Черкаскульская культура
Черкаску́льская культу́ра — археологическая культура бронзового века, расположенная на территории юга Урала и Западной Сибири. Получила название от озера Черкаскуль, расположенного в Каслинском районе Челябинской области в Российской Федерации. Первые памятники были обнаружены и исследованы ещё в XIX веке. Выделена в самостоятельную культуру К. В. Сальниковым в 1964 году[1].
История открытия
Первые памятники черкаскульской культуры были обнаружены и исследованы во второй половине XIX века М. В. Малаховым, Н. А. Рыжниковым. В начале 1960-х годов Л. П. Хлобыстин и К. В. Сальников обратили внимание на сходство ряда лесных памятников Зауралья, включавшихся ранее в состав шигирской и горбуновской культур, с андроновскими памятниками степной зоны. С тех пор в науку вошло понятие «лесного андрона». Происхождение черкаскульской культуры традиционно связывают с лесными культурами эпохи энеолита (аятской) и раннего бронзового века (коптяковской), на которые значительно повлияло соседство с лесостепным и степным населением андроновской культурно-исторической общности[2]. В 1964 году К. В. Сальников в лесном Зауралье выделил новую, черкаскульскую культуру, отличную от андроновской и генетически связанную с местными культурами предшествующего времени. Эта культура была подразделена на три этапа: черкаскульский, межовский и берёзовский[1].
Локализация и хронология
Первоначальный ареал — горно-лесное и лесостепное Зауралье и Приуралье, на позднем этапе границы доходили до степей Алтая, Волго-Уралья России и Казахстана.
Временной диапазон существования культуры — XIV—XI века до н. э. В него укладывается единственная пока для черкаскульских памятников радиоуглеродная дата очага жилища, найденного на поселении Липовая Курья: 3050±60 лет до н. э., то есть примерно XII—XI века до н. э. В целом же, по Л. П. Хлобыстину, черкаскульский комплекс Липовой Курьи датируется около XIII—XI вв. до н. э[3].
Материальная культура
Керамика
По изученному материалу выявлено, что гончарами черкаскульской культуры отбиралось два вида исходного пластичного сырья — природные ожелезненные глины и илистые глины. В качестве естественных примесей природные глины содержат различное количество кварцевого песка прозрачного и полупрозрачного, окатанного и полуокатанного. В сырье значительной части изделий зафиксированы окислы железа как в виде мягких, легко разрушающихся иглой частиц рыжего, охристого и тёмно-коричневого цвета, округлой и аморфной формы, так и в виде включений оолитового бурого железняка. В некоторых образцах зафиксированы обломки лимонита или гематита.
Изготавливали в основном банки, ёмкости баночно-горшечного типа, горшки и низкие четырёхугольные блюда. Орнаментика черкаскульской посуды построена по горизонтально-ленточному принципу. Многие банки и некоторые горшки покрыты узорами сплошь, но чаще украшались по верху. Самостоятельными зонами выступали шейка и пояс, охватывавший плечики и верхнюю часть тулова, хотя эта схема нередко нарушалась. Часть ёмкостей имеет орнамент в придонной части, по краю внутренней поверхности шейки или на дне.
Плоскостные раппорты на черкаскульской керамике выполнялись гребёнкой, гладким штампом или нарезкой и часто дополнялись вдавлениями — уголковыми, полулунными, каплевидными. В некоторых комплексах представлены также изделия, украшенные тонким гребенчатым штампом. В равной степени той и другой керамике свойственны формованные валики.
Из плоскостных узоров преобладают зигзаги, меандры и треугольники. Последние имели преимущественно равнобедренный вид, хотя использовались и «косые» треугольные фигуры. Часто включались в орнаментальные композиции заштрихованные ленты и их косопоставленные отрезки («лесенки»), а также сетка[4].
Орудия труда
И. А. Спиридонов, изучая металлокомплексы бронзового века Зауралья выделил понятие «черкаскульско-межовский металлокомплекс». Металлургический комплекс черкаскульской культуры состоит из серпов, серпов-косарей, ножей — кинжалов, кинжалов с металлической рукоятью, однолезвийных ножей, кельтов, долот, наконечников копий и дротиков, наконечников стрел, шильев, проколок и украшений, бляшек с петелькой. Учёные выделяют общие типы орудий и сходство технологических приёмов металлообработки с андроноидными культурами. Но эта технология металлообработки претерпела определённое влияние местных культурных традиций, прежде всего коптяковской (втульчатые желобчатые долота, кельты, пластинчатые ножи-кинжалы). Орудия труда этого периода изготовлены в подавляющем большинстве из низколегированной оловянной бронзы с использованием литейных технологий в разъёмные формы с получением плотных качественных отливок[1].
Из каменных предметов найдены составные матрицы для отливки долот с орнаментированными втулками, грузила с боковыми выемками, галька с ровной зашлифованной поверхностью.
К числу керамических поделок относятся грузила с одним или двумя желобками, а также цилиндрические с продольным сквозным отверстием, фрагменты литейного сопла. Большим количеством экземпляров представлены в материалах исследованных памятников пряслица и игральные фишки, изготовленные из черепков. При раскопках Липовой Курьи найдены глиняный вюрфель (кубик) с идеограммами I—II—III—X и обломок второго такого же предмета.
Изделия из кости включают концевой вкладыш лука, серию острий, наконечников стрел и их заготовок с поселения Ольховка, а также роговое долото, найденное на Липовой Курье[3] .
Поселения и хозяйственная деятельность
Площадь поселений варьирует в довольно широких пределах: от 15 тысяч м² (самое крупное поселение Берёзки V) до 200—210 м² (Сигаево V, Б. Липовый V, Липовая Курья). Жилые постройки представлены полуземлянками и наземными жилищами (преобладающий тип). Памятники поселенческого типа представляют собой укреплённые и неукреплённые многослойные поселения[5]. Площадь жилищ колебалась в пределах от 20-50 до 75-160 м². Соответственно, число их обитателей, исходя из расчётов, основанных на этнографических данных, могло составлять от 5-8 до 20-25 человек. Наиболее крупные жилища и поселения характерны для лесостепной и степной зон, так как там преобладало скотоводство и земледелие, а в лесной зоне охота и рыболовство. Возможно, также консолидации населения в более крупные поселения способствовало наличие сильных соседей. В целом, в каждом посёлке, вероятно, проживала небольшая, относительно замкнутая группа родственников, о чём свидетельствуют не только сравнительно небольшие размеры поселений и жилищ, но и малочисленные захоронения могильников[6][1][7][8].
Погребальный обряд
Большинство изученных погребальных комплексов представлено курганами, обнаружены усыпальницы без насыпей в Берёзках-5г и Перевозном-1а . Диаметр курганов варьируется от 6,5 до 30 м, высота — от 0,15 до 1,5 м.
Большинство сооружений имели каменные конструкции, представлявшие собой невысокие, сложенные в несколько рядов камней, округлые оградки, одиночные или смыкающиеся, иногда не замкнутые с проходом внутрь. Примыкавших одно к другому каменных колец в одном погребальном комплексе могло насчитываться от двух до четырёх, при этом большинство образованных ими конструкций имело в плане линейные очертания. Бескурганные комплексы на озере Аргази включали оградки, непосредственно смыкавшиеся одна с другой. В кургане могильника Туктубаево было три разновременных конструкции. Зафиксированы случаи сооружения каменных колец не на погребённой почве, а на поверхности земляных всхолмлений, венчавших погребальные комплексы. Конструкции под курганной насыпью имели как овальную, так и прямоугольную форму. Многомогильных усыпальниц среди исследованных нет, большинство содержит по 1-3 погребения.
К началу 2000-х годов в Зауралье изучено не менее 39 черкаскульских усыпальниц, содержавших по крайней мере 65 захоронений. Большая часть захоронений производилась с использованием огня, обнаружены прах кремированных умерших, прокалы, скопления золы и угля. Они почти никогда не оставляли на площади своих усыпальниц части туш жертвенных животных и, видимо, вообще редко прибегали к ритуальному забою скота. Вместе с тем черкаскульское население часто снабжало умерших мясной пищей, остатками которой являются рёбра, лопатки, подвздошные и иные кости коров, лошадей и мелкого рогатого скота. Они были найдены в захоронениях.
В составе некрополей южных черкаскульских общин выявлены кутьтовые сооружения. Все умершие были погребены на правом боку в скорченном положении, головой преимущественно в восточном и смежных направлениях. Остатков трупосожжений не найдено, хотя следы использования огня в погребальных обрядах имеются в Березках-5г[3].
Литература
- Антипина Е.Е., Лебедева Е.Ю. Основные этапы развития комплексной производящей экономики в западной половине Евразии (от эпохи раннего металла до железного века) // Мегаструктура Евразийского мира: Основные этапы формирования: Материалы Всерос. науч. конф., Москва, ИА РАН, 4–6 дек. 2012 г. М.: ИА РАН, 2012. С. 72−76.
- Григорьев С.А. Черкаскульская культура // Древняя история Южного Зауралья. Т. I: Каменный век. Эпоха бронзы. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. С. 357−377.
- Дегтярева А.Д., Костомарова Ю.В. Металл позднего бронзового века лесостепного Притоболья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 1 (14). С. 30–45.
- Зах В.А. Поселок древних скотоводов на Тоболе. Новосибирск: Наука, 1995. 96 с.
- Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей (основы периодизации). Свердловск: Издво УрГУ, 1988. 184 с.
- Илюшина В.В. Технология изготовления керамики у населения черкаскульской культуры (по материалам поселения Хрипуновское 1 в Нижнем Притоболье) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2017. № 3 (38). С. 5−15. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2017-38-3-005-015
- Корочкова О.Н. Андроноидные культуры Урала и Западной Сибири: Генезис, динамика, связи // УИВ. 2010а. № 2 (27). С. 46–51.
- Корочкова О.Н. Взаимодействие культур в эпоху поздней бронзы: (Андроноидные древности ТоболоИртышья). Екатеринбург: УралЮрИздат, 2010b. 104 с.
- Корочкова О.Н. Взаимодействие культур в эпоху бронзы в Среднем Зауралье и подтаежном ТоболоИртышье: Факторы, механизмы, динамика: Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М.: ИА РАН, 2011. 38 с.
- Косинцев П.А., Бобковская Н.Е. Костные остатки с черкаскульского поселения Ольховка в Приисетье // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 1997. Вып. 1. С. 127–132.
- Костомаров В.М., Костомарова Ю.В. Варианты трансформации андроновских традиций на территории Тоболо-Ишимья в эпоху поздней бронзы // Вестник ТГУ. История. 2013. № 2 (22). С. 49–52.
- Костомарова Ю.В. Реконструкция основных элементов экономики населения черкаскульской культуры позднего бронзового века лесостепного Притоболья // Поволжская археология. 2019. № 3 (29). С. 51– 64. https://doi.org/10.24852/pa2019.3.29.51.64
- Костомарова Ю.В., Костомаров В.М., Зевайкина И.С. Результаты исследования селища Хрипуновское1 — нового памятника эпохи поздней бронзы и раннего железного века на территории лесостепного Притоболья // AB ORIGINE: Археол.-этногр. сборник ТюмГУ. 2011. Вып. 3. С. 4–32.
- Котельникова И.А. К вопросу о генезисе федоровской и черкаскульской культур (по материалам погребального обряда) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2001. Вып. 3. С. 55–61.
- Лыганов А.В., Морозов В.В., Азаров Е.С. Луговские I и II стоянки и проблемы соотношения черкаскульской, луговской и межовской культур в Нижнем Прикамье // Археология Евразийских степей. Казань: АН Респ. Татарстан. 2019. № 2. С. 38−98.
- Матвеев А.В. Новые данные о системе жизнеобеспечения черкаскульского населения Приисетья // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 1999. Вып. 2. С. 121–123.
- Матвеев А.В. Черкаскульская культура Зауралья // AB ORIGINE: Проблемы генезиса культур Сибири. Тюмень: Вектор, 2007. С. 4–41. Обыденнов М.Ф. Поздний бронзовый век Южного Урала: Учеб. пособие. Уфа: Изд-во БашГУ, 1986. 81 с.
- Обыденнов М.Ф., Шорин А.Ф. История изучения черкаскульской и межовской культур Урала эпохи поздней бронзы. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 1994. 37 с.
- Обыденнов М.Ф., Шорин А.Ф. Черкаскульская культура: Учеб. пособие. Уфа: Юрид. колледж, 2005. 139 с.
- Обыденнов М.Ф., Шорин А.Ф., Варов А.И., Косинцев П.А. Хозяйство населения черкаскульской и межовской культур Урала эпохи поздней бронзы. Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1994. 114 с.
- Спиридонов И.А. Роль инокультурного компонента в формировании морфологических особенностей черкаскульско-межовского металлокомплекса // Геоархеология и археологическая минералогия. 2020. Т. 7. С. 161−164.
- Шорин А.Ф. Миграции черкаскульцев: Некоторые их причины и последствия // Материалы по археологии Южного Урала. Уфа: БашГУ, 1992. С. 73−78. Шорин А.Ф. К этнической характеристике черкаскульской культуры // РА. 1994. № 4. С. 54−62.
- Шорин А.Ф. Черкаскульско-межовские популяции и природная среда: Динамика взаимодействия // Экология древних и современных обществ: Тез. докл. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1999. С. 116–118.
- Шорин А.Ф. Черкаскульская культура // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига: УрО РАН, 2000. С. 602−603.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Шорин А. Ф. История изучения черкаскульской культуры на современном этапе // Вестник археологии, антропологии и этнографии.. — 2023. — № 2. — С. 45—57.
- ↑ Куприянова Е. В., Петров Н. Ф., Батанина Н. С., Плешанов М. Л., Иванов А. А. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.39.11. Новый памятник — одиночный курган Новониколаевский IV в свете изучения погребальной обрядности черкаскульской культуры // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета : Электронный научный журнал. — 2021. — № 3. — С. 149—164.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Матвеев Александр Васильевич. Черкаскульская культура Зауралья // AB ORIGINE: проблемы генезиса культур Сибири : сборник трудов. — 2017. — С. 4—41.
- ↑ Шорин А. Ф. Черкаскульская керамика поселений Аргазинского водохранилища // Вопросы археологии Урала. — 1981. — № 15. — С. 84—87.
- ↑ Петров, Н. Ф. Поселения и могильники черкаскульской культуры на территории степного Зауралья // L Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых учёных YOGJDA.. — 2018. — С. 157—159.
- ↑ Медовичев, А. Е. 97.02.018. Обыденнов М. Ф., Шорин А. Ф. Археологические культуры позднего бронзового века древних уральцев (черкаскульская и межовская культуры) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. — 1997. — № 2. — С. 190—197.
- ↑ Костомарова, Ю. В. Керамические орудия труда черкаскульской культуры селища Хрипуновское 1 // Зыряновские чтения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2010. — С. 25—26.
- ↑ Костомарова Юлия Валерьевна. (дата обращения: 11.05.2024). Реконструкция основных элементов экономики населения черкаскульской культуры позднего бронзового века лесостепного Притоболья // Поволжская археология. — 2019. — № 3.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |