Нестяжатели
Нестяжа́тели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков[1]. Сторонники движения выступали против монастырских землевладений и кабальных условий эсплуатации крестьянского труда[2]. В этом вопросе им противостояли иосифляне, однако спор между ними не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах и вообще имущественными вопросами: различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов. Данный спор, окончившийся победой иосифлян, имел большое значение для Русской церкви.[3].
Название
Приверженцы этого движения себя нестяжателями не называли[2]. Впервые их так назвал писатель и богослов Максим Грек[4].
История
Нестяжатели выступали против накопления монастырями земельных владений. Они утверждали, что долг монаха - вести аскетический образ жизни и зарабатывать на жизнь своим трудом. Их духовный лидер, Нил Сорский[2], в своих трудах и проповедях, утверждал, что богатство неизбежно деморализовало монахов[5]. По его мнению, монахи должны стремиться к нравственному совершенству, которого они должны были достичь через молитвы. Единственным источником истин веры они считали Священное Писание, понижая значение традиций – допускали обсуждение церковных обычаев, а также их изменение. При этом они возражали против сурового обращения с еретиками, утверждая, что по отношению к ним следует применять только убеждение[1]
Также они выступали против всякого вмешательства государства в церковные дела.
В их взглядах иногда проявлялись элементы вольнодумства. Например, нестяжатели скептически относились к пышным церковным обрядам, сомневались в чудесах святых, требовали критического обращения со священными книгами, выступали против казней еретиков и осуждали самые отвратительные стороны монастырской жизни.
Движение нестяжателей началось на севере Московского государства, поэтому их также называли „заволжскими старцами”. Духовным лидером движения стал Нил Сорский. Их взгляды быстро оказались в резком конфликте с взглядами иосифлян, которые защищали монастырскую земельную собственность церкви и проповедовала необходимость тесного сотрудничества государства и Церкви.
В 1503 году, во время местного собора, Нил Сорский выступил с призывом ко всем монастырям отказаться от своих владений и начать зарабатывать на милостыню. Его предложение было единогласно отклонено собором, который в своем постановлении определил поместья Церкви как неотъемлемые и священные[1]
При поддержке государства идеология иосифлян постепенно стала частью официального учения Русской Православной Церкви, подтвержденного соборами 1524, 1531 и 1554-1555 годов. Часть нестяжателей считалась еретиками, хотя самого Нила Сорского канонизировали как святого монаха[6].
Хотя спор между нестяжателями и иосифлянами был разрешён в пользу сторонников владения монастырями землями, конфликт снова вернулся с удвоенной силой, когда Пётр Великий начали секуляризацию церковных земель, которую затем завершила Екатерина II.
Зарождение и деятельность движения нестяжателей по-разному трактовались в историографии. Некоторые исследователи (в том числе советские историки) считали нестяжателей тесно связанными с аристократической оппозицией централизации государственной власти. Историки подчёркивает, что существенное значение для идеологий нестяжателей имела исихастическая и мистическая традиция[2], составляющая одну из основ православного монашества.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 НЕСТЯЖА́ТЕЛИ .
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 БРЭ. Нестяжатели .
- ↑ Синицына Н. В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV—XVI вв.) // Монашество и монастыри в России XI—XX вв. — С. 143.
- ↑ МАКСИ́М ГРЕК .
- ↑ Предание старца Нила пустынника своим ученикам .
- ↑ Устав преподобного Нила Сорского .