Башкин, Матвей Семёнович
| Матвей Семёнович Башкин | |
|---|---|
| Дата рождения | неизвестно |
| Место рождения | Переяславль Русское царство |
| Дата смерти | после 1554 |
| Место смерти | Волоколамск Русское царство |
| Гражданство |
|
| Род деятельности | религиозный мыслитель, еретик |
| Отец | Семён Иванович Башкин |
Матве́й Семёнович Ба́шкин (годы рождения неизвестны — умер предположительно после 1554) — русский религиозный вольнодумец XVI века, представитель еретического движения, близкого к ереси жидовствующих или протестантизму. Один из немногих известных по имени участников религиозных дискуссий эпохи Ивана IV Грозного. Его взгляды, включавшие критику крепостничества, отрицание церковных таинств и иконопочитания, вызвали осуждение Русской православной церкви и привели его к суду и заточению[1][2][3][4][5][6].
Биография
Матвей Семёнович Башкин происходил из семьи мелкопоместных бояр. Его отец, Семён Иванович, и дядя, Алексей Иванович, владели деревней Башкино в Переяславском уезде. Из скудных сведений о жизни Матвея Башкина достоверно известно, что в 1547 году он вместе с Фёдором Адашевым и другими видными боярами выступал поручителем за опального князя Ивана Турунтая-Пронского. К 1550 году братья Матвей и Фёдор Башкины имели поместья в Боровском уезде и были включены в список «избранной тысячи» дворян, которых Иван Грозный планировал поселить под Москвой[2][4][7].
Религиозные искания
Великим постом 1553 года Матвей Башкин пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Матвей Башкин задавал вопросы о нравственности, высказывал критические замечания в отношении крепостничества и говорил о том, что необходимо на деле применять евангельские заповеди. Для доказательства несовместимости идей христианства и холопства Матвей Башкин изучал священные книги. Матвей Башкин бывал у Симеона и читал священнику Апостол. Впоследствии русский вольнодумец неоднократно приглашал Симеона участвовать в беседах на духовные темы в кружке своих знакомых. Однажды, Матвей признался Симеону о том, что освободил своих крестьян, основываясь на евангельской заповеди «возлюби ближнего своего»[1][4][7]:
Возлюби ближнего своего, как сам себя, а мы де Христовых рабов у себя держим; Христос всех братьями нарицает, а у нас на иных кабалы, на иных беглые, а иных нарядные, а на иных полныя; а я благодарю Бога, у меня что было кабал полных, то всё изодрал, да держу своих добровольно.
Петровским постом, то есть в июне 1553 года Матвей Башкин вновь пригласил в свой дом Симеона и показал ему Апостол, в котором воском были отмечены места для обсуждения. В этот раз рассуждения и толкования Матвея Башкина показались священнику «развратными» (опасными, еретическими). Симеон известил об этом протопопа Благовещенского собора Сильвестра, с которым они совместно явились к царю Ивану IV. Они предъявили царю Апостол с пометками Матвея Башкина, из которых следовало, что он якобы отвергал Троицу, называл иконы «идолами» и отрицал причастие[1][4][8][9].
Арест и суд
Матвея Башкина арестовали и поручили расследование волоколамским старцам Герасиму и Филофею. Расследование затянулось из-за отсутствия в Москве Ивана IV, который со 2 июля по 18 августа находился в Коломне на смотре войск. За этот период времени Матвей Башкин, сначала всё отрицавший, а потом впавший в беснование, признался в еретических измышлениях и покаялся. По повелению митрополита Макария Матвей Башкин в письменном виде изложил свои воззрения и в качестве сообщников назвал «двух Борисовых, Григория да Ивана», а также свидетельствовал против старца Артемия и других заволжских старцев (нестяжателей). В Москву были доставлены старцы и Феодосий Косой[1][4].
Факт первоначального отрицания своей вины и последующее признание Матвея Башкина историк Николай Иванович Костомаров объясняет тем, что признания могли быть получены под давлением. В связи с чем Николай Костомаров приходит к предположению о том, что Матвей Башкин и его единомышленники были осуждены невинно[5]. Матвей Башкин называл своими учителями, по одним источникам, литовцев — аптекаря Матвея и Андрея Хотеева, что якобы указывало на влияние Реформации[4]. Андрей Курбский связывал воззрения Матвея Башкина с «люторскими ересями», то есть лютеранством[8]. В свою очередь, историк Николай Иванович Костомаров видит в рассуждениях Матвея Башкина продолжение традиции «жидовствующих»[5].
На соборе 1553—1554 годов Матвея Башкина обвинили в ереси, по следующим основаниям[4][7]:
- Отрицал Троицу и равенство Иисуса Христа Богу Отцу.
- Не признавал исповедь, причастие и другие таинства, кроме крещения.
- Отрицал культ мощей и иконопочитание, называл последних «идолами».
- Отрицал решения Вселенских соборов и Священное Предание.
22 декабря 1553 года Матвея Башкина заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь[6][10]. Спустя полгода, вероятно, состоялся другой суд в отношении Матвея Башкина, после которого он, предположительно, был сожжён[6][7]. Хотя есть альтернативные версии о том, что его дальнейшая судьба неизвестна. Согласно другому предположению Матвей Башкин был казнён после 1563 года в связи с взятием Полоцка в ходе Ливонской войны, в котором были обнаружены последователи ереси Феодосия Косого[1].
Литература
- Алов В. Русские «еретики» XIV-XVI веков / Жидовствующие. Стригольники. «Жидовствующие». Матвей Башкин. Артемий Троицкий. Феодосий Косой. — Санкт-Петербург: АО типографского дела в Санкт-Петербурге («Герольд»), 1908. — 64 с.
- Костомаров Н. И. Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке : Матвей Башкин и его соучастники. Феодосий Косой. — Санкт-Петербург: б. и., 19--. — 32 с.
- Никольский В. А. Матвей Башкин и Артемий Троицкий : Краткий очерк жизни и деятельности. — Санкт-Петербург: б. и., 1907. — 16 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Архимандрит Макарий (Веретенников). Башкин. Православная энциклопедия. Дата обращения: 2 мая 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Голубинский Е. Е. История русской церкви. Том 2. Часть 1. — Москва: Университетская типография, 1900.
- ↑ Влияние протестантизма; ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Библиотекарь.ру. Дата обращения: 2 мая 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Клибанов А. И. Матвей Башкин, Феодосий Косой // Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв.. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1960. — С. 265—274. — 411 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Костомаров Н. И. Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке // Бунт Стеньки Разина : Исторические монографии и исследования. — Москва: Чарли, 1994. — 636 с. — ISBN 5-86859-014-7.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Бутузкина Е. Н. Башкин Матвей Семёнович // Русская философия : энциклопедия / Под общей редакцией М. А. Маслина ; составление и научное редактирование А. А. Апрышко, А. П. Поляков. — Москва: Книжный Клуб Книговек, 2014. — 830 с. — ISBN 978-5-4224-0845-0.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Карташёв А. В. Ересь Башкина и Косого // Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. — Москва: Терра, 1993. — С. 517—523. — 685 с. — ISBN 5-85255-103-1.
- ↑ 8,0 8,1 Курбский А. М. История о делах великого князя московского / Издание подготовил К. Ю. Ерусалимский. — Москва: Наука, 2015. — 942 с. — ISBN 978-5-02-039097-3.
- ↑ Башкин Матвей. rulex.ru. Дата обращения: 2 мая 2025.
- ↑ Башкин Матвей Семёнович. Биография.ру. Дата обращения: 2 мая 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Переяславле
- Умершие в Волоколамске
- Знание.Вики:Статьи о персоналиях без портретов
- Знание.Вики:Подтвердить версию
- Еретики
- Персоналии XVI века
- Узники Иосифо-Волоцкого монастыря
- Еретики в православии
- Проверенная статья