Атомный урок
Атомный урок | |
---|---|
| |
Частота проведения | ежегодно |
Организатор | Росатом |
Статус | Всероссийский просветительский проект для педагогов и школьников |
Сайт | https://atomlesson.ru/#atom |
А́томный уро́к — Всероссийский научно-просветительский проект. Реализуется в рамках программы Атомариум при поддержке Государственной корпорации Росатом и Министерства просвещения Российской Федерации. В ходе проекта ежегодно с 2020 года организуются научно-просветительские мероприятия для школьников и учащихся первых курсов профессиональных образовательных учреждений — Атомные уроки. С 2021 года проходит конкурс для педагогов[1][2].
Цель Атомного урока
Атомный урок призван популяризировать достижения атомных технологий среди школьников и учащейся молодежи, формировать интерес подрастающего поколения к науке, способствовать раскрытию потенциала учащихся и формированию будущего кадрового резерва[1].
Главная цель Атомного урока — помочь нашим учителям и наставникам в нескучной форме рассказать о достаточно сложной теме, ядерной физике, о возможностях, достижениях и перспективах атомной отрасли. Это прекрасный способ познакомить школьников, увлечённых естественными науками, с огромным миром атомных технологий.Ольга Колударова, заместитель Министра просвещения РФ
Составляющие Атомного урока
Составляющими проекта «Атомный урок» являются: внеурочные занятия и викторина для учащихся, конкурс для педагогов[2].
Внеурочные занятия и викторина для учащихся
Атомные уроки представляют собой внеурочные мероприятия для учащихся, которые проводит педагог, используя готовые разработки. Ведущие специалисты проекта проводят большую работу по подготовке методических материалов. По данным материалам каждый учитель мог провести занятия, независимо от того, какой предмет он преподаёт. Ежегодно разрабатываются сценарии уроков, презентации, видеолекции по темам Атомного урока[3].
Командой проекта проделана огромная методическая работа, в помощь педагогам были разработаны все методические материалы. Вместе с тем, мы всегда открыты для новых интересных идей и авторских педагогических методик.Константин Рудер, заместитель директора Департамента коммуникаций госкорпорации Росатом
Материалы верифицированы экспертами атомной отрасли. Все разработки Атомных уроков круглогодично находятся в свободном доступе на сайте проекта[4].
Тематика и содержание методических материалов Атомного урока должны способствовать:
- стимулированию познавательной деятельности учащихся;
- распространению знаний о достижениях и возможностях атомной отрасли;
- знакомству учащихся со спектром атомных профессий и профессиональными треками.
После проведения Атомного урока учащиеся могут принять участие в викторине. Викторина представляет собой 10 вопросов, на ответ отводится 10 минут. Вопросы разнообразны и интересны, не повторяются[3].
Конкурс для педагогов «Атомный урок»
Конкурс проводится при поддержке Госкорпорации «Росатом» и Министерства просвещения Российской Федерации[2]. Участниками конкурса могут стать учителя школ, педагоги дополнительного образования и учреждений среднего профессионального образования вне зависимости от преподаваемого предмета, предметного профиля, возраста и уровня подготовки учащихся.
Конкурс Атомный урок должен способствовать:
- развитию профессиональных компетенций педагогических работников;
- выявлению и трансляции положительного педагогического опыта в сфере естественно-научных дисциплин;
- созданию общедоступных методических материалов для проведения мероприятий и распространения знания об атомных технологиях.
Конкурсный отбор проходит в несколько этапов.
- Отборочный этап. Педагог проводит занятие для учащихся. Затем приглашает их проверить свои знания в викторине по итогу урока. Результаты прохождения викторин учащимися формируют рейтинг педагогов. Учителя, попавшие в ТОП, проходят в полуфинал конкурса.
- Полуфинал, проходит в заочной форме. Полуфиналисты выполняют творческое задание, которое ежегодно меняется. По результатам оценки творческого задания формируется список финалистов. Также на данном этапе педагоги получают возможность пройти курс по программе повышения квалификации.
- Финал, проходит в очном формате. В финале участники представляют и защищают свой творческий проект.
Победитель конкурса получает возможность принять участие в экспедиции Росатома «Ледокол знаний» и отправится на атомном ледоколе «50 лет Победы» к Северному Полюсу[1][3].
История Атомного урока
Атомный урок, 2020 год
Первый Атомный урок прошёл в 2020 году, был приурочен к 75-летию атомной отрасли[5]. Ключевая тема Атомных уроков в 2020 году: «Энергия ядра. Безуглеродное будущее».
Атомный урок способствовал популяризации знаний и поднятию базовой осведомленности аудитории об атомной науке, ранней профориентации, развитию критического мышления у школьников.
Атомный урок был рассчитан на школьников 5 — 7 классов. В доступной и увлекательной форме были рассмотрены сложные вопросы.
- Источники энергии и безуглеродное будущее.
- Мирный атом.
- Физика будущего и перспективные технологии.
- Энергия большой мощности без вреда природе.
- Концепция «Зелёного квадрата».
- Радиация вокруг нас, естественный радиационный фон.
Для проведения Урока опытными методистами и специалистами отрасли был разработан комплект просветительских материалов, практические задания, проверочные работы и дополнительные материалы для закрепления полученных знаний. Подготовлен видеоурок на тему «Радиация вокруг нас» с участием Виктора Сиднева, кандидата физико-математических наук, магистра телеигры «Что? Где? Когда?».
Проводился Атомный урок педагогами естественно-научного профиля, прошедшими специальный образовательный курс[6].
Атомный урок, 2021 год
Ключевая цель Атомного урока в 2021 году: «Популяризация российских инновационных разработок в сфере атомных технологий».
В 2021 году Атомный урок получил дальнейшее развитие. Проект должен был способствовать формированию интереса подрастающего поколения к современной науке и технологиям игровыми методами. В рамках проекта был организован конкурс для педагогов и школьников «Атомный урок и Ледокол знаний»[6][7].
Конкурс нацелен на повышение образовательного и культурного уровня населения, формирование сообщества активных последователей и популяризаторов научного знания. По итогам конкурса один педагог получал возможность присоединиться к экспедиции на Северный полюс.
Специалистами Информационного центра атомной отрасли были подготовлены дидактические материалы для учителей по проведению классных часов и внеурочных мероприятий. По данным материалам любой учитель, вне зависимости от своего предмета, может провести занятия[7].
Материалы Урока рассчитаны на учащихся 5 — 7 класса, но могут быть интересны и полезны учащимся старших классов.
В конкурсе «Атомный урок» 2021 года победителем стала Галина Евгеньевна Эсман, учитель физики и астрономии лицея № 97 города Челябинск.
Атомный урок, 2022 год
Ключевые темы Атомного урока в 2022 году:
- «Атомная энергетика — основа технологий будущего» для учителей естественно-научного профиля";
- «Профориентация в атомной отрасли» или «Арктика. Северный морской путь» для учителей любого профиля.
В 2022 году по итогам конкурса «Атомный урок и Ледокол знаний» один педагог и один его ученик получают возможность отправиться в экспедицию Ледокол знаний на Северный полюс. Победителями конкурса в 2022 году стали учитель английского языка Алёна Алексеевна Маскаева и ученица 6 класса Арина Плюханова, лицей № 33, город Иваново.
преподаватель английского языка
Атомный урок, 2023 год
Ключевая тема Атомного урока в 2023 году: «Невозможное возможно: магия атомных технологий»
В материалах Атомного урока освещены вопросы атомных технологий и экологии:
- значение атомных технологий в современном мире;
- устройство атомной электростанции и принципы получения атомной энергии;
- достижения атомной промышленности России;
- экология;
- квантовая физика и квантовые технологии.
Материалы Урока рассчитаны на учащихся 1 — 11 классов школ и студентов первых курсов среднего профессионального образования[8].
Победителями конкурса «Атомный урок» стали учитель истории и обществознания Лидия Владимировна Селивёрстова и ученица 7 класса Алиса Калюжная, гимназия № 2, город Стерлитамак, Республика Башкортостан[1].
Атомный урок, 2024 год
Юбилейный 5-й Атомный урок[1][2].
Ключевая цель Атомного урока в 2024 году: «Популяризация естественно-научных дисциплин среди учащихся российских общеобразовательных организаций, а также повышения уровня вовлеченности и осведомленности широкого круга детской и молодёжной аудитории в вопросах современных технологий и достижений атомной отрасли».
Партнёры проекта
- Десятилетия науки и технологий в России.
- Министерство просвещения Российской Федерации.
- Форум классных руководителей.
- Классная тема.
- Корпоративная Академия Росатом.
- Государственный университет просвещения.
- Российское общество Знание.
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Атомный урок. Нескучно о естественно-научном. . Атомный урок. Дата обращения: 2024.11.17.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Положение о Всероссийском просветительском конкурсе Атомный урок.pdf . Атомный урок. Дата обращения: 21 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 70 педагогов стали полуфиналистами Всероссийского просветительского конкурса «Атомный урок» | Новости портала "Российское образование" . Российское образование. Федеральный портал. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Атомный урок. Материалы занятий. . Атомный урок. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Юбилей атомной промышленности 75 лет | Мы творим историю опережая время . Календарь событий. К празднованию 75-летия атомной промышленности. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Атомный урок . Увлечённые профессией. Навигатор поступления, образовательные учреждения ХМАО. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Всероссийский просветительский проект «Атомный урок» . Академия образования. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Просветительский проект «Атомный урок» пройдет в российских школах уже в четвертый раз | Новости науки . Наука РФ. Десятилетие науки и технологий. Дата обращения: 17 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |