Яндекс.Такси

Яндекс Такси
Yandex Go Taxi RU logo.svg
Тип Общество с ограниченной ответственностью
Год основания 26 октября 2011 года
Расположение Флаг России Россия: Москва, 1-й Красногвардейский проезд, 21, стр. 1
Ключевые фигуры Аникин Александр Михайлович (генеральный директор)
Отрасль пассажирские перевозки и информационные услуги
Оборот 149,6 млрд ₽ (2023)
Чистая прибыль 31,88 млрд ₽ (2023)
Подразделения

Дочерние компании:

Материнская компания MLU B.V. — совместное предприятие «Яндекс» и Uber
Сайт https://taxi.yandex.ru/

Я́ндекс.Такси́ — это сервис-агрегатор, позволяющий клиентам связываться с водителями такси напрямую, без необходимости обращения к диспетчеру. После вызова автомобиля пользователь может отслеживать его перемещение на карте через свой смартфон. Сервис выгоден тем, что значительно экономит время, так как обеим сторонам не нужно взаимодействовать с диспетчерами. Обычно машина подаётся в течение 4—5 минут. «Яндекс Такси» работает в России, Беларуси, Казахстане, Грузии, Кыргызстане, Молдове, Армении, Узбекистане и других странах[1].

История

Компания начала свою деятельность на рынке в 2011 году в Москве как одно из направлений Яндекса. Сразу к «Яндекс.Такси» подключились около 1000 водителей и 11 таксопарков столицы. Этот сервис быстро обрёл популярность среди клиентов благодаря удобству заказа машины через мобильное приложение. В настоящее время также доступна веб-версия. С 2013 года появилась возможность безналичного расчёта, что ещё больше повысило положительные отзывы от пользователей.

Компания активно развивалась, и в 2015 году «Яндекс» приобрёл сервис «Рос. Такси», что позволило более эффективно обрабатывать заказы. В настоящее время в «Яндекс.Такси» работают около 200 тысяч сотрудников. Этот сервис предоставляет свои услуги почти по всей России, а также в Украине, Беларуси, Молдавии, Узбекистане, Кыргызстане, Армении и Латвии. С 2018 года «Яндекс.Такси» начал свою деятельность и в Финляндии, а также в некоторых странах Африки[2].

Изначально сервис был доступен только в мобильном приложении для iOS и Android, а в июне 2012 года появилась его веб-версия.

Первым директором «Яндекс.Такси» в 2011 году стал Лев Волож, старший сын сооснователя компании Аркадия Воложа.

В 2012 году сервис начал взимать комиссию за заказы. В 2013 году была добавлена опция оплаты банковскими картами.

В 2016 году компания вышла на рынок корпоративного такси. В июле 2017 года «Яндекс» и Uber подписали соглашение о слиянии бизнесов по онлайн-заказу такси в России и СНГ. В сделке «Яндекс» вложил 100 миллионов долларов, а Uber — 225 миллионов, создавая совместную компанию с оценкой в 3,7 миллиарда долларов. В новой организации «Яндексу» принадлежало 59,3 %, Uber — 36,6 %, а 4,1 % — сотрудникам.

6 августа 2018 года «Яндекс.Такси» приобрёл разработчика онлайн-сервисов для таксопарков «Оптеум», что позволило оптимизировать их работу. С лета 2019 года компания планировала приобретение ПО и колл-центров группы «Везёт», однако в апреле 2020 года эти планы были приостановлены[3].

19 августа 2020 года на базе «Яндекс.Такси» было запущено приложение «Яндекс Go», объединившее в себе возможности заказа такси, каршеринга, доставки еды и продуктов, а также отслеживания общественного транспорта и грузоперевозок. В феврале 2021 года стало известно о покупке колл-центров и бизнеса по грузоперевозкам группы «Везёт» за 178 миллионов долларов, что позволило пользователям «Везёт» вызывать такси по телефону и использовать приложение «Яндекс Go».

24 ноября 2021 года генеральным директором «Яндекс.Такси» стал Александр Аникин, который ранее возглавлял отдел эффективности платформы. В ноябре 2022 года «Яндекс Go» запустил функцию совместных поездок для пользователей из Москвы и Санкт-Петербурга, позволяя разделять поездку с попутчиком через опцию «Вместе» в приложении[4].

География

«Яндекс.Такси» функционирует во многих крупных городах России. Вот некоторые из них: Анапа, Белгород, Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Геленджик, Евпатория, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Калининград, Кинешма, Киров, Кисловодск, Краснодар, Красноярск, Курск, Москва, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новокуйбышевск, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Севастополь, Симферополь, Сочи, Ставрополь, Тамбов, Тольятти, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Феодосия, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Ялта, Ярославль. География сервиса постоянно увеличивается.

Также он доступен и в других странах, таких как Минск, Киев, Ереван, Тбилиси, Кишинёв и Алматы[5].

Взаимодействие с водителями

При получении жалобы от пассажира «Яндекс.Такси» временно приостанавливает доступ водителя к заказам до завершения расследования. В некоторых случаях аккаунт водителя может быть заблокирован на неопределённый срок. Это приводит к тому, что сторонние сервисы начинают предлагать «фейковые» аккаунты для «Яндекс.Такси».

Исследование таксомоторных перевозок в Москве 2018 года показало, что действующие тарифы и, соответственно, часовая выручка не позволяют водителям получать среднюю заработную плату при соблюдении режимов труда и отдыха. Опыт государственного регулирования в других странах не даёт заметных результатов в России, где наблюдается укрупнение платформенных компаний. В целях защиты своих интересов водители «Яндекс. Такси» проводят забастовки. Однако забастовки в условиях олигополии не оказывают значительного влияния на агрегаторов: ценовая конкуренция на платформах ограничена, и агрегаторы имеют асимметричные методы воздействия на водителей. Также используется создание фальшивых заказов, что приводит к увеличению холостых пробегов.

В 2018 году агрегаторы резко повысили комиссии (с 18 % до 30 %), что вызвало забастовки водителей «Яндекс.Такси», Uber и Gett. В 2019 году прошли новые забастовки среди работников «Яндекс.Такси». С конца 2018 года компания начала эксперимент по введению гарантированного дохода для водителей, рассматривая разные механизмы начисления выплат. Эксперимент проходит в нескольких регионах. С введением института самозанятости «Яндекс.Такси» активно предлагает водителям регистрироваться в этом статусе, хотя многие считают, что это не отвечает их интересам. Водители также сталкиваются с конфликтами с пассажирами. Согласно исследованию, «Яндекс.Такси» находится на первом месте по количеству конфликтных ситуаций среди опрошенных пользователей.

С декабря 2018 года «Яндекс.Такси» сотрудничает с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт», позволяя водителям получать ориентировки на пропавших людей через приложение «Яндекс.Про».

В сентябре 2020 года «Яндекс.Такси» запустила программу автокредитования в сотрудничестве с банками. Услуга доступна индивидуальным предпринимателям и самозанятым, работающим с компанией более двух месяцев и выполнившим минимум 100 поездок без блокировки. Осенью 2021 года водители-партнёры «Яндекс.Такси» получили возможность пройти обучение IT-профессиям в «Яндекс.Практикуме». Для получения сертификата водителю нужно подать заявку и пройти отбор, а для этих целей было выделено 20 миллионов рублей.

С апреля 2017 года водители заранее знают стоимость своей поездки. Цена фиксируется, даже если возникают задержки из-за пробок или отклонений от маршрута. Эта функция доступна почти во всех странах, где работает сервис. «Яндекс.Такси» сотрудничает с партнёрами, уполномоченными предоставлять транспортные услуги, включая таксомоторные компании, лицензированных перевозчиков и индивидуальных предпринимателей с необходимыми разрешениями. Компания обучает водителей использованию приложения «Таксометр» и навыкам общения с пассажирами. Водители, успешно завершившие обучение, получают более высокий рейтинг, что увеличивает их шансы на получение заказов[6].

Взаимодействие с пассажирами

1 марта 2020 года в приложении «Яндекс.Такси» был введён рейтинг пассажиров. 7 августа 2020 года начались тестирования отображения рейтинга пассажиров для водителей.

Для оценки времени прибытия автомобиля и стоимости поездки «Яндекс.Такси» использует две технологии, разработанные материнской компанией Яндекс: «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор». Эти технологии рассчитывают маршруты с учётом реальных и прогнозируемых дорожных условий. Сервис также может предложить удобный пункт остановки рядом с местоположением пользователя; например, переход через улицу может помочь сэкономить время и деньги на поездке.

В зависимости от страны стоимость поездки может включать автоматическую надбавку, которая применяется, когда количество людей в определённой области превышает количество доступных автомобилей[6].

Безопасность и страховка

Отдельная категория жалоб касается ущерба, причинённого в результате ДТП с участием «Яндекс.Такси», и эти случаи активно обсуждаются в СМИ. Юридическая служба компании по искам о компенсациях пострадавшим утверждает, что «Яндекс.Такси» является только информационным сервисом. До декабря 2017 года здоровье и жизнь пассажиров не были застрахованы «Яндекс.Такси». Представители компании заявляли, что не несут ответственности за ДТП, так как предоставляют лишь программное обеспечение для взаимодействия между таксопарками и клиентами. В 2016 году произошло ДТП по вине водителя с пострадавшим пассажиром, по которому суд впервые возложил ответственность не только на водителя и таксопарк, но и на «Яндекс. Такси».

Осенью 2021 года была заключена значительная сделка по страхованию водителей агрегатора от несчастных случаев и болезней, с общим размером страховой премии в 1 миллиард рублей. Полис включает услуги телемедицины, а максимальная сумма страхового возмещения для каждого водителя составляет 2 миллиона рублей. Оплата страховой премии осуществляется частично компанией, частично водителем, в зависимости от статуса партнёра. Страховым партнёром по данной программе выступила страховая компания «Манго страхование». Этому соглашению предшествовали пилотные проекты по страхованию водителей в таких городах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Сочи и Самара, где «Яндекс» покрывал 50 % стоимости полиса.

В ноябре 2018 года «Яндекс.Такси» запустило проект контроля скорости, который сейчас реализуется в России, Беларуси и Казахстане. Эта система отслеживает скорость автомобилей и посылает предупреждения водителям, превышающим установленный лимит. Сообщается, что после запуска системы случаи превышения скорости среди водителей «Яндекса» сократились в 12 раз. Подобно Uber, «Яндекс» использует телематические данные для мониторинга поведения водителей и может отстранить тех, кто ведёт себя агрессивно или неустойчиво.

С целью обеспечения безопасности пассажиров и водителей «Яндекс.Такси» контролирует, сколько времени водители могут проводить за работой. После нескольких часов непрерывной работы они перестают получать заказы до тех пор, пока не отдохнут. Компания разрабатывает систему контроля внимания, чтобы снизить количество ДТП, связанных с человеческим фактором. Искусственный интеллект анализирует такие показатели, как частота моргания и зевота, чтобы выявить, когда водитель устал или отвлёкся. «Яндекс.Такси» — единственный сервис онлайн-бронирования автомобилей с подобной системой. Также «Яндекс» работает над системой распознавания лиц для предотвращения мошенничества, позволяющей определить, кто управляет автомобилем[7][8].

Особенности подключения к Яндекс

Работая с Яндекс.Такси, водители могут рассчитывать на высокий доход, поскольку спрос на заказы всегда велик. Условия подключения к Яндекс.Такси в Москве достаточно просты. Для начала нужно посетить сайт компании-партнера Яндекс.Такси «Зелёный свет», ознакомиться с условиями и зарегистрироваться в качестве водителя. Затем необходимо пройти анкетирование и установить приложение «Яндекс.Про», после чего можно начинать работать. Важно отметить, что возможно подключение к Яндекс.Такси на своём автомобиле. При этом транспортное средство должно соответствовать определённым требованиям, а именно:

  • возраст автомобиля не должен превышать 5 лет;
  • наличие лицензии на пассажирские перевозки;
  • действующая страховка ОСАГО;
  • автомобиль должен быть в исправном состоянии;
  • салон должен быть чистым и ухоженным.

Лицензия не требуется только для курьеров или такси-доставок при подключении к Яндекс.Такси[2].

Качества и безопасности сервиса

Качество и безопасность использования сервиса имеют большое значение для клиентов, включая как автомобили, так и водителей.

Автомобили

Все транспортные средства регулярно проходят технические проверки. В Яндекс.Такси предусмотрены несколько методов контроля:

  1. Фотоконтроль. Водителям предоставляется возможность пройти дистанционный осмотр состояния автомобиля. Такие предложения поступают несколько раз в месяц. Для фотоконтроля необходимо сделать снимки машины как снаружи, так и изнутри, а также предоставить фотографии документов и детского кресла. Таксисты, которые отказываются от этой проверки, могут временно заблокироваться или попасть в чёрный список.
  2. Консультанты. Этот метод проверки применяется только в Москве и основан на подходе «тайного покупателя». Он не отличается от обычного пассажира, и после поездки водителю выдаётся подробный отчёт с анализом сильных и слабых сторон.
  3. Мобильный контроль. Данная визуальная проверка доступна лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Каждые три недели водителям может быть назначен заказ с пометкой о проведении оценки качества. В этом случае такси оценит контролёр, который проверит состояние автомобиля внутри и снаружи и определит его соответствие заявленным параметрам.
  4. Стационарный контроль. Этот более комплексный вариант проверки фиксирует исправление нарушений, выявленных во время фотоконтроля, оценивает возможность продления срока эксплуатации автомобиля и первично оценивает машины, которые ранее не работали в службе.

Водители

Для работы в Яндекс.Такси нанимают людей, прошедших обучение и тестирование в специализированных центрах подготовки водителей. Там обучают навыкам общения с пассажирами и использованию приложения Таксометр. После успешного прохождения теста водители получают более высокий рейтинг, что даёт им преимущества при принятии заказов.

Тарифы

Сервис предлагает несколько тарифных планов:

  • «Эконом».
  • «Бизнес».
  • «Комфорт».
  • «Комфорт+».
  • «Минивэн».

Условия тарифов могут варьироваться в зависимости от региональных особенностей. Тариф рассчитывается на основе длины маршрута и времени, проведённого в пути. Оплатить поездку можно наличными, а также с использованием банковских карт или Apple Pay[9].

Детское такси

В 2015 году Яндекс. Такси ввело несколько моделей детских кресел:

  • для малышей от 9 месяцев до 2 лет;
  • для детей от 2 до 5 лет;
  • для детей от 5 до 12 лет.

Экспансия

К февралю 2017 года сервис работал в 69 крупных городах 6 стран, используя более 177 тысяч автомобилей. Спустя год он охватывал уже 126 крупных городов в России, Беларуси, Армении, Молдове и других странах, с участием более 200 тысяч водителей[9].

Примечания

  1. Как работает агрегатор Яндекс Такси. Yanbase. Дата обращения: 14 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 История развития Яндекс Такси. Myzs. Дата обращения: 14 сентября 2024.
  3. «Яндекс.Такси» не стала покупать конкурента: Лучше поддержать своих водителей. Cnews (1 апреля 2020). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  4. Российское юрлицо «Яндекс.Такси» сменило гендиректора. Interfax (24 ноября 2021). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  5. Города Яндекс Такси – полный список стран и городов присутствия сервиса. Voprosoff.net. Дата обращения: 14 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 «Яндекс.Такси» начал показывать рейтинг пассажиров водителям в тестовом режиме. Tass (7 августа 2020). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  7. «Яндекс—такси» уличили в обмане погибших пассажиров. Fontanka (2 декабря 2019). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  8. В Екатеринбурге водителям такси позволили выбирать пассажиров. Ura.news (7 августа 2020). Дата обращения: 14 сентября 2024.
  9. 9,0 9,1 Кто придумал Яндекс Такси и когда оно появилось – история создания. History-doc. Дата обращения: 14 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!