PEST-анализ

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

PEST-анализ (иногда указан как STEP-анализ) — метод стратегического планирования и управления, представляющий собой инструмент для анализа внешних факторов организации (объекта анализа), путем их разделения в рамках основных четырёх категорий:

  • Political — политика — политические факторы, влияющие на функционирование организации (объекта анализа)
  • Economic — экономика — экономические факторы, влияющие на функционирование организации (объекта анализа)
  • Social — социум — социальные факторы, влияющие на функционирование организации (объекта анализа)
  • Technological — технология — технологические факторы, влияющие на функционирование организации (объекта анализа)

PEST-анализ был разработан в 1967 году американским ученым в области стратегического планирования и общего управления — Фрэнсисом Дж. Агиларом — в качестве основного инструмента для сканирования и анализа окружающей среды организации (прежде всего — на макроуровне). Он утверждал, что организации должны учитывать влияние экономических, технических, политических и социальных категории (ETPS), которые могут повлиять на её стратегию в долгосрочной перспективе[1]. Позже, для удобства запоминания и произношения, акроним был заменен на PEST. При этом изменение порядка анализа факторов (ETPS — PEST — STEP) не влияет на теоретическое содержание концепции данного метода и/или эффективность применения данного инструмента на практике[2].

PEST-анализ. Пример с перечислением факторов

Группы исследуемых факторов

В рамках PEST-анализа выделяются следующие примеры в группы исследуемых факторов[3]:

Политические факторы — в связи с тем, что политическая обстановка имеет значительное влияние на состояние и развитие внешней среды, в рамках PEST-анализа изучают следующие политические факторы: выборы (кандидаты, партии, программы, особенности политики), законодательство (отмена, изменение существующих и ввод новых законодательных актов), участие государства в различных международных организациях и альянсах, государственное регулирование (отрасли, конкуренции и пр.) и прочее.

Экономические факторы — в связи с тем, что определяется значительное влияние факторов данной группы на организации, в рамках PEST-анализа изучают следующие экономические факторы: ВВП (статика, динамика, основные факторы влияния на изменения), денежная масса (инфляция, дефляция и связанные с ними процессы), курсы валют (национальный, стран-партнеров), затраты (ресурсы, коммуникации), динамика стоимости (ставка рефинансирования, конкуренты, партнеры, влияющие организации), рынок (общие тенденции, ближайшие конкуренты, рабочая сила, покупательная способность) и прочее.

Социальные факторы — по степени влияния на организацию, данная группа факторов представляют собой наиболее косвенное влияние, и в рамках PEST-анализа изучают следующие социальные факторы: изменения социальных норм и ценностей, изменения в стиле и уровне жизни, трансформации отношения социума (к труду и отдыху, к демографическому вопросу, к вопросу религии и пр.), влияние на социум (СМИ, инфлюэнсеры) и прочее.

Технологические факторы — в связи с тем, что данная группа факторов набирают все большую ценность и значимость для существования и эффективной деятельности организаций, в рамках PEST-анализа изучают следующие технологические факторы: технологические тенденции (НИОКР, патенты, продукты), обучение и внедрение (информационные технологии, подходы к управлению людьми и организациями и пр.) и прочее.

PEST-анализа и SWOT-анализа

В отличие от SWOT-анализа, методика PEST используется исключительно для оценки внешних факторов (преимущественно — ключевых тенденций), то есть она не учитывает особенности (как положительные, так и отрицательные) внутреннего построения и функционирования организации (объекта анализа)[4]. При этом результаты PEST-анализа могут быть использованы для определения списка угроз и возможностей в процессе проведения SWOT-анализа (в случае соответствия целям SWOT-анализа). Это обосновывается тем, что PEST-анализ (в первую очередь) является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на период от 3-х лет и более (с последующим обновлением данных с заданной периодичностью)[5].

В свою очередь SWOT-анализ это инструмент (прежде всего) для оценки текущей стратегической позиции организации (объекта анализа)[6].

Разновидности PEST-анализа

Существуют следующие расширения классического PEST-анализа[7]:

Варианты PEST анализа Расшифровка
SLEPT PEST + Legal или PEST + Правовые факторы
PESTEL SLEPT + Environmental / Ecological или SLEPT + Природные (Экологические) факторы
PESTELI PESTEL + Industry analysis или PESTEL + Отраслевой анализ рынка
STEEP PEST + Ethical или PEST + Этические факторы
LONGPEST PEST + Local + National + Global или PEST + Местные факторы + Национальные факторы + Глобальные факторы
DESTEP PEST + Demographics + National + Environmental / Ecological или PEST + Демографические факторы + Природные (Экологические) факторы
STEERL PESTEL - Political или PESTELI - Политические факторы

Преимущества и недостатки

PEST-анализ позволяет[8]:

При этом PEST-анализ не позволяет[9]:

  • охватить сразу всю деятельность организации (объекта анализа), если она (он) действует в нескольких сферах;
  • придерживаться единого списка факторов внешней среды; так в зависимости от деятельности организации (объекта анализа) он будет изменяться;
  • гарантировать реализацию ряда анализируемых факторов по предполагаемому сценарию.

Ограничения

Необходимо учитывать, что любой из анализируемых факторов PEST-анализа трансформируется в динамике, таким образом результаты данного исследования необходимо актуализировать с оптимальной для организации (объекта анализа) периодичностью. Также, как и в случае SWOT-анализа, необходимо учитывать субъективный подход к сбору данных и интерпретации результатов. В связи с этим необходимо придерживаться следующих правил: «четкость формулировок факторов» и «привлечение команды экспертов для аналитической работы»[10].

См. также

Примечания

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!