Ведищева, Аида Семёновна
Аида Ведищева | |
---|---|
Имя при рождении | Ида Соломоновна Вайс |
Полное имя | Аида Семёновна Ведищева |
Дата рождения | 10 июня 1941 (83 года) |
Страна |
СССР США |
Профессии | певица |
Годы активности | с 1960-х |
Жанры | песни к фильмам |
Псевдонимы | Amazing Aida |
Аида Семёновна Ведищева (урожденная Ида Соломоновна Вайс; род. 10 июня 1941, Казань, Татарская АССР, РСФСР) — советская и американская певица. Наиболее известна как исполнительница популярных песенных хитов из кинофильмов: «Песенка о медведях», «Помоги мне», «Лесной», мультфильмов («Колыбельная медведица»). Является первой исполнительницей песни «Товарищ»[1].
Биография
Родилась 10 июня 1941 года в Казани, Татарская АССР.
Отец — доктор медицинских наук, профессор Соломон Иосифович Вайса (1886—1968), заведующий кафедрами одонтологии Иркутского медицинского института, терапевтической стоматологии Киевского института стоматологии, Казанского ДИДУАН.
Мать — Елена Митрофанова.
В 1951 году семья Аиды переехала в Иркутск, где она окончила музыкальное училище и играла в студенческом театре музыкальной комедии, а затем Институт иностранных языков, где изучала немецкий и английский языки. Окончив институт Аида Вайс уехала в Москву, где попыталась поступить в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, но попытка не удалась. Благодаря красивому сильному голосу начала певческую карьеру.
Творчество в СССР
На сцене стала выступать с начала 1960-х эстрадной певицей Харьковской филармонии. Также пела в оркестре Олега Лундстрёма, затем выступала в оркестре Леонида Утёсова.
Начиная с 1966 года Ида Вайс выступала с сольными концертами с ансамблем «Мелотон», пела также в ВИА «Голубые гитары» Игоря Гранова. В том же году стала лауреатом Первого всесоюзного конкурса советской песни.
Всесоюзную популярность получила в 1966 году, спев «Песенку о медведях» в кинокомедии «Кавказская пленница» Леонида Гайдая. После этого пластинка с этой песней разошлась семимиллионным тиражом.
В 1968 году на музыкальном фестивале в Сопоте (Польша) за песню «Гуси, гуси» получила диплом. Далее Аида исполнила такие популярные песни, как: «Вулкан страстей» («Помоги мне») из фильма «Бриллиантовая рука» (1968), «Товарищ» («Чтобы дружбу товарищ пронес по волнам…», 1970), «Лесной олень» (из фильма «Ох уж эта Настя!», 1972), «Синяя вода», «Чунга-Чанга» (из мультфильма «Катерок») и другие.
Пользовалась огромной популярностью у советских слушателей. Однако руководство Гостелерадио в лице Сергея Лапина всячески чинили ей припятствия: не всегда упоминали в титрах фильмов, не разрешали концерты, холодно ставились на телевидении, не выпускали на гастроли за границу[2].
По мнению, в частности, Федора Раззакова, одной из причин этого был антисемитизм руководителя Гостелерадио Сергея Лапина[3][4]. Например, песню «Лесной олень» исполнил в финале «Песни-73» Большой детский хор центрального и всесоюзного радио[5][6]. С середины 1970-х имя певицы исчезло и из титров кино и мультфильмов с ее участием. Однако сама певица рассказывает, что она попала в немилость со стороны официальных лиц советской культуры после фестиваля в Сопоте:
«Я сразу подружилась с европейскими звездами — Геленой Вондрачковой, Радмилой Караклаич, Карелом Готтом. И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: „Советские войска вошли в Прагу“. Что здесь началось! Карел Готт со словами „Я не могу петь, когда Родина находится в опасности“, покинул конкурс. Мне было так плохо, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут еще из Москвы посыпались начальственные звонки: „Ведищевой — не петь!“ Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я не послушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Причем пару песен Володи Шаинского, который, как оказалось, в то время был у власти не в фаворе. Вопреки политической заварухе, встретили меня отлично, вызвали на „бис“ и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это время в Москве министру культуры Екатерине Фурцевой уже докладывали о моей проделке. Так я и попала в черный список. Меня перестали показывать на телевидении, транслировать по радио, отменяли концерты». Из интервью «Где-то на белом свете…»
Работа в США
В 1980 году Аида Ведищева вместе с матерью и сыном уехали в США. По её словам, ещё в 1978 году приказом министра культуры СССР были размагничены все немногочисленные видеопленки с выступлениями певицы и удалены все записи радиофонда. Однако они сохранились в личной фонотеке:
Приказом Минкульта размагнитили все мои записи. Об этом я узнала случайно, находясь на гастролях в Узбекистане. Но я человек скрупулезный, все свои песни после выступлений переписывал для себя, собрал свою фонотеку […]. Самое главное, что мне удалось вывезти — моя фонотека. Ее не хотели пропускать. Не разрешается. Оставьте! И тогда я спела «Помоги мне!» На весь аэропорт. Так спасла меня песня, таможенники, конечно, узнали меня и махнули рукой".
— [7]
В США певице пришлось начать свою карьеру с нуля. Она поступила в театральный колледж и прошла четырехлетний курс обучения, изучала американский кинематограф, танец.
Первое время она жила в Нью-Йорке, а затем переехала в Лос-Анджелес. Здесь Ведищева создала свой театр и собственное телешоу на калифорнийском телевидении. Аида Ведищева стала единственная эстрадная певица из СССР, добившаяся безоговорочного признания в США[8][9].
Ведищева выступала на сцене под псевдонимом Amazing Aida. Пела в основном американский репертуар — песни из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов. Также в свой репертуар включала песни Мишеля Леграна, русские и цыганские романсы, еврейские песни.
Со временем Ведищева стала реже выступать, но стала сама сочинять песни. Среди ее песен — «Баллада о Чернобыле», «Жизнь — это музыка», «Рождество», «Америка», «Я вернусь, Москва!».
Последующая карьера
С 1989 года несколько раз приезжала в СССР, затем Россию. Принимала участвовала в фестивале «Золотой шлягер» в Могилёве (Белоруссия).
В начале 1990-х годов врачи ей поставили диагноз «рак третьей степени». Она настояла на операции и прошла курс химиотерапии. Болезнь отступила[10][11].
В 1998 году Ведищева поставила шоу «Мисс Свобода — для нового тысячелетия».
После теракта 2001 года Аида Ведищева написала мюзикл «Шедевр и поющая Свобода» и посвятила его статуе Свободы. Мюзикл шел в 2007 году в Бродвее.
В 2017 году в Екатеринбурге в Театре музыкальной комедии был поставлен спектакль «Оттепели. Мелодии судьбы», посвященный творчеству трех звезд советской эстрады — Нины Бродской, Аиды Ведищевой и Ларисы Мондрус.
Песни к фильмам
- «Три плюс два», 1963 — «Пусть говорят» в дуэте с Геннадием Ниловым
- «Кавказская пленница», 1966 — «Песенка о медведях»
- «Красное, синее, зелёное», 1966 — «Уходим в старину» (музыка — Г. Фиртич, стихи — Д. Иванов, В. Трифонов)
- «Белый рояль», 1968 — «Дорожная песня», «Первая весна», «Песня о Душанбе», «Я буду ждать тебя»
- «Бриллиантовая рука», 1968 — «Помоги мне»
- «Ангел в тюбетейке», 1968 — «Все равно ты будешь мой»
- «В гостях у московской милиции» (фильм-спектакль), 1968 — «Весна — это музыка»
- «Ох уж эта Настя!», 1971 — «Лесной олень»
Песни к мультфильмам
- «Умка», 1969 — «Колыбельная медведицы»
- «Катерок», 1970 — «Чунга-чанга» в дуэте с Анатолием Гороховым, «Синяя вода».
- «И мама меня простит», 1975 — «Товарищ»
Примечания
- ↑ Первые послевоенные десятилетия: джаз и твист, оптимизм и романтика, Кристалинская и Магомаев. . Дата обращения: 1 апреля 2024.
- ↑ Два интервью . Дата обращения: 1 апреля 2024.
- ↑ Раззаков Ф., Федотова С. «А думать буду я!» / «Вечерняя Москва» № 149 от 12.08.2004 (Дата обращения: 25 марта 2009)
- ↑ Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ: Тайны телевидения: От Сталина до Горбачёва. 1930-1991. — М.: ЭКСМО, 2009.
- ↑ Финальная передача «Песня-73»
- ↑ Раззаков Ф. За кулисами шоу-бизнеса. — М.: АСТ, 2004. — С. 193. — 942 с.
- ↑ Американская ария Аиды Ведищевой .
- ↑ Программа «Кумиры» .
- ↑ Аида Ведищева. Где-то на белом свете... .