Башкирские восстания (1735—1740)

Материал из «Знание.Вики»
Башкирские восстания 1735—1740
Дата 17351740
Место Ногайская, Казанская, Сибирская и Осинская даруги, т.е. охватила территорию исторического Башкортостана
Причина опасение башкир потерять вотчинные права на землю вследствие российской экспансии, стремление сохранить систему внутреннего самоуправления Башкирии
Итог Подавление восстания
Противники

Flag of Russia.svg Россия

башкирские повстанцы

Командующие

А. И. Румянцев, И. К. Кириллов, Л. Я. Соймонов, А. И. Тевкелев, В. А. Урусов и др.

Карасакал, Кильмяк Нурушев  #, Акай Кусюмов  #, Бепеня Торопбердин  # , Мандар Карабаев  , Тюлькучура Алдагулов  # , Алдар Исекеев  # , Сеитбай Алкалин, Алланзиангул Кутлугузин, Юлдаш Суярембетов # , Кусяп Султангулов, Рысай Игембетов, Султанмурат Дюскеев ,Абулхаир-хан[1]и др.

Потери

неизвестно

ок. 16,5 тысяч убитых,
более 10 тысяч сосланых.
По другим данным от 40 до 60 тысяч всего.

Башкирские восстания 1735—1740 годов — крупнейшее в серии башкирских восстаний XVII—XVIII веков. Организация строительства Оренбургской линии укреплений на юге и юго-востоке Башкирии послужило причиной восстания 1735—1740 годов[2].

Причина конфликта

Восстание 1735—1740 годов внесло свою лепту в борьбу башкирского народа против нарушения царским правительством условий присоединения Башкирии к Русскому государству и явилось составной частью башкирских восстаний XVII—XVIII веков. Непосредственным поводом для выступлений башкир стала деятельность Оренбургской экспедиции. Основная причина заключалась в опасениях башкир потерять вотчинные права на земли, полученные по условиям присоединения к России. Кроме того, башкиры выступали за сохранение своей системы внутреннего самоуправления, выражали недовольство ростом налогов, злоупотреблениями чиновников при их сборе, стремились защитить свои культурно-религиозные и бытовые традиции[3].

Стратегический замысел

Стратегия царского правительства относительно подавления Башкирского восстания 1735—1740 годов отражена в Указе «О посылке войск в Башкирию и скорейшем прекращении башкирского бунта» от 16 февраля 1736 года. Помимо военных методов подавления предполагалось поощрение участников подавления восстания из числа отдельных проживавших в Башкирии народностей и социальных групп (топтыри, бобыли, мещеряки и др.) в том числе землей, освобождением от уплаты оброка и т. д. Новокрещёные за верность определялись в казацкую службу и освобождались от ясака. В целях усиления притока пришлого населения отменялся запрет на продажу башкирских земель. Подобная стратегия изначально внесла раскол в башкирское общество. Наряду с регулярными войсками для подавления башкирского восстания 1735—1740 годов также были созданы отряды из числа служилых мещеряков, казанских мурз и татар, калмыков, яицких казаков и дворцовых крестьян[4].

Этапы восстания

Первый этап восстания (1735—1736). Его возглавляли старшины Кильмяк Нурушев, Акай Кусюмов и Юсуп Арыков. Несмотря на широкой размах, восстание было жестоко подавлено. В разгроме восстания участвовали недовольные притеснениями башкирских феодалов мишари, мари и чуваши.

На втором этапе (1737—1739) восстание возглавляли старшины Бепеня Торопбердин, Тюлкучура Алдагулов, Юлдаш Сюарембетов и др. Оно охватило главным образом территории Сибирской, Ногайской и Осинской дорог.

На третьем этапе (1740) в ряде сражений повстанцы были разбиты и движение окончательно разгромлено. Одновременно правительство провело в Башкирии административную реформу (потомственных старшин заменило выборными, установило их ответственность за подчиненное население, ограничило права местного духовенства ит.д.)[5].

Ход событий

Поводом послужил поход в июне из Уфы к устью р. Орь (приток р. Яик, ныне р. Урал) войск Оренбургской экспедиции для строительства Оренбурга. О подготовке Оренбургской экспедиции башкиры узнали в 1734 году из письма башкирского старшины и муллы Токчуры Алмякова, адресованного Кильмяку Нурушеву — видному бию Ногайской даруги. В конце 1734 и весной 1735 года представители всех 4 даруг съехались на курултай. Из опасения лишиться своих земель и свободы, они, по свидетельству Петра Рычкова, приняли решение «…всеми силами противиться и город Оренбург (ныне город Орск) строить не давать, толкуя, что из-за того им никакой воли не будет». 1В конце мая — начале июня 1735 года башкиры, собравшиеся под Уфой под руководством Кильмяка Нурушева и Акая Кусюмова, направили к Ивану Кирилову 2 представителя с требованием отмены решения о строительстве Оренбурга. Посланцы были подвергнуты допросу и пыткам. Сигналом к восстанию послужило продвижение экспедиции Кирилова 15 июня 1735 года из Уфы к реке Орь. Под предводительством Кильмяка, Бепени Сеяргулова, Сеитбая Ераткулова, Рысайбая Игимбетова, Кусанбай — батыра, Амина и ряда других влиятельных башкирских старшин шла тайная подготовка для оказания противодействия экспедиции[6]

Первый этап

Первые столкновения произошли 1-6 июля. Летом 1735 года массовое движение башкир охватило всю европейскую часть Башкирии. В налеач. июля 1735 года башкиры Ногайской дороги (ок. 3 тыс. чел.) во главе с Кильмяком Нурушевым напали на команду экспедиции (700 драгунов Вологодского полка, уфимских дворян и казаков) южнее горы Зирган. Нападению подверглись Русские деревни под Уфой, Табынская крепость, в осаде оказались Мензелинск и другие населённые пункты, в том числе Закамской черты и Закамской линии. К движению примкнули жители Осинской, Казанской и Сибирской даруг. В августе был разгромлен продовольственный обоз, шедший в Оренбург. Основные силы повстанцев сосредоточились в излучине реки Белой и вдоль реки Дёмы. Для борьбы с повстанцами была создана Комиссия башкирского дела. Во главе её и в качестве главного командира вооруженными силами в Башкирию 13 августа 1735 года был назначен генерал-лейтенант Александр Румянцев. В 1736 году её возглавил бригадир Хрущов. С 1737 по 1742 год Комиссией руководил генерал Соймонов. Штаб-квартира располагалась в городе Мензелинск. Против повстанцев был проведён ряд карательных экспедиций. Общая численность карательных отрядов превышала 20 тысяч человек. Правительственные указы от 11 февраля 1736 и от 16 февраля 1736 года были нацелены на установление контроля над системой внутреннего самоуправления в Башкирии.

Особую неприязнь у башкир вызвали положения указов, направленную на ликвидацию неприкосновенности их вотчинного земельного фонда. Весной 1736 года нападению башкир подверглись Утятская, Крутихинская слободы, Окуневский острог, Полевской завод. Борьба с повстанцами в этом районе осуществлялась военной командой во главе с Василием Татищевым. В марте им была заложена Чебаркульская крепость, гарнизон которой должен был контролировать ближайшую территорию. Военной команде удалось ослабить натиск повстанцев. Челябинская крепость закладывалась в ситуации спада 1-й волны восстания.

Второй этап

Причинами нового подъёма восстания явились жестокое подавление движения в 1735—1736, тяжёлые условия и притеснения повинных. Первыми зимой 1737 года выступили башкиры Сибирской и Осинской даруг, весной — Ногайской даруги. В апреле-мае повстанцы нападали на Чебаркульскую, Челябинскую, Красноуфимскую крепости, Ревдинский завод, в июне вели бои на территории Сибирской даруги против правительственных команд полковника И. С. Арсеньева и майора Люткина. Крупная операция восставших — нападение отряда под руководством батыра Султангулова на военный лагерь генерала Леонтия Соймонова, являвшегося командиром Башкирской комиссии, не увенчалось успехом. В течение 1735—1736 годов царской администрации удалось подавить восстание. Каратели никого не щадили при этом. Так, в ауле Сеянтус Балыкчинской волости по приказу Тевкелева — помощника Кириллова — было перебито около 1000 человек, в том числе много женщин и детей, 10 человек из них сожжены заживо[3]. Под руководством Соймонова летом—осенью было разорено и сож­жено свыше 30 деревень, убито около 900 человек. Мероприятия, разработанные летом Татищевым и Соймоновым по окружению Башкирии войсками, привели к прекращению активных действий повстанцев и вызвали начало переговоров. В сентябре 1738 года видные предводители башкир Бепеня Торопбердин и Алланзиагул Кутлугузин пришли с повинной. Башкиры вновь обратились к ханам Среднего жуза, но конк­ретной по­мощи не получили[7].

Третий этап

Поводом для возобновления восстания явилось решение властей о переписи населения Башкирии, начавшейся в январе 1739 года. Возглавили борьбу Алланзиангул Кутлугузин, Карасакал, Мандар Карабаев, Султан Арасланбеков, Тилевкей Улатемиров. Перепись воспринималась как средство обложения новыми налогами, в частности подушным. В марте на нескольких йыйынах (собраниях) башкиры Ногайской и Сибирской даруг решили отказаться от проведения переписи[3]. 5 мая правительствово приняло решение о её прекращении. Сбор лошадей командами капитана Стрижевского, Р.Уразлина (на территории Сибирской даруги) и капитана С. Ф. Куб­лицкого (Ногайской) в уплату штрафа вызвал недовольство башкир. На 3-м этапе возродилась идея прежних башкирских восстаний — отказ от Русского подданства. Одна группа башкир во главе с Юлдаш-муллой в поисках нового покровителя обратилась за поддержкой к джунгарам. Другие башкиры ориентировались на союз с киргиз-кайсаками, но Младший и Средние жузы отказали повстанцам в помощи и покровительстве, так как сами уже были под влиянием Российской Империи. В декабре 1739 года перепись населения возобновилась. Башкиры по-прежнему игнорировали её, но население созданных в крае крепостей было учтено. На рубеже 1739—1740 годов появилась Переписная книга Челябинской крепости. В январе 1740 года во главе восстания стал новый предводитель — Карасакал, провозглашенный ханом Башкирии. Восстание вновь приобрело форму вооружённых столкновений. Общее число восставших составляло около 3 тыс. человек. Восстание охватило всю территорию Сибирской даруги. С середины марта под ударами Арсеньева, Павлуцкого, Путянина и Кублицкого восставшие отступили в горы. Оставшиеся по­встанцы во главе с Карасакалом скрылись у казахов. Поиски и расправы с восставшими и членами их семей продолжались до конца сентября. В июне—сентябре каратели сожгли 725 деревень, отобрали свыше 11 тыс. голов скота. Для устрашения населения были проведены публичные экзекуции и казни 25 августа около Оренбурга (казнено 122 чел.), 17 сентября в Сак­марском городке (170 чел.). Потери повстанцев в период восстания 1739—40 составили более 16 тыс. человек[7].

В донесении Соймонова в Сенат от 11 июля 1740 года приводятся результаты борьбы правительственных войск против сторонников Карасакала с 25 мая по 3 июля. Потери русских составили: убитыми — 1 солдат и 13 ополченцев, ранеными — 8 солдат и 44 ополченца. При таких незначительных потерях правительственные части сожгли 122 деревни и 50 дворов, убили 1531 башкира, взяли в плен 536 ловек, включая женщин и детей. Из числа пленных башкир 124 были казнены, 36 отправлены в Прибалтику служить солдатами, 6 на каторжные работы в Рогервик и 370 человек крепостными в Россию. Потери другого рода со стороны русских составили: 4 лошади убитыми и 6 ранеными. Численность же скота, захваченного у башкир, составила: 1608 лошадей, 2287 голов крупного рогатого скота и 476 голов овец[6].

Итоги восстания

Башкирские восстания в 1735—1740 годов является крупнейшим выступлением башкир за всё время после присоединения Башкирии к Русскому государству[8].

Современник тех событий П. И. Рычков приводит такие данные по наказанию восставших:[9]

ВЕДОМОСТЬ, сколько с начала последняго башкирскаго бунта, то есть с 1735 по 1741 год, по Оренбургской и по Башкирской комиссиям командированными партиями воров башкирцов побито, казнено, под караулом померло, сослано во флот, в Остзейские полки и в работу в Рогервик, и что жен и детей их обоего пола для поселения внутрь России роздано
Годы По Оренбургской комиссии По Башкирской комиссии Итого в обеих командах
Побито Сослано Роздано Итого Побито Сослано Роздано Итого
1735 500 20 520
1736—1737 4500 200 4700 692 1692 1457
1738—1740 2134 135 1862 4131 8746 1449 4843
Всего 7134 135 2082 9351 9438 3101 6300

За один лишь сентябрь месяц: 1702 человека убито или же бежали через реку Урал, 432 человека казнены, 1862 отправлены в Россию для раздачи помещикам в качестве крепостных людей, а 301 человек был бит кнутом с последующим вырыванием ноздрей. Остальные башкиры были отправлены в Прибалтику и на флот. Было сожжено 107 деревень и захвачено 39 верблюдов, 1987 лошадей, 2903 голов крупного рогатого скота и 2120 голов овец[6].

За 1739—1740 годы было сожжено 725 аулов, угнаны деcятки тыс. голов скота. Всего в ходе восстания 1735—1740 годов башкиры потеряли убитыми, казнёнными, сосланными в ссылку 40-60 тыс. человек. Царские власти вынуждены были отказаться от планов лишения башкир вотчинного права на землю, превращения их в крепостных и обращения в христианство[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Российско-Казахские Отношения В Xvi–Xix Вв
  2. Башкирское восстание 1735-1740. begemot.ai. Дата обращения: 1 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 270 лет назад началось башкирское восстание 1735-1740 годов. www.bashinform.ru. Дата обращения: 1 июня 2024.
  4. Башкирское восстание 1735–1740 гг.. runivers.ru. Дата обращения: 1 июня 2024.
  5. БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ XVII—XVIII вв.. bstudy.net. Дата обращения: 1 июня 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 Алтон С. Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740. kitaptar.bashkort.org. Дата обращения: 1 июня 2024.
  7. 7,0 7,1 Башкирские восстания 1735–40 гг.. Башкирская энциклопедия. Дата обращения: 1 июня 2024.
  8. Алеврас Н. Н., Конюченко А. И. История Урала. XI — XVIII века. — Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 2000. — С. 172. — 280 с. — ISBN 5-7688-0771-3.
  9. Рычков П. И. История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2002. с.105-106
  10. Башкирские восстания 17-18 в.в.. Дата обращения: 1 июня 2024.

Литература

Ссылки