Эйфман, Борис Яковлевич

Эта статья входит в число готовых статей
Борис Яковлевич Эйфман
Борис Эйфман. Boris Eifman.jpg
Имя при рождении Борис Янкелевич Эйфман
Дата рождения 22 июля 1946(1946-07-22) (79 лет)
Место рождения Рубцовск, Алтайский край
Гражданство  СССРФлаг России Россия
Профессия балетмейстер
Театр Театр балета Бориса Эйфмана
Награды
Сайт https://eifmanballet.com/

Бори́с Я́ковлевич (Я́нкелевич) Э́йфман (род. 22 июля 1946, Рубцовск, Алтайский край, РСФСР, СССР) — советский и российский хореограф, балетмейстер, основатель и художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана (1977), народный артист Российской Федерации (1995), лауреат Государственных премий России (1999, 2018), театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2006) и IV степени (2016). Эйфман известен своим новаторским подходом к балету, сочетающим классическую технику с современной хореографией и глубоким психологическим анализом[1].

Биография

Юность и образование

Борис Эйфман родился в семье инженеров, не связанных с миром искусства. Однако, по его воспоминаниям, с детства испытывал сильную тягу к танцу. Борис стал учеником в балетной студии, которая функционировала при Дворце пионеров. Учебным классом на тот момент руководил Рашель Бромберг, известный в стране педагог. Самостоятельно изучал историю балета, знакомясь с творчеством выдающихся хореографов[2].

Завершив среднее образование, юный Борис Эйфман поступил на отделение хореографии, открытое при Кишинёвском музыкальном училище. Уже в семнадцатилетнем возрасте он начал преподавательскую деятельность в детской студии. Проработав несколько лет в Молдавской ССР, Эйфман переехал в Ленинград и стал студентом Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Этот город впоследствии стал для него родным[2].

В 1969 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Галины Николаевны Добровольской). Обучение у Добровольской заложило основу его знания классического балета.

Профессиональная деятельность

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

После окончания консерватории работал балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой), где ставил учебные спектакли[3]. В 1970 году состоялись первые балетные постановки Эйфмана: «Жизни навстречу» на музыку Дмитрия Борисовича Кабалевского и «Икар» на музыку Александра Абрамовича Чернова и Валерия Грантовича Арзуманова. Впоследствии, на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде были представлены «Блестящий дивертисмент» (1971 год) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972 год) на музыку Антона Степановича Аренского, и дипломная работа «Гаянэ» (1972 год) на музыку А. И. Хачатуряна.

С 1971 года по 1977 год Эйфман продолжил ставить спектакли в Ленинградском театре оперы и балета, включая «Русскую симфонию» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975 год) на музыку Родиона Константиновича Щедрина, «Жар-птицу» (1975 год) на музыку Игоря Фёдоровича Стравинского, «Прерванную песню» (1976 год) на музыку И. Калныньша и «…Души прекрасные порывы» (1977 год) на музыку Р. Щедрина. Успешная постановка «Жар-птицы», показанная в Москве и Японии, принесла Эйфману широкую известность. В эти же годы он создал ряд фильмов-балетов, в том числе «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент»[1].

В этот период формируется его интерес к современной музыке, драматургии и синтезу балета с другими видами искусств. Его постановки отличались экспрессивностью, эмоциональностью и психологической глубиной, сочетая элементы классического и современного танца.

Собственный театр

Театр Бориса Эйфмана

В 1977 году Борис Эйфман основал труппу «Ленинградский Новый балет», которая сегодня известна во всем мире как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Концепция «Нового балета» была для своего времени новаторской и смелой — он изначально создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

«Из всех хореографов, ставящих сюжетные спектакли для ведущих театров, российский романтик Борис Эйфман, в сущности, единственный, кто полностью соответствует XXI веку... Эйфман опережает эпоху».

— Lewis Segal

Первые спектакли («Двухголосие» и «Бумеранг») принесли труппе успех, но вызвали неоднозначную реакцию у приверженцев традиционного балета, закрепив за Эйфманом репутацию «хореографического диссидента».

К концу 70-х — началу 80-х в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара.В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. В репертуаре театра всё большее место занимают балеты по мотивам мировой классики, отличающиеся остротой хореографического рисунка и эмоциональной насыщенностью. Среди них — «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот», «Поединок», «Мастер и Маргарита»[4].

Балеты Эйфмана отличаются:

  • Психологической глубиной и раскрытием внутреннего мира персонажей;
  • Экспрессивностью и эмоциональностью;
  • Новаторским подходом к хореографии, сочетающим классическую технику с элементами современного танца и драм; 
  • Обращением к литературным и историческим сюжетам.
«Самые сложные жизненные коллизии и философские проблемы Эйфман умеет разрешить с помощью пластики и танца, захватывающей дух динамики и «мертвых» статических пауз».

— Игорь Ступников

Театр Эйфмана активно гастролирует по всему миру, представляя свои спектакли на престижных сценах.

Постановки

Балет Бориса Эйфмана «Эффект Пигмалиона»

Награды и звания

Борис Эйфман удостоен множества престижных наград и званий, в том числе:

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
  • Народный артист Российской Федерации (1995)
  • Почётный доктор СПбГУП (2004)
  • Государственная премия Российской Федерации (1996, 1999, 2003)
  • Премия Правительства Российской Федерации (2017)
  • Орден Почёта (2007, 2016)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2016)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2012)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2021)
  • Премия «Золотая маска» (неоднократно)
  • Премия «Золотой софит» (неоднократно)
  • Премия «Бенуа танца» в номинации «Лучший хореограф 2005 года» (2006)

Примечания

  1. 1,0 1,1 Борис Эйфман - режиссёр, театральный деятель - биография. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 Борис Эйфман - биография и личная жизнь. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  3. Боборыкина, Татьяна. О Борисе Эйфмане. eifmanballet.com. Дата обращения: 19 апреля 2025.
  4. Театр балета Бориса Эйфмана (Eifman Ballet of St. Petersburg). Belcanto.ru. Дата обращения: 19 апреля 2025.

Ссылки