PEST-анализ
PEST-анализ (иногда указан как STEP-анализ) — метод стратегического планирования и управления, представляющий собой инструмент для анализа внешних факторов организации (объекта анализа), путем их разделения в рамках основных четырёх категорий:
- Political — политика — политические факторы, влияющие на функционирование организации (объекта анализа)
- Economic — экономика — экономические факторы, влияющие на функционирование организации (объекта анализа)
- Social — социум — социальные факторы, влияющие на функционирование организации (объекта анализа)
- Technological — технология — технологические факторы, влияющие на функционирование организации (объекта анализа)
PEST-анализ был разработан в 1967 году американским ученым в области стратегического планирования и общего управления — Фрэнсисом Дж. Агиларом — в качестве основного инструмента для сканирования и анализа окружающей среды организации (прежде всего — на макроуровне). Он утверждал, что организации должны учитывать влияние экономических, технических, политических и социальных категории (ETPS), которые могут повлиять на её стратегию в долгосрочной перспективе[1]. Позже, для удобства запоминания и произношения, акроним был заменен на PEST. При этом изменение порядка анализа факторов (ETPS — PEST — STEP) не влияет на теоретическое содержание концепции данного метода и/или эффективность применения данного инструмента на практике[2].
Группы исследуемых факторов
В рамках PEST-анализа выделяются следующие примеры в группы исследуемых факторов[3]:
Политические факторы — в связи с тем, что политическая обстановка имеет значительное влияние на состояние и развитие внешней среды, в рамках PEST-анализа изучают следующие политические факторы: выборы (кандидаты, партии, программы, особенности политики), законодательство (отмена, изменение существующих и ввод новых законодательных актов), участие государства в различных международных организациях и альянсах, государственное регулирование (отрасли, конкуренции и пр.) и прочее.
Экономические факторы — в связи с тем, что определяется значительное влияние факторов данной группы на организации, в рамках PEST-анализа изучают следующие экономические факторы: ВВП (статика, динамика, основные факторы влияния на изменения), денежная масса (инфляция, дефляция и связанные с ними процессы), курсы валют (национальный, стран-партнеров), затраты (ресурсы, коммуникации), динамика стоимости (ставка рефинансирования, конкуренты, партнеры, влияющие организации), рынок (общие тенденции, ближайшие конкуренты, рабочая сила, покупательная способность) и прочее.
Социальные факторы — по степени влияния на организацию, данная группа факторов представляют собой наиболее косвенное влияние, и в рамках PEST-анализа изучают следующие социальные факторы: изменения социальных норм и ценностей, изменения в стиле и уровне жизни, трансформации отношения социума (к труду и отдыху, к демографическому вопросу, к вопросу религии и пр.), влияние на социум (СМИ, инфлюэнсеры) и прочее.
Технологические факторы — в связи с тем, что данная группа факторов набирают все большую ценность и значимость для существования и эффективной деятельности организаций, в рамках PEST-анализа изучают следующие технологические факторы: технологические тенденции (НИОКР, патенты, продукты), обучение и внедрение (информационные технологии, подходы к управлению людьми и организациями и пр.) и прочее.
PEST-анализа и SWOT-анализа
В отличие от SWOT-анализа, методика PEST используется исключительно для оценки внешних факторов (преимущественно — ключевых тенденций), то есть она не учитывает особенности (как положительные, так и отрицательные) внутреннего построения и функционирования организации (объекта анализа)[4]. При этом результаты PEST-анализа могут быть использованы для определения списка угроз и возможностей в процессе проведения SWOT-анализа (в случае соответствия целям SWOT-анализа). Это обосновывается тем, что PEST-анализ (в первую очередь) является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на период от 3-х лет и более (с последующим обновлением данных с заданной периодичностью)[5].
В свою очередь SWOT-анализ это инструмент (прежде всего) для оценки текущей стратегической позиции организации (объекта анализа)[6].
Разновидности PEST-анализа
Существуют следующие расширения классического PEST-анализа[7]:
Варианты PEST анализа | Расшифровка |
---|---|
SLEPT | PEST + Legal или PEST + Правовые факторы |
PESTEL | SLEPT + Environmental / Ecological или SLEPT + Природные (Экологические) факторы |
PESTELI | PESTEL + Industry analysis или PESTEL + Отраслевой анализ рынка |
STEEP | PEST + Ethical или PEST + Этические факторы |
LONGPEST | PEST + Local + National + Global или PEST + Местные факторы + Национальные факторы + Глобальные факторы |
DESTEP | PEST + Demographics + National + Environmental / Ecological или PEST + Демографические факторы + Природные (Экологические) факторы |
STEERL | PESTEL - Political или PESTELI - Политические факторы |
Преимущества и недостатки
PEST-анализ позволяет[8]:
- собрать данные и проанализировать текущее, а также спрогнозировать будущее положение организации (объекта анализа) во внешней среде;
- сформировать стратегию организации (объекта анализа), имеющую потенциальную эффективность в долгосрочной перспективе;
- своевременно определить потенциальные риски, угрозы и возможности внешней среды для организации (объекта анализа).
При этом PEST-анализ не позволяет[9]:
- охватить сразу всю деятельность организации (объекта анализа), если она (он) действует в нескольких сферах;
- придерживаться единого списка факторов внешней среды; так в зависимости от деятельности организации (объекта анализа) он будет изменяться;
- гарантировать реализацию ряда анализируемых факторов по предполагаемому сценарию.
Ограничения
Необходимо учитывать, что любой из анализируемых факторов PEST-анализа трансформируется в динамике, таким образом результаты данного исследования необходимо актуализировать с оптимальной для организации (объекта анализа) периодичностью. Также, как и в случае SWOT-анализа, необходимо учитывать субъективный подход к сбору данных и интерпретации результатов. В связи с этим необходимо придерживаться следующих правил: «четкость формулировок факторов» и «привлечение команды экспертов для аналитической работы»[10].
См. также
Примечания
- ↑ PEST-анализ
- ↑ PEST анализ : Инструмент для понимания рынка
- ↑ КАК PEST-АНАЛИЗ ПОМОГАЕТ ПЛАНИРОВАТЬ БИЗНЕС
- ↑ PEST анализ: разбираем подробно
- ↑ Islam, F. R., Mamun, K. A. (eds.) «Possibilities and Challenges of Implementing Renewable Energy in the Light of PESTLE & SWOT Analyses for Island Countries», Smart Energy Grid Design for Island Countries: Challenges and Opportunities, Green Energy and Technology, Cham: Springer International Publishing, pp. 1-19, doi:10.1007/978-3-319-50197-0_1
- ↑ СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
- ↑ PEST-анализ: что это такое и как его провести на примерах
- ↑ Методика PEST-анализа: преимущества и недостатки
- ↑ PEST-анализ: что это и как его проводить
- ↑ Что такое PEST-анализ и как его сделать
Литература
- Титов Сергей Анатольевич, Шубин Станислав Александрович. Современный стратегический анализ. Учебное пособие . — Кнорус, 2022. — 286 с. — ISBN 978-5-406-09456-3.
- Н. Титова, В. Колочева, О. Лямзин. Разработка стратегических альтернатив развития предприятий розничной торговли в конкурентной среде с использованием PEST-анализа . — Litres, 2022. — 60 с. — ISBN 978-5-4573-9547-3.
- Гусева Н. И., Миннигалеева Г. А., Дворяшина М. М. Практики менеджмента в российских компаниях. Том 2 . — Издательский Дом ВШЭ, 2022. — 108 с. — ISBN 978-5-7598-2705-4.
- Жданкин Николай Александрович. Стратегический менеджмент. Учебник . — Кнорус, 2022. — 398 с. — ISBN 978-5-406-08867-8.
- Семернина Юлия Вячеславовна, Якунин Сергей Вадимович, Киселев Максим Витальевич. Менеджмент производных финансовых инструментов. Учебное пособие . — Лань, 2022. — 148 с. — ISBN 978-5-507-44889-0.
- Антюхова Екатерина Андреевна. МАКРОФАКТОРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: PEST-АНАЛИЗ // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2020. — № 8.
- Кувылина Т.В., Черепанова В.В. Изменение методов анализа среды предприятия в условиях пандемии на примере pest-анилиза // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 6—1 (96).
- Алещенко Е.А., Маркова В.Д. PEST-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Инновации. — 2019. — № 4 (246).
- Нартов Павел Юрьевич. МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник Сургутского государственного университета. — 2016. — № 2 (12).
- Малясова Мария Михайловна. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАЦИИ БИЗНЕС-СРЕДЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДА PEST-АНАЛИЗА // Вестник Российского университета кооперации. — 2021. — № 1 (43).
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |