Гото Предестинация (линейный корабль, 1700)

Гото Предестинация
Goto predestinacia 6.jpg
Служба
Россия
Название Гото Предестинация
Класс и тип судна Линейный корабль 4 ранга
Тип парусного вооружения трёхмачтовый корабль
Изготовитель Россия Воронежское адмиралтейство
Автор корабельного чертежа Пётр I
Корабельный мастер Федосей Моисеевич Скляев,
Лукьян Алексеевич Верещагин
Строительство начато 19 (29) ноября 1698 года
Спущен на воду 27 апреля (8 мая1700 года
Основные характеристики
Длина по ватерлинии 35,96 м
Ширина по мидельшпангоуту 9,45 м
Высота 45,8 м
Глубина интрюма 2,97 м
Двигатели Паруса
Экипаж 253
Материал корпуса древесина
Вооружение
Общее число орудий 58
Орудий на гондеке 26 × 16-фунтовых (118-мм)
Орудий на опердеке 24 8-фунтовых (102-мм)
Орудий на шканцах 8 3-фунтовых (61-мм)
Мощность бортового залпа 316 фунтов
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Го́то Предестина́ция («Божье Предвидение» или «Божье Провидение») — первый 58-пу­шеч­ный линейный корабль российского флота, заложенный в Воронеже в 1698 году Петром I и спущенный на воду 27 апреля (8 мая1700 года в присутствии царя. «Гото Предестинация» являлась первым российским линейным кораблём, построенным только русскими кораблестроителями без привлечения иностранных специалистов. Проект корабля был разработан лично императором и являлся передовым для своего времени, обладая хорошей устойчивостью и высокой скоростью. Прообразами для линкора отчасти послужили английские и голландские линейные суда, в то время являвшиеся самыми сильными. Однако из-за особенностей дна рек Воронеж и Дон, а также Азовского моря, потребовалось внести существенные коррективы для максимального его облегчения. Корабль обладал очень богатым убранством, что отмечалось современниками, участвовавшими в его спуске на воду. После спуска «Гото Предестинация» долгое время находилась на якоре в устье реки Воронеж, и только в 1710 году было переведено в Таганрог для несения боевой службы. В результате неудачного Прутского похода было продано Османской империи, в течение 6 лет находилось на службе в Эгейском море, после чего было продано для утилизации. В 2014 году в Воронеже спущена на воду воссозданная копия корабля, занявшая то же место на пристани, что и оригинал[1][2].

История строительства

Фрагмент гравюры Адриана Шхонебека с изображением «Гото Предестинации», датированный 1701 годом

В 1694 году молодой Пётр I, воспользовавшись рядом тяжёлых поражений основных сил турецкой армии в Европе, решил с целью овладевания сильной османской крепостью Азов предпринять большой поход в низовья реки Дон. Однако этот поход, начавшийся весной 1695 года, завершился в октябре полным провалом[2].

Одним из ключевых факторов этой неудачи явилось отсутствие у России военно-морского флота. Это дало возможность Османской империи свободно доставлять осаждённому гарнизону крепости всё необходимое морским путём. Сделав выводы из поражения, государь, при подготовке к будущей кампании, отдал приказ об основании судостроительной верфи в Воронеже и начале строительства боевых кораблей. Данное место было выбрано не просто так. В первую очередь, город располагался на берегах реки с тем же названием, в относительной близости от её впадения в реку Дон. Во-вторых, в его окрестностях произрастали многолетние дубы и сосны, представлявшие собой главный ресурс для строительства кораблей[2].

Благодаря масштабным судостроительным работам на Воронежской верфи, а также в ряде других городов, появилась большая флотилия, включавшая в себя два галеаса, 23 галеры, четыре брандера, приблизительно 1300 стругов, а также прочие суда и плавучие средства. Во многом благодаря этой флотилии Азов был полностью изолирован, и 19 (29) июля 1696 года после осады, длившейся 37 суток, город сдался[2].

Однако взятие Азова не означало завершения войны, а также не позволяло решить ключевую стратегическую задачу — беспрепятственный выход русских судов в Чёрное море. Эффективное ведение боевых действий в акватории Азовского моря подразумевало наличие не только парусно-гребных галер и галиасов, чья конструкция была ориентирована в основном на прибрежное плавание. Крайне необходимы были полноценные морские парусные суда, пригодные для продолжительных экспедиций и оснащённые внушительным артиллерийским вооружением[3][2].

Портрет Петра I (1717 год)

Поэтому триумфально вернувшись в Москву, Пётр I осенью 1696 года созвал Боярскую думу, где потребовал выделения финансовых ресурсов на формирование регулярного военно-морского флота. Опасаясь противоречить воле монарха, бояре приняли решение о создании морских судов. Количество кораблей полагалось определить, исходя из числа крестьянских хозяйств, находящихся во владении духовных лиц и людей разных сословий. В рамках подготовки к новому наступлению на Османскую империю на южном направлении первоначально было запланировано строительство 52 судов для формирующегося Азовского флота. Впоследствии, количество кораблей было увеличено до 77[2].

Таких кораблей до этого не строили. 19 (29) ноября 1698 года был заложен первый российский линейный корабль — «Гото Предестинация». Класс линейных судов в то время являлся самым сильным для того времени. Работами на стапеле руководил лично Пётр I[2][3].

Изначально строительство велось под личным контролем царя, однако в середине декабря 1698 года монарх покинул Воронеж. Его заместителем был назначен Федосей Моисеевич Скляев, специально вызванный из Венеции, где этот будущий выдающийся русский кораблестроитель изучал судостроение. Для разрешения ключевых вопросов Федосею Моисеевичу предписывалось обращаться напрямую к Петру I, а по вопросам, касающимся технических деталей, согласно свидетельствам Джона Перри, рекомендовалось советоваться с английскими мастерами, работавшими на верфи[2].

За чистовой отделкой линейного корабля был назначен следить компаньон Федосея Скляева, Лукьян Алексеевич Верещагин, который также ранее проходил обучение в Венеции. В феврале 1699 года Пётр I вернулся в Воронеж, и с этого момента «Гото Предестинация» возводилась под его пристальным надзором[2].

Воронежское адмиралтейство (начало XVIII века)

К началу весны 1700 года с целью централизации контроля над постройкой военных кораблей все верфи, расположенные в Воронеже и других городах по рекам Воронеж и Дон, были объединены в Адмиралтейство. Во главе этой новой структуры был поставлен Фёдор Матвеевич Апраксин[2].

В это же время завершался период строительства «Гото Предестинации» на стапелях. Однако из-за сильных морозов, царивших в южных областях, работы были временно прекращены. Но, несмотря на это, к первой половине апреля корабль был полностью подготовлен к спуску на воду. Из-за позднего разлива реки Воронеж мероприятие удалось осуществить только 27 апреля. Церемония спуска была организована с большой пышностью. На ней присутствовали царь, его сын Алексей и сестра Наталья, иностранные послы, многочисленные знатные особы из Москвы. Необычным было то, что некоторые бояре прибыли вместе со своими жёнами. Кроме того, на церемонии присутствовали также иностранные гости разных сословий, от высокопоставленных дворян до обычных мастеров. «Гото Предестинация» стала не только первым линейным российским кораблём, но и первым кораблём, построенным русскими судостроителями без участия иностранцев[4][2].

Название корабля

«Гото Предестинация» означает «Божье Предвидение», «Божье Провидение» или «Божье Предзнаменование». Название содержит в себе части сразу из двух языков: от нем. Gott — Бог, и лат. Praedestinatio — предвидение[5].

Такие имена очень любили давать кораблям в те времена. Считалось, что это поможет судну, поскольку люди верили, что от названия корабля зависело то, как сложится его судьба[5].

Конструирование корабля

«Гото Предестинация» на акварели Питера Бергмана

По всей видимости, замысел о создании этого 58-пушечного линейного корабля пришёл к Петру I в голову во время его пребывания в «Великом посольстве» в Англии, после изучения английской кораблестроительной школы. В отличие от голландской, она произвела на русского монарха очень большое впечатление. Он сам в одном из писем написал об этом, что навсегда остался бы простым плотником, если бы не учился у англичан. Однако, свои задумки Пётр I смог осуществить только спустя год, после возвращения домой в августе 1698 года[2].

«Гото Предестинация» на гравюре Питера Пикарта

В настоящее время большинство исследователей считают, что «Божье Предвидение» спроектировано на «английский манер». Свидетельством тому служат характерные особенности, свойственные исключительно британской традиции кораблестроения той эпохи. Это округлая кормовая часть, расположенная ниже гондека, форма рамных конструкций, сформированная посредством сегментов окружностей, так называемый «круглый спигель», а также специфическое расположение декоративных элементов. На это же обратил внимание в своём письме голландский мастер Клаас Поль, обучавший Петра I секретам судостроения, в котором благодарил монарха за присланные чертежи заложенного и построенного им корабля, отличающегося пропорциями, выполненными в английском стиле с круглым спигелем[2].Практически наверняка можно утверждать, что при создании «Гото Предестинации» император Пётр I опирался на проект 60-пушечного корабля IV ранга, доставленный из Англии. Однако было бы неверно утверждать о простом копировании иностранного образца. В отличие от английских корабелов, проектировавших судно без учёта ограничений по осадке, Пётр I был вынужден принимать во внимание малую глубину рек Воронежа и Дона, а также Азовского моря. Уменьшение осадки корабля почти в полтора раза повлекло за собой изменение всех его габаритов. Это, безусловно, повлияло на боевые возможности и конструктивные элементы корабля[2].

При проектировании «Гото Предестинации» был применён комплекс мер для максимального снижения веса корпуса. Длину корабля немного укоротили, установив облегчённые орудия меньшего размера. Ширину также пропорционально уменьшили. Вероятно, в допустимых пределах, облегчили элементы силового набора и обшивки[2].

Для компенсации частичной потери прочности корпуса было найдено достаточно нестандартное решение. Бархоуты имели более выраженную кривизну по сравнению с прогибом палуб. Таким образом, они играли роль своеобразных диагональных укреплений. В связи с тем, что линкор предназначался для действия в условиях мелководья, на нём внедрили ещё одно интересное новшество. В отличие от традиционного для европейского судостроения соединения киля и фальшкиля сквозными болтами, на «Гото Предестинации» фальшкиль крепился с помощью специальных крепёжных элементов. Такая конструкция позволяла при касании дна отделить фальшкиль без нарушения герметичности корпуса. В военно-морских силах других стран подобная инновация была внедрена лишь спустя почти полтора века. В Англии это произошло ближе к концу эпохи парусного флота[2][4].

Хотя при постройке корпуса первого российского линейного корабля за основу был взят английский подход, в устройстве мачт и парусов Пётр I отдал предпочтение голландским традициям. Об этом свидетельствуют увеличенная длина стеньг и рей, особая форма эзельгофтов, а также специфика такелажа[2].

«Гото Предестинация». Фрагмент кормы и боковой галереи корабля на чертеже Питера Бергмана

Описание корабля

Современники отмечали, что корпус «Божьего Предвидения» отличался пропорциональными размерами и обтекаемыми формами, особенно в носовой части, что обеспечивало кораблю лёгкое восхождение на волну. Кроме того, линкор считался одним из самых быстроходных кораблей Азовского флота. Особое впечатление вызывало пышное убранство «Гото Предестинации». Голландский путешественник Корнелиус де Бруин, побывавший в Воронеже в 1703 году, оставил запись о том, что один из военных кораблей, возведённый под руководством и по чертежам царя, выделялся среди остальных обилием декоративных элементов, а капитанская каюта была отделана ореховым деревом[2].

Резьба в стиле барокко щедро украшала борта судна. Ярко-красный цвет красовался на внутренней стороне крышек пушечных портов, в то время как снаружи они были декорированы золотыми венками. Внутреннее убранство «Гото Предестинации» также отличалось роскошью. Как отмечал один из очевидцев, корабль «блистал… всеми украшениями», а для отделки капитанской каюты использовалось ореховое дерево. Композиция кормового украшения, придуманная лично императором, гармонично перекликалась с названием корабля: коленопреклонённый апостол Пётр, за которым на фоне спокойного моря виднелись корабли, а в безоблачном небе парил голубь с миртовой ветвью в клюве. Аллегорическое значение этой сцены означало пророчество о превращении России под руководством Петра в могущественную морскую державу и стремление к скорейшему мирному завершению войны[4].

Несмотря на то, что весь декор был выполнен русскими мастерами, дизайн, скорее всего, был разработан иностранными специалистами. Об этом свидетельствуют как сюжеты аллегорий, так и европейские пропорции скульптур[2].

Служба

Первый русский линейный корабль «Гото Предестинация». Гравюра Адриана Шхонебека

В апреле 1702 года линкор был выведен в устье реки Воронеж и поставлен на якоря. В это время после подписания мирного договора в Стамбуле обстановка на юге России разрядилась, а Пётр I сосредоточился на подготовке к войне со Швецией. На новой стоянке корабль пробыл три года. Вспомнил о «Гото Предестинации» император в 1705 году, когда наметилось обострение отношений с Османской империей. В сентябре 1705 года линкор был установлен на камели. Тем не менее, благодаря энергичным усилиям российского посла в Стамбуле, Петра Андреевича Толстого, который не скупился на взятки для влиятельных турецких чиновников, напряжение спало, и «Гото Предестинация» осталась на своём месте[2].

Портрет Фёдора Матвеевича Апраксина

Спустя три года было принято решение перевести линкор в Азовское море. Для этой цели даже собрали команду, состоящую в основном из пленных шведских моряков, под руководством командора Кристиана Отто, также шведа по происхождению. Однако и в этот раз что-то помешало[2].

Из-за нового витка напряженности в отношениях с Османской империей «Гото Предестинация» под командованием капитана Стамати Камеры и с русским экипажем прибыла в Азов только в июне 1710 года. До весны 1711 года, несмотря на объявление Турцией войны в ноябре 1710 года, линкор продолжал стоять на камелях недалеко от крепости. Только в мае корабль переместили в Троицкий, а оттуда уже в июне — в Таганрог[2].

В конечном итоге, 27 июня (8 июля1711 года корабль с 58 пушками под началом капитана Нанинга, воспользовавшись меняющимся западным ветром, который увеличил уровень воды, был выведен на камелях на достаточную глубину для их снятия. Для обеспечения безопасности этой процедуры, корабль «Соединение» и шнява «Фалк» оставались под парусами в открытом море. Тем не менее, работы были приостановлены 29 июня, поскольку в связи с празднованием именин государя, Фёдор Матвеевич Апраксин, руководивший всеми морскими и сухопутными войсками в Азовском регионе, организовал большой праздник. В связи с этим 2 (13) июля 1711 года «Гото Предестинация», закончив своё первое плавание, вернулась в порт и присоединилась к эскадре вице-адмирала Крюйса[2].

23 июля по старому стилю Фёдор Матвеевич Апраксин отдал указ преследовать турецкие корабли, замеченные близ Таганрога. Однако из-за их оперативного отхода приказ был отменен. С этим эпизодом активная служба «Гото Предестинации» подошла к концу[2].

«Kapudâne-i Mosko» (1712—1718)

Крест на существовании русского флота в Азовском море поставила тяжёлая неудача армии Петра I в ходе рискованного Прутского похода. Избежав полного разгрома, Россия, тем не менее, была вынуждена принять крайне невыгодные условия мирного соглашения с Османской империей. Все приобретения, сделанные в ходе Азовских походов, были потеряны: Азов возвращался под контроль турок, а Таганрог подлежал полному уничтожению. Большая часть кораблей Азовской флотилии должна была быть продана или утилизирована. Исключение было сделано лишь для кораблей «Гото Предестинация», «Ластка» и «Шпага», судьбу которых царь надеялся решить, договорившись с султаном о проходе через проливы в Средиземное море. Перед самым отплытием «Шпагу» из-за её технического состояния заменили шнявами «Мункер» и «Лизет»[2].

Несмотря на это, турецкая сторона отклонила запрос о проходе русских судов. В конечном итоге, все четыре корабля были приобретены турками за 81 771 куруш, что составляло приблизительно 80 000 рублей. По утверждению Фёдора Матвеевича Апраксина, этой суммы было достаточно для финансирования строительства двух новых крупных кораблей[2].

«Гото Предестинация» достигла Стамбула 14 (25) апреля 1712 года. После завершения передачи линейного корабля турецкой стороне был произведён окончательный финансовый расчет, который был осуществлён англичанином Симсоном Андрисом[2].

Памятная монета Банка России «Корабль „Гото Предестинация“», реверс

Гибель

Почтовая марка 1993 года серии «Русские кораблестроители».

Судно было принято в османский флот под именем «Капудане-Московия». Вероятно, его артиллерию заменили на более мощную, что объясняет сокращение числа орудий до 44. Тем не менее, из-за непрочной конструкции и недостаточно сильного вооружения корабль не был введён в состав линейных сил флота[2].

После шести лет службы в Эгейском море, по окончании Морейской войны, состояние судна было признано неудовлетворительным для дальнейшего использования. После этого «Капудане-Московия» была продана на слом за 950 курушей[2].

Память

Памятная монета Банка России"Корабль «Гото Предестинация»", аверс.
Конверт «Гото Предестинация»

В 1993 году была выпущена серия марок, посвящённых 300-летию основания Русского флота. На одной из них изображён император Пётр I и корабль «Гото Предестинация»[6]. В ноябре 2010 года Центральный банк Российской Федерации в рамках серии, посвящённой истории российского военно-морского флота, выпустил 500 золотых монет номиналом 1000 рублей. На монетах было отчеканено рельефное изображение корабля «Гото Предестинация». Благодаря ограниченному количеству выпущенных экземпляров и высокому уровню детализации изображения, эти монеты стали одними из наиболее ценных, выпущенных Банком России. Приблизительная рыночная стоимость для коллекционеров составляет около 1 миллиона рублей[4]. На маркетплейсах представлены комплекты для самостоятельного создания модели «Гото Предестинации». В частности, московский завод игрушек «Огонёк» предлагает один из таких наборов, а компания «Моделист» выпускает более сложные и детализированные версии[4].

На Адмиралтейской площади города Воронежа воссоздана копия «Гото Предестинации». Корабль был спущен на воду в годовщину церемонии открытия исторического корабля — 8 мая 2014 года[4].

В 2015 году Почта России выпустила художественные маркированные конверты с изображением воронежского корабля-музея «Гото Предестинация». Выпуск был посвящён 315 годовщине спуска на воду первого русского линкора «Гото Предестинация»[7].

Современная копия «Гото Предестинации» у Адмиралтейской площади в Воронеже

Современная копия

Воссоздание петровского парусного судна стартовало по инициативе правительства Воронежской области. Соответствующее распоряжение было издано 15 сентября 2009 года. На начальном этапе команда экспертов, в которую вошли судостроители, историки, архивисты и сотрудники музеев, занималась разработкой проектной документации для будущего корабля[8].

В 2011 году Павловский судостроительно-ремонтный завод стал местом торжественной закладки реплики исторического корабля «Гото Предестинация». Металлические элементы нижней части судна были созданы умельцами Павловска, в то время как деревянная надстройка была произведена на Петрозаводской верфи в Карелии[9].

Корпус, разделённый на 58 частей, доставили для сборки в Воронеж. Там его вновь соединили над водой на уже готовой металлической основе. Эта конструкция, отбуксированная двумя буксирами по рекам Дон и Воронеж, прибыла в Воронежское водохранилище 25 июля 2013 года. Спустя три года обновлённый корабль был торжественно спущен на воду, что вдвое больше, чем понадобилось Петру I на постройку оригинальной «Гото Предестинации»[9].

Сейчас эта копия корабля находится у Успенского Адмиралтейского храма — там же, где три века назад началась история оригинала. В настоящее время на борту корабля расположен музей, посвящённый военно-морскому флоту[9].

Примечания

  1. Гото Предестинация. — Онлайн-версия Большой российской энциклопедии (новая). Дата обращения: 9 июля 2025.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 2,24 2,25 2,26 2,27 2,28 Александров А. «Гото Предестинация» первый линейный корабль русского флота. Моделист-конструктор (10 августа 2022). Дата обращения: 9 июля 2025.
  3. 3,0 3,1 Строительство кораблей для Азовского флота (1696–1711). Портал корабля-музея «Гото Предестинация». Дата обращения: 10 июля 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Гончарова Е. В море, на монете и на полке. 10 интересных фактов о воронежской «Гото Предестинации» – Новости Воронежа и Воронежской области – Вести Воронеж. Сетевое издание «Государственный Интернет-Канал «Россия» (8 мая 2024). Дата обращения: 9 июля 2025.
  5. 5,0 5,1 Мелякова Е. Настоящий корабль или огромный макет: чем на самом деле является «Гото Предестинация». Блокнот Воронеж (28 июня 2022). Дата обращения: 9 июля 2025.
  6. Марка почтовая. Петр Первый. Корабль «Гото Предестинация» 1993 г.. Архив исторических фотографий. Дата обращения: 12 июля 2025.
  7. Бесхмельницын Ю. «Почта России» выпустила конверты с воронежским линкором «Гото Предестинация». Сетевое издание РИА «Воронеж» (25 марта 2015). Дата обращения: 12 июля 2025.
  8. Реконструкция первого российского линейного корабля «Гото Предестинация» в Воронеже. Портал корабля-музея «Гото Предестинация». Дата обращения: 10 июля 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 Ковешникова Т. Легендарная «Гото Предестинация» появилась ровно 321 год назад. ООО ИД «Свободная пресса» (27 апреля 2021). Дата обращения: 9 июля 2025.

Ссылки