Чуров, Евгений Петрович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Евгений Петрович Чуров
Чуров, Евгений Петрович.jpg
Дата рождения 1 февраля 1918(1918-02-01)
Место рождения село Верхне-Троицкое,
Белебеевский кантон,
Уфимская губерния, РСФСР
Дата смерти 11 февраля 1981(1981-02-11) (63 года)
Место смерти Ленинград
Страна  РСФСР
 СССР
Научная сфера математика гидрография военно-морская наука
Место работы Военно-морская Академия кораблестроения и вооружения имени А. Н. Крылова
Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии

Евге́ний Петро́вич Чу́ров (1 февраля 1918 года, село Верхне-Троицкое, Белебеевский кантон, Уфимская губерния — 11 февраля 1981 года, Ленинград[1]) — доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга, основоположник теории космических систем навигации, основатель кафедры теории систем управления факультета прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова (ЛГУ, в настоящее время Санкт-Петербургский государственный университет)[2]. Создатель научной школы по организации и применению космических систем для навигационно-гидрографического обеспечения действий Военно-морского флота (ВМФ)[3]. Его работы легли в основу создания спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС[4]. В годы Великой Отечественной войны принимал участие в прокладке на Ладожском озере «Дороги жизни» к блокадному Ленинграду[5][6].

Ранние годы

Евгений Петрович Чуров родился 1 февраля 1918 года в селе Верхне-Троицкое Белебеевского кантона Уфимской губернии (ныне село Верхнетроицкое Туймазинского района Республики Башкортостан). Его отец, ветеринарный врач, погиб в 1919 году на службе в Красной Армии. Мать, сельская учительница начальных классов, умерла в 1929 году. Евгений Петрович Чуров воспитывался в детских домах и в семье родственников матери[2].

Образование

Осенью 1925 года пошел учиться в сельскую школу. С 1929 по 1931 год учился в школе колхозной молодежи, а затем сельхозтехникуме. В 1932 году был переведён в Аксёновский сельхозтехникум имени КИМа (Коммунистический интернационал молодежи) Башкирской АССР), который закончил с отличием[2][7].

До июня 1936 года работал зоотехником, получив звание ударника сельскохозяйственного производства. Евгений Петрович Чуров продолжил обучение в заочном Молодёжном институте города Горького (ныне Нижний Новгород).

20 июля 1936 года он поступил на первый курс Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе в Ленинграде. В октябре 1939 года был переведен во вновь организованное Высшее Военно-морское гидрографическое училище имени Г. К. Орджоникидзе. В 1940 году Е. Чуров с отличием закончил училище, получив специальность военно-морского гидрографа и звание лейтенанта.

Служба на Балтийском флоте

Начал службу на Ладожском озере. 3 июля 1940 года Е. Чуров был назначен начальником гидрографической партии 3 разряда Озёрного района Гидрографической службы Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), где занимался проводкой боевых кораблей из Ленинграда в Белое море по внутренним водным путям[8]. Проводил исследование шхер Ладожского озера. Результаты в дальнейшем использовались в боевых действиях Ладожской военной флотилии.

Занимал должности:

Участие в Великой Отечественной войне

Дорога жизни. Схема путей доставки грузов в блокадный Ленинград. Сентябрь-декабрь 1941 года — для водного маршрута через Ладожское озеро. Конец ноября-декабрь — для автотранспорта.

Евгений Петрович Чуров воевал на Ленинградском фронте в составе Ладожской военной флотилии Краснознаменного Балтийского флота и Каспийской военной флотилии[9].

Во время Великой Отечественной войны участвовал в высадке и эвакуации десанта на острова Ладожского озера, проводке конвоев, руководил работами по сооружению временных пристаней и причалов, составлял навигационно-артиллерийские карты, организовывал операции разведывательных групп, обеспечивал поисковые операции катеров.

Осенью 1941 года Чурову поручили работы по обустройству военного контролируемого фарватера, который обычно прокладывался вблизи своих берегов в зоне действия мощной береговой артиллерии. Для обеспечения безопасного судоходства гидрографическая служба устанавливала на воде буи и вехи, а также возводила на берегах и островах световые и радиомаяки, створные знаки. На берегу создавалась сложная система ориентиров[2]. Благодаря этой работе 29 сентября 1941 года была введена в эксплуатацию первая артерия «Дороги жизни».

С 15 по 17 ноября 1941 года им была произведена разведка льда Ладожского озера. Собранные сведения послужили основой для оборудования в осажденный Ленинград ледовой трассы «Дорога жизни»[10].

Через каждый километр мы пробивали лунку и измеряли толщину льда. Через два километра ставили вешку. Определяли координаты. Расчёты грузоподъёмности показали, что в ближайшие дни можно будет уже начать перевозку хлеба на лошадях подводами примерно по 10-12 мешков на подводу. К первому декабря по нашему прогнозу можно было открыть движение на автомобилях по этой трассе. На основании этих материалов, как записано в отчетах, Военный совет Ленинградского фронта принял решение об прокладке дороги, ледовой трассы, которая впоследствии стала «Дорога жизни» называться.

В военные годы овладел множеством военно-морских специальностей и успешно справлялся с возложенными на него задачами. В ноябре 1942 года за оборудование «Дороги жизни» лейтенанта Чурова Е. П. наградили орденом Красной Звезды.

Евгений Петрович проявил немало и других образцов героизма, за что был награжден двумя орденами Красного Знамени и еще одним орденом Красной Звезды, несколькими медалями. Во время боёв получил три ранения, в том числе — одно тяжёлое. 22 сентября 1944 года Е. П. Чуров получил Орден Красного Знамени[9][6].

Академическая деятельность

В октябре 1945 года был слушателем гидрографического факультета Военно-морской Академии кораблестроения и вооружения имени А. Н. Крылова. Обучение там закончил с отличием, золотой медалью и занесением на мраморную доску в 1950 году.

С 1950 по 1952 год — адъюнкт академии.

С 1952 по 1953 год — преподаватель кафедры гидрографии.

С 1953 по 1963 год — старший преподаватель кафедры военной гидрографии.

С 1963 по 1972 год — начальник созданной по его предложению кафедры космической техники (военно-космических средств) Военно-морской ордена Ленина Академии[7][1].

С 1972 по 1974 год (после ухода в запас) — профессор факультета прикладной математики и процессов управления (ПМ-ПУ) Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова[11]. За два года работы на факультете разработал курсы «Принципы построения информационных систем», «Математическая навигация», «Обработка информации АСУ», «Рекурсивные функции и машины Тьюринга», «Физические основы вычислительных машин и устройств управления»[2]. Он продолжил исследования в области применения спутников для определения местоположения, направления и скорости движения различных объектов (судов, летательных аппаратов).

В 1974 году основал и возглавил кафедру теории систем управления факультета ПМ-ПУ ЛГУ, которой руководил до своей смерти. Кроме учебной работы, Евгений Петрович на общественных началах руководил лабораторией информационно-управляющих систем в НИИ вычислительной математики и процессов управления и вёл военно-патриотическую работу среди молодёжи, проводя философские семинары на факультете. В 1978 году он выступил от общества «Знание», занимавшегося просветительской деятельностью, с лекцией «Математические задачи исследования солнечных систем»[2]

Внёс большой вклад в подготовку специалистов по исследованию космических средств в интересах ВМФ.

Государственные награды

Евгений Петрович Чуров имеет государственные советские награды[9]:

Основные труды

Память

Евгений Петрович Чуров умер 11 февраля 1981 года. Похоронен на Северном кладбище в Санкт-Петербурге[6].

В 1986 году подводной горе, расположенной в Атлантическом океане (около острова Святой Елены) было присвоено наименование «Гора Чурова»[1][8].

В 2010 году на здании школы № 1 в городе Туймазы, где он учился, установлена мемориальная доска и создан небольшой музей[8].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Мы были первыми: история создания навигационно-связной космической системы Военно-морского флота. — М.: Кучково поле, 2014. — С. 195. — 496 с.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Евгений Чуров: офицер, учёный, педагог / под ред. М.В. Ходякова; сост.: Н. И. Богомазов, О. А. Гаврилова, И. В. Петров, С. И. Мунжукова, Н. Д. Пригодич, М. В. Ходяков. — 2018: Издательство Санкт-Петербургского университета. — 152 с.
  3. Кафедра космических средств. Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения: 27 февраля 2025.
  4. Федотов А.В., Доведов Е.С. Краткая история создания спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС // Навигация и гидрография. — 1998. — № 7-11.
  5. 1976г. Ленинград. Университет. Ветеран войны Чуров Евгений Петрович. «Дорога жизни». Киножурнал Наш край №24 (1976). Дата обращения: 27 февраля 2025.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Морозов С. Историческая личность: Евгений Чуров // Адреса Петербурга : журнал. — 2014. — № 51/65.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 Каноническая биография капитана 1 ранга-инженера доктора технических наук профессора Евгения Петровича Чурова. МАУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (01.03.2021). Дата обращения: 26 февраля 2025.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 Чуров Евгений Петрович. Муниципальное автономное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан. Дата обращения: 25 февраля 2025.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 Чуров Евгений Петрович. Память народа. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 27 февраля 2025.
  10. «Дорога жизни» Евгения Чурова. Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан. Дата обращения: 2 марта 2025.
  11. Чуров Евгений Петрович (1918—1981). Санкт-Петербургский государственный университет. Дата обращения: 25 февраля 2025.