмоциональное становление; на вторую приходится кульминация — убийство Роберты. В заключительной, третьей, части представлена развязка романа. Все действия и сцены подчинены главной сюжетной линии — истории о преступлении и наказании Клайда Гриффитса[1].

Художественные особенности

Судьба главного героя показана в романе на широком социальном фоне. Образ высокой стены, отделяющей несколько сотен богатых семейств от миллионов простых людей, неоднократно возникает в книге. Таков источник, описанный в романе трагедии, которую автор считает типично американской.

Теодор Драйзер не оправдывает преступления Клайда, но в то же время находит место и для сострадания. По горькой иронии судьбы, родители Клайда, уличные проповедники, пытаются «спасти души» многочисленных прохожих, но не могут спасти своих детей от лишений, нужды и мирских соблазнов.Писатель проявляет мастерство психологической портретизации, которому он учился у русских авторов[7], преимущественно второй половины XIX века. Роман «Американская трагедия» относится к реализму или его поздней стадии, натурализму.

Литературовед Борис Александрович Гиленсон называет «Американскую трагедию» одним из самых удачных опытов создания «великого американского романа»[1].

Экранизации

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века. — М.: Академия, 2008. — С. 450. — 482 с.
  2. An American Tragedy by Theodore Dreiser (англ.). The Greatest Books. Дата обращения: 22 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. — М.: Издательство Московского университета, 1977.
  4. Самохвалов Н. И. Теодор Драйзер — обличитель американского империализма.. — М.: Знание, 1952.
  5. 5,0 5,1 Драйзер Э. Моя жизнь с Драйзером. — М.: Иностранная литература, 1953. — 168 с.
  6. The Murder Trial of Chester Gillette (англ.). The Historical Society of the Courts of the State of New York. Дата обращения: 22 апреля 2025.
  7. 7,0 7,1 Батурин С. С. Драйзер. — М.: Молодая гвардия, 1975.
  8. История американской литературы / под ред. проф. Н. И. Самохвалова. — М.: Просвещение, 1971. — С. 77. — 319 с.