Ведищева, Аида Семёновна

Материал из «Знание.Вики»
Аида Ведищева
Имя при рождении Ида Соломоновна Вайс
Полное имя Аида Семёновна Ведищева
Дата рождения 10 июня 1941(1941-06-10) (83 года)
Страна  СССР
 США
Профессии певица
Годы активности с 1960-х
Жанры песни к фильмам
Псевдонимы Amazing Aida

Аида Семёновна Ведищева (урожденная Ида Соломоновна Вайс; род. 10 июня 1941, Казань, Татарская АССР, РСФСР) — советская и американская певица. Наиболее известна как исполнительница популярных песенных хитов из кинофильмов: «Песенка о медведях», «Помоги мне», «Лесной», мультфильмов («Колыбельная медведица»). Является первой исполнительницей песни «Товарищ»[1].

Биография

Родилась 10 июня 1941 года в Казани, Татарская АССР.

Отец — доктор медицинских наук, профессор Соломон Иосифович Вайса (1886—1968), заведующий кафедрами одонтологии Иркутского медицинского института, терапевтической стоматологии Киевского института стоматологии, Казанского ДИДУАН.

Мать — Елена Митрофанова.

В 1951 году семья Аиды переехала в Иркутск, где она окончила музыкальное училище и играла в студенческом театре музыкальной комедии, а затем Институт иностранных языков, где изучала немецкий и английский языки. Окончив институт Аида Вайс уехала в Москву, где попыталась поступить в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, но попытка не удалась. Благодаря красивому сильному голосу начала певческую карьеру.

Творчество в СССР

На сцене стала выступать с начала 1960-х эстрадной певицей Харьковской филармонии. Также пела в оркестре Олега Лундстрёма, затем выступала в оркестре Леонида Утёсова.

Начиная с 1966 года Ида Вайс выступала с сольными концертами с ансамблем «Мелотон», пела также в ВИА «Голубые гитары» Игоря Гранова. В том же году стала лауреатом Первого всесоюзного конкурса советской песни.

Всесоюзную популярность получила в 1966 году, спев «Песенку о медведях» в кинокомедии «Кавказская пленница» Леонида Гайдая. После этого пластинка с этой песней разошлась семимиллионным тиражом.

В 1968 году на музыкальном фестивале в Сопоте (Польша) за песню «Гуси, гуси» получила диплом. Далее Аида исполнила такие популярные песни, как: «Вулкан страстей» («Помоги мне») из фильма «Бриллиантовая рука» (1968), «Товарищ» («Чтобы дружбу товарищ пронес по волнам…», 1970), «Лесной олень» (из фильма «Ох уж эта Настя!», 1972), «Синяя вода», «Чунга-Чанга» (из мультфильма «Катерок») и другие.

Пользовалась огромной популярностью у советских слушателей. Однако руководство Гостелерадио в лице Сергея Лапина всячески чинили ей припятствия: не всегда упоминали в титрах фильмов, не разрешали концерты, холодно ставились на телевидении, не выпускали на гастроли за границу[2].

По мнению, в частности, Федора Раззакова, одной из причин этого был антисемитизм руководителя Гостелерадио Сергея Лапина[3][4]. Например, песню «Лесной олень» исполнил в финале «Песни-73» Большой детский хор центрального и всесоюзного радио[5][6]. С середины 1970-х имя певицы исчезло и из титров кино и мультфильмов с ее участием. Однако сама певица рассказывает, что она попала в немилость со стороны официальных лиц советской культуры после фестиваля в Сопоте:

«Я сразу подружилась с европейскими звездами — Геленой Вондрачковой, Радмилой Караклаич, Карелом Готтом. И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: „Советские войска вошли в Прагу“. Что здесь началось! Карел Готт со словами „Я не могу петь, когда Родина находится в опасности“, покинул конкурс. Мне было так плохо, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут еще из Москвы посыпались начальственные звонки: „Ведищевой — не петь!“ Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я не послушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Причем пару песен Володи Шаинского, который, как оказалось, в то время был у власти не в фаворе. Вопреки политической заварухе, встретили меня отлично, вызвали на „бис“ и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это время в Москве министру культуры Екатерине Фурцевой уже докладывали о моей проделке. Так я и попала в черный список. Меня перестали показывать на телевидении, транслировать по радио, отменяли концерты». Из интервью «Где-то на белом свете…»

Работа в США

В 1980 году Аида Ведищева вместе с матерью и сыном уехали в США. По её словам, ещё в 1978 году приказом министра культуры СССР были размагничены все немногочисленные видеопленки с выступлениями певицы и удалены все записи радиофонда. Однако они сохранились в личной фонотеке:

Приказом Минкульта размагнитили все мои записи. Об этом я узнала случайно, находясь на гастролях в Узбекистане. Но я человек скрупулезный, все свои песни после выступлений переписывал для себя, собрал свою фонотеку […]. Самое главное, что мне удалось вывезти — моя фонотека. Ее не хотели пропускать. Не разрешается. Оставьте! И тогда я спела «Помоги мне!» На весь аэропорт. Так спасла меня песня, таможенники, конечно, узнали меня и махнули рукой".

[7]

В США певице пришлось начать свою карьеру с нуля. Она поступила в театральный колледж и прошла четырехлетний курс обучения, изучала американский кинематограф, танец.

Первое время она жила в Нью-Йорке, а затем переехала в Лос-Анджелес. Здесь Ведищева создала свой театр и собственное телешоу на калифорнийском телевидении. Аида Ведищева стала единственная эстрадная певица из СССР, добившаяся безоговорочного признания в США[8][9].

Ведищева выступала на сцене под псевдонимом Amazing Aida. Пела в основном американский репертуар — песни из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов. Также в свой репертуар включала песни Мишеля Леграна, русские и цыганские романсы, еврейские песни.

Со временем Ведищева стала реже выступать, но стала сама сочинять песни. Среди ее песен — «Баллада о Чернобыле», «Жизнь — это музыка», «Рождество», «Америка», «Я вернусь, Москва!».

Последующая карьера

С 1989 года несколько раз приезжала в СССР, затем Россию. Принимала участвовала в фестивале «Золотой шлягер» в Могилёве (Белоруссия).

В начале 1990-х годов врачи ей поставили диагноз «рак третьей степени». Она настояла на операции и прошла курс химиотерапии. Болезнь отступила[10][11].

В 1998 году Ведищева поставила шоу «Мисс Свобода — для нового тысячелетия».

После теракта 2001 года Аида Ведищева написала мюзикл «Шедевр и поющая Свобода» и посвятила его статуе Свободы. Мюзикл шел в 2007 году в Бродвее.

В 2017 году в Екатеринбурге в Театре музыкальной комедии был поставлен спектакль «Оттепели. Мелодии судьбы», посвященный творчеству трех звезд советской эстрады — Нины Бродской, Аиды Ведищевой и Ларисы Мондрус.

Песни к фильмам

Песни к мультфильмам

Примечания

  1. Первые послевоенные десятилетия: джаз и твист, оптимизм и романтика, Кристалинская и Магомаев.. Дата обращения: 1 апреля 2024.
  2. Два интервью. Дата обращения: 1 апреля 2024.
  3. Раззаков Ф., Федотова С. «А думать буду я!» / «Вечерняя Москва» № 149 от 12.08.2004  (Дата обращения: 25 марта 2009)
  4. Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ: Тайны телевидения: От Сталина до Горбачёва. 1930-1991. — М.: ЭКСМО, 2009.
  5. Финальная передача «Песня-73»
  6. Раззаков Ф. За кулисами шоу-бизнеса. — М.: АСТ, 2004. — С. 193. — 942 с.
  7. Американская ария Аиды Ведищевой.
  8. Программа «Кумиры».
  9. Аида Ведищева. Где-то на белом свете....