Военно-морской флот Российской Федерации
Военно-морской флот Российской Федерации | |
---|---|
Большая эмблема ВМФ | |
Годы существования |
7 мая 1992 — н. в. (в современном виде) |
Страна | Россия |
Подчинение | Министерство обороны |
Входит в | Вооружённые силы |
Тип | вид вооружённых сил |
Функция | военно-морские силы |
Численность | 150 000 чел. (2018)[1] |
Дислокация |
Санкт-Петербург (главный штаб ВМФ) |
Покровитель | Святитель Николай Чудотворец |
Девиз | С нами Бог и Андреевский флаг! |
Участие в |
Первая чеченская война, Вторая чеченская война, Война в Грузии (2008), Борьба с сомалийскими пиратами, Военная операция России в Сирии, Специальная военная операция |
Знаки отличия | |
Предшественник | ВМФ СССР |
Командиры | |
Действующий командир |
адмирал Александр Алексеевич Моисеев[2] |
Известные командиры | см. список |
Вое́нно-морско́й флот (ВМФ) — один из трёх видов вооружённых сил Российской Федерации. ВМФ РФ является преемником ВМФ СССР[3].
Цели и задачи[править]
Правительством Российской федерации на ВМФ возложены следующие задачи[4]:
- сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;
- защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;
- создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;
- обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;
- обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства[4].
История[править]
История[править]
Исторические предпосылки создания военно-морского флота России[править]
Создание военно-морского флота России связано с эпохой правления Петра I и является одним из самых значимых событий в истории государства. Петр I, взошедший на трон в конце XVII века, осознавал необходимость наличия мощного флота для защиты интересов России и укрепления её позиций на международной арене. Эти идеи стали основой для создания регулярного военно-морского флота, который бы способствовал расширению влияния России, в том числе в Чёрном и Балтийском морях[5].
Началом формирования военно-морского флота принято считать 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума официально утвердила создание регулярного военно-морского флота. В этот день Пётр I смог добиться важных шагов к становлению российской морской мощи. Первые корабли строились на Плещеевом озере, затем в Архангельске и Воронеже, что говорило о амбициозном подходе царя к развитию морского дела[6]. Пётр сочетал свои интересы к судостроению с внедрением моделей и технологий Западной Европы, что было новым и необычным для российского общества XVIII века[7].
Среди множества факторов, способствовавших созданию военно-морского флота, необходимо отметить экономическую отсталость страны. Для укрепления России требовалось не только развивать внутренние ресурсы, но и обеспечивать защиту обширных границ. Отсутствие доступа к незамерзающим морям также играло критически важную роль. В условиях постоянной угрозы со стороны окружающих государств и медленного технико-экономического прогресса, обеспечение обороноспособности стало необходимым шагом[8].
Не менее важным было и личное влечение Петра I к мореплаванию и судостроению. Его участие в строительстве первых кораблей стало примером преданности делу. Царь активно привлекал иностранных специалистов для усовершенствования технологий, создания новых моделей судов и организации учебных заведений, где обучали моряков и командиров[9]. На рубеже XVIII века Россия уже имела значительные морские силы: корабли начинали конкурировать с флотами других держав, таких как Швеция и Османская империя.
К 1725 году российский флот насчитывал около 130 парусных кораблей (36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 брандеров и 77 вспомогательных судов)[10]. Это свидетельствовало о том, что флот смог занять важное место в военно-стратегическом планировании государства. Принципиально важной составляющей стало освоение Чёрного моря, что позволило России не только укрепить свои позиции на юге, но и расширить торговлю и сферу влияния в регионе[11].
Понимание стратегической важности морского флота распространило активное строительство военных судов, что не раз становилось важнейшим фактором в ходе многочисленных войн, в которых принимала участие Россия. Каждый корабль представлял собой не только оружие, но и символ мощи империи, способный изменять расклад сил на мировой арене. С созданием флотилии возникло новое понимание безопасности и дипломатии, обеспечившее возможность России стать полностью интегрированной в международные морские маршруты и экономические связи[7].
Создание военно-морского флота стало настоящим культурным, экономическим и военно-политическим переворотом для России. Результаты деятельности Петра I в этой сфере ощущались не только в его время, но и продолжали влиять на стратегическую политику государства в последующие века. Таким образом, эпоха Петра I снизила барьеры, разделяющие Россию и международный морской рынок, и дала начало многим достижениям, которые закрепили за Россией статус одной из мировых морских держав[12].
Раннее развитие военно-морского флота России[править]
Военно-морской флот России начала своего формирования в конце XVII века, когда царь Петр I осознал важность морской силы для государства. Вдохновленный западноевропейскими образцами, он инициировал создание регулярного флота, начав строительство кораблей на внутренних водоемах. Так, первый этап разработки военно-морского флота можно связать с постройкой фрегатов на реке Дон и Плещеевом озере, что дало возможность России выйти на Балтику, где была сформирована первая флотилия[12].
В течение XVIII века Россия взяла курс на активное расширение своих возможностей на море. Адмиралтейство стало центром кораблестроения и флотоводства. Появление новых типов кораблей, таких как линейные корабли и фрегаты, позволило значительно усилить военно-морскую мощь государства. В это же время моры России, в частности Балтийское и Черное моря, стали полем для активных военных действий, что также способствовало созданию необходимой инфраструктуры для флота[13].
На протяжении следующего века интерес к морскому делу только возрастал. Важным шагом стало формирование флота на Чёрном море, что обеспечивало защиту южных границ[14]. Выдающиеся флотоводы этого времени внесли значительный вклад в развитие тактики и стратегии морских сражений. Успешные кампании против Османской империи закрепили за Россией статус сильной морской державы[15].
К концу XIX века военно-морской флот России достиг значительной степени готовности к ведению современных морских операций. Важнейшими событиями этого периода стали участие России в международных конфликтах и активное наращивание боевых мощностей. Это время характеризовалось откликами на вызовы, такие как старт эры броненосцев, когда традиционные парусные корабли уступили место новым технологическим достижениям. Построенный в 1903 году броненосец «Потемкин» стал символом перехода к современному флоту[9].
С началом XX века военно-морской флот России оказался вовлеченным в мировые конфликты, что поставило перед ним новые задачи. Первая мировая война стала испытанием для флота, показавшим его слабые и сильные стороны. Однако существовавшие проблемы, такие как недостаточная модернизация и организационные недостатки, стали очевидными, что отразилось на борьбе за морское господство во время войны[16].
Таким образом, раннее развитие военно-морского флота России стало основополагающим этапом в формировании мощной морской силы, что впоследствии оказало влияние на все последующие исторические события. Периоды интенсивного роста и модернизации задают тон развития флота, обеспечивая защиту национальных интересов и расширяя влияние России на мировой арене.
Кризисы и их влияние на военно-морской флот в XVIII веке[править]
В XVIII веке российский военно-морской флот переживал множество кризисов и трансформаций, вызванных изменениями в внешнеэкономической и политической обстановке, а также внутренними факторами. Актуальность морского дела для России значительно возросла после реформ Петра I, который стал инициатором создания регулярного флота. Он понимал, что без мощного военно-морского флота Россия не сможет занимать достойное место на международной арене. Период правления Петра I был отмечен активными военными действиями против Швеции, что существенно способствовало формированию основ военно-морской стратегии[16].
Не менее значительными были кризисы, с которыми столкнулся флот в ходе русско-турецких войн. Чесменское сражение 1770 года стало одной из ярких страниц военно-морской истории России, где российская эскадра под командованием адмирала Григория Спиридова одержала победу над османским флотом, что способствовало укреплению позиций России в Черном море и на Эгейской территории[17]. Однако не все сражения приносили успехи. Например, Второе Роченсальмское сражение в 1790 году завершилось для русского флота поражением и стало одним из наиболее ощутимых ударов по имиджу военно-морских сил России[18].
Одной из очевидных проблем, с которой столкнулся флот в это время, были финансовые трудности. Поддержание и развитие флота требовало значительных бюджетных затрат, которые нередко становились непосильной ношей для государственного бюджета. Впереди уже маячили Наполеоновские войны, что также ставило перед российским флотом значительные вызовы. На фоне финансовых трудностей происходила необходимость в реформировании структуры морского командования, которое должно было адаптироваться к новым реалиям и масштабам боевых действий. Например, в начале XIX века было образовано Министерство военно-морских сил, что позволило более эффективно управлять флотом[19].
Кризисы также обострили необходимость модернизации и технического перевооружения флота. К примеру, изменения в боевых тактиках потребовали обновления класса военных кораблей. Принятые в конце XVIII века решения о строительстве более мощных и маневренных кораблей стали основой для будущих успехов в боях, однако их реализация часто упиралась в долгую бюрократическую процедуру и недостаток ресурсов[20].
Морская стратегия России также претерпела изменения, что сослужило хорошую службу в сложной международной обстановке. Параллельно с этим стала развиваться концепция военно-морского флота как инструмента внешней политики, что отразилось на участии России в различных коалициях и конфликтах. Флот стал активным участником дипломатических игр, где его мощь и готовность влияли на многие важные решения.
В целом, XVIII век для российского флота стал временем противоречий. Он развивался в условиях острого кризиса, столкнувшись с множеством трудностей — от внутренних реформ до международных конфликтов. Тем не менее, именно этот период закладывал основы для дальнейшего преобразования ВМФ России[13]. На протяжении века военно-морской флот не только научился эффективно противостоять вызовам времени, но и стал важным элементом военно-политической стратегии государства. Российский флот, выстраивался как мощная мощь, готовая выстоять в борьбе за свои национальные интересы и авторитет на мировой арене[13].
Реформы и модернизация сухопутного корабля в XIX веке[править]
Реформы, начавшиеся в военно-морском флоте России во второй половине XIX века, были продиктованы необходимостью повышения боеспособности и эффективности флота, которые были поставлены под сомнение после Крымской войны (1853—1856). Эта война продемонстрировала критические недостатки как в техническом оснащении, так и в управлении флотом. В результате стало очевидно, что нужны не только изменения в технологии, но и серьёзные реформы в системах управления и подготовки кадров[13].
Крупные изменения начались с создания новых центральных органов управления флотом, что позволило наладить более эффективный контроль и организацию деятельности [14]. Великий князь Константин Николаевич, назначенный главой Морского министерства, стал ключевым фигурантом этих преобразований. Его централизация власти в области морского дела и предоставление полномочий на самостоятельные распоряжения открыли новую главу в истории российского военно-морского флота. Данный период отметился не только административными реформами, но и глубокими изменениями в военно-морской технике. Произошло значительное перевооружение флота современными кораблями. Важной задачей стал пересмотр тактико-технических характеристик судов, чтобы они соответствовали быстро развивающимся требованиям военного времени[21].
Также реформы затронули финансовые аспекты, связанное со строительством новых кораблей и обновлением инфраструктуры портов. Упрощение процедур получения финансирования и более гибкое распределение средств позволили ускорить строительство и модернизацию кораблей[22]. Одним из замечательных примеров этой эпохи является переход от парусного флота к паровому, что открыло новые горизонты для маневренности и скорости современных военных операций[23].
Стоит отметить, что наряду с военно-морскими реформами, аналогичные изменения происходили и в сухопутных войсках. Изучение данной динамики подсказало, что преобразования армии и флота были взаимосвязаны с целью создания цельной оборонной системы России. Все это происходило на фоне глобального изменения в военно-техническом оснащении, которое требовало быструю реакцию на вызовы времени.
Несмотря на значительные шаги вперед, проводимые в рамках реформ, не все задуманные идеи нашли реализацию. Некоторые реформы оказались неудачными, как, например, попытки модернизации Балтии и Черноморского флотов, что привело к различным внутренним конфликтам и осложнило усилия по созданию эффективной системы управления флотом. В 1824 году в результате разрушительного наводнения Балтийский флот понес тяжелые потери, что отметило собой один из наиболее критических моментов в его истории, заставив руководство пересмотреть многие аспекты своей стратегии[24].
В новом контексте актуальными стали разработка системы подготовки кадров, формирование командного состава, а также внедрение более эффективных методов управления и эксплуатации кораблей. Появление новых классов судов, таких как броненосцы и миноносцы, требовало качественно новой подготовки офицеров и морского персонала. В связи с этим, одним из важных направлений реформ явилось создание военно-морских училищ и академий (были открыты военно-морская академия (1877), артиллерийский (1878) и минный офицерский класс (1874), морской корпус реорганизован в морское училище), которые должны были обеспечить высококлассную подготовку нового поколения моряков[25].
Все эти изменения положили начало новому этапу в развитии военно-морского флота России и обозначили переход к более профессиональному управлению и эксплуатации военно-морских сил. В конечном итоге, реформы, проведенные в эту эпоху, стали основой для дальнейших успехов российского флота в следующих конфликтах и морских операциях, а также сыграли важную роль в формировании его современного облика[13].
Реформы были не просто направлены на восстановление флота после тяжёлых утрат, но также стали основой для осознания необходимости более широких изменений в вопросах национальной безопасности и стратегического планирования. В результате этих реформ российский военно-морской флот смог адаптироваться к новым условиям войны и технологии, избегая ошибок предыдущих поколений и извлекая уроки из опыта, полученного в огне войны.
Первые мировые конфликты XX века и их влияние на ВМФ[править]
В начале XX века военно-морской флот России столкнулся с новыми вызовами, связанными с международной обстановкой и внутренними политическими кризисами. После смерти Петра I состояние флота значительно ухудшилось, особенно в 1726 году, когда было построено всего 54 корабля; период с 1727 по 1730 год стал практически безрезультатным в плане пополнения флота. Долгое время Россия оставалась в тени мощных военно-морских держав, таких как Британия и Франция, что наложило отпечаток на её стратегические амбиции.
Крымская война (1853—1856) стала одним из первых крупных конфликтов, в котором российский флот был поставлен в тяжёлые условия, столкнувшись с объединёнными силами Британии, Франции и Турции. Значительные неудачи, такие как блокада Севастополя, оказали огромное влияние на военно-морскую стратегию страны и привели к необходимости глубокой реформы флота[21]. Впоследствии, усваивая уроки этой войны, Россия начала активно модернизировать свой военно-морской флот, что стало особенно актуально накануне Первой мировой войны.
Первая мировая война (1914—1918) во многом определила судьбу российского флота, который столкнулся с новыми вызовами и угрозами на море. Операции на Чёрном и Балтийском морях не принесли ожидаемых успехов. Блокада Чёрного моря со стороны германских кораблей и обострение классовых конфликтов внутри общества затрудняли работу флота[26]. Изменение стратегической обстановки, вызванное успехами противника, вынуждало российских моряков принимать новые тактические решения, что, в свою очередь, влияло на исход морских сражений.
Конец 1917 года и последующие события Гражданской войны (1917—1922) стали переломными для Российского военно-морского флота. Эмиграция офицеров, уход со службы многих моряков и общественное недовольство привели к резкому падению морального духа и боеспособности флота. Гражданская война потребовала от флота выполнения новых задач, связанных с защитой территориальных вод и поддержкой действий сухопутных войск[26].
После установления советской власти ВМФ был восстановлен, но его репутация и боеспособность долгое время вызывали сомнения. В условиях Великой Отечественной войны (1941—1945) флот вновь оказался на передовой. В начале войны для него был характерен высокий уровень готовности. 19 июня 1941 года была объявлена первая степень готовности для ВМФ, что позволило значительно повысить скорость реакции на угрозы [20]. Однако его роль часто подвергалась критике, особенно после событий в Таллине, когда потеря кораблей от действий противника продемонстрировала слабость советского флота в условиях новой войны.
Несмотря на это, российский флот в ходе Второй мировой войны продемонстрировал свою значимость. Успехи в обеспечении стратегических операций, таких как эвакуация из окруженных портов и деятельность Торгового флота, стали важными пунктами в успехах Красной Армии. Например, несмотря на противоречивую тактику, флот эффективно использовал подводные лодки и авиацию для нанесения ударов по флоту противника, что привело к ряду значимых побед в важных морских сражениях.
Анализируя события того времени, можно отметить, что военно-морской флот России, несмотря на обстоятельства и трудности, сумел адаптироваться к новым условиям и стать важной частью военной машины страны, как в Первой мировой, так и в Великой Отечественной войне. История флота на протяжении этих конфликтов продемонстрировала его ключевую роль в защите интересов России на море и в обеспечении морской безопасности.
Послевоенное восстановление и развитие ВМФ[править]
После окончания Великой Отечественной войны военно-морской флот СССР столкнулся с необходимостью срочной модернизации и восстановления. В результате войны численность личного состава и техники существенно сократилась. В первые послевоенные годы руководство страны приняло решение о серьёзной программе обновления флота, которая включала как строительство новых кораблей, так и восстановление уже существующих. Важнейшие задачи заключались в том, чтобы не только восстановить утраченные мощности, но и укрепить позицию страны в условиях глобального противостояния с Западом.
В процессе восстановления ВМФ СССР проявились тенденции к эволюции его структуры. Переход от прибрежного флота к океанскому сопровождался разработкой новых типов кораблей, таких как атомные подводные лодки и ракетные крейсеры. Эти изменения происходили на фоне обострения международной обстановки, связанной с началом холодной войны. Важно отметить, что развитие ВМФ проходило на фоне финансовых и технологических вызовов, требовавших от страны мобилизации всех ресурсов для поддержания военно-морских возможностей.
Общие тенденции в восстановлении флота были направлены на улучшение не только количественных, но и качественных характеристик. В ходе восстановления флот получил значительное количество новых судов, что было важно для повышения его боеспособности. Одним из приоритетов стало строительство атомных подводных лодок, которые обеспечивали высокую автономность и скрытность действий. Ракетные крейсеры также занимали значительное место в силу того, что они стали важными элементами стратегического сдерживания.
К 1947 году началась реализация масштабной программы по строительству различных классов судов. Были восстановлены линкоры, эсминцы и подводные лодки, хотя это требовало много времени и инвестиций, так как большая часть военно-морского флота нуждалась в восстановлении после боевых действий. Необходимость в обновлении касалась не только боевых кораблей, но и вспомогательных судов, таких как буксиры и судна снабжения. В условиях острого дефицита бюджета и ресурсов эта задача представляла собой настоящую сложность.
Также особое внимание уделялось модернизации технологической базы. Были разработаны инновационные технологии, такие как ядерная энергетика, что значительно повысило оперативные возможности флота. Атомные подводные лодки стали важным элементом стратегической и тактической мощи, что обеспечивало Советскому Союзу преимущество в глобальном противостоянии.
Важная роль в восстановлении ВМФ была отведена научным исследованиям и разработкам. Инженеры и учёные работали над созданием новых систем вооружения, которые позволяли существенно улучшить боевые характеристики кораблей. Эти улучшения повлияли на способность флота выполнять поставленные задачи в новом стратегическом контексте и обеспечивали ему достойное место среди мировых военно-морских флетов.
Современная структура и состояние ВМФ России[править]
Военно-морской флот России в современности представляет собой многоуровневую и многофункциональную структуру, которая включает в себя четыре основных флота: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский, а также Каспийскую флотилию. Эти объединения выполняют важные задачи по обеспечению безопасности и защите национальных интересов Российской Федерации на морских и океанских театрах. Так, каждый флот имеет свои уникальные особенности и задачи, которые обусловлены географическими и стратегическими реалиями.
На текущий момент основным флагманом является тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который был спущен на воду в 1985 году и остается единственным авианосцем в составе ВМФ России. Этот корабль стал символом российского военно-морского флота и одной из ключевых единиц, играющих важную роль в обеспечении морской мощи страны. Несмотря на его возраст, «Адмирал Кузнецов» продолжает служить и модернизироваться, что позволяет ему сохранять боеспособность в современных условиях.
Согласно планам, до 2024 года военно-морской флот России должен пополниться 40 новыми кораблями, среди которых будут 12 надводных кораблей и четыре подводные лодки. Данная программа отражает стремление российских властей к восстановлению и модернизации флотских сил. В рамках проекта «Основа-2030» акцентируется внимание на важности развития военно-морских сил, особенно с учётом обострения мировой военно-политической обстановки.
В 2023 году ВМФ получил малый ракетный корабль «Циклон», что было значимым событием, так как это первый корабль, построенный на Керченском судостроительном заводе за последние 25 лет. Это подчеркивает не только процесс обновления военно-морского флота, но и необходимость стимула для отечественного судостроения, которое требует внедрения новых технологий и подходов.
Современная структура ВМФ также гибко адаптируется к вызовам времени. Например, опыт современных конфликтов показал важность быстрого реагирования и мобильности флота, что требует новых подходов к подготовке экипажей и организации взаимодействия различных типов сил. В ответ на эти вызовы, ВМФ развивает программы натренированности и учений, что способствует повышению оперативной готовности флота в условиях изменяющейся угрозы.
Однако с точки зрения материально-технического обеспечения, флот сталкивается с определёнными вызовами. На фоне устаревшего наследия советской эпохи необходимы значительные инвестиции в новые технологии и корабли, которые соответствовали бы современным вызовам. Важно отметить, что преобразования внутри военно-морского флота не только касаются обновления технической базы, но и требуют комплексного подхода к кадровой политике и подготовке специалистов.
Кроме того, незаменимой частью стратегии ВМФ России является его способность к стратегической сдерживанию. Военные аналитики подчеркивают, что существование современного и боеспособного флота является важнейшим фактором, способствующим стабильности в региональной и глобальной политике, что выделяет ВМФ как одну из приоритетных областей государственной политики. В частности, военно-морские силы должны гарантировать неприкосновенность внешних границ и защиту интересов Российской Федерации на морских просторах.
Объединения ВМФ[править]
Оперативно-стратегическими объединениями Военно-морского флота являются:
- Балтийский флот[27] (штаб — в г. Калининград), входит в состав Западного военного округа;
- Северный флот[28] (штаб — в г. Североморск), входит в состав Объединённого стратегического командования «Северный флот»;
- Черноморский флот[29] (штаб — в г. Севастополь), входит в состав Южного военного округа;
- Каспийская флотилия[30] (штаб — в г. Астрахань), входит в состав Южного военного округа;
- Тихоокеанский флот[31] (штаб — в г. Владивосток), входит в состав Восточного военного округа.
Формирования СпН ВМФ[править]
Отряды специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами:
- 102-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 27203 (г. Севастополь)
- 136-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 75976 (г. Новороссийск)
- 101-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС (Петропавловск-Камчатский)
- 137-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 72969 (г. Махачкала)
- 159-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 87200 (бухта Разбойник)
- 311-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 59048 (г. Петропавловск-Камчатский)
- 313-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 10742 (г. Балтийск)
- 473-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 39080 (г. Кронштадт)
- 152-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 13106 (г. Полярный)
- 140-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 69068 (Видяево)
- 160-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 09619 (г. Мурманск)
- 269-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 30853 (п. Гаджиево)
- 153-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС (Гремиха)
Командование[править]
- Главнокомандующий ВМФ
- адмирал Александр Алексеевич Моисеев (с 02.04.2024).
- Начальник Главного штаба — первый заместитель Главнокомандующего ВМФ
- адмирал Владимир Львович Касатонов (с 2024)
- Заместители Главнокомандующего ВМФ
- вице-адмирал Владимир Михайлович Воробьёв (с 2024),
- вице-адмирал Игорь Тимербулатович Мухаметшин (с 2019, курирует кораблестроение),
- генерал-лейтенант Виктор Борисович Астапов (с 2019, курирует береговые войска)
- контр-адмирал Владислав Валерьевич Павлов (курирует военно-политическую работу).
Список главнокомандующих ВМФ[править]
- 1992—1997 — Феликс Николаевич Громов (адмирал (до 1996), адмирал флота);
- 1997—2005 — Владимир Иванович Куроедов (адмирал (до 2000), адмирал флота);
- 2005—2007 — Владимир Васильевич Масорин (адмирал (до 2006), адмирал флота);
- 2007—2012 — Владимир Сергеевич Высоцкий (адмирал);
- 2012—2016 — Виктор Викторович Чирков (адмирал)[32];
- 2016—2019 — Владимир Иванович Королёв (адмирал)[33].
- 2019—2024 — Николай Анатольевич Евменов (адмирал)[2]
- 2024 — н.в. — Александр Алексеевич Моисеев (адмирал)[2][34]
Список начальников Главного штаба — первых заместителей главнокомандующего ВМФ[править]
- 1992—1996 — Валентин Егорович Селиванов (адмирал);
- 1996—1997 — Игорь Николаевич Хмельнов — (адмирал);
- 1997 — Владимир Иванович Куроедов (адмирал);
- 1998—2005 — Виктор Андреевич Кравченко (адмирал);
- 2005 — Владимир Васильевич Масорин (адмирал);
- 2005—2009 — Михаил Леопольдович Абрамов (адмирал);
- 2009—2015 — Александр Аркадьевич Татаринов (адмирал);
- 2015—2019 — Андрей Ольгертович Воложинский (вице-адмирал);
- 2019—2021 — Александр Викторович Витко (адмирал);
- 2021—2024 — Александр Михайлович Носатов (адмирал);
- 2024 — н. в. — Владимир Львович Касатонов (адмирал).
Базы и пункты базирования ВМФ[править]
Северный флот[править]
штаб:
Пункты базирования:
Военно-морские базы (ВМБ):
- Беломорская военно-морская база г. Северодвинск.
Тихоокеанский флот[править]
штаб:
Пункты базирования:
Черноморский флот[править]
штаб:
Пункты базирования:
Военно-морские базы (ВМБ):
Балтийский флот[править]
штаб:
Пункты базирования:
Военно-морские базы (ВМБ):
Каспийская флотилия[править]
штаб:
Пункты базирования:
Зарубежные[править]
- Действующие
- Постоянное оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море. Межфлотское оперативное соединение ВМФ создано в сентябре 2013 года для выполнения задач в Средиземноморском регионе (возле берегов Сирии). Включает от 10 до 20 кораблей и судов в зависимости от напряжённости ситуации и увеличения круга задач.
- ПМТО Тартус (Сирия) на Средиземном море.
- В планах
- ПМТО в Судане (Республика Судан) на Красном море. По проекту численность российского контингента в новом пункте МТО не будет превышать 300 человек, а количество кораблей, одновременно находящихся в пункте, не должно превышать четырёх[36][37][38][39][40].
- Очамчира (Абхазия) на Чёрном море — планируется базирование ракетных катеров типа «Молния»[41][42], на 2012 год базируется дивизион береговой охраны Пограничной службы ФСБ России из 4 пограничных сторожевых катеров проектов «Соболь» и «Мангуст».
В 2010 году в Министерстве обороны Российской Федерации были планы иметь в будущем пункты материально-технического обеспечения на Ближнем Востоке не только в Тартусе, но и на острове Сокотра (Йемен) и в порту Триполи (Ливия). ПМТО на острове Сокотра (ранее там был ПМТО ВМФ СССР) нужен для обеспечения безопасности плавания российских гражданских судов боевыми кораблями в Аравийском море и Аденском заливе. ПМТО в Тартусе и Триполи — для контроля и оперативного реагирования на обстановку во взрывоопасном регионе Ближнего и Среднего Востока[43]. Однако ввиду политической обстановки в указанных странах (восстание в Йемене, а особенно гражданская война в Ливии) эти планы вряд ли осуществимы в обозримом будущем.
После завершившихся в октябре 2013 года переговоров России и Вьетнама планировалось, что у России появится военно-морская база в этой стране. Документы о строительстве этой базы были подписаны в декабре 2013 года[44]; однако в 2016 году Вьетнам дезавуировал эти планы[45].
Награды[править]
26 июля 2020 года (в День Военно-Морского Флота) в здании Адмиралтейства состоялась торжественная церемония вручения Корабельной чаши Главному командованию ВМФ[46].
Учебные заведения ВМФ РФ[править]
- Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (имеет в своём составе головной вуз и 9 институтов и филиалов);
- Корпус Петра I военно-морской институт (Санкт-Петербург);
- Военно-морской политехнический институт (Санкт-Петербург);
- Военно-морской институт радиоэлектроники имени А. С. Попова (Санкт-Петербург);
- Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова;
- Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова;
- Нахимовское военно-морское училище (Санкт-Петербург),
- Филиал Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище),
- Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище),
- Филиал Нахимовского военно-морского училища (Мурманское Нахимовское военно-морское училище).
- Кронштадтский морской кадетский военный корпус.
- Объединённый учебный центр ВМФ России (включает 8 филиалов в Санкт-Петербурге, Севастополе, Северодвинске и Владивостоке; на 2017 год ведёт подготовку младших специалистов по 54 военно-учётным специальностям)[47].
- Учебный центр подготовки экипажей подводных лодок ВМФ России (Сосновый Бор, Ленинградская область).
- Учебные военные центры в системе военного образования Минобороны России (действуют при нескольких государственных гражданских вузах).
См. также[править]
- Андреевский флаг
- Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России
- Руководители флота СССР и России
- Корабли и суда обеспечения ВМФ России и СССР
Примечания[править]
- Комментарии
- Источники
- ↑ The International Institute for Strategic Studies (IISS). раздел «Russia» // «The Miltary Balance». — Абингдон: Routledge, 2018. — С. 195. — 520 с. — ISBN 978-1857439557.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Командующий Северным флотом назначен врио главкома ВМФ. Адмирала Евменова в Адмиралтействе уже не ждут . ФОНТАНКА.ру - новости Санкт-Петербурга (10 марта 2024). Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 10 марта 2024 года.
- ↑ Коллектив авторов. статья «Военно-морской флот» // Военная энциклопедия / Под ред. П.В. Грачёв. — М.: Воениздат, 1994. — Т. 2. — С. 174. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-00299-1.
- ↑ 4,0 4,1 Военно-Морской Флот : Министерство обороны РФ . Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 21 декабря 2014 года.
- ↑ Политика Петра 1 по созданию военно-морского флота - Студенческий научный форум . scienceforum.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Создание военно-морского флота при Петре 1 . Образовака. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 От потешного флота до мощных фрегатов: создание Петром морской державы . РИА "Новости".
- ↑ Предпосылки к созданию флота .
- ↑ 9,0 9,1 С чего начиналось создание отечественного военного флота и почему мы отсчитываем его историю от эпохи Петра .
- ↑ Флот России. Российский Императорский флот. Список статей и справочные данные. Бета-версия. .
- ↑ Aleksey Petrovich Golikov. A. L. Myasnikov - glavnyy terapevt Voenno-Morskogo Flota Rossii i ego rol' v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. // Russian Medicine. — 2010-10-15. — Т. 16, вып. 5. — С. 53–55. — ISSN 2412-9100. — doi:10.17816/rmj37872.
- ↑ 12,0 12,1 Пётр I как создатель Военно-морского флота России .
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 История флота России . flot.projects.mintrans.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Поднять паруса: как Россия обрела Черноморский флот . Известия.
- ↑ Развитие российского флота . spravochnick.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 16,0 16,1 Военно-Морской Флот .
- ↑ 240 лет битве за Чесму .
- ↑ Разгром русского флота во Втором Роченсальмском сражении .
- ↑ Учреждение министерства военных морских сил . arhiv-history.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Русский флот на Тихом океане с XVIII века до 1904 года / О. Р. Айрапетов | OSTKRAFT . ostkraft.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 21,0 21,1 Реформа флота великого князя Константина Николаевича .
- ↑ Преобразования армии и флота Российской империи в контексте военных реформ второй половины XIX века. Курсовая работа (т). История. 2012-07-09 . www.bibliofond.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ User, Super Паровое кораблестроение в России (неопр.). История России и всего человечества. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ nosikot, Пишет nosikotnosikot 195 лет назад Балтийский флот потерпел свое крупнейшее поражение. Конец русского парусного флота . nosikot.livejournal.com. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Военная реформа в России . www.randewy.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 26,0 26,1 Военные действия на Черном море - Первая мировая война (1915) . Вымпел-В. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Балтийский флот . Архивировано 15 августа 2012 года. на сайте МО РФ
- ↑ Северный флот на сайте МО РФ Архивная копия от 15 августа 2012 на Wayback Machine
- ↑ Черноморский флот . Архивировано 15 августа 2012 года. на сайте МО РФ
- ↑ Каспийская флотилия . Архивировано 15 августа 2012 года. на сайте МО РФ
- ↑ Тихоокеанский флот . Архивировано 15 августа 2012 года. на сайте МО РФ
- ↑ с ноября 2015 года находится в отпуске по болезни
- ↑ Королев Владимир Иванович : Министерство обороны Российской Федерации . Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 8 апреля 2016 года.
- ↑ Министр обороны РФ представил новых должностных лиц командования ВМФ
- ↑ Шамиль Хайруллин. С выходом на оперативный простор. Каспийская флотилия встречает своё 298-летие в новом пункте базирования на территории Республики Дагестан . Красная Звезда (13 ноября 2020). Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 27 июля 2021 года.
- ↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2020 № 1790 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Судан о создании пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации на территории Республики Судан» . Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 13 ноября 2020 года.
- ↑ В Минобороны рассказали, зачем России военный объект в Судане . Архивировано 24 октября 2021 года. … cоздание нецелесообразно, считает эксперт . Архивировано 24 октября 2021 года. // РИА Новости, 27.12.2020
- ↑ Судан заморозил соглашение о создании российской военной базы, пишут СМИ . Архивировано 24 октября 2021 года. … Посольство РФ опровергло приостановку соглашения о базе ВМФ в Судане . Архивировано 24 октября 2021 года. // 28-29 апреля 2021
- ↑ В Судане пока не готовы ратифицировать создание военной базы России . Архивировано 24 октября 2021 года. // Газета.ru, 22 сентября 2021
- ↑ Интересы России в Судане попали в зону турбулентности . Архивировано 24 октября 2021 года. [1] Архивная копия от 24 октября 2021 на Wayback Machine // НГ, 19.10.2021
- ↑ Зачем Очамчире глубоководный порт? . Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Россия может разместить ракетные комплексы в Абхазии и Южной Осетии . Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 10 июля 2012 года.
- ↑ Россия в 2011 году завершит основные работы по модернизации ПМТО ВМФ в сирийском порту Тартус . Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 22 января 2013 года.
- ↑ Россия получит во Вьетнаме базу ПМТО — аналогичную сирийской . Архивировано 13 ноября 2014 года. / /maxpark.com
- ↑ Вьетнам лишил Россию надежд на размещение военной базы . Архивировано 28 ноября 2016 года. // Lenta.ru
- ↑ Ирина Егорова. Герасимов вручил Корабельную чашу главкому ВМФ РФ . Телеканал «Звезда» (26 июля 2020). Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 21 сентября 2022 года.
- ↑ Объединенный учебный центр ВМФ России за зимний период обучения подготовил для флота более 3000 специалистов . Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 5 августа 2017 года.
Литература[править]
- Боевая летопись русского флота / Автор-составитель АН СССР. — Москва, 1948.
- Подводные силы России на службе Отечеству. История и современность / Автор-составитель С. П. Сирый. — Санкт-Петербург, 2006.
- Три века Российского флота: В 3 томах. / Под редакцией И. В. Касатонова. — СПб.: «LOGOS», 1996
Ссылки[править]
- Страница ВМФ на официальном веб-сайте Министерства обороны Российской Федерации
- flot.com — Портал о ВМФ России
- Труды по истории флота . РГАВМФ. Дата обращения: 24 ноября 2024. Архивировано 5 марта 2016 года.
- История военного флота России от допетровских времён до современных дней на rusnavy.ru
- Военно-морской флот России. Корабельный состав — 2011 — Инфографика РИА Новости
- Военно-морской флот России. Корабельный состав — 2012 — Инфографика РИА Новости
- Весь российский флот // «Коммерсантъ-Власть» № 7(760), 25 февраля 2008