Девичья башня (Баку)
| Девичья Башня | |
|---|---|
| Qiz qalasi | |
| | |
| Страна |
|
| Город | Баку |
| Местоположение | Старый город ( Ичери Шехер) |
| Архитектурный стиль | Ширвано- апшеронская школа |
| Архитектор | Масуд ибн Давуд |
| Основные даты | |
| XXI век | |
| Высота | 28 м |
| Состояние | Музей |
Девичья башня (азерб. Гыз галасы, англ. Maiden tower baku) — древнее крепостное сооружение, возвышающееся на скале в прибрежной части «Старого города» Ичери Шехер в Баку. Башня является символом столицы Азербайджана. С 2000 года признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Башня стоит на скале, частично облицованной чисто тёсаным камнем и защищённой крепостной стеной с системой крупных полукруглых выступов, поднимающихся от подножия почти до самой вершины. Её высота составляет 28 метров над уровнем моря[1].
Девичья башня в тюркском мире
Распространенность сооружений с названием «Девичья башня» была предметом исследования азербайджанских ученых Гаджи Джидди и Насими Джидди, а также турецкого исследователя Тунджер Байкара. В числе подобных башен упоминают: бакинскую, шемахинскую, исмаилинскую, огузскую, кабалинскую, казахскую, ярдымлинскую, шекинскую и др. Кроме того они сообщают, что Девичьи башни есть на территории Нахичеванского и нагорно-Карабахского регионов Азербайджана, Южного Азербайджана, и др. Девичьи башни на территории Азербайджана возвышаются также в Джебраилском районе на горе Дири, в Зангеланском районе в местности между селами Бартаз и Ваджнали. Автор Ибн Джарир ат-Табари упоминал, что Муслум ибн-Абдулмелик во время нашествия на Ширван захватил и разрушил сооружение под названием «Гызгаласы»[2].
Тунджер Байкара в пределах современного тюркского мира обнаружил более 100 девичьих башен, десятки из которых находятся в Азербайджане. В Туркменистане, в древнем Мерве, обнаружены две Девичьи башни, одна называется «улу Гыз-Галасы», то есть «Древняя (или большая) Девичья башня», а другая «Младшая Девичья башня», которая, по мнению специалистов, относится к VI—VII вв. н.,101.Обнаруженная Тунджер Байкарой в Башкортостане Девичья башня, одновременно называется Tavi102, что во многих языках алтайской семьи означает огонь и башню (гора) одновременно[2].
История
Девичья Башня построена на берегу Каспийского моря, на треугольном выступе береговой скалы Бакинской бухты, и выложена из серого местного тёсаного известняка, скрепленного известковым раствором. Девичья Башня представляет собою комплекс сооружений, состоящий из круглой башни цилиндра диаметром 16,5 м и направленного к востоку выступа с поперечным сечением 6 м в части, примыкающей к круглой башне, и далее сужающегося до 4 м[2].
На башне установлена каменная плита с надписью на древнем арабском письме, датируемая XII веком. Именно эту дату считали временем возведения башни. Однако исследования показали, что плита была вмонтирована в башню гораздо позднее — она приделана довольно неаккуратно, к тому же, не над главным входом. До неё на этом месте было небольшое окно или ниша. Некоторые ученые руководствуются результатами анализа раствора, использовавшегося в строительстве Девичьей башни, и считают, что время её постройки — I век. Другие исследователи опираются на возраст камня и датируют башню IX векомПозднее Девичья башня служила маяком: сначала на ней поднимался крепостной флаг, а в середине XIX века появился свет. Однако в 1907 году маяк перенесли в другое место, так как огни Баку стали сливаться со светом башни[1].
Башня строилась в два этапа. Первый предположительно относится к доисламской эре, а надпись принадлежит более позднему времени, очевидно, XII веку. Девичья башня неоднократно реставрировалась. Во время ремонта, проведенного в середине XIX века русским военным ведомством, с вершины башни исчезли машикули (зубцы), служившие для обороны. Девичья башня неоднократно реставрировалась. Во время ремонта, проведенного в середине XIX века русским военным ведомством, с вершины башни исчезли машикули (зубцы), служившие для обороны. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а в 2000 году была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Последний раз башня реставрировалась в 2012—2013 годах[2].
Предназначение башни
В части предназначенности, является то, что башня была построена в качестве оборонительного сооружения. Машадиханум Саадулла кызы Нейматова считает, что Девичья башня являлась смотровой башней, играла роль маяка, входила в общую оборонительную систему государства Ширваншахов в период средневековья и в случае опасности передавала на другие башни сигналы опасности днем с помощью дыма, а ночью с помощью огня, при этом она ссылается на то, что подобных башен на Апшероне в период средневековья насчитывалось не менее тридцати ряд исследователей не исключает, что башня была всего лишь убежищем: «…на время опасности в башне укрывались небоеспособное население, женщины и дети» Мустафа Набиев пытается доказать, что Девичья башня — это дахма, то есть зороастрийское кладбище. В 1944 году академик Иван Мещанинов считал, что вопрос о том, является ли Девичья Башня «наблюдательным пунктом, сторожевой башней или преследовала цели культового назначения, остается неразрешенным», тем не менее он склонялся к мнению, что Девичья Башня, возможно, являлась культовым сооружением. В 50-х годах XX в. этот вопрос по-прежнему оставался открытым. Шамиль Сейфулла оглы Фатуллаев-Фигаров назначение башни признает спорным, допуская, что она может быть оборонительным сооружением, культовым сооружением и обсерваторией[2].
Мировоззренческое значение названия башни
Как и в любом другом киммерийско-скифско-сакско-тюркском мифическом сакральном термине, в названии Девичья башня скрывается мощная историческая и мировоззренческая информация. Сторонники зороастрийской версии происхождения башни считают название «Девичья Башня» случайным. Джемиль Александрович-Насыфи название башни «Девичья» объясняет тем, что это башня для дев, женщин. Генрих Эльштейн-Горчаков и Иван Щеблыкин также происхождение названия Девичья башня связывают с тем, что «в ней во время осады находились женщины и дети» По мнению Евгения Пахомова, название Башни определяется её неприступностью, но в то же время он утверждает, что именно в Азербайджане это название дано тем памятникам, названия которых забыты. Часто мнение авторов было даже не попыткой выявить происхождение названия, а желанием отделаться простым решением и банальным способом: название «Девичья» — явление позднее и, возможно, связано с легендой о трагической судьбе девушки или с неприступностью башни, а часть названия в виде «Гала» ими переводилась с арабского со значением «Башня»[2].
Гаджи Джидди и Насими Джидди попытались выяснить исторические корни этого названия. В своем исследовании они привлекают три версии происхождения компонента «гыз» в названии Девичьей башни: гыз (девственная) «неприступная», qöz (глаз) «смотровая башня» и «гуз (этноним) название этноса». Они допускают версию «неприступности», но исключают версию происхождения названия от «смотровой башни» и этническую версию происхождения этого названия. При этом они отмечают, что «гузы были кочевниками и никак не могли бы построить подобную башню»[2].
Исторические предпосылки закладки башни
Определение точной даты строительства древнейших архитектурных сооружений хотя и является делом довольно сложным, но при определённых обстоятельствах считается до- пустимым. Например, группа исследователей, которую возглавлял бывший руководитель Высшего совета по древностям Египта Абдель-Халим Нурэддин, взялась вычислить дату начала строительства египетских пирамид. И вскоре губернатор египетской провинции Гиза Сейид Абдель-Азиз назвал прессе дату строительства пирамиды Хеопса — 23 августа 2470 г. до н. э. Возможная дата закладки Девичьей башни в аспекте исторических событий. Для определения времени закладки Девичьей Башни довольно обильную информацию дали в первую очередь результаты проведенных исследований, о которых мы говорили выше. В дополнение к ним, для уточнения даты строительства башни наряду с легендой о Девичьей башни (Фитуни) мы привлекли и другие легенды со схожими сюжетами. Последние дали нам основание установить, что период, охватывающий легендарные события, в которых отмечается роль Богини Освободительницы, локализируется между VII—IV вв. до н. э., что концептуально сходится с установленными нами сроками строительства башни в VIII-VII в. до н. э. Третьим фактором в наших усилиях по конкретизации даты строительства башни может служить приведенное Василий Васильевич Радловым тюркское понятие «бакар», в котором, как нам удалось установить, заложена информация, предоставляющая эту возможность. По утверждению В. В. Радлова, понятие «бакар» означает пир во время закладки дома, святилища или при возвращении из путешествия, военного похода (Радлов. IV, 2, 1443). Пир после закладки святилища или победы был одним из самых почитаемых событий древности. Древние шумеры даже изображали эти пиры с помощью настенных рисунков. Самыми характерными являются две шумерские рельефные композиции: известняковая стела правителя (царя) Занатума (2450—2425 гг. до н. э.) и так называемая посвятительная (вотивная) известняковая плита Ур-Нанше, основателя первой династии г. Лагаша. Обе эти композиции посвящены закладке храмов . Какие же исторические события VIII в. до н. э., связанные с киммерийцами, могли быть взяты за основу для отождествления с событиями, изложенными в легенде о башне (Фитуни)[2].
Внутренняя отделка башни
Сооружение выполнено в стиле ширвано-апшеронской школы. Башня имеет форму сужающегося кверху цилиндра с приделанным к ней выступом. Внутри она разделена на 8 ярусов плоскими каменными куполами. Их всех соединяют винтовые лестницы, причем на 1 ярусе — временная лестница, которую можно было легко убрать. Есть предположения, что внутреннее пространство башни связано с культом солнца. Как заметили ученые, в день зимнего равноденствия, на восходе солнечные лучи проникают прямо в центральное окно и затем проходят во все расположенные выше окна, согласно выявленной закономерности. На ярусах со второго по седьмой сделаны сточные канавы, имеющие форму полукруга[1].
Внутри башни — музейная экспозиция с артефактами и археологическими находками. В музее можно посмотреть виртуальные книги с легендами о Девичьей башне, а также увидеть макет Баку прошлых веков. Вместимость сооружения — до 200 человек. В башне есть глубокий колодец, способный обеспечить водой своих обитателей. До сих пор неизвестно точно, какую функцию выполнял выступ, примыкающий к башне с восточной стороны. Он не был контрфорсом, тайником или отражателем ядер[1].
Легенды
С Девичьей башней связана одновременно красивая и жутковатая легенда, которая объясняет её название. Миф рассказывает о шахе, который влюбился в свою дочь и хотел жениться на ней. Надеясь охладить пыл влюбленного, девушка попросила его прежде построить для неё башню. Однако за время стройки чувства не утихли, и в день открытия башни шах вернулся к своей зазнобе с тем же вопросом. В ужасе девушка вбежала на башню и бросилась с неё в море. При падении она ударилась о камень и умерла. Отныне этот камень называют камнем девственницы. В XII веке башню использовали в качестве цитадели, а вплоть до XIX века — как маяк. При этом сначала на верхушку устанавливали флаг, по которому ориентировались на берег с воды, а затем установили фонарь[3].
Согласно преданию, возле Девичьей башни был казнён святой Варфоломей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. На территории Баку Варфоломей появился в I веке, проповедуя христианство среди языческих племён. Учение Варфоломея было отвергнуто, и его казнили у стен Девичьей башни. В ходе раскопок у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола. Однако, о точной локализации города Албанополь, где согласно источникам погиб Варфоломей, существуют разные версии[1].
Что можно увидеть в башне сегодня
Кто-то заходит внутрь ради смотровой площадки на вершине (оттуда открывается живописный вид на город), кто-то — ради музея. Так как точной версии происхождения и назначения башни нет, экспозиция в ней посвящена различным теориям на этот счет. Здесь представлено много экспонатов, которые нашлись в ходе археологических раскопок — фрагменты посуды из керамики и орудия труда. В музее также есть и мультимедийная экспозиция с сенсорными мониторами и виртуальными книгами. Когда башню реставрировали в последний раз, сюда прилетели стрижи и облюбовали щели для своих гнезд. Тогда было принято решение не выгонять их, а создать для них новые гнезда и приманить при помощи записи пения птиц[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Девичья башня в Баку (Гыз галасы). Легенда, история, фото, башня внутри, высота, вино, как добраться. Туристер.Ру. Дата обращения: 29 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Гасанов Г. Бакинская Девичья Башня. — Баку: Типография «Чашыоглу», 2013. — 488 с. — ISBN 978-9952-27379-3.
- ↑ 3,0 3,1 Девичья Башня. спутник8.ком. Дата обращения: 2025.04.29.