Антими́нс (др.-греч.ἀντί — вместо и лат.mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие»[1]) — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии[см. «Освящение антиминса»].
Во время литургии на антиминс ставятся сосуды для Причастия.
В силу того, что в антиминсе, как и в престоле, есть частица мощей, то в чрезвычайных ситуациях он может заменять собой престол, что позволяет закончить литургию в более благоприятных условиях. Также это свойство позволяет совершать литургию при отсутствии должным образом освящённого престола.
Если, когда служит иерей Божественную службу, загорится церковь, или от бури, или по какой другой причине начнёт падать её верх, пусть он осторожно с антиминсом возьмёт Святые [Дары], и выйдет из церкви, и на другом подобающем месте на том же антиминсе пусть закончит Божественную службу, продолжив с места, где остановился.
Оригинальный текст (церк.-сл.)[показатьскрыть]
Аще служащу іерею б҃жественную службу, ц҃рковь возгоритсѧ, или ѿ бури, или иныѧ ради вины верхъ пастисѧ начнетъ, сохраннѡ со антїминсомъ да возмет с҃таѧ, и да изыдетъ из ц҃ркве, и на ином мѣстѣ честномъ, на томже антїминсѣ да совершитъ б҃жественную службу, наченъ ѿ мѣста, егѡже исходѧ преста.
— Известие учительное // Служебник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — С. 445. — 464 с.
К антиминсу, как и к престолу, могут прикасаться только лица, имеющие духовный сан. Для этого: диакон должен быть в полном облачении (стихарь, орарь и поручи), а на священнике должны быть епитрахиль и поручи (во внебогослужебное время фелонь необязательна).[3].
Антиминс является собственностью архиерея и средством разрешения проведения богослужений в его отсутствие. Всякий раз, когда архиерей посещает церковь или монастырь в его юрисдикции, он входит в алтарь и проверяет антиминс, чтобы убедиться, что о нём должным образом заботятся, и что это на самом деле тот, который он выдавал.
Для того, вероятно, придуманы антиминсы… дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и доски святой трапезы… и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие.
В богослужении антиминс употребляется только на литургии. На сугубой ектении священник раскрывает илитон и нижнюю часть завёрнутого в него антиминса. Во время прошения о Патриархе и правящем архиерее священник целует на антиминсе подпись архиерея в знак того, что он совершает литургию по его благословению. На ектении об оглашенных антиминс открывается полностью, а затем крестообразно осеняется антиминсной губкой. С Великого входа на раскрытый антиминс ставятся потир и дискос.
Чтобы на антиминсе и илитоне не осталось крошек, после причащения мирян они собираются губкой и потребляются священником. Далее, перед прочтением заамвонной молитвы губка вкладывается в антиминс, а сам он дважды складывается втрое так, что, когда он развёрнут, складки образуют крест (см. верхнее фото). Сложенный антиминс, находясь в илитоне, таким же образом накрывается им, а сверху кладётся напрестольное Евангелие.
Для проведения богослужений антиминс должен быть освящён и подписан правящим архиереемепархии, в которой находится храм. Освящение антиминса обычно проводится при освящении нового храма или при служении архиерея в кафедральном соборе[5] (в этом случае освящаются сразу несколько антиминсов, которые рассылаются в храмы, освящение которых архиерей не может совершить лично). Порядок совершения церковного обряда освящения антиминса находится в Чиновнике архиерейского священнослужения[6].
История
В раннехристианские времена литургию совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (с VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма. Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих, начали вшивать также и внутрь антиминса.
Первоначально антиминсами были переносные столики, а то и просто доски, они использовались при совершении богослужения вне храмов, освящённых по полному чину. Часто они применялись в походных условиях, а также, в особых случаях, и в храмах, в которых по каким-либо причинам невозможно было совершить полного освящения.
Особое распространение антиминсы-доски с иконографическими изображениями, а также тканные платы, получили в период иконоборчества (VIII—IX века), так как в Православии с древности установился обычай совершения литургии только на мощах святых, в то время как иконоборцы выступали против почитания мощей и уничтожали их.
Архиепископ Фессалоникийский Симеон о священных антиминсах пишет следующее:
Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается всё то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освящённые, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин.
С IX века антиминсы стали употребляться повсеместно как в западной, так и восточной частях Церкви. В греческой Церкви постепенно остались в употреблении только тканевые антиминсы, хотя позднее появлялись деревянные с живописной резьбой антиминсы, но они были исключением. В России также сохранилось несколько резных экземпляров.
С XII века антиминсами стали пользоваться повсеместно, даже в храмах, которые были освящены по полному чину, а уже в XIII веке в Номоканоне было зафиксировано правило, по которому священник обязывался служить на подписанном епископом антиминсе и предписывалось наказание за совершение литургии без такого антиминса. Об обязательности пользования антиминсом в греческой Церкви говорит тот факт, что в более позднее время от имени Константинопольского патриарха их распределял по церквям человек со специально учреждённой для этого должностью «Начальника антиминсов» (ὁ ἄρχων τῶν ἀντιμινσίων); он же отвечал за их изготовление.
Сербский антиминс XVI века, образец исполнения древнего рисунка
Древнейшие антиминсы были писанными, рисунок и надпись об освящении составлялись от руки. Квадратные по форме льняные платы изготовлялись церковно- или священнослужителями местной соборной церкви. Рисунок представлял собой разные варианты изображения креста (4-х, 6-и, 8-конечного). Надпись, произвольно наносившаяся по краям плата, сообщала:
Дату освящения
Имя храма (престола)
Имя епископа, преподавшего антиминс
Имя светского владыки (князя, царя), в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс.
Иногда в надписи указывалось имя храмоздателя (ктитора) и лиц, присутствовавших при освящении храма: бояр, келаря, казначея и т. д. Некоторые надписи обходились только датой освящения и именем светского владыки.
До XVII века антиминсы в России приколачивались к престолу особыми деревянными гвоздями, либо пришивались прямо к его облачению. С XVII века стали подражать практике греческой церкви,[9] в которой с древности во время богослужения использовался особый плат на престоле — илитон. Во внебогослужебное время антиминс стали складывать и заворачивать в этот плат.
Антиминс, первоначально освящённый при Николае I в 1834 году для храма города Холм. В верхней его части надпись: «Божией Милостию смиренный Венедикт, епископ Петрозаводский и Олонецкий. Преподан для священнодействования в соборном храме во имя святителя и чудотворца Николая в богоспасаемом граде Олонце, Олонецкой епархии. Дан в г. Петрозаводск 1948 г. Октября 30 дня».
С первой половины XVII века в России стали появляться так называемые гравированные антиминсы. Для такого антиминса изображения, символы и неизменяемые части реквизитов надписи об освящении («бланк») печатались на ткани (как правило, шёлковой) специальным гравировщиком. Впервые они появились на юге, в 1620-х годах братчикиКиева начали их массовое изготовление для нужд православных церквей, бывших тогда в сложном положении в связи с польским господством на Украине.
В марте 1675 года[2]Московский соборРусской Церкви под председательством патриарха Иоакима закрепил обязательное использование антиминса на литургии — и их стали изготавливать на Московском печатном дворе. До конца первой четверти XVIII века изготовлением и рассылкой антиминсов ведал дьяк Патриаршего Казённого приказа. На эти его функции был организован особый сбор с приходов.
Печатные антиминсы стали делаться практически по одному образцу. Общеупотребительным становится изображение «Положение Иисуса Христа во гроб». Надпись стала располагаться на верхнем и нижнем поле. Появился набор стандартных словесных формул для предварения архиерейской подписи: «рукою властною…», «рукою многогрешною…». Среди этих формул появилась и та, с которой сегодня начинаются подписи архиерея (в том числе патриарха) Русской Церкви: «Божиею милостью, смиренный…».
Под влиянием новых течений в искусстве, до XVIII века изображение на антиминсе все более усложнялось и дополнялось новыми иконографическими мотивами. В 1855 годуСвятейшим СинодомРоссийской империи был разработан окончательный вариант печатного образца, был утверждён единый рисунок печати и установлена одна словесная формула для подписи об освящении. Современная надпись формально незначительно, но по сути существенно отличается от образца 1855 года. На современных печатях антиминсов исчезло именование императора (и соответственно его титула), а именование Священного Синода заменено именем (также печатается типографским способом) Святейшего Патриарха, несколько изменилась последовательность реквизитов, относящихся к освящённому храму и их формулировок.
В настоящее время, если храм освящается полным (архиерейским) чином, то архиерей освящает антиминс именно для этого храма. Когда антиминс в процессе употребления ветшает, то по существующей процедуре, его заменяют в епархиальном управлении (в царской России его меняли в Духовной консистории). Старые антиминсы, как правило, хранились на приходах — в алтаре или ризнице как святыни. В 1735 году вышло постановление Синода, по которому предписывалось отсылать вышедшие из употребления антиминсы в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейских домов. Указ 1842 года учреждал ведение реестров хранения антиминсов.
Старообрядческие антимисы (буква «н» не пишется в соответствии со старопечатными богослужебными сборниками, каким является, в том числе, «Чин освящения церкви») представляют собой небольшие квадратные кусочки холста, в центре которых изображён восьмиконечный трисоставный Крест. На широком поле вокруг Креста по краям антимиса помещена надпись об освящении антимиса. Формулировка надписи берётся из богослужебного сборника первой половины XVII века «Великий (или Большой) потребник». Частица мощей (сохранились в некоторых старообрядческих церквах, например в Покровской общине на Рогожском кладбище в Москве) святых мучеников вшивается в верхнюю часть антимиса. Крест и надпись на антимисе рисуются от руки, реже наносятся по трафарету.
Характерная особенность, отличающая применение старообрядческого антимиса от православного антиминса, — во время освящения храма антимис пришивается архиереем (или действующим по его благословению священником) за четыре угла (символ четырёх Евангелистов) к нижнему облачению престола, которое в православном обиходе называется срачицей.
Таким образом, когда престол окончательно облачается в верхнюю ризу (индитию — её видят прихожане, глядя на престол сквозь открытые Царские вратаиконостаса), антимис оказывается скрытым под ней. Те действия, которые совершает православный священник с антиминсом во время литургии, сворачивая и разворачивая его, старообрядческий производит с литоном (у православных он называется «илитон», и в него заворачивается антиминс), который расстилается поверх индитии, над тем местом, где пришит антимис, на него и поставляются сосуды со Святыми Дарами.
Старообрядческое духовенство считает ошибкой принятую практику православной церкви использования антиминса вместо литона.
Антиминс в других церквях
Антиминс в католичестве
В западной христианской традиции антиминс отсутствует, его функцию исполняет корпорал.[10][11]
Антиминс у греко-католиков (униатов)
Украинский греко-католический Антиминс, напечатанный по эскизу о. Ювеналия Мокрицкого
Униатские антиминсы отличаются от православных тем, что на них в нижней части ставится печать изображения личного герба правящего епископа. Большинство современных антиминсов, используемых в УГКЦ, выполнены по эскизу Ювеналия Мокрицкого[12].
Антиминс у нехалкидонитов
Эквивалентом антиминса в церквях сирийской традиции является деревянная дощечка, «ţablîtho» (в Ассирийской Церкви Востока не используется).
В Эфиопской Православной Церкви используется «tâbot», функционально похожий на «ţablîtho». Этим словом в языке геэз также описывается Ковчег Завета. Ковчег символически представлен в виде шкатулки («manbara tâbôt», «трон Ковчега»), стоящей на алтаре. Сам «tâbot», деревянный планшет, вынимают перед анафорой, что символизирует дарование Десяти Заповедей.
В коптской православной традиции эквивалентом антиминса является деревянная дощечка «maqta‘ or al-lawh al-khashab». Обычно она украшена крестом и буквами на коптском языке между рукавами креста, которые означают «Иисус Христос Сын Божий».
Примечания
↑протоиерей Григорий Дьяченко.Беседа №4 «Об устройстве алтаря» // Православный храм. — Киев: Пролог, 2005. — С. 70. — 282 с. — ISBN 966-8538-20-X, ББК 86.37-505, УДК 2-523.4; Д 93.
Алексеева М.А. Малоизвестные произведения русского искусства XVII-первой половины XVIII в. — гравюры на антиминсах // Памятники культуры: Новые открытия, 1982. Л., 1984.
Никольский К. Т., протоиерей. Об антиминсах Православной Русской Церкви. — М.: Новоспасский монастырь, 2012. — 220 с. — 1000 экз.
Никольский К. Т., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. — 7-е изд. — СПб.: Синодальная типография, 1907. — С. 7—8. — 894 с.
Полное собранiе постановленiй и распоряженiй по вѣдомству православнаго исповѣданiя Россiйской имперiи. Т. III: 1723. СПб., 1875. № 1120, 1132.
Полное собранiе постановленiй и распоряженiй по вѣдомству православнаго исповѣданiя Россiйской имперiи. Царствование Императора Павла I: 6. XI. 1796-11. III. 1801. Пг., 1915. № 116, 548, 553.
Прилуцкий В. Частное богослужение в Русской Церкви. Киев, 1912.
Цветков И.Ф. О древних антиминсах, находящихся в Калужской архиерейской ризнице, в связи с историей антиминса вообще. // Калужская старина. Т.III. Калуга, 1903.
Чин освящения храма и положения честных мощей в Византийских Евхологиях XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточного христианского мира. М., 2000.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!