Башкин, Матвей Семёнович

Эта статья прошла проверку экспертом
Матвей Семёнович Башкин
Дата рождения неизвестно
Место рождения Переяславль Русское царство
Дата смерти после 1554
Место смерти Волоколамск Русское царство
Гражданство  Русское государство
Род деятельности религиозный мыслитель, еретик
Отец Семён Иванович Башкин

Матве́й Семёнович Ба́шкин (годы рождения неизвестны — умер предположительно после 1554) — русский религиозный вольнодумец XVI века, представитель еретического движения, близкого к ереси жидовствующих или протестантизму. Один из немногих известных по имени участников религиозных дискуссий эпохи Ивана IV Грозного. Его взгляды, включавшие критику крепостничества, отрицание церковных таинств и иконопочитания, вызвали осуждение Русской православной церкви и привели его к суду и заточению[1][2][3][4][5][6].

Биография

Матвей Семёнович Башкин происходил из семьи мелкопоместных бояр. Его отец, Семён Иванович, и дядя, Алексей Иванович, владели деревней Башкино в Переяславском уезде. Из скудных сведений о жизни Матвея Башкина достоверно известно, что в 1547 году он вместе с Фёдором Адашевым и другими видными боярами выступал поручителем за опального князя Ивана Турунтая-Пронского. К 1550 году братья Матвей и Фёдор Башкины имели поместья в Боровском уезде и были включены в список «избранной тысячи» дворян, которых Иван Грозный планировал поселить под Москвой[2][4][7].

В Благовещенский собор Московского кремля приходил на исповедь к священнику Симеону Матвей Башкин весной 1553 года

Религиозные искания

Великим постом 1553 года Матвей Башкин пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Матвей Башкин задавал вопросы о нравственности, высказывал критические замечания в отношении крепостничества и говорил о том, что необходимо на деле применять евангельские заповеди. Для доказательства несовместимости идей христианства и холопства Матвей Башкин изучал священные книги. Матвей Башкин бывал у Симеона и читал священнику Апостол. Впоследствии русский вольнодумец неоднократно приглашал Симеона участвовать в беседах на духовные темы в кружке своих знакомых. Однажды, Матвей признался Симеону о том, что освободил своих крестьян, основываясь на евангельской заповеди «возлюби ближнего своего»[1][4][7]:

Возлюби ближнего своего, как сам себя, а мы де Христовых рабов у себя держим; Христос всех братьями нарицает, а у нас на иных кабалы, на иных беглые, а иных нарядные, а на иных полныя; а я благодарю Бога, у меня что было кабал полных, то всё изодрал, да держу своих добровольно.

Петровским постом, то есть в июне 1553 года Матвей Башкин вновь пригласил в свой дом Симеона и показал ему Апостол, в котором воском были отмечены места для обсуждения. В этот раз рассуждения и толкования Матвея Башкина показались священнику «развратными» (опасными, еретическими). Симеон известил об этом протопопа Благовещенского собора Сильвестра, с которым они совместно явились к царю Ивану IV. Они предъявили царю Апостол с пометками Матвея Башкина, из которых следовало, что он якобы отвергал Троицу, называл иконы «идолами» и отрицал причастие[1][4][8][9].

Арест и суд

Матвея Башкина арестовали и поручили расследование волоколамским старцам Герасиму и Филофею. Расследование затянулось из-за отсутствия в Москве Ивана IV, который со 2 июля по 18 августа находился в Коломне на смотре войск. За этот период времени Матвей Башкин, сначала всё отрицавший, а потом впавший в беснование, признался в еретических измышлениях и покаялся. По повелению митрополита Макария Матвей Башкин в письменном виде изложил свои воззрения и в качестве сообщников назвал «двух Борисовых, Григория да Ивана», а также свидетельствовал против старца Артемия и других заволжских старцев (нестяжателей). В Москву были доставлены старцы и Феодосий Косой[1][4].

Факт первоначального отрицания своей вины и последующее признание Матвея Башкина историк Николай Иванович Костомаров объясняет тем, что признания могли быть получены под давлением. В связи с чем Николай Костомаров приходит к предположению о том, что Матвей Башкин и его единомышленники были осуждены невинно[5]. Матвей Башкин называл своими учителями, по одним источникам, литовцев — аптекаря Матвея и Андрея Хотеева, что якобы указывало на влияние Реформации[4]. Андрей Курбский связывал воззрения Матвея Башкина с «люторскими ересями», то есть лютеранством[8]. В свою очередь, историк Николай Иванович Костомаров видит в рассуждениях Матвея Башкина продолжение традиции «жидовствующих»[5].

В Иосифо-Волоцкий монастырь за свои размышления был заточён Матвей Башкин

На соборе 1553—1554 годов Матвея Башкина обвинили в ереси, по следующим основаниям[4][7]:

22 декабря 1553 года Матвея Башкина заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь[6][10]. Спустя полгода, вероятно, состоялся другой суд в отношении Матвея Башкина, после которого он, предположительно, был сожжён[6][7]. Хотя есть альтернативные версии о том, что его дальнейшая судьба неизвестна. Согласно другому предположению Матвей Башкин был казнён после 1563 года в связи с взятием Полоцка в ходе Ливонской войны, в котором были обнаружены последователи ереси Феодосия Косого[1].

Литература

  • Алов В. Русские «еретики» XIV-XVI веков / Жидовствующие. Стригольники. «Жидовствующие». Матвей Башкин. Артемий Троицкий. Феодосий Косой. — Санкт-Петербург: АО типографского дела в Санкт-Петербурге («Герольд»), 1908. — 64 с.
  • Костомаров Н. И. Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке : Матвей Башкин и его соучастники. Феодосий Косой. — Санкт-Петербург: б. и., 19--. — 32 с.
  • Никольский В. А. Матвей Башкин и Артемий Троицкий : Краткий очерк жизни и деятельности. — Санкт-Петербург: б. и., 1907. — 16 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Архимандрит Макарий (Веретенников). Башкин. Православная энциклопедия. Дата обращения: 2 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Том 2. Часть 1. — Москва: Университетская типография, 1900.
  3. Влияние протестантизма; ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Библиотекарь.ру. Дата обращения: 2 мая 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Клибанов А. И. Матвей Башкин, Феодосий Косой // Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв.. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1960. — С. 265—274. — 411 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 Костомаров Н. И. Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке // Бунт Стеньки Разина : Исторические монографии и исследования. — Москва: Чарли, 1994. — 636 с. — ISBN 5-86859-014-7.
  6. 6,0 6,1 6,2 Бутузкина Е. Н. Башкин Матвей Семёнович // Русская философия : энциклопедия / Под общей редакцией М. А. Маслина ; составление и научное редактирование А. А. Апрышко, А. П. Поляков. — Москва: Книжный Клуб Книговек, 2014. — 830 с. — ISBN 978-5-4224-0845-0.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Карташёв А. В. Ересь Башкина и Косого // Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. — Москва: Терра, 1993. — С. 517—523. — 685 с. — ISBN 5-85255-103-1.
  8. 8,0 8,1 Курбский А. М. История о делах великого князя московского / Издание подготовил К. Ю. Ерусалимский. — Москва: Наука, 2015. — 942 с. — ISBN 978-5-02-039097-3.
  9. Башкин Матвей. rulex.ru. Дата обращения: 2 мая 2025.
  10. Башкин Матвей Семёнович. Биография.ру. Дата обращения: 2 мая 2025.