Донские казаки

Материал из «Знание.Вики»
Картина русского художника Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Донски́е казаки́ — наиболее много­­численная часть ка­за­че­ст­ва, ко­то­рая об­ра­зо­ва­лась в основном из воль­ных ка­зач­их об­щин, в по­следую­щем по­пол­ня­лась крестьянами, бе­жав­ши­ми из центральных рай­онов Русского государства в степь (Ди­кое по­ле). В XV веке ме­ж­ду Азов­ским морем и рекой Мед­ве­ди­ца именно они создали об­щи­ны ка­за­ков, не­за­ви­си­мые от центральной вла­сти[1].

Управление и быт[править]

Управление[править]

Появление казачества[править]

Казаки образовались в результате объединения разных племен и народов, которые искали свободу и независимость. В состав казачества вошли остатки древних половцев, черкесов, русские удальцы, беглые поляки, молдаване и татары. Все эти этнические группы внесли свой вклад в формирование казачества, что отразилось в их внешности, языке и образе жизни[2]. При зарождении казачества во главе войска стоял ежегодно выбираемый атаман. По истечении срока его службы, он собирал казачий круг и складывал знаки своей власти, становясь обычным казаком. Затем казачий круг выбирал нового руководителя войска. В 1718 году были прекращены выборы атаманов. В 1754 году упразднена выборность войсковых старейшин[3].

Реформы Екатерины II[править]

В 1775 году было учреждено войсковое гражданское правительство, в состав которого входили атаман и шесть старшин. Это было сделано для того, чтобы улучшить управление казачьими войсками и усилить контроль над ними со стороны центральной власти.

Реформы Павла I[править]

Однако, в 1796 году, после смерти императрицы Екатерины II, её сын, император Павел I, провел ряд реформ, которые затронули и казачество. В частности, войсковое гражданское правительство было заменено войсковой канцелярией, во главе которой стоял атаман.

Это изменение было связано с тем, что Павел I стремился усилить централизацию власти. Он считал, что войсковая канцелярия будет более эффективным инструментом управления казачьими войсками, чем войсковое гражданское правительство.

В 1798-1800 годах казачьи старшины получили права русского дворянства. Это было связано с политикой Российской империи, которая стремилась интегрировать казачество в общероссийскую систему управления и социального устройства. В 1796 году, у казачьих старшин уже появились крепостные. Казаки сохраняли свою особую идентичность и многие традиционные черты своего образа жизни. Это было сделано в рамках реформ, проводимых императором Павлом I, и было направлено на усиление централизации власти и укрепление авторитета монархии.

Реформы Александра II[править]

В 1866 году войсковому атаману были присвоены права генерал-губернатора и командующего войсками военного округа для усиления контроля над казачьими войсками и улучшения их управления. В том же году войсковое дежурство было преобразовано в войсковой штаб для более эффективного управления войсками и координации их действий.

Русские казачьи части идут в атаку

В 1869 году было учреждено Новочеркасское юнкерское училище для комплектования войска офицерами и повышения качества их подготовки. В 1870 году на территории Донского казачьего войска была образована Донская область для улучшения управления этой территорией и усиления контроля над ней со стороны центральной власти. В 1875 году был принят устав о воинской повинности для установления единых правил призыва на военную службу и более эффективного использования человеческих ресурсов в казачьих войсках.

Казачество в XX веке[править]

Донское казачье войско было упразднено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 марта 1920 года в рамках политики большевиков по уничтожению всех признаков старого режима и созданию нового общества на основе равенства и коллективизма[4].

В 1936 году в Красной Армии были сформированы Донские кавалерийские казачьи дивизии с целью использования опыта и традиций казачества в военных целях. Во время Великой Отечественной войны эти дивизии приняли активное участие в боевых действиях, сформированный в ноябре 1942 года и расформированный в июле 1946 года.

Казачество в XXI веке[править]

В конце XX и начале XXI веков произошло возрождение казачества в России, включая Донское казачье войско, и был принят ряд законодательных актов, определяющих статус казачества, включая Федеральный закон от 5 декабря 2005 года «О государственной службе российского казачества»[4].

Женщины в поселениях[править]

Статус женщины[править]

В казачьих поселениях первое время женщин практически не было, и казаки были безбрачными. Жён стали забирать из военных походов[3]. Статус женщины-казачки менялся на протяжении разных исторических эпох. В первые века существования казачьего сообщества статус жены мало отличался от статуса рабыни, но с началом земледелия на Дону в начале XVIII века хозяйственная роль женщины в семье постепенно повышалась[5].

Женский труд в казачьем хозяйстве стал преобладать над мужским, и женщина-казачка часто становилась главой семьи на время отсутствия мужа, отправившегося на несение военной службы. Это отличало положение женщины в семье казаков от крестьянских семей, где труд мужчины имел больший экономический вес. Вплоть до середины XIX века казачки выполняли тяжелые земледельческие работы, объединяясь в супряги с другими семьями, и только постепенно стала распространяться практика найма иногороднего населения на время полевых работ в помощь женщинам. Женщина-казачка играла важную роль в хозяйственной и социальной жизни казачьей общины, несмотря на патриархальные нормы и подчиненное положение в семье[5].

Положение в браке[править]

Брак в казачьей среде заключался в раннем возрасте из-за постоянного пребывания мужчин на воинской службе. Казаки предпочитали женщин старше себя или своего возраста, считая, что они более опытны в отношениях и менее склонны к изменам. Замужние казачки демонстрировали покорность мужу, но при общении со своими сверстницами были вольнодумными и дерзкими. Несмотря на широкие возможности проявления независимости во время долгого отсутствия мужа, казаки и казачки, как правило, соблюдали верность друг другу, давая обет целомудрия[6].

Вдовы казаков[править]

Вдовы-казачки во второй половине XIX века имели высокий статус в обществе и играли важную роль в хозяйственной и обрядовой сферах жизни, а также в сохранении воинской славы своих мужей. Этот статус был обусловлен их главной общественной функцией - хранительниц воинской славы мужей. Вдовы-казачки имели право на земельный надел умершего мужа и его имущество и активно участвовали в жизни общины, включая казачье самоуправление[7].

В донской казачьей общине и семье XIX века вдовам-казачкам уделялось пристальное внимание и предоставлялись возможности для психологической реабилитации, духовной реализации и продолжения активной социальной жизни. Это было обусловлено двумя основными факторами: гендерной спецификой, обеспечивающей женщинам более широкие права и полномочия по сравнению, например, с крестьянской средой, и сословностью, предполагающей необходимость для казачьих семей готовить новые поколения мужчин, способных нести военную службу. [7].

Одежда казаков[править]

Символизм костюма[править]

Для казаков одежда имела большое значение. Она была не просто способом прикрыть тело, но и символом их идентичности и самостоятельности. Казаки относились к своей одежде с уважением и придавали ей особое значение. Важно отметить, что казаки избегали носить чужую одежду без проведения специальных обрядов, так как это могло повлиять на их собственную волю и судьбу. Вместо этого они ценили одежду, которую шили их матери или жены, считая её самой ценной. Костюм донских казаков представлял собой уникальное сочетание различных элементов и имел глубокий символический смысл[2].

Мужской костюм[править]

Мужской костюм донских казаков делился на военную форму и повседневную одежду. Форменный костюм действительно прошел сложный путь развития и подвергся влиянию культуры кавказских народов, живших по соседству со славянами[2].

Мужской костюм включал в себя рубаху калмыцкого покроя, широкие шаровары, зипун (короткую куртку без пояса), кафтан, шапку и пояс. Цвета были преимущественно яркими, с преобладанием красного и синего. Материалы для изготовления одежды также были разнообразными, от домотканых конопляных, льняных и шерстяных тканей до покупных хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных[2].

К середине XIX века казачья форма устоялась и включала в себя черкеску из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимнюю бурку, папаху, сапоги или ноговицы. Форменная одежда, конь и оружие были неотъемлемой частью казачьей "справы", или снаряжения, которое готовилось задолго до начала службы казака. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый мир предметов, окружавших мужчину-воина. Форма и снаряжение казака играли важную роль в его жизни и служили отражением его статуса и принадлежности к казачьему сообществу[2].

Женский костюм[править]

Традиционный женский костюм донских казаков был очень разнообразен и богат на детали. Каждое войско, станица и даже каждый казачий род имели свой особый наряд, который мог отличаться от других. Социальный статус женщины, ее семейное положение и количество детей также могли определяться по одежде. Женский костюм сохранялся дольше мужского и претерпевал изменения постепенно, в связи с изменениями условий жизни[2].

Женщины сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон, что привело к существованию нескольких различных комплексов одежды: с кубельком, с сукманом, с сарафаном, с поневой. Русская традиция в одежде преобладала, и даже в комплекте с платьями татарского покроя носили русские головные уборы - повойник или рогатую кичку. Таким образом, женский костюм донских казаков также был важной частью их культурного наследия и отражал их разнообразное происхождение и традиции[2].

Организация военных действий[править]

Военные экспедиции и набеги являлись основной составляющей жизни казаков в то время. С почти непрерывными военными сражениями против азовцев и ногайцев казаки отправлялись в походы, назначая себе походного атамана, который становился главнокомандующим над войском[8]. Вооружённые силы обычно делились на пехотные и конные полки под командованием полковников или старшин. У старшин были свои помощники — сотники, пятидесятники и хорунжие[8].

Казаки отправлялись в море на лёгких ладьях, с собой брали небольшой запас муки, сухарей, пшена, сушёного мяса и рыбы. Под угрозой смертной казни им было запрещено употреблять спиртные напитки. Только после выхода в море казаки определяли цель своего похода, оставляя свои мысли и направление передвижения в секрете, чтобы избежать разведчиков и предателей. Однако, благодаря своим шпионам и перебежчикам среди турок и татар, которые были подкуплены деньгами и лаской, казаки всегда знали, что происходит в Азове, Крыму или на Кубани[8]

Казаки убивали своих пленников только в случаях крайней необходимости, за исключением греков, которым всегда оказывалась пощада. Однако неизбежный конец грозил тем, кто был пойман на острове, на котором находился Черкасск. По возвращении из похода казаки равномерно распределяли добычу между всеми участниками[9].

Заключение мирного договора сопровождалось ритуалами и скреплялось взаимной клятвой. Обычно посланники из Азова приезжали в главное войско для убеждения казаков в прекращении военных действий. На вторичной конференции доверенные лица, определив условия договора, принимали присягу об их честном и справедливом исполнении. В случае возобновления войны казаки отправляли своим врагам следующее сообщение:

«Донским атаманом и всем войском приветствие сулейман-паше из Азова. Мы были с вами в мире для достижения великой цели нашего государя, но теперь всё войско решило нарушить мир с вами, бойтесь нас, а мы будем остерегаться вас».

Русские казаки в походе. Художник К.Э.Гесс.

Согласно установившейся традиции, военные действия начинались через три дня после отправки подобного сообщения. Окончание военных действий сопровождалось церемониями и было укреплено обоюдной клятвой. Обычно дипломаты из Азова приезжали в главное войско, чтобы уговорить казаков прекратить военные действия. На втором собрании доверенные лица, определив условия соглашения, принимали клятву о честном и надлежащем выполнении этих условий[9].

История[править]

Казачья вольница была неразрывно связана с историей России, и в особенности с бурными временами, когда в стране орудовали различные самозванцы и восставшие. Не раз донцы вступали в бунты и активно принимали участие в этих событиях. Ранний пример — начало XVII века, когда они поддержали Лжедмитрия I до его взятия престола. Тогдашние казаки полагали, что их основной долг — воевать, а не заниматься земледелием. Но на практике они зачастую занимались не охраной границы России, а скорее мародёрством, совершая набеги на территории Крыма и Турции[9].Официальной датой появления донского казачества принято считать 3 января 1570 года, когда Иван Грозный выслал с послом жалованную грамоту с призывом о помощи. В послании царь дал донскому атаману указание сопровождать послов, направлявшихся в Турцию, до донских зимовищ у устья Аксая. Грамота гласила: «Тем вы нам послужите, а мы вас за это жалуем». Это письмо является первым из сохранившихся документальных свидетельств о служении донских казаков России[3].

Для казаков это послание Ивана Грозного имело огромное значение — они хранили его в Черкасске, а копии разошлись по всем казачьим поселениям. Раз в год, в день празднования Покрова Богородицы, текст послания торжественно зачитывали перед всеми собравшимися казаками. Сотрудничество между казаками и Иваном Грозным можно назвать взаимовыгодным. Московское государство привлекало казаков для защиты и охраны южной границы, в то время каком для казаков было очень удобно иметь покровительство сильной Москвы[3].

В период начала северной войны российский император решил ужесточить режим крепостного права, что привело к массовым побегам крестьян на юг страны. Законом Петра I было санкционировано активное разыскание беглых крестьян, скрывающихся в районах Дона. Местные казаки сопротивлялись такой политике и отстаивали общепринятый принцип — «с дона выдачи нет». После подавления бунта под руководством Кондратия Булавина, император Анна Иоанновна отменила грамоту Ивана IV, и войско Донское потеряло свою автономию[9].Согласно официальной позиции Российской Федерации и большинства российских историков — субэтнос русского народа. Некоторые учёные-историки выделяют донцов в отдельный этнос[3].

Донские казаки получили своё название благодаря особой территории, на которой они обосновались. Низовья Дона, в основном между станицами Черкасской и Цимлянской, стали их предпочтительным местом жительства. Формирование донского казачества происходило постепенно. Они заселяли плодородные и почти безлюдные степи по обеим сторонам Дона и его притоков — Донца, Хопра, Бузулука и Медведицы. Однако на протяжении долгого времени территория донских казаков не имела чётких границ. Они были определены только в 1786 году, а подтверждены жалованной грамотой, подписанной императрицей Екатериной II в 1792 году[3].

В начале своего существования казаки в основном занимались рыболовством и охотой. Они могли отправляться на охоту ранней осенью и возвращаться только весной. За лето добычи, полученной в донских степях, обычно хватало. Позднее казаки освоили земледелие и коневодство, а виноградарство стало одним из основных промыслов.

Заметное увеличение числа казачьих поселений в XVII веке происходило отчасти благодаря Москве. Смуты в московском государстве приводили к появлению большого количества беженцев, которые находили убежище на Дону[3].Казаков Дона традиционно делят на верховых и низовых. Верховые казаки обитали в северных районах региона, а низовые — на юге. Нельзя чётко указать различия, которые отделяют одну группу от другой, но если сравнить северные и южные части области, то заметное различие можно найти в произношении, обычаях, образе жизни и одежде. Верховец отличается от низовца не только внешне, но и по характеру. В большинстве своём верховцы — это русые, сероглазые люди, а брюнеты редкость среди них. Они обладают крепким телосложением и способны переносить тяжёлые испытания, медленно, но постепенно восстанавливаются после трудностей и доживают до глубокой старости[10].

В свою очередь, низовые казаки в большинстве своём — брюнеты с чёрными глазами и волосами. Они имеют более слабое телосложение и не могут легко переносить тяжёлые работы. Однако они проворны и ловки, быстро развиваются. Но как и все народы юга, они не отличаются долгожительством[10].

Низовец обычно выговаривает слова следующим образом: «ванькя, цайкю, просю, барисня, маса, ми, ви, стозе» и другие. Такое произношение считается престижным, и под него подражают даже пришлые «иногородние» люди. Верховец, в свою очередь, придерживается старых норм и сохраняет консервативные взгляды. Он склонен к сохранению традиций, презрительно относится к нововведениям и предпочитает сохранять традиционный образ жизни[10].

Низовец, напротив, склонен к инновациям, и в целом проявляет большое тщеславие, излишне озабочен чинами и почётами. Отзывы также гласят, что низовец больше ценит свои казачьи привилегии. Низовец смотрит на верховца с презрением и называет его «мужиком» или «чигоем». В свою очередь, верховец не питает симпатии к южному казаку и называет его «легкобытом»[10].

После Февральской революции 1917 года было сформировано «Донское войсковое правительство» под руководством атамана А. М. Каледина, которое сопротивлялось советам, возникшим в Новочеркасске, Ростове, Таганроге и других станицах. После Октябрьской революции Каледин с поддержкой Добровольческой армии захватил Ростов и Таганрог. В 1918 году была создана Донская Советская Республика, и начались антисоветские восстания. Было сформировано правительство «Всевеликого Войска Донского» под руководством атамана П. Н. Краснова. В 1919 году войско Дона было передано под командование генерала А. И. Деникина, а генерала В. И. Сидорина поставили во главе войск[11].

В этом же году разразилось вёшенское казачье восстание. В октябре 1919 года Добровольческая армия потерпела поражение, а в январе 1920 года советские войска заняли Ростов и Новочеркасск, а к марту полностью захватили Донскую область. В 1920 году Донское казачье войско окончательно перестало существовать[11].

Примечания[править]

  1. А. М. Плеханов. Донское казачье войско. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Масалова Е.В. Костюм как отражение самобытности донских казаков // Система ценностей современного общества : журнал. — 2010. — № 46. — С. 195 - 200.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Донское казачество. Портал «Российское казачество» © 2024. Дата обращения: 22 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 Плеханов А. М. Донское казачье войско // Большая российская энциклопедия 2004–2017 : сайт. — 2017. — ISSN 2949-2076.
  5. 5,0 5,1 Смирнова В. К., Пороло Л. Ю. «Женский вопрос» в казачьем сообществе XVI - начало XX вв // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова : журнал. — 2016. — С. 222-228. — ISSN 2225-501X.
  6. Щупленков О. В. Были бы казачки - казаки будут // Казачество : журнал. — 2016. — № 19. — С. 29-37. — ISSN 2411-5444.
  7. 7,0 7,1 Рыблова М. А. Вдовы в традиционной семье и общине донских казаков // Вестник Санкт-Петербургского университета. История : журнал. — 2021. — Т. 66, № 1. — С. 279-292. — ISSN 1812-9323.
  8. 8,0 8,1 8,2 Память жива в веках. Возвращение к истокам : об участии казаков в войнах XVIII - XX вв. / Администрация Краснодарского края ; [Н. Л. Заздравных и др.]. — Краснодар: Диапазон-В, 2006. — 306 с. — ISBN 978-5-91050-031-4.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Казачий Дон : [В 2 ч.] / Рост. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования ; Науч. ред. А. П. Скорик. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1995.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Донское казачество. Международный институт генеалогических исследований Программа «Российские Династии». Дата обращения: 23 марта 2024.
  11. 11,0 11,1 Хадлстон Уильямсон[пер. с англ. А. С. Цыпленкова]. Уильямсон, Хадлстон (1886-). Прощание с Доном = Farewell to the Don : гражданская война в дневниках британского офицера, 1919-1920. — Москва: Центрполиграф, 2007. — 302 с. — ISBN 978-5-9524-2564-4.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!