Выхожу один я на дорогу

Выхожу́ оди́н я на доро́гу — лирическое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было впервые опубликовано в 1841 году на страницах «Отечественных записок» № 4. Этот литературный клад был обнаружен в его рукописной тетради, среди прочих набросков и мыслей поэта. Стихотворение является глубоким философским осмыслением творческого поиска гениального поэта.

Лермонтов, создавая эти строки, был далёк от мысли о скорой и трагической развязке своей судьбы. Однако в них словно заложено предчувствие: стихотворение не только собирает воедино ключевые мотивы его творчества, но и придаёт им завершающую глубину выражения — как будто поэт, интуитивно или даже провидчески, подводил итог своему земному пути[1].

История создания

Куинджи А. И. Украинская ночь — отражает содержание стихотворения

Летом 1840 года Михаил Юрьевич Лермонтов был участником военного конфликта на Кавказе, проявил немалый героизм и дважды удостаивался предложений о наградах. Однако монарх непоколебимо отвергал все рекомендации кандидатуры на награждение. В феврале 1841 года поэт прибыл в Петербург с намерением остаться на постоянной основе для занятий литературой, но столкнулся с недвусмысленным противодействием властей.

В течение трёх месяцев пребывания под пристальным надзором правительства Лермонтов сосредоточился на подготовке седьмой редакции поэмы «Демон», активно взаимодействовал со столичными писателями, посещал редакцию журнала «Отечественные записки». Здесь регулярно публиковались его стихотворения. Он разрабатывал амбициозный план создания собственного литературного издания и проводил встречи с Виссарионом Белинским — критиком, который высоко ценил поэта и возлагал на него грандиозные ожидания. Их взаимоотношения особенно укрепились перед второй ссылкой Лермонтова. В это время в голове поэта зрели масштабные литературные проекты: он задумал написать трилогию романов, охватывающую разные эпохи русской истории — от времени Екатерины II до современности (1840-х годов), где произведения бы связаны между собой тематически и сюжетно.

В апреле 1841 года Лермонтову пришёл приказ вернуться на Кавказ. В письме к знакомой он выразил: «Пожелайте мне удачи, пусть это будет лёгкое ранение — наилучший исход для меня». Во время путешествия в полк поэт переживал творческий взлёт, что отражено в созданных тогда стихотворениях: «Утёс», «Спор», «Сон», «Морская царевна», «Выхожу один я на дорогу» и других. Особое место занимают произведения как «Пророк» или лирические строки о дубовом листке, которые стали вершинами русской поэзии того времени. Эти месяцы в Петербурге оказались коротким, но плодотворным периодом для Лермонтова — временем интенсивного творчества и литературных амбиций[2] .

Жанр

«Выхожу один я на дорогу» — лирическое стихотворение, в котором отражаются мысли и чувства лирического героя. Образы героя и поэта максимально сближены в стихотворении. Поэт хотел бы жить в счастье и покоя — и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях[3].

Идейный замысел

Стихотворение относится жанру философской лирики, несмотря на то что многие мысли высказываются Михаилом Юрьевичем с помощью образов природы, помогают передать чувства лирического героя, помочь лучше прочувствовать их. Тема одиночества, которая проходит через всё творчество Лермонтова, расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности. Он остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчёркивая, что, несмотря на усталость, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Поэт как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя, ждёт ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом. Ему хочется изменений, он ждёт покоя и любви, прославляет всё сущее и не жалеет о том, что было прошлом. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным спокойствием[3].

Композиция

Лермонтов использует последовательную композицию, прослеживая переживания лирического героя. В первой строфе звучит мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звёзды могут поговорить между собой — эта мысль напрямую высказывается и подчёркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободы и покоя, а четвёртая и пятая поясняют, что имелось в виду: человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под её покровительством. Стихотворение написано пятистопным хореем. Рифмовка перекрёстная. Окончательную ритмическую завершенность произведению придаёт чередование мужской и женской рифмы[4].

Конфликт

Лирический герой мечтает о соединении несоединимого — одновременно о забытьи и бодрствовании, гармонии во Вселенной и в отдельном человеке. Авторская позиция проявляется в столкновении трёх миров: гармоничного мира природы, дисгармоничного мира мятущегося лирического героя и воображаемого, только намеченного мира мечты, в котором преодолевается смерть и жизнь становится вечной. Здесь Вселенная и природа благосклонны к нему и дарят гармонию, свободу, покой и наслаждение. «Сквозь туман кремнистый путь блестит..» — Лев Толстой характеризовал эту строку как «Замечательно выраженное» впечатление кавказского пейзажа. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова — изменившийся романтический конфликт, в котором герой больше не ищет новых миров и приключений, а только «свободы и покоя»[5].

Главный герой

Главный герой — путник, сталкивающийся с суровой природой и собственными мыслями. Путешествуя, он проникается идеей прекрасного и находит гармонию с окружающим действительностью. Он погружается в мир вечности и приходит к осознанию своего места во вселенной. Поэтому образ дороги, который в мировой литературе означает поиск жизненного пути, заканчивается для лирического героя неудачей. Лирический герой наблюдает соразмерность, царящую в природе «..звезда с звездою говорит», «В небесах торжественно и чудно!»), но не находит внутренней гармонии. Его жажда преодолеть душевное опустошение остаётся неутолённой[4].

Стремление лирического «я» выпасть из наличной реальности в известном смысле достигает предела. Ведь здесь он не среди бездушной «толпы» или «чуждых снегов»; окружающая среда не враждебна, а благожелательна к нему. И всё равно: «Я б хотел забыться и заснуть!» Впервые в лермонтовской лирике в целом мире не находится места, куда, «забывшись», хотелось бы «перенестись» душой.

Поразительно, что вся полнота неприятия мира лирическим «я» обнаруживается в тот момент, когда его переполняет молитвенный восторг перед миром:

«В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом….»

Это ведь не объективные наблюдения и не «картины природы», это трепетный отклик души на красоту и гармонию мироздания[6].

Художественные приёмы и средства

В стихотворении Михаил Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности, которые помогают передать волновавшие поэта мысли. В стихотворении есть:

  • эпитеты — «кремнистый путь», «холодный сон», «тихий голос», «тёмный дуб»;
  • инверсия — «сиянье голубое»;
  • олицетворение — «пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит»;
  • оксюморон — «светлая печаль».

С помощью вопросительных предложения — «Жду ль чего? жалею ли о чём?» и восклицания — «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», поэт ставит проблемные вопросы и даёт на них ответы, придавая стихотворению экспрессию, подчёркивают эмоциональную окраску определённых строф[1].

Текст стихотворения

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;


Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ломинадзе С. Тайный холод («Выхожу один я на дорогу» Лермонтова) // Вопросы литературы : журнал. — 1977. — № 3. — С. 56.
  2. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений т. 6. — М., 1903. — С. 316. — 436 с.
  3. 3,0 3,1 Большой справочник школьника. Литература. — М.: Дрофа, 1999. — С. 154. — 2000 с.
  4. 4,0 4,1 Стройков А.В. Образ дороги в хрестоматийном стихотворении М. Ю. Лермонтова // Вестник магистратуры : Журнал. — 2019. — № 8.
  5. Лермонтов М.Ю. Сочинение в двух томах. Том первый. — Москва: Правда, 1988. — С. 720.
  6. Ломинадзе С. Тайный холод («Выхожу один я на дорогу» Лермонтова) // Вопросы литературы. — 1977. — № 3.
  7. Лермонтов М.Ю. Выхожу один я на дорогу. Культура.РФ (1841). Дата обращения: 25 января 2025.