Бриллиантовая рука
Бриллиантовая рука | |
---|---|
Бриллиантовая рука | |
Жанр | комедия |
Режиссёр | Леонид Гайдай |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | Игорь Черных |
Композитор | Александр Зацепин |
Кинокомпания | Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Луч» |
Дистрибьютор | - |
Длительность | 100 минут |
Страна | СССР |
Язык | русский |
Год | 1969 |
Медиафайлы на Викискладе |
«Бриллиа́нтовая рука́» — классика советского кинематографа, эксцентрическая комедия в двух частях: «Бриллиант почти не виден» и «Костяная нога». В фильме имеется пролог и эпилог. Главный персонаж в фильме — скромный Семён Семёнович, который волей судьбы вступил в противостояние с группой контрабандистов.
Комедия уже долгие годы остаётся одной из самых любимых у зрителя. Огромное количество трюков, шуток, музыкальных номеров, неподражаемое исполнение ролей комедийными актёрами заряжает позитивом аудиторию нескольких поколений, не оставляет равнодушным зрителя любой возрастной категории[1]. Фильм разошёлся на цитаты и стал частью обыденной жизни советского народа, пополнив их разговорную речь новыми афоризмами[2]. Картина обладает определённым магнитизмом, заряжает зрителя оптимизмом[3].
Автор и режиссёр — Леонид Гайдай. Фильм снят в 1968 году на киностудии «Мосфильм», премьера состоялась в 1969 году. Фильм посмотрели более 76 миллионов человек. «Бриллиантовая рука» стала третьим фильмом-лидером в истории всего советского кинопроката — впереди «Пираты ХХ века» и «Москва слезам не верит». Фильм стал лучшей отечественной комедией по опросу телезрителей, проведённому РТВ в 1995 году к 100-летию кино[4].
Сценарий
Первоначальное название фильма было «Контрабандисты». Авторы сценария — Яков Костюковский и Морис Слободской. Сценарий был написан за два года до выхода картины на экран. Идея фильма родилась у авторов фильма после прочтения статей о контрабандистах в газете «Правда» . В одной из таких статей описывался способ, который использовали швейцарские контрабандисты, перевозившие драгоценности в гипсе на руке. Так родилась история о Семёне Семёновиче, который во время поездки за границу оказался замешанным в контрабандистской схеме. Во время создания сюжета Законами СССР преследовался вывоз драгоценностей из страны, поэтому изначально был заложен комедийный эффект — золото и бриллианты ввозились в страну[4].
Леонид Гайдай стал соавтором сценария. Роль Семёна Горбункова писалась целенаправлено для Юрия Никулина[4].
Гайдай — тот редкий тип режиссёра, который понимал важность и ценность звучащего слова, отдельной реплики. Очень часто он нас жестко ограничивал. Например, мы говорили: «Ну, Лёня, ну ещё одно слово». Он отвечал: «Слово — это три секунды на экране, а три секунды на экране — это три часа в жизни». В конце концов мы научились писать смешно и коротко. Может быть, от этого и пошли фразы в народ.
Яков Костюковский
Руководство «Мосфильма» сценарий одобрило с учётом внесения некоторых коррективов:
- усилить роль милиции;
- убрать сцену с поздравляющими Шефа пионерами;
- сократить бытовые сцены;
- вычеркнуть фразы с политическим подтекстом;
- убрать некоторые сцены с управдомом[4]
Кинопробы
3 января 1968 года Главное управление кинематографии дало разрешение, и картина была запущена в работу. Начался этап актёрских кинопроб[5].
Юрий Никулин пробы не проходил. Был утверждён на роль в процессе создания сценария.
Андрей Миронов пришёл на кинопробы на роль Геши Козодоева самостоятельно, чувствуя близость образа. Ранее пробы проходили Валерий Носик, Михаил Пуговкин и Рудольф Рудин[4]. В роли Геши Козодоева изначально видели Георгия Вицина. Но, чтобы не повторять знаменитое трио — Никулин — Вицин — Моргунов, от этой идеи решили отказаться[6].
Механиком (Лёликом) пробовал стать Михаил Пуговкин. Когда утвердили на роль Анатолия Папанова, Пуговкин пробовался и на роль Графа[5].
Женой Горбункова могла стать Ия Саввина. Утверждённой на роль Нине Гребешковой (жене Леонида Гайдая) не особо нравилась героиня[7].
На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Леонид Каневский и Спартак Мишулин. Каневского худсовет посчитал смешнее и утвердил его на роль[8].
На роль Шефа пробовались Владимир Пицек, Борис Рунге, Павел Шпрингфельд, Николай Романов. В итоге роль в фильме исполнил Николай Романов[8].
Редакторы студии посчитали неудачной актёрскую игру на пробах Нонны Мордюковой. Леонид Гайдай настоял, чтобы в фильме снялась именно Мордюкова, и не ошибся: образ оказался одним из самых колоритных[8].
Первоначально роль соблазнительной Анны Сергеевны предложили Кларе Лучко, которая после знакомства со сценарием дала категорический отказ. Дальше начались съёмки с актрисой Натальей Кустинской, у которой возник конфликт с режиссёром и был объявлен дополнительный кастинг[3]. Кастинг на роль девушки из гостиницы был на высочайшем уровне: актриса должна была быть молодой и симпатичной, обладать красивой сексуальной фигурой. Режиссёр смотрел на претенденток в купальниках с разных ракурсов. Среди претендентов были: Эве Киви, Лилия Юдина и Светлана Светличная. Светлану Светличную утвердили не с первого раза. Пробы с её участием сначала показались слишком вызывающими[2].
По итогам кастинга был составлен документ с просьбой утвердить актёров. В нём были указаны театры, в которых они служат. У Никулина написано просто: «Цирк». 22 марта актёры были утверждены[5].
Главные герои
Семён Семёнович Горбунков
Главный герой — среднестатистический советский гражданин, простой труженик, тихий, скромный, немного зависимый от алкоголя. Семён Семёнович — старший экономист в «Гипрорыбе» (проектный институт). Предположительно герой прошёл войну. Горбунков по своей сущности не герой, но роль, возложенную на него государством, готов выполнить любой ценой. В этом прослеживается закалка фронтовиков Великой Отечественной войны. Выглядит герой слегка рассеянным простачком, но олицетворяет собой дух победителя[9].
За комичностью действий главного героя спрятан глубокий смысл. Самый простой и скромный человек всегда стремится к справедливости и готов проявить героизм в борьбе за неё[2].
Роль Семёна Семёновича Горбункова изначально писалась для Юрия Никулина. «Бриллиантовая рука» — первый фильм, ради которого Юрий Никулин на полгода ушёл из цирка. До этого он совмещал съёмки и цирковую деятельность[10].
Геша Козодоев
Геша Козодоев, или как называл его Лёлик, Козлодоев, персонаж, который официально работал в Доме моделей и представлял на подиуме новую советскую моду. Параллельно входил в состав преступной группы и занимался контрабандой. Поэтому данный герой жил сравнительно богаче своих современников. Одевался модно, имел особенную харизму. Был олицетворением моды 1960-х годов. Козодоев дополнял свой образ дорогими аксессуарами. Внимание привлекали часы «Слава» с позолотой в 20 микрон, которые в 60-е годы XX века являлись пиком моды. Такие часы стоили около 60 рублей, что было доступно далеко не всем. Даже домашний стиль Геши Козодоева весьма элегантен, и персонаж Андрея Миронова в домашней одежде выглядит просто шикарно[11].
В целом Геша — очаровательный плут, действует ради игры, любит притягивать к себе внимание. Этот герой нравится всем без исключения. В фильме Геша очень часто оказывается в нелепых ситуациях. Зритель с интересом наблюдает как герой находит выход из таких ситуаций[12].
Роль сделана актёром в лёгких, порхающих ритмах, в быстрой смене музыкальных движений и поз, похожих на «па» непрерывного танца, который кружит Гешу по жизни. Согласитесь, что несколько неожиданна трактовка образа, озаглавленного старинным словечком «контрабандист». Но она пришлась впору этой фигуре с модным стрекозиным силуэтом, внутри которого укладываются и басенный персонаж, и вполне реальный фарцовщик.
Марк Зак
Лёлик
Лёлик — весьма загадочный персонаж, что даёт аудитории полёт фантазии. Зритель может предположить, что полное имя героя Леонид. Некоторые считают, что данный образ списан с генсека ЦК КПСС Брежнева. Как пример данной версии — сцена поцелуя героев Папанова и Миронова в морском порту. Акцент героя предположительно показывает белорусские корни[13].
Лёлик — напарник Геши, который относится к моднику немного презрительно. По сценарию был спившимся спортсменом-тяжёлоатлетом. Лёлик в фильме мастерски управляет автомобилем, плавает с аквалангом, дерётся, управляется с подводной торпедой, поэтому у героя возможно спецназовское прошлое. Данный персонаж — злодей-контрабандист, который работает на загадочного Шефа. По сути задействовался там, где нужна была грубая сила[9].
Папа недолюбливал своего Лёлика. Его всегда тянуло к драме, к серьёзным психологическим ролям, а тут Гайдай просил сыграть идиота с двумя извилинами в голове. Но, как показало время, режиссёр не ошибся, многие цитаты этого персонажа ушли в народ.
Елена Папанова
Варвара Сергеевна Плющ
Варвара Сергеевна Плющ — один из самых колоритных персонажей «Бриллиантовой руки». Возможно, что Варвара Сергеевна в прошлом — сотрудница милиции. Она разбирается в татуировках, умеет говорить на «блатном» языке, умело организовывает слежку.
Плющ — властная и темпераментная управдомша. Причёска и одежда Варвары Плющ даёт возможность сразу увидеть, что героиня старается демонстрировать своё социальное положение. Её образы достаточно просты, но не лишены элегантности. Здесь возникает вопрос: откуда у Плющ модные вещи и аксессуары при зарплате в пределах ста рублей[14].
Надежда Ивановна Горбункова
По признанию самой актрисы — Нины Гребешковой — весьма невыразительная роль. Героиня порядочная, верная женщина, идеальная хозяйка, любящая мать. Горбункова олицетворяет в себе образ советской женщины, имеющей среднестатистическую семью из двух детей, мужа — обычного труженика[15].
По сценарию она моложе и энергичнее своего мужа. В первую очередь думает о том, что будет с детьми и пытается их защитить. Верит мужу, поддерживает, но, как настоящая гордая женщина, узнав об измене, решает прекратить отношения[9].
Ты ничего не понимаешь, именно такой и должна быть жена!
Леонид Гайдай
Анна Сергеевна
Первоначально у зрителя возникает мнение, что привлекательная блондинка — обыкновенная дама «лёгкого поведения», которая в курортном городке ищет состоятельных клиентов.
Существует версия, что Анна Сергеевна — спецагент, следящий за Шефом. Она появляется в тех же сценах, где видно присутствие Шефа[16].
Другие персонажи
Некоторые эпизодические, весьма яркие персонажи были сыграны непрофессиональными актёрами. Эксцентричная девушка лёгкого поведения — диспетчер автобазы. Она привлекла внимание съёмочной группы фильма своей яркой внешностью. Молодой человек с медальоном-черепом, спрашивающий у Семён Семёныча огоньку, был профессиональным журналистом и оказался на съёмках с целью взять интервью у Никулина[6].
Съёмки
Съёмки «Бриллиантовой руки» начались 25 апреля 1968 года в одном из павильонов «Мосфильма». С мая по июль киногруппа работала на южных объектах[17]. Фильм снимали во многих местах. Это Большое Сочи, Адлер, шоссе на Красную Поляну, скала Киселёва под Туапсе. Отеля «Атлантик» не существовало. Гостиница называлась «Горизонт», расположенная рядом с морским причалом Адлера. Сейчас там апарт-комплекс[1]. Основная часть заграничного турне снималась в Азербайджане[4]. В фильме два раза показана дорога Адлер — Красная Поляна. Там организованы съёмки сцен поездки на рыбалку и путешествия Горбункова «в Дубровку»[10].
Съёмки «хрущёвки», где проживала семья Горбунковых (в фильме это дом № 21 на Морской улице), проходили на улице Донской, расположенной в одноимённом сочинском микрорайоне[17].
Сцену с рыбалкой на Чёрных камнях снимали возле скалы Киселёва в районе Туапсе. Температура воздуха была не высокой, вода остыла до +8 °С, а съёмочные дубли всё продолжались. Анатолий Папанов вынужден был находиться в ледяной воде. По вине оператора был испорчен очередной дубль, тогда Папанов выглянул из воды и эмоционально крикнул: «Идиот!». Получился случайный кадр, который режиссёр решил добавить в картину. Во время съёмок этой же сцены неожиданно появился в кадре спасательный катер, так как во время штиля почти за километр услышали крики о помощи героя Андрея Миронова[4]. Небольшой остров, на котором в картине оказывается Геша, находился в двух километрах от туапсинского пляжа[17].
Сцена падения Семёна Семеновича у аптеки далась не легко. В фильме главный герой поскальзывался на арбузной корке, первоначально планировалась банановая кожура. У Миронова получилось поскользнуться и упасть с одного дубля. У Никулина совершенно не получалось. Приняли решение поменять банановую кожуру на арбузную корку, результат не изменился. В итоге вместо Никулина в картине этот эпизод сыграл Леонид Каневский[1].
Теплоход в фильме назывался «Михаил Светлов», потому что Гайдай любил творчество этого поэта. В порту во время съёмок находился теплоход «Победа», режиссёру удалось убедить капитана переименовать судно на время съёмок. Все сцены на пароходе были сняты за один день[4].
В Сочи специально построили автомойку для съёмки сцены борьбы Горбункова с Козодоевым и Лёликом. Позже создатели картины передали её городу в использование[17].
В конце лета съёмочная группа переместилась в подмосковное село Павловская Слобода и город Гжатск, расположенный в Смоленской области. Здесь проходили съёмки «лесных» и «вертолётных» сцен[17].
Во второй половине сентября проходили съёмки «стамбульских» эпизодов в Баку. Большая часть этих кадров фильма была отснята в историческом районе города Ичери-шехер и окрестностях[17].
В фильме снялась семья Никулина. Жена сыграла роль экскурсовода, а сын Максим исполнил роль мальчика с ведром и удочкой на пляже, которого Граф встречает на острове[2].
Интерьеры квартир Шефа, Геши Козодоева и семьи Горбунковых созданы на базе павильонов киностудии. В одном из павильонов «Мосфильма» снимался эпизод в ресторане, где Семён Семёнович исполнял знаменитую «Песню про зайцев»[17].
Первая эротическая сцена в советском кино — сцена «стриптиза» со Светланой Светличной. Она стала самой смелой и откровенной в советском кино того времени[2].
Во время работы над отдельными эпизодами киногруппа использовала комбинированные съёмки, механические спецэффекты и другие технологии. Например, манекен — с лицом и фигурой Юрия Никулина — использовался в финале фильма, когда он выпадает из багажника машины в полёте. Для эпизода с мальчиком, шагающим «по воде, аки по суху», на небольшой глубине была закреплена доска. Мотоцикл с коляской «Ява-250» был арендован у местных жителей, а так как Миронов управлять не умел, то его заменял загримированный владелец данного транспортного средства. «Нимб» вокруг головы мальчика был сделан из проволоки и битых ёлочных игрушек, снимался с помощью специальных световых фильтров. Для осуществления подводных съёмок оператор, закончивший курсы водолазов, изготовил герметичный акриловый бокс для кинокамеры — в те годы подобного штатного оборудования на киностудиях СССР ещё не было[17].
Съёмочная часть работы над картиной была окончена 31 октября 1968 года[17].
Режиссёрская работа
Историк кино Александр Шпагин, считает что Леониду Гайдаю удалось воплотить в жизнь один из сложнейших жанров — эксцентрическую комедию.
Гайдай работал в жанре эксцентрической комедии. Ведь для того, чтобы именно этот жанр был смешным, его юмор должен быть социально узнаваем.
Александр Шпагин
Режиссёру необходимо учитывать архетипы и недостатки жизни и базировать свою картину на них. Герои должны быть узнаваемы каждым: лично каждый, наши знакомые и друзья. Сцены фильма должны мысленно направлять зрителя к знакомым жизненным ситуациям. Леонид Гайдай это понимал и смог реализовать. Юмор фильма максимально ассоциативен[7].
Киновед Михаил Брашинский считал, что одной из особенностей творчества Гайдая был «уникальный дар ритмической организации пространства». Современники отмечали в нём способность виртуально работать с эксцентрическими приёмами и трюками. Леонид Гайдай в ситуациях, когда приходилось выбирать между «кино» и «комедией» однозначно выбирал «кино». При монтировании «Бриллиантовой руки» Гайдай ради «ритмической чистоты» жертвовал удачными комедийными кадрами.
В начале каждого съёмочного дня Леонид Гайдай детально выстраивал мизансцены и даже создавал рисунок каждой роли. Каждый вечер вместе с Юрием Никулиным планировали детали следующего съёмочного дня[3].
Фильм создаётся ещё задолго до съёмочной площадки — в воображении режиссёра. Я, например, заранее как бы мысленно «вижу» фильм. И работаю трудно, начиная с литературного сценария. Уже здесь начинаются поиски. И везде мы ищем смешное. <…> Правда, бывают неожиданности — смех там, где я не предполагал. <…> Правду сказал Аристофан, древний грек-комедиограф: «Своенравна комедии муза…»— Леонид Гайдай
Музыкальное оформление
Большую роль в успехе картины сыграло музыкальное оформление и песни. Композитор кинокартины — Александр Зацепин, автор песенных текстов — поэт Леонид Дербенёв.
Песню «Остров Невезения» исполнил Андрей Миронов. Александр Зацепин пошёл на нарушение своего личного правила — не писать музыку на готовый текст, прочитав стихи к будущей песне. Затем ему удалось убедить Гайдая включить данную музыкальную композицию в картину. Советская цензура заподозрила в тексте песни намёк на Советский Союз, её попытались запретить, но в итоге песня вошла в фильм.
Намёки на ограниченность социального кода этой системы можно увидеть в песне про «Остров невезения», прозвучавшей в «Бриллиантовой руке» в исполнении Андрея Миронова. Причина всех неудач бедных дикарей, живущих на этом «Острове», известна — это «понедельники».
Дмитрий Горин
«Песня про зайцев» исполнялась Юрием Никулиным. При создании песни и композитор, и поэт испытывали затруднения. Перед ними стояла задача написать песню обычного советского гражданина. У Александра Зацепина никак не получалось написать припев. Дербенёв сочинял стихи на уже готовую музыку, текст переделывал по рекомендации Гайдая. Песня стала визиткой Юрия Никулина. Артист пел её после выхода фильма на своих выступлениях и в телевизионных передачах.
Песню «Помоги мне» исполнила Аида Ведищева. После выхода фильма песня начала жить своей жизнью.
В фильме «Бриллиантовая рука» есть и музыкальные темы без слов. Это «Вступление», «Рыбалка у Белых скал», «В ресторане», «Кончилось лето», «Танго». Их все исполняет Оркестр кинематографии под управлением Александра Зацепина.
Леонид Гайдай очень внимательно относился к звуку в своих картинах. Режиссёр любил эксперименты с музыкальным сопровождением. Зацепин для фильма записывал разные закадровые шумы с помощью свистулек, трещёток и других подручных средств.
Режиссёру пришлось использовать музыку в фильме в качестве спасения сцен. Так сцена рыбалки у Белой скалы длилась 3 минуты 5 секунд и худсовет не одобрил длительность эпизода, потребовав сокращения. Гайдай не хотел жертвовать интересным отснятым материалом, он обратился к Зацепину с просьбой сделать более динамичным музыкальное сопровождение. Данный приём сработал, при следующем просмотре у проверяющих не возник вопросов о длительности эпизода[18].
Премьера и отзывы
В конце декабря 1968 года фильму присвоили первую категорию и выдали разрешительное удостоверение. Премьера картины на широкий экран состоялся 28 апреля 1969 года. В июне того же года картина вышла в широкий прокат. В течение первого года фильм посмотрели 76,7 миллиона зрителей[17].
Мнения публики и критиков было разное. Критика фильма «Бриллиантовой руки» в основном базировалась на позициях подражания Западу и образа главного героя — советский человек — недотёпа и «балбес». Многие критики не оценили игру Юрия Никулина и Нонны Мордюковой.
В противовес о фильме положительно отзывались многие печатные издания.
С отличным настроением сделан фильм. Жизнерадостно, ярко, весело, широко. Сочные краски, музыка, милые забавные песни — всё это создает определённый настрой! Картина оставляет очень хорошее впечатление...
Газета «Полярная правда» (номер от 3 июля 1969 года)
Главное — признание зрителей и народная любовь. Когда фильм впервые вышел на экраны кинотеатров люди приходили смотреть его несколько раз[19].
Популярность фильма подтверждает и то, что в приморских городах героям фильма установили памятники:
- скульптурная группа, изображающая Семёна Семёновича с женой и детьми, установлена в Сочи;
- в Новороссийске имеется памятник Геше Козодоеву[20].
Киноцитаты
- А у вас ус отклеился…
- Бабе — цветы, детям — мороженое!
- Бить буду аккуратно, но сильно!
- За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники.
- И эта странная фраза «Собака — друг человека»…
- Как говорил один мой знакомый, покойник, я слишком много знал!
- Куй железо, не отходя от кассы!
- Лёгким движением руки брюки превращаются… превращаются брюки… брюки превращаются…
- Не виноватая я! Он сам пришёл!
- На его месте должен был быть я…
- — Напьёшься — будешь!
- Наши люди в булочную на такси не ездят!
- У нас управдом — друг человека!
- Ну, будете у нас на Колыме…Нет, уж лучше вы к нам!
- Руссо туристо — облико морале, ферштейн?!
- Спокойно, Козлодоев, сядем усе!!!
- Туалет типа сортир, отмеченный на плане буквами «Эм» и «Жо»…
- Ты зачем усы сбрил, дурик?
- Чтоб ты жил на одну зарплату!
- Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты!
- Как говорит наш дорогой шеф: «Если человек — дурак, то это надолго!»
- Нет такого мужа, который не мечтал бы хоть на час стать холостяком…
- В двенадцать нуль-нуль всё будет готово! Гениально!
- Лёлик, только без рук, я всё исправлю!
- Отлично, отлично, скромненько, но со вкусом…
- Федя! Дичь!
- Дичь не улетит, она жареная.
- Не виноватая я! Он сам пришёл!
- «Ты что, глухонемой?» — «Да!»
- Папаша, закурить не найдется?
- Я всё поняла! У тебя там не закрытый, а открытый перелом![8].
Съёмочная группа
В главных ролях:
Актёр | Роль |
---|---|
Юрий Никулин | Семён Семёнович Горбунков |
Нина Гребешкова | Надежда Ивановна, жена Горбункова |
Анатолий Папанов | Лёлик (Механик) |
Андрей Миронов | Геннадий Петрович Козодоев (Геша, Граф) |
Станислав Чекан | Михаил Иванович, милиционер |
Нонна Мордюкова | Варвара Сергеевна Плющ, управдом |
Светлана Светличная | Анна Сергеевна, соблазнительница |
Владимир Гуляев | Володя, милиционер |
Во вторых ролях и эпизодах:
Актёр | Роль |
---|---|
Евгения Мельникова | Марья Николаевна, лифтёрша-дворник |
Николай Романов | Шеф |
Григорий Шпигель | контрабандист, аптекарь |
Леонид Каневский | контрабандист, помощник аптекаря |
Андрей Файт | продавец лотерейных билетов |
Виктория Островская | путана в Стамбуле |
Серафима Холина | ведущая показа мод |
Татьяна Никулина | гид по Стамбулу |
Роман Филиппов | Евгений Николаевич Ладыжинский, «одноклассник Володьки» |
Николай Трофимов | полковник милиции |
Аполлон Ячницкий | Николай Иванович, экскурсовод по Стамбулу |
Лев Поляков | капитан теплохода «Михаил Светлов» |
Герман Качин | журналист в порту |
Игорь Ясулович | Виктор Николаевич, собачник |
Александр Хвыля | Борис Савельевич, метрдотель ресторана "Плакучая ива" |
Георгий Светлани | |
Александр Козубский | |
Валерий Куприянов | |
Виктор Уральский | |
Игорь и Иван Василенко | |
Иван Жеваго | |
Константин и Курбан Мазанов | |
Саша Лисютина | |
Митя Николаев | |
Максим Никулин | (нет в титрах) |
Леонид Плешаков | (нет в титрах) |
Леонид Гайдай | (нет в титрах) |
Съёмочная группа:
Роль | Имя |
---|---|
Авторы сценария | Морис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай |
Режиссёр-постановщик | Леонид Гайдай |
Оператор-постановщик | Игорь Черных |
Художник-постановщик | Феликс Ясюкевич |
Композитор | Александр Зацепин |
Звукооператор | Евгения Индлина |
Дирижёр | Эмин Хачатурян |
Текст песен | Леонид Дербенёв |
Режиссёры | А. Голованов, М. Колдобская |
Оператор | Т. Гришин |
Художник | А. Макаров |
Художник по костюмам | К. Савицкий |
Монтажёр | Валентина Янковская |
Художник-гримёр | М. Чиглякова |
Ассистенты режиссёра | А. Бродский, Е. Гальковская |
Ассистенты оператора | Ю. Епишин, В. Львов |
Режиссёр-стажёр | А. Касымов |
Оператор комбинированных съёмок | Всеволод Якубович |
Художник комбинированных съёмок | Н. Звонарёв |
Редактор | А. Степанов |
Музыкальный редактор | Раиса Лукина |
Директор картины | Аркадий Ашкинази |
Награды, призы, гонорары
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых режиссёру Леониду Гайдаю и актёру Юрию Никулину за участие в создании кинокомедий последних лет, в том числе фильма «Бриллиантовая рука» (1970)[1].
- Гонорар за фильм: Леонид Гайдай — 4949 руб. за съёмки и 2000 руб. за сценарий; Юрий Никулин — 5188 руб.; Наталья Гребешкова — 792 руб.; Андрей Миронов — 1920 руб.; Анатолий Папанов — 2288 руб.; Светлана Светличная — 346 руб.; Нонна Мордюкова — 1531 руб.[8].
- 1 место в рейтинге самых лучших советских кинофильмов по опросу, проведенному в 1995 году к 100-летию кино[4].
Литература
- Der Brilliantenarm // «Armeerundschau», № 8, 1969. s.80
- Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кинословарь. Том 1. А — ИЛ. Аркус. — СПб.: Сеанс, 2001. — Т. 1. — 504 с. — ISBN 5-901586-01-8. / Составитель
- Бауман Е. В. В чём сила эксцентрики? // Кино и время. Выпуск 3 . — М.: Искусство, 1980. — 272 с.
- Волков А. Бриллианты для голоса и руки // Четыре музы Анатолия Папанова: Сборник / Составитель А. М. Кравцов. — М.: Искусство, 1994. — С. 113—118. — 238 с. — ISBN 5-210-02052-5.
- Горелов Д. Родина слоников (сборник)ISBN 978-5-906827-58-6. . — ИД «Флюид ФриФлай», 2018. — 189 с. —
- Добротворский С. Н. Кино на ощупь . — СПб.: Сеанс, 2001. — 528 с. — ISBN 5-901586-06-9.
- Зак М. Е. Фильмы в исторической проекции . — М.: НИИ киноискусства, 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-91524-002-4.
- Кудрявцев С. В. Почти сорок четыре тысячи. Персональная киноэнциклопедия Сергея Кудрявцева: в 3-х т . — М.: Издательские Технологии Т8, 2017. — Т. 3. — 941 с. — ISBN 978-5-9901318-6-6.
- Кудрявцев С. В. 3500: книга кинорецензий: в 2 т. . — М.: Печатный двор, 2008. — Т. 1: А — М. — 687 с. — ISBN 978-5-9901318-1-1.
- Человек с бриллиантовой рукой. К 100-летию Леонида ГайдаяISBN 978-5-4448-1925-8. / Составитель Ян Левченко. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — 304 с. —
- Андрей Миронов // Актёры советского кино. Выпуск 12 / Составитель Э. Лындина. — М.: Искусство, 1976. — С. 107—125. — 207 с.
- Мордюкова Н. Не плачь, казачка! . — Издательство АСТ, 2018. — 245 с. — (Контур времени). — ISBN 978-5-17-108034-1.
- Никулин Ю. В. Почти серьёзно… . — М.: Вагриус, 2003. — 579 с. — (Мой 20 век). — ISBN 5-9560-0120-8.
- Новицкий Е. И. Леонид Гайдай / Евгений НовицкийМолодая гвардия, 2017. — 413 с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1682). — ISBN 978-5-235-04043-4. . — М.:
- Папанов А. Д. Холодное лето . — М.: Зебра Е, 2010. — 224 с. — (Актёрская книга). — ISBN 978-5-94663-046-7.
- Писаревский Д. Комедия-детектив // Экран 69—70. Сборник / Редактор Л. Познанская. — М.: Искусство, 1970. — С. 58—61. — 272 с.
- Пупшева М., Иванов В., Цукерман В. Гайдай Советского Союза . — М.: Эксмо, 2002. — 448 с. — ISBN 5-699-01555-8.
- Реутова К. Бриллиантовая рука. Фильм Леонида Гайдая . — М.: Коллекция, 2012. — 64 с. — (Советское кино).
- Рогозин Ю. П. «…Миг между прошлым и будущим» / Ю. П. РогозинЭксмо, 2017. — (Зацепин Александр. Книги легендарного композитора). — ISBN 978-5-699-96737-7. . — М.:
- Кино России. Режиссёрская энциклопедия. В 2 томах.ISBN 978-5-91524-015-4. / Составитель Л. Рошаль, редактор М. Кузнецова. — М.: НИИ киноискусства, 2010. — Т. 1. — 336 с. —
- Советские художественные фильмы: 1968—1969. Аннотированный каталог / Составители С. В. Сковородникова, Е. М. Барыкин. — Госфильмофонд России. — М.: Нива России, 1995. — 304 с.
- Слободской М., Костюковский Я., Гайдай Л. Бриллиантовая рука / Редактор А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1970. — 175 с.
- Фролов И. Д. В лучах эксцентрикиИскусство, 1991. — 191 с. — ISBN 5-210-02517-9. . — М.:
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Бриллиантовая рука 1968 . Кino-teatr.ru (4 января 2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Особенности создания фильма «Бриллиантовая рука» . Рамблер (28 апреля 2021). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Бриллиантовая рука: интересно о съёмках фильма . Новости Тольяти. Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 11 интересных фактов о фильме «Бриллиантовая рука» . Редакция телеканала «Дом кино» (7 августа 2017). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Сычёв С. Брюки превращаются в фильм: из чего сделана «Бриллиантовая рука» . Кинопоиск (22 января 2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Меньщикова Т. Где снимали фильм «Бриллиантовая рука». 7 мест с фото. Баку вместо Стамбула, подменный теплоход и несуществующая «Плакучая ива» . РБК (18 декабря 2023). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Соблазнять Горбункова должна была Лучко: как снимали фильм «Бриллиантовая рука» . Рамблер. Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Велигжанина А. Папанова мог сыграть Пуговкин, а Миронова - Вицин . Комсомольская правда (9 января 2023). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Карев И. Фронтовик Семён Семёныч. Сколько лет было героям «Бриллиантовой руки»? . Аргументы и факты (27 марта 2022). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 10,0 10,1 Куликов А. «Бриллиантовая рука»: кубанская история легендарного фильма . Кубань24 (22 октября 2018). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ Чаплыгин А. Несбыточная мечта советских людей: часы выдавали Козодоева с потрохами . Киноафиша (17 марта 2024).
- ↑ Ни дня без приключений. Авантюристы в кино . «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект. Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ Кирьянова Д. Вот кем оказался загадочный Лелик из «Бриллиантовой руки»: Гайдай оставил несколько подсказок . Киноафиша (25 августа 2023).
- ↑ Беловицкая К. Плющ из «Бриллиантовой руки» в прошлом была не так проста: на это указывают сразу несколько деталей . Киноафиша (16 июля 2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ Королёва Е. Кто играл жену в «Бриллиантовой руке»? . Киноафиша (26 ноября 2021). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ Лёвкина С. Вовсе не «интердевочка»: кем на самом деле была загадочная Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» . Киноафиша (9 декабря 2023). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 17,7 17,8 17,9 Бриллиантовая рука . Кинориум. Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ Песни из фильма «Бриллиантовая рука»: почему Леонид Гайдай не доверял Аиде Ведищевой, под чей голос танцевала Светлана Светличная . «КП» – Афиша. Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ Карев И. Золото, валюта и тайные шпионы. Шеф и главная загадка «Бриллиантовой руки» . Аргументы и факты (28 апреля 2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 55 лет самой любимой советской комедии «Бриллиантовая рука» . Беларусь сегодня (16 мая 2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
Ссылки
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Фильмы по алфавиту
- Знание.Вики:Хорошие статьи об искусстве
- Знание.Вики:Хорошие статьи о кинематографе
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Фильмы студии «Мосфильм»
- Кинокомедии СССР
- Криминальные комедии СССР
- Фильмы на русском языке
- Фильмы по сценариям Якова Костюковского
- Экранизации произведений Мориса Слободского
- Эксцентрические кинокомедии
- Лидеры советского кинопроката
- Фильмы Леонида Гайдая
- Фильмы СССР 1969 года
- Кинокомедии 1969 года
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN